И Р А Н









Маржан Сатрапи— французская писательница и художница иранского происхождения, автор комиксов и книг для детей, кинорежиссёрка.
Сатрапи родилась в 1969 году в Раште, Иран.

Сатрапи родилась в 1969 году в Раште, Иран. Родители Маржан были противниками шахского режима и придерживались светских и даже марксистких идей. Они сразу присоединились к протестам, которые помогли свергнуть монархию, но последовавшее за этим религиозное правление ещё больше осложнило их жизнь. Когда Маржан было всего десять, Иран уже был охвачен Исламской революцией и детский взгляд на изменения в стране позже стал темой для её первой книги. Дядя Маржан был заключён в тюрьму шахским режимом, а затем казнён революционерами. Её мать, которая не была религиозной, в конце концов была вынуждена носить исламскую одежду, чтобы не привлекать внимания религиозной полиции.
Как и её родители, Маржан стремилась участвовать в протестах и бороться за справедливость в стране. Из-за мятежного характера у неё часто возникали конфликты с учителями, что ставило безопасность под угрозу. В конце концов родители решили отправить Маржан учиться заграницу в более комфортную для неё среду.
В Вене Сатрапи с головой погрузилась в жизнь западного подростка: дружила с панками и анархистами, бросалась от одних романтических отношений к другим. Маржан оказалась в новом опасном мире, где её окружали самые разные люди. В результате будущая писательница теряет часть себя: теперь иранская идентичность для неё «тяжелое бремя», она намеренно игнорирует своё происхождение. Она тяжело переживает внутренний конфликт, но с поддержкой семьи постепенно принимает себя и свою жизнь.
Изображения - это способ письма
После колледжа она переехала во Францию, изучала искусство в Страсбурге, а затем жила в Париже. Её друзьями были художники известной студии «Atelier des Vosges «— так Сатрапи познакомилась со многими писателями и графиками, включая Арта Шпигельмана. Его графический роман «Маус» рассказывает историю Холокоста через жизни нескольких выживших евреев. Тогда Маржан Сатрапи поняла, что сможет рассказать свою историю схожим образом.
«Персеполис: история детства» (2000) рассказывает историю взросления Маржан Сатрапи, а также показывает Исламскую революцию и её влияние на иранцев. Иллюстрации к роману выполнены в простой детской манере. Эта простота полностью соответствует детскому восприятию происходящих событий и помогает читателю лучше ощутить атмосферу тревоги и страха от лица ребёнка.
Когда у тебя есть талант писать и рисовать, кажется стыдным выбрать что-то одно. Я думаю, что лучше делать и то, и другое.
Продолжение, «Персеполис 2: История возвращения», рассказывает о жизни Сатрапи в Австрии и о её возвращении в Иран в 18 лет. Маржан вынуждена снова приспосабливаться к жизни при исламском режиме, при этом она старается не потерять внутреннюю свободу. Как и многие молодые иранцы, Сатрапи ведёт жизнь, полную скрытых удовольствий, периодических арестов и постоянных преследований.
«Персеполис» — это больше, чем мемуары, описывающие личную историю авторки и её собственные чувства; это образ всего иранского общества, его социального и политического разнообразия. Опыт Сатрапи репрезентативен: жизнь многих иранских женщин была полностью изменена Исламской революцией.
Вот почему я хотела, чтобы люди в других странах читали «Персеполис», чтобы видели, что я росла так же, как и другие дети.
Писательница надеется, что «Персеполис» будет бороться с негативным представлением людей о её родной стране. По её словам, когда разразилась Иранская революция, большинство людей на Западе видели только образы жестоких революционных лидеров, не отражавших жизнь простых иранцев. Для Сатрапи важно найти способ донести книгу до молодых иранцев и поделиться с ними правдивой историей Ирана 1980-х годов.