Центр культур англоязычных стран библиотеки иностранной литературы
Ваянг в гостях у "Иностранки": знакомимся с театром Индонезии
11 ноября 2023 года в Библиотеке иностранной литературы состоится фестиваль, посвящённый культуре Индонезии. Рады поделиться с вами статьёй, представленной Ульяной Клименко, Владимиром Кириченко, Тони Экапутра Ариф Вичаксоно для Центра культур англоязычных стран. Благодарим за помощь Посольство Республики Индонезии в Москве.

Ваянг - к истории определения
День индонезийской культуры в Библиотеке иностранной литературы приурочен к памятной дате для традиционного театра страны, раскрывающего миллионы сюжетов: в частности, ваянг кулит, теневой кукольный театр, был включён в список культурного наследия ЮНЕСКО 7 ноября 2003 года, поэтому 7 ноября было объявлено Национальным и международным днём ваянга.
А что это название означает? Слово wayang из яванского, языка одного из индонезийских островов, Явы, и его можно перевести как "воображение, тень". Помимо очевидной связи с сутью театра, предполагается, что слово уходит корнями в языческое прошлое Индонезии, в представления о духах предков — хьянгах. Впрочем, ваянг существует не только на Яве и Бали, да и не только в Индонезии, но и в соседних странах, таких как Сингапур и Малайзия. В свою очередь, яванский ваянг включает в себя различные школы и традиции постановки (Джокьякарта, Суракарта, Баньюмас, Чиребон, восточнояванская и пр.).
За все эпохи ваянг претерпел множество изменений и дополнений, став изящным сочетанием локальных верований, индуизма, буддизма, конфуцианства, ислама и католицизма, в то же время сохранив исконные мотивы и ценностные ориентиры.
Разыгрываются спектакли под аккомпанемент традиционного оркестра гамелана. Пьесы ваянг кулит ставятся одним далангом (сказителем-кукловодом), озвучивающим всех героев, ведущим повествование и дирижирующим гамеланом. По сей день мастерство, искусные умения и знания даланга высоко ценятся в обществе и зачастую передаются по наследству во многих поколениях. Одну из таких пьес в исполнении даланга Три Койо, выпускника Джокьякартского университета культуры и искусств и преподавателя музыки, с ансамблем Гамелан Дадали мы вживую посмотрим в Большом зале. Выступление бесплатно, регистрация - по ссылке.
Стоит отметить, что ваянг кулит является самой популярной, но не единственной вариацией. Итак, помимо театра плоских теневых кукол из кожи буйвола, в Индонезии существуют как довольно привычные европейцам формы перформативного искусства, вроде театра с актёрами (ваянг оранг), так и крайне необычные, вроде статичного повествования на свитках (ваянг бебер), и многие другие, в зависимости от стилистической, региональной и тематической направленности. Вот некоторые из них:
- Ваянг голек — сунданские деревянный объёмные куклы, известные своими батиковыми тканями с уникальными индонезийскими орнаментами. Ваянг чепак – разновидность объёмных кукол, но в культуре Чиребон.

- Ваянг бебер — древнейший вид ваянга с персонажами и сюжетом изображенных на холстах в специальной традиционной технике сунггинг. Пьеса представляет собой статичное повествование на свитках. Именно с ваянг бебер зародилось искусство ваянг в целом. Сегодня ваянг бебер менее известно как в Индонезии, так и за ее границами. наиболее хорошо сохранился ваянг бебер региона Пачитан.

Художник Владимир Кири представит нам Ваянг бебер лондо – авторское направление, где сюжеты основаны на жизненном опыте художника-автора, аналогов в европейском и русскоговорящем мире нет. Его выставку картин "Ваянг - из тени к миру" вы можете посмотреть здесь.

- Ваянг клитик — это, так сказать, веганская версия ваянг кулита: фигурки для него вытачиваются из дерева. Из кожи делают разве что их подвижные детали. Это нужно было для того, чтобы избежать повреждения фигурок во время сцен особо яростных битв: всё-таки дереву свойственно ломаться.

- Ваянг оранг — и нет, ничего общего с апельсинами и даже орангутанами он не имеет. Хотя почему нет, с последним частично имеет: если orang utan (индон. orang hutan) буквально переводится как "лесной человек", то ваянг оранг - как раз "театр людей". То есть, театр с участием актёров. Его второе, яванское название — "ваянг вонг".
Ваянг классифицируют также по тематике пьес:

- Ваянг пурво содержит пьесы по двум фундаментальным индуистским эпосам, Махабхарате и Рамаяне;

- Цикл яванских историй о принце Панджи находит отражение в произведениях ваянг панджи, обычно исполняемых актёрами в масках (ваянг топенг);

- Пьесы ваянг менак повествуют о литературном герое по имени Амир Хамза, прототипом которого отчасти является дядя пророка Мухаммеда;

- Есть и ваянг вахью — пьесы с библейскими сюжетами;

- А ещё есть ваянг канчиль — пьесы, главными героями которых являются животные. Особенно популярны они среди детей. Этот вид ваянга назван так по имени известного героя индонезийских сказок, хитрого и смышлёного малого оленька Санг Канчиля, который всегда найдёт выход из неприятностей. Этот архетип известен как трикстер, и вы скорее всего уже сталкивались с ним, например, в лице Лиса Ренара в европейском фольклоре.
В современной Индонезии популяризация ваянга живёт и здравствует. Для любителей искусства 7 ноября — значимая дата, к которой бывают приурочены костюмированные карнавалы, показы пьес на широкую аудиторию, мастер-классы, просветительские мероприятия для учащихся, кампании в социальных сетях.

Масштабную программу на День ваянга, включающую конкурсы и лекции от старших студентов, преподавателей искусствоведения и профессиональных далангов, проводит индонезийская культурная организация WayangHeritage; всю неделю перед праздником пьесы на своей площадке во всём богатстве форм показывает Институт искусств в Суракарте; интерактивные задания, вебкомиксы, перенос в виртуальное пространство традиционных элементов быта (в частности, яванского календаря пасаран) реализует проект Warisan Punakawan. В этом деле сыграла немалую роль некоммерческая организация переводчиков литературы Lontar Foundation в Джакарте: помимо прочего, в неё входит сохранение пьес ваянг кулит, публикация либретто на трёх языках — яванском, индонезийском и английском, продажа книг и DVD-дисков.
Главная цель, объединяющая участников фестиваля в Библиотеке иностранной литературы — популяризация не только ваянга, но и культурного наследия Индонезии в России в целом. Следует помнить, что Индонезия — отнюдь не монолитная культура, а скорее калейдоскоп из тысяч языков, представлений о мире, художественных, архитектурных и музыкальных традиций. Так как наш фестиваль приурочен к 7 ноября, именно театральная традиция стала главной его темой. Несмотря на основополагающую роль ваянга в яванском обществе, День культуры Индонезии берёт его как отправную точку, но направлен и на осведомление об уникальных чертах других островов: к примеру, на открытом уроке балийской письменности, которой проведёт студент ИСАА МГУ Сергей Коломиец.

Важность многообразия подтверждает один из участников, даланг и искусствовед Тони Экапутра:
«Индонезия слишком разнообразна, чтобы уместить всю её культуру в одну статью (...) Когда мне необходимо рассказать на лекции о многообразии нашего искусства, я всегда стараюсь упомянуть не только пять знаменитых культурных центров, Яву, Бали, Суматру, Калимантан и Ломбок, но и другие острова, а их у нас 17 тысяч.»
Тони Экапутра
Искусствовед, кукловод-даланг, участник Дня индонезийской культуры
В апреле 2023 года Тони окончил бакалавриат Института Искусств Индонезии в г. Суракарта по специальности "кукловодство", работает письменным переводчиком пьес ваянг с яванского на индонезийский язык. 11 ноября он тоже примет участие - проведёт лекцию-урок по яванской письменности.
Как же обстоят дела с ознакомлением зарубежных зрителей? О своём опыте в этой сфере рассказывает и Тони:
«У нас существует сообщество переводчиков пьес ваянг на разные языки на основе мастерской традиционных искусств Sanggar Griya Seni Ekalaya. Наша команда всегда открыта новым участникам — полиглотам, любителям ваянга и иностранных языков — и на данный момент набирает заинтересованных, чтобы расширить показы пьес за пределы Явы и Индонезии в целом. С нами уже обучаются студенты из Бельгии, Румынии, Венгрии, Германии, Японии, США и других стран.»
Тони Экапутра
Искусствовед, кукловод-даланг, участник Дня индонезийской культуры
В СССР и России ваянг наиболее подробно изучала исследовательница И.Н. Соломоник (1932-2009). Её вклад в эту область культуры поистине велик, и мы можем смело утверждать, что и за пределами архипелага его наследие не остаётся незамеченным.
Более того, и сейчас мы найдём энтузиастов-соотечественников, несущих ваянг кулит и другие формы традиционных искусств в массы. Так, наш фестивальный спектакль подготовил ансамбль Gamelan Dadali Moscow при Посольстве Индонезии — один из тех коллективов, чья миссия заключается в их сохранении и распространении, главным образом через обучение техникам музыкального исполнения на яванском гамелане. Участвуют и представители Клуба Юго-Восточной Азии ИСАА МГУ, в деятельность которого входит создание образовательного контента о регионе, лекции и конкурсы.
Кроме того, на просторах русскоязычного медиапространства с 2021 года Ульяной Клименко, вдохновительницей тематического дня и активной участницей и помощницей подготовки к нему, ведется блог "Ваянг-Маянг", где публикуются пересказы сюжетов пьес, рисунки и иллюстрации на их основе, а также интересные новости, редкие фигурки, теория и наблюдения.
Ансамбль Gamelan Dadali Moscow при Посольстве Индонезии
http://gamelandadali.com
Клуб Юго-Восточной Азии ИСАА МГУ
https://vk.com/southeastclubiaas
Владимир Кириченко, 2020 - 2023.

Полная выставка работ Владимира Кириченко "Ваянг - из тени к миру"
доступна по ссылке.
Центр культур англоязычных стран
Библиотеки иностранной литературы
acc@libfl.ru