ВАЯНГ - ИЗ ТЕНИ К МИРУ
Центр культур англоязычных стран "Иностранки" представляет виртуальную выставку художника-ориенталиста Владимира Kiri, приуроченную ко Дню индонезийской культуры 2023 в Библиотеке иностранной литературы.
Владимир Кириченко
Художник
Кириченко Владимир Юрьевич, художник-ориенталист, фокусирующийся в своем творчестве главным образом на Вьетнаме и Индонезии. Живёт и работает в Азии, ведёт образовательные блоги про повседневную жизнь, культуру и искусство стран Юго-Восточной Азии. Работы художника хранятся в публичных и частных коллекциях по всему миру.

Фото: Проза.ру.
В своих работах Владимир Кири соединяет индонезийскую культуру и традиционные культурные атрибуты России, сочетает культурно и географически отдаленные артефакты в одном, новом общем пространстве.

Живопись Владимира представляет свежий взгляд на зрелищные искусства Индонезии - и заявляет о примиряющей и объединяющей силе культуры.
Ваянг - традиционный индонезийский театр, где используют специальных кукол-марионеток и сложные системы декораций.

Ваянг (название как театра, так и кукол) бывает различных видов:
- ваянг голек (объёмные куклы)
- ваянг кулит (плоские куклы для театра теней, украшенные богатым орнаментом), ваянг кертас (плоские куклы из бумаги)
- ваянг чепак (объёмные куклы культуры Чиребон)
- ваянг бебер (персонажи изображены на холстах)
- ваянг вахью (ваянг из кожи на христианскую тематику)
- ваянг сукет (плетеные куклы для детей)
«Ваянг бебер: История путешествия в Индонезии.
Сцена 2: прибытие в деревню Воногири»

Акрил на холсте 100х60, 2023, традиционная техника.
Ваянг бебер – это первый вид ваянга, который появился на территории Индонезии. Именно с ваянг бебер зародилось искусство ваянг в целом. Сегодня ваянг бебер менее известно. Эта работа – первая работа ваянг бебер, выполненная художником-иностранцем из европейского культурного ареала.

Картина была написана в деревне Воногири, Прачимонторо, Индонезия под руководством профессионального художника ваянг бебер Фариса Вибисоно. Картина состоит из 4 сцен: 1) начало путешествий; 2) приезд в деревню Воногири, Индонезия; 3) жизнь в деревне Воногири; 3) Любовь ко всей Индонезии. Картина выполнена в современном контексте, где личный опытхудожника отражен в сценах картины.

Это первая работа авторского современного направления Ваянг бебер лондо, что не имеет аналогов в мире, потому что подобное направление отражает и передает личный опыт художника-автора как иностранца. На сегодняшний день существуют два известных современных направления этого искусства: Ваянг бебер тани – про деревенскую жизнь и Ваянг бебер метрополитан – про жизнь людей в мегаполисах.

Ваянг голек в России: серия
- «Ваянг голек в Москве» (или: Иван Царевич по-индонезийски). Масло на бумаге 2022. В частной коллекции посла Индонезии Жозе Тавареш.

- «Ваянг голек в Москве (2)». Масло на бумаге, 2021.

- «Ваянг в гостях у Матрешки», гуашь, А4, 2022.
Приключения Матрёшки в Индонезии
Сказка про Матрёшку и Деви Шри, текст Владимира Кири с иллюстрациями автора.
      Картина - символ дружбы между Россией и Индонезией. Логотип стран АСЕАН (картина написана специально для Центра АСЕАН МГИМО) символ дружбы стран ЮВА с Россией. Ваянг голек - персонаж театра объемных кукол ваянг, олицетворяет индонезийское сообщество в России. Батик как визитная карточка индонезийского наследия украшен богатым орнаментом процветания отношений между Россией и Индонезией; а чтобы дружба была такой же длинной как сам батик, ведущий к двум главным площадям - Монас и Красной площади. Матрешка - лицо русского народа, встречает Ваянг голек с дипломатическими целями! Фон насыщен колоритом и атмосферой русской культуры.
      «Пара ваянг голек». Масло, холст (МХ), 60х80, 2022.
      В коллекции в Посольстве Индонезии в Ханое Вьетнам.
      (слева)
      «Дипломатия ваянг: Москва-Джакарта». МХ, 2021.
      В частной коллекции посла Индонезии Жозе Тавареш.
      Отражает дипломатические отношения между Россией и
      Индонезией.
      (справа)
      «Ваянг летят в небе».

      МХ, 2020. В коллекции посольства Индонезии в Москве, Россия.
      Это пара Ваянг голек - разновидность ваянгов театра Индонезии, которые олицетворяют влюблённых Раму и Синту. Они одеты в традиционные саронги, которые в современном ТЦ уже не встретишь. Орнамент, украшающий ткани, свидетельствует о влиянии китайской культуры и ислама на искусство Индонезии. На фоне необычные облака «мега», обозначающие «грозовые тучи» - характерны своими острыми и закруглёнными формами.
      «Ваянг чепак», МХ, 2022. В коллекции Посольства Индонезии в Ханое Вьетнам.
      Джеймс Брэндон и Мартин Банхам в своей книге «Кембриджский путеводитель по азиатскому театру» (The Cambridge Guide to Asian Theater, 1994) упоминают, что в 1553 году Сунан Гири (Sunan Giri) создал деревянную куклу, которая предназначалась для проведения исламских проповедей в течение дня, потому что ваянг-кулит, который в то время был теневым искусством, мог проводиться только ночью.

      Примерно в 1583–1584 Сунан Кудус (Sunan Kudus) пошел дальше деревянных кукол, сделанных Сунан Гири, расширив границы кукольного искусства. Так на территории города Чиребон были представлены уже истории Менака (дворянство), с персонажами с именами Амир, Амир Мукминин, Джая Димури, Джаянг Джурит, Джайенг Лага, Джайенг Сатру и другие, которые впоследствии начали называться ваянг чепак. Ки Даланг Танггал Гунавиджая (Ki Dalang Tanggal Gunawijaya) из Чиребона рассказывает, что одному из далангов - Ки Даланг Пренгут (Ki Dalang Prengut), подарили набор кукол ваянг чепак специально для использования кукол в качестве средства проповедей ислама.

      В 1808–1811 гг. искусство деревянных кукол ваянг начало проникать в район Приянган (Priyangan), но уже в другой форме, чем кукла чепак в Чиребоне. Люди ссылаются, что эти марионетки относятся к виду деревянных кукол - ваянг голек.В прошлом, в период развития кукол ваянг чепак в Чиребоне и его окрестностях, община в основном проводила кукольное представление людей, которые только что приняли ислам. В то время были три основных события, которые сопровождались представлениями кукол ваянг чепак: 1) обрезание, 2) спиливание зубов,
      3) подстригание волос как подготовка к вышесказанным обрядам.

      В наше время марионетка ваянг чепак не только используется как средство для проповеди ислама, но также для проведения ритуалов на деревенских кладбищах, чтобы почтить память умерших.

      «Ломсиджан» (2), гуашь А4, 2022.
      Ломсиджан из ваянг голек чепак, многие могут знать подобного героя из сунданских ваянг голек - Чепота.
      (слева)

      «Ваянг чепак», МХ, 2022. В коллекции Посольства
      Индонезии в Ханое Вьетнам.
      (по центру)

      «Ломсиджан». МХ А3, 2022.
      (справа)
      «Рама и Сита. Ваянг голек».
      МХ 40х60, 2021. В частной
      коллекции в Нидерландах.

      Это ваянг голек Рама и Сита - образы индонезийских Ромео и
      Джульетты.
      «Коллекция ваянг кулит в музее Востока в Москве». МХ
      60х90, 2022.

      Можно увидеть коллекцию аутентичных ваянг кулит в таком же виде, как и на картине в музее.
      «Ваянг голек». Масло на бумаге 2021.
      (слева)

      «Ваянг голек». Пастель на бумаге А4, 2021 В частной коллекции в Лондоне.
      (справа)
      «Ваянг голек и батавский танец «Японг»». МХ 95х75, 2020.


      Картина отражает батавскую культуру танца «Японг». К батавской культуре относится культура жителей современной Джакарты. Танец «Японг» стал народным, а название произошло благодаря сопровождающей музыке, мелодия которой так и звучит «я..я..я..я» и «понг..понг..понг».
      Благодаря ваянг голек – персонажу театра объёмных кукол (как отдельный вид искусства, который тоже появился под влиянием Китая), можно увидеть основные особенности национального танцевального костюма. В первую очередь – это красивейший головной убор, который не имеет аналогов. Он бывает разнообразным и очень ярким. На юбке куклы и на фоне картины также можно увидеть батиковый орнамент – цветы. Этот мотив говорит нам о влиянии Китая на искусство Индонезии. Вообще батавская культура – это соединение китайской, арабской и других культур с местной. Поэтому в национальных одеждах и символике легко можно почувствовать «вкус Китая».

      «Прошу к столу», МХ, 2022. В частной коллекции в
      Индонезии.
      Русско-индонезийский стол угощений.
      (слева)

      «Поклонение Роро Кидул», МХ 60х70, 2022. Находится в
      частной коллекции в Индонезии.
      (справа)
      «Поклонение Роро Кидул», МХ 60х70, 2022. Находится в
      частной коллекции в Индонезии.

      Картина посвящена Роро Кидул - яванской богине Южных морей
      в образе ваянг рядом со знаменитейшей картиной художника Базуки. В различных романах, посвященных тайне Роро Кидул, к ней обращаются и как Ньяи Блоронг в образе русалки.
      Таинственность и страх индонезийцев перед этим образом заключается в том, что в яванскую жизнь прочно вошла вера во всесилие богини. Океанское дно у побережья очень зыбкое, и нередки случаи, когда купающиеся тонут, а из суеверия их почти никогда не пытаются спасти. Морской царевне преподносят дары как свидетельство всеобщей готовности оплатить за ее щедроты и задобрить на будущее. Картина насыщена оттенками зелёного цвета. Яванцы верят, что на пляж ни в коем случае нельзя надевать одежду схожую по цвету с морской водой, иначе Роро Кидул Вас точно заберет, так как цвет привлечет ее внимание.

      «Рождение Христа». МХ 95х45, 2021. В частной коллекции
      в Москве.

      Картина написана в необычной технике для русских, но вполне привычных образов для индонезийцев – в стиле персонажей национального театра ваянг. В этом и есть большой смысл - показать развитие и эволюцию древнего театра.


      «Багонг», ваянг кертас (из бумаги), 2023.
      Сегодня популярны в Индонезии ваянг кертас, то есть ваянг, которые создают из бумаги, а затем расписывают красками.
      (слева)

      «Ваянг бебер», акрил на стекле, 2023.
      (по центру)

      Ваянг сукет, вид ваянга популярный в деревнях в качестве игрушек для детей. Сегодня может плестись из подручных материалов, например, из пластиковых соломинок для питья напитков. 2023.
      (справа)
      «Молитва матери за мир», МХ, 60х70, 2022.
      «Молитва матери за мир», МХ 60х70, 2022.
      В частной коллекции в Нидерландах.


      Ваянг Деви Кунти, главная героиня из Махабхараты, которая всегда беспокоится о своих детях… Картина представляет русско-индонезийскую культурную интеграцию, потому что все мамы мира молятся за своих детей, а мы молимся за них.

      Центр культур англоязычных стран
      Библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино
      Николоямская, 1.
      Тел: +7 495 915-78-95
      Email: acc@libfl.ru
      VLADIMIR KIRI, 2020-2023.