Вместилище души
Издания по анатомии в собрании редких книг
Библиотеки иностранной литературы
Анатомия – это наука о внешнем и внутреннем строении организма, она является старейшей научной медицинской дисциплиной. Первое задокументированное вскрытие человеческого тела в научных целях, совершенное в Александрии Египетской, датируется III веком до н.э. Запреты на вскрытия, появившиеся с распространением христианства, до XII-XIII веков остановили прогресс в анатомии. Сочинениями античного врача и хирурга Галена руководствовались медики и анатомы вплоть до середины XVI века, когда врач Андреас Везалий, считавший вскрытия неотъемлемой частью медицинского обучения, совершил переворот в анатомической науке. Он указал на ошибочность многих более ранних представлений о теле и был впоследствии назван отцом анатомии. Его работы дали импульс для дальнейшего изучения организма и открытий в этой области.

На виртуальной выставке представлены избранные издания XVI-XX веков по анатомии из собрания редких книг Библиотеки иностранной литературы, охватывающие работы как предшественников Везалия, так и его последователей вплоть до конца XVIII века.

Анатомия (от греч. anatome – рассечение) - наука о строении организма, раздел морфологии. Она изучает не только внешнее строение организма в целом, но и внутреннюю форму и структуру органов, входящих в его состав.

В Древнем Египте считали, что тело является частью души и как сосуд содержит все остальные её части. Одна из причин, по которым мумификация была для древних египтян так важна, – сохранение физического тела фактически сохраняло важную часть души. С отдельными органами древние египтяне имели дело чаще, чем с другими, сердце считалось основным органом.

В V веке до н.э. древнегреческий врач Алкмеон из Кротона первым указал на необходимость проводить вскрытия человеческих тел для изучения анатомии. Один из величайших врачей Античности Гиппократ (460–377 до н.э.), вошедший в историю как отец медицины, в числе прочего написал такие сочинения, как «Об анатомии», «О сердце», «О железах». А философ и естествоиспытатель Аристотель (384–322 до н.э.) считается родоначальником сравнительной анатомии, эмбриологии и зоологии.

В Александрии Египетской, которая к началу III века до н.э. стала крупным культурным центром и прославилась библиотекой, существовала крупная медицинская школа. Работавшие там врачи Герофил и Эразистрат внесли существенный вклад в анатомию благодаря вскрытиям, широко практиковавшимся в этой школе. Герофилу были известны двенадцатиперстная кишка, предстательная железа, оболочки мозга. Эразистрат производил опыты на животных и установил, что нервы бывают двигательными и чувствительными.
Титульный лист издания Иоганна Лоницера Erotemata in Galeni, De usu partium in Hominis corpore, Libros XVII
Древнеримский медик, хирург, анатом и философ древнегреческого происхождения Гален (128–216) учился в нескольких школах, в том числе в александрийской. Он описал около 300 мышц человеческого тела, доказал, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства», показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза спинного мозга; что по артериям, как и по венам, течёт кровь, а не «пневма», как считалось ранее. Он создал первую в истории физиологии теорию кровообращения, просуществовавшую до открытий Андреаса Везалия и Уильяма Гарвея. В соответствии с ней считалось, что артериальная и венозная кровь – разные жидкости, и если первая «разносит движение, тепло и жизнь», то вторая призвана «питать органы». Гален систематизировал представления античной медицины в виде единого учения, сформировав канон, остававшийся теоретической основой медицины вплоть до окончания Средневековья.

Уже при жизни Галена существовал запрет на вскрытие человеческих трупов, поэтому он изучал анатомию на животных, из-за чего многое в его описаниях анатомии человека было ошибочным.

В собрании редких книг находится издание 1550 года Иоганна Лоницера, в котором автор рассуждает об одном из сочинений Галена под названием «О назначении частей человеческого тела» (De usu partium corporis humani).

После завоевания Александрии арабами в 642 году многие греческие медицинские тексты были переведены на арабский язык, что позволило сохранить источники на протяжении Средних веков. Тем не менее, запрет на вскрытия не позволил исламским врачам и хирургам внести какого-либо заметного вклада в комплекс знаний об анатомии.

Во время господства христианской доктрины произошёл отказ от изучения природы и отход в сторону схоластики, изучение человеческого тела попало под запрет. Гален стал главным авторитетом в вопросах анатомии и медицины более чем на тысячу лет, а его труды были объявлены непогрешимыми.
В XIII-XIV веках в Европе открываются университеты, где можно было получить и медицинское образование. Преподавание строилось на арабских источниках, происходивших от галеновского канона, практическая анатомия ограничивалась диссекцией (вскрытием) животных. Церковные и светские власти ослабили запрет только к концу XIII века, но ещё долгое время вели строгий контроль. Первое зафиксированное судебное вскрытие было проведено в Болонье в 1303 году, а к концу века публичные вскрытия были официально разрешены в Венеции, Флоренции, Монпелье.

Несмотря на тот факт, что к середине XV века диссекция была распространённым явлением, прогресса в анатомической иллюстрации не было. Обычно эти изображения были грубыми, схематичными, основанными на астрологических воззрениях, а не на научных наблюдениях, то есть пользоваться ими для обучения было невозможно. В то же время художники практиковали вскрытия, в том числе нелегальные, часто в сотрудничестве с анатомами, но это были скорее подготовительные наброски для художественных работ, а не полноценный вклад в анатомическую иллюстрацию.

До нас дошли анатомические рисунки и записи итальянского художника, изобретателя и учёного Леонардо да Винчи (1452–1519), сделанные во время препарирования тел мужчин и женщин. На них запечатлены кости, мышцы, внутренние органы, нервы и сосуды. Они стали первыми подлинными изображениями, отражающими строение человеческого тела.

Занятия анатомией охватывали всю жизнь Леонардо: первая рукопись относится к 1484 году, а последняя – к 1515 году. Вероятно, именно во Флоренции Леонардо впервые побывал в анатомическом театре. Вскрытия он производил в госпитале Санта Мария Нова, основанном в 1255 году. Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люцци (1275–1325) «Anathomia». Его методы использовали многие поколения врачей-анатомов и художников.

Труды Леонардо представляют собой дневники-кодексы или рабочие тетради, все его записи сопровождались рисунками. Анатомические рисунки да Винчи не были известны широкой публике до XIX века, но они на полвека опередили исследования основоположника современной научной анатомии Андреаса Везалия, хотя и остались неизвестными современникам.

На выставке представлены иллюстрации из факсимильного издания, воспроизводящего рисунки и записи из анатомических штудий да Винчи.

Андреас ван Везель (Везалий) (1514–1564) был врачом и основоположником научной анатомии, изменившим представления о строении человеческого тела, господствовавшие в Европе с Античности.

Он родился в Брюсселе в семье медиков. Учился в университетах Лёвена, Монпелье и Парижа. В Париже изучал теории Галена, доминировавшие в европейской медицине в течение почти 13 столетий, некоторые из них впоследствии опроверг. Сразу по окончании Лёвенского университета ему предложили место в университете Падуи, где в 1537 году он получил степень доктора медицины.

Везалий был одним из первых, кто дал не умозрительное, а научное описание строение человеческого тела, основанное на экспериментальных исследованиях. Он изучал человеческое тело путём вскрытия. До Везалия лекции сопровождались вскрытием животных, которое производил цирюльник, руководимый лектором. Попыток проверить утверждения Галена никто не совершал, так как они считались не подлежащими сомнениям, Везалий же, напротив, использовал вскрытия как основной инструмент обучения, побуждая студентов выполнять их самостоятельно, а непосредственное наблюдение считал единственным достойным доверия источником сведений. Везалий опроверг многие ошибочные утверждения Галена, например, что главную роль в сердечно-сосудистой системе играет печень, а не сердце. Тем не менее, Везалий разделял и некоторые ошибочные взгляды Галена, опровергнутые позже.

В сотрудничестве с учеником Тициана, иллюстратором Яном Стефаном ван Калькаром были созданы детальные анатомические изображения для студентов, выполненные в технике ксилографии (гравюры на дереве). Обнаружив, что их часто копируют, Везалий издал эти изображения в сопровождении текста под названием «Шесть анатомических таблиц» (Tabulae Anatomicae Sex) в 1538 году.

Лекции, которые Везалий читал в Падуанском университете, легли в основу учебника по анатомии «О строении человеческого тела» (De humani corporis fabrica libri septem), изданного в 1543 году в Базеле Иоганном Опорином. Это сочинение изменило ход истории анатомии.
Титульный лист и портрет Везалия из издания Andreae Vesalii Bruxellensis, Scholae medicorum Patavinae professoris, De humani corporis fabrica libri septem
В труде, состоящем из семи книг, детально описано строение внутренних органов и систем человека, разобраны ошибки предшественников-анатомов. Современные специалисты считают, что иллюстрации к книге были изготовлены не только ван Калькаром лично, как считалось ранее, а скорее в мастерской Тициана, настолько совершенны они были. Кроме того, изготовить более 250 рисунков подобного качества за короткое время было бы не под силу одному человеку. Сделанные на основе рисунков ксилографии также превосходят иллюстрации к более ранним анатомическим атласам.

Из-за спора с историческими авторитетами Везалий подвергся нападкам сторонников укоренившихся в медицинских кругах взглядов. Так, против него выступил его бывший учитель Жан Дюбуа. Оппоненты Везалия в конце концов добились его изгнания из Падуи. Но книга принесла автору не только неприятности, но и славу: он был назначен придворным хирургом и часто замещал личного врача императора Священной Римской империи Карла V. Этому монарху Везалий и посвятил книгу и подарил первый её экземпляр.

На выставке представлены иллюстрации из факсимиле первого издания этого знаменитого анатомического трактата.
Современник и коллега Везалия по университетской кафедре, итальянский хирург и анатом Реальдо Коломбо (Реальдус Колумбус) (ок. 1516–1559) также оставил примечательный труд.

Коломбо родился в семье аптекаря, учился в разных итальянских городах, работал ассистентом известного венецианского хирурга Джованни Антонио Плато (Лониго). В 1540 году уехал в Падую, где изучал медицину под началом Везалия, позже стал его ассистентом, а после отъезда учителя возглавил кафедру.

Поначалу отношения между знаменитым анатомом и Коломбо были тёплыми, но со временем испортились. Самого Везалия порицали за обнаружение ошибок у Галена, а Коломбо на занятиях указывал на ошибки, совершённые самим Везалием. Будучи изначально учеником хирурга, Коломбо так же, как и Везалий, критиковал Галена, в том числе за использование животных для диссекции. Но хотя оба выступали за отход от практики вскрытия животных, Гален отклонялся от собственных рекомендаций, Коломбо же был последователен.

И Гален, и Везалий рассматривали кровеносные сосуды отдельно от органов тела, в то время как Коломбо изучал их вместе с органами, которые снабжались через эти сосуды кровью. Этот подход позволил ему подтвердить наличие легочного кровообращения. Также Коломбо рассматривал лёгкие отдельно от сердца и определил их особую роль в дыхании. Кроме того, он пришёл к заключению, что сердце производит сокращения, а не расширяется, как считалось до него.

В 1545 году он возглавил кафедру анатомии в университете Пизы, а позже стал профессором римского университета «Сапиенца». В Риме занимался анатомическими исследованиями вместе с Микеланджело. Он описал свои анатомические наблюдения в труде «Об анатомии» (De re anatomica), иллюстрации к которой должен был выполнить Микеланджело, но последний умер за несколько лет до завершения работы над текстом. Единственная иллюстрация в книге – гравюра, выполненная великим художником и изображающая Коломбо в анатомическом театре. Книга вышла вскоре после смерти Коломбо в 1559 году.

На выставке представлен экземпляр этой книги, переизданной в 1572 году в небольшом формате и уже без гравированного фронтисписа.
Слева – титульный лист издания 1559 года. Источник: Wikimedia Commons
Справа – титульный лист издания 1572 года
Итальянец Бартоломео Эустахио (Евстахий) (ок.1500/1510 – 1574) был одним из основоположников научной анатомии и одним из самых значительных учёных, сделавших вклад в медицину Ренессанса. Он родился в городе Сан-Северино, будучи сыном известного врача, пошёл по его стопам, изучал медицину в папском университете «Сапиенца» в Риме. Среди его пациентов были герцог Урбино, кардинал делла Роверо, герцог Терранова. Стал членом Медицинской академии в Риме, а в 1549 году – профессором анатомии в «Сапиенце».

Наряду с Андреасом Везалием и другими современными ему анатомами Евстахий дал анатомии научную основу, базирующуюся на проведении вскрытий.

Он не довольствовался не подкреплёнными опытным путём теориями, распространёнными среди врачей его времени, а занимался непосредственными наблюдениями. Его анатомические изыскания были не только обширными, но и основательными.

Евстахий описал полулунный клапан нижней полой вены и правильно определил, что его назначением было предотвращение обратного заброса крови, в анатомических штудиях уха дал точное описание слуховой трубы, соединяющей носоглотку с ухом и известной нам как евстахиева. Он первым тщательно изучил анатомию зубов, в частности, их рост и смену. Пытаясь понять, как болезнь влияет на телесные структуры, он сравнивал и анализировал анатомию здоровых и больных органов, став одним из адептов патологической анатомии. Евстахий изучал внутреннюю структуру органов, иногда пользуясь очками как прообразом микроскопа, когда рассмотреть что-либо невооруженным взглядом было невозможно.

Работая с художником Пьером Маттео Пини и гравёром Джулио де Музи, Евстахий создал серию анатомических рисунков. Восемь из них, описывающие сосудистую систему и почки, были опубликованы в 1564 году. Большая часть иллюстраций была потеряна вплоть до начала XVIII века. Только в 1714 году в Риме была издана полная серия из 47 гравюр под названием «Анатомические таблицы Бартоломео Эустахио, спасенные от неизвестности» с объяснительными текстами известного врача и анатома Джованни Марии Ланчизи. На выставке представлено римское издание 1783 года «Анатомических таблиц». Оно содержит все рисунки Евстахия с объяснительными текстами итальянского хирурга Андреа Массимини и шотландского врача Джорджа Мартина, обширное предисловие А. Массимини и предисловие Д.М. Ланчизи из предыдущего издания.

Титульный лист и иллюстрации из издания «Анатомических таблиц»
О жизни испанского медика Бернардино Монтаньи де Монсеррате (1480–1558) известно очень мало. Он прожил большую часть жизни в городе Вальядолид, где преподавал на университетской кафедре анатомии, а также был врачом и хирургом императора Карла V. В 1551 году он написал «Книгу о человеческой анатомии» (Libro de la anatomía del hombre), которая стала первым трактатом по анатомии на испанском языке.

В ней он писал, что, если хирург хочет подобающе разбираться в своём деле, он «должен учиться в университете», где вскрытия практикуются на человеческих телах, «как во французском Монпелье, итальянской Болонье и испанском Вальядолиде, где по соизволению совета Его Величества начали умело исполняться на публике хирургом Родригесом, прекрасным человеком, опытным в этом искусстве».

Книга Монтаньи состоит из трёх частей: первая посвящена зарождению, развитию человека и причинам, приводящим к смерти. Вторая – это своеобразная беседа маркиза де Мондехара (члена совета Его Величества и пациента, с которым Монтанья вёл переписку) и автора об аспектах физиологии. Третья часть посвящена иллюстрациям.

Структура и текст книги большей частью вдохновлены анатомическим трактатом великого французского хирурга Анри де Мондевилля (1260–1320), поданного с исправлениями и дополнениями. Сам Монтанья писал, что ему доставляет большое удовольствие писать книгу на родном языке, потому что многие хирурги, не знающие латыни, извлекут из неё несомненную пользу. Третья часть состоит из иллюстраций, заимствованных из трактатов Андреаса Везалия и его предшественника Якопо Беренгарио да Карпи, итальянского врача, пытавшегося отойти от схематизма изображений и входившего в число наиболее важных анатомов до Везалия.

На выставке представлено факсимильное издание книги Монтаньи де Монсеррате.
Анатомическая иллюстрация с начала XV и до середины XVI века выполнялась в технике гравюры на дереве, достигнув совершенства в Италии и Германии. Поначалу такие иллюстрации были довольно грубыми, но идея эстетической привлекательности проникла и в эту область, став нормой для анатомических изображений на следующие несколько веков.

Пересмотр подхода к изучению строения тела позволил исправить ошибки предшественников и сделать новые открытия, что нашло отражение в иллюстрациях. Фигуры, демонстрирующие скелет или мышечную структуру, могли изображаться в идеализированной форме, представая не как безжизненные тела на прозекторском столе, а как живые модели, принимающие различные позы, иногда – на фоне пейзажа. Достижения итальянской анатомической школы вскоре начали копировать и в самой Италии, и за её пределами. Иллюстрации Везалия копировались в изданиях более поздних авторов, хотя, вероятно, причиной тому было скорее признание их достоинств, а не попытка выдать изображения за свои.

Одной из самых выдающихся анатомий, вдохновленных в том числе иллюстрациями Везалия, был прославленный памятник научной мысли «Анатомический театр Каспара Баугина Базельского» (Caspari Bauhini Basileensis Theatrum Anatomicum). Книга была написана в последнее десятилетие XVI века, издана во Франкфурте в 1605, затем переиздана со значительными дополнениями в 1621 году. В нашем фонде хранится первое издание.

Каспар Баугин (1560–1624)был швейцарским анатомом, врачом и ботаником, родившимся в семье, которая насчитывала шесть поколений врачей и естествоиспытателей. Он начал обучение под руководством отца и брата, продолжил в университете в родном Базеле, затем в Падуе, Болонье и Париже, после чего вернулся в Базель. Там в 1581 году он провёл своё первое публичное анатомическое вскрытие под руководством Феликса Платтера (другого выдающегося естествоиспытателя эпохи Возрождения). Это научное шоу продолжалось пять дней в присутствии 70 зрителей. Вскоре после этого Баугин защитил диссертацию, получил звание доктора медицины и стал преподавать на медицинском факультете Базельского университета анатомию и ботанику. Зимой он проводил публичные анатомические вскрытия, а летом возил студентов в ботанические экспедиции. Дополнительно к этому он стал профессором греческого языка.

Его академическая и практическая карьера на базе университета шла в гору, он занимал высокие должности. Благодаря его усилиям университет обзавёлся постоянным анатомическим театром и ботаническим садом. Его репутация практикующего врача также укреплялась, и в 1597 году он и его брат Иоганн были назначены личными врачами герцога Фридриха Вюртембергского (1557–1608). После смерти Феликса Платтера в 1614 году Баугин сменил своего учителя на посту главного врача города. С конца 1580-х годов он опубликовал ряд монографий и учебников по анатомии, а к 1605 году свёл воедино, отредактировал, дополнил и опубликовал в виде всеобъемлющего труда «Анатомический театр», который стал его главной книгой по анатомии и одним из главных анатомических учебников на протяжении XVII века.
Баугин сделал ряд анатомических открытий, наиболее известным из которых является баугинова заслонка (илеоцекальный клапан, разделяющий тонкую и толстую кишки). В ряде сочинений он описывает, как впервые обнаружил эту структуру во время частного вскрытия, которое он проводил в Париже в 1579 году, будучи студентом.

Важнейшим вкладом Баугина в изучение анатомии стало реформирование анатомической номенклатуры. За 60 лет до выхода «Анатомического театра» Андреас Везалий разработал сложную номенклатурную систему, обобщив предшествующие порядки, заменив греческие и арабские термины латинскими и снабдив мышцы, кости, кровеносные сосуды и нервы порядковыми номерами. Эта система номеров была на некоторое время принята к использованию, но оказалась очень неудобной и запутанной. В своих публикациях Баугин заменил порядковую номенклатуру описательной. Он конкретизировал описания мышц, сосудов и нервов, называя их по форме, месту расположения, функции и т.п. Его номенклатурная система имела очевидные преимущества перед старым методом и была принята как современниками, так и следующими поколениями анатомов. Большинство терминов, используемых и в настоящее время, так или иначе были введены Баугином.

Популярность книги, более ста лет оказывавшей влияние на анатомическое знание, основывалась на точности и практической значимости текста, систематичности подхода, уважении к древним авторитетам и полезных новых наблюдениях. Книга содержит более 100 иллюстраций, которые представляют собой компиляцию из уменьшенных и переработанных копий, взятых из предыдущих прославленных анатомических трактатов, среди которых обязательно присутствует книга Везалия.
Подобно другим выдающимся учёным позднего Возрождения, Каспар Баугин не ограничивался одной областью знания. Его достижения в ботанике едва ли уступают его анатомическим изысканиям. Здесь он также предложил основы классификации, применяя короткие наименования, часто составленные из двух слов, чем предвосхитил бинарную номенклатуру Линнея. Он был прекрасным знатоком европейской флоры (а также первым описал картофель и присвоил ему название Solánum tuberósum, используемое и в настоящее время) и наряду с другими исследователями растений конца XVI века признаётся одним из «отцов ботаники».

Французский учёный Рене Декарт (1596–1650), знаменитый философ и математик, также занимался естественными науками, обратив внимание и на вопросы анатомии.

Он родился в семье советника парламента, в детстве отличался слабым здоровьем и любознательностью. Получил образование в иезуитском коллеже, позже изучал право, занимался математическими исследованиями, поступил на военную службу. В 1618 году, будучи в Голландии, познакомился с физиком и натурфилософом Исааком Бекманом, существенно повлиявшим на его формирование как ученого. Из-за обвинений в свободомыслии и гонений со стороны иезуитов был вынужден перебраться из Парижа в Голландию. Учился у геометра и астронома Адриана Метиуса во Франекерском университете, в 1630 поступил в Лейденский университет. Вёл переписку с лучшими учёными Европы.

Декарт положил начало новой европейской философии, совершил прорыв в математике и внёс немалый вклад в естествознание. В 1634 году он закончил первое завершённое сочинение «Мир» (Le Monde), посвящённое естественным наукам. Частью этой книги был «Трактат о человеке» (De homine, Traité de l'homme). Это сочинение о строении и функциях человеческого тела, где каждая система – это действующий механизм, приводящий тело в движение.

В «Трактате о человеке» Декарт сформулировал свою теорию организма-механизма и предположил рефлекторную природу его действий, разработал физиологическую теорию зрения, опирающуюся на оптику, а также физиологическую теорию памяти. Эта работа была менее популярна, чем его философские или математические труды, но великий русский физиолог Павлов считал Декарта предшественником своей теории условных и безусловных рефлексов.
Работа Декарта была издана спустя почти тридцать лет после создания и спустя двенадцать лет после смерти автора. В 1662 году Флоренсиус Схейл (1619-1669), профессор философии из Хертогенбоса, выпустил латинский перевод «Трактата о человеке», снабдив его собственными иллюстрациями и обширным предисловием. Текст Декарта содержит множество отсылок к пояснительным рисункам, но после его смерти сохранилось лишь два авторских изображения, остальные пришлось рисовать заново.

Иллюстрации Схейла выполнены в технике гравюры на меди, а в последующих французских изданиях – на дереве. Кроме того, некоторые иллюстрации содержат подвижные элементы. Этот редкий тип иллюстраций появляется еще в рукописях XIII века, а в эпоху печатной книги встречается чаще всего в изданиях по анатомии, астрономии и астрологии. Книга включает подробные чёрно-белые рисунки и объёмную иллюстрацию, демонстрирующую строение сердца человека.
Иллюстрации из латинского перевода «Трактата о человеке» (1662)
В числе драгоценных памятников научной мысли, представленных на нашей выставке, следует упомянуть и небольшую книгу датского врача, математика и богослова Томаса Бартолина (1618–1680) «О необычных способах родов у человека» (De insolitis partus humani viis: Accedunt Johannis Veslingi de pullitie Aegyptiorum et aliae ejusdem observationes anatomicae et epistolae medicae posthumae). Это переиздание двух вышедших под одной обложкой трактатов: первый посвящён патологиям родов, а второй – наблюдениям и выводам, относящимся к эмбриологии и сравнительной анатомии, которые описал учитель Бартолина – Иоганн Веслинг во время своего путешествия в Египет. Это не самое знаменитое сочинение Бартолина, однако мы с радостью отмечаем его присутствие в наших коллекциях.

Томас Бартолин был первым, кто открыл и описал лимфатическую систему человека, а также разрабатывал теорию замораживающей анестезии. В 1670 году, через шесть лет после первой публикации вышеупомянутой книги, бесценная личная библиотека Бартолина сгорела в пожаре. В числе прочего пожар уничтожил ряд рукописей, которые он подготовил к публикации. Это потрясение побудило его написать философский трактат, в котором он, рассуждая о том, что «Вулкан овладел моим имуществом, но не моим духом и, бушуя среди безответных бумаг, воззвал к моему стоицизму», констатирует, что, к счастью, часть библиотеки можно восстановить, приобретя те же издания в других местах.
Благодаря использованию гравюры на меди стало возможно очень аккуратное воспроизведение деталей изображения. Со временем она вытеснила деревянную гравюру и стала основным способом передачи анатомической иллюстрации к концу XVII века. В этот же период научную точность стали иногда приносить в жертву художественной подаче. Одним из таких изданий стала «Анатомия» голландского естествоиспытателя, медика и анатома Говерта Бидлоо (1649–1713).

Он был личным врачом Вильгельма III Оранского и главным инспектором английских госпиталей, профессором анатомии и хирургии в Гааге, а также профессором и ректором Лейденского университета, где сформировалась крупнейшая анатомическая школа того времени. Его самой известной работой стал атлас «Анатомия человеческого тела» (Anatomia humani corporis). Этот монументальный труд впервые был издан в 1685 году на латыни, тогда же переведен на голландский язык. 105 гравюр на меди для этого издания были выполнены по рисункам с натуры модного художника того времени Герарда де Лересса.

Сотрудничество Бидлоо и Лересса, больших поклонников театра, началось в 1676 году, и привело к созданию самой выразительной, хоть и далеко не самой точной книги по анатомии. Драматизм стал характерной её чертой, подчёркивая театральность происходящего в анатомическом театре.

С иллюстрациями к этой книге связан один из ярких случаев плагиата. В 1690 году 300 несброшюрованных листов с анатомическими таблицами Бидлоо из остатков второго издания были проданы издателями английскому хирургу Уильяму Куперу. В 1698 году он выпустил свою «Анатомию», включив купленные гравюры, добавив к ним девять новых изображений и написав к ним свой, более детальный текст. Имена Бидлоо и Лересса и гравёров не упоминались. Издание открывал аллегорический титульный лист Лересса с названием книги Купера и его именем. Бидлоо привлек его к ответственности.
В нашей коллекции также содержится прославленная в истории медицины книга фламандского хирурга Яна Палфейна (1650–1730) «Анатомия человеческого тела с замечаниями, полезными для хирургической практики».

Впервые она была издана в Лейдене в 1718, у нас же хранится французское издание 1726 года, его перевод сделал сам автор.

Ян Палфейн, чьё имя в настоящее время носят две клиники и медицинский музей в Бельгии, посвятил много лет изучению анатомии. В двадцатилетнем возрасте он вынужден был бежать из своего родного Кортрейка, будучи обвинённым в осквернении могил. Подобная деталь биографии характерна для многих медиков или художников, которые не имели иной возможности получить материал для изучения. Он продолжил учёбу и практику, перемещаясь между Бельгией и Францией – Ипром, Гентом и Парижем, и в 1697 окончательно обосновался в Генте.

Главным медицинским достижением Палфейна было изобретение и усовершенствование акушерских щипцов, – «железных рук» или «рук Палфейна», которые он представил в 1723 году на заседании парижской Академии наук. Прототип щипцов был разработан на полвека раньше англичанином Питером Чемберленом (1601-1683), но из-за неудачной демонстрации, закончившейся смертью матери и ребёнка, инструмент не был введён в практику. Щипцы Палфейна тоже первоначально были ненадёжны, их части могли смещаться, но Палфейн усовершенствовал их, снабдив шарниром.

Книга Anatomie du corps humain проиллюстрирована гравюрами Жерара Жана-Батиста Скотена, известного мастера живописной репродукции XVIII века. Её содержание долго оставалось актуальным, в некоторых странах медики обращались к ней вплоть до начала XIX века.
Заслуживающее внимания издание «Анатомическое изложение структуры человеческого тела» (Exposition anatomique de la structure du corps humain) принадлежит авторству медика и анатома Якоба Винслова (1669–1760).

Он родился в датском городе Оденсе в семье священника-протестанта и собирался пойти по стопам отца и деда, однако, поступив в Копенгагенский университет для изучения теологии, быстро увлёкся естественными науками. Учился у Иоганна де Бухвальда, считавшегося лучшим хирургом Копенгагена, но Винслова больше занимала анатомия, так как вид крови вызывал у него отвращение. Он стал прозектором под руководством Томаса Бартолина, вышеупомянутого открывателя лимфатической системы человека, и прославился благодаря своим публичным вскрытиям. Позже он переехал в Голландию, где учился у автора анатомической коллекции петербурской Кунсткамеры, профессора анатомии Фредерика Рюйша. Оказавшись в Париже, Винслов продолжил изучать анатомию под началом хирурга Жозефа Дювернея.

Винслов и его семья были лютеранами, что давало ему возможность получать финансовую помощь датской Короны. Познакомившись с епископом Боссюэ и его сочинениями, он перешёл в католичество, потеряв расположение датского короля, семья также порвала с ним отношения. В то же время у него появились католические покровители, карьера Винслова не только не пострадала, но и пошла в гору.

Он получил степень доктора медицины в Париже в 1703 году, в 1707 был избран членом Французской академии наук, имел медицинскую практику и параллельно занимался анатомией. Его вклад в анатомическую науку трудно преувеличить: с 1711 до 1743 он опубликовал около 30 работ на разнообразные темы, в 1732 году выпустил одно из первых анатомических описаний черепа, а также предложил термин «симпатический нерв».

«Анатомическое изложение структуры человеческого тела», выпущенное в 1732 году и впоследствии переведённое на несколько языков, стало самым значительным трудом Винслова. Это был первый трактат по описательной анатомии, лишенный физиологических деталей и гипотетических объяснений, не имеющих отношения к предмету, написанный по результатам личных наблюдений, без обращения к работам других анатомов.

На выставке представлен экземпляр этого издания, вышедший в Венеции в 1758 году на латыни.

В XVIII веке иллюстрации выдающихся анатомов предыдущих веков остаются популярными и востребованными, их всё ещё воспроизводят в изданиях, затрагивающих вопросы анатомии. Одним из подобных изданий была выпущенная в 1758 и переизданная несколько раз «Точная выставка, или Анатомические таблицы в глубокой печати различных частей человеческого тела» (Exposition exacte ou Tableaux anatomiques en tailles-douces des différentes parties du corps humain) хирурга, члена Медицинской академии Франсуа-Мишеля Дисдье, основанная на анатомических рисунках Везалия и Евстахия.

Пространное заглавие гласит, что это «книга, содержащая около шестидесяти иллюстраций, собранных у лучших авторов, работавших в этом жанре, и обогащенная несколькими новыми очень любопытными и очень полезными рисунками о родах, грыжах и других частных случаях… сделанными настолько точно, максимально точно воссозданными заботой Франсуа-Мишеля Дисдье».

Первое издание было снабжено фронтисписом, выгравированным Этьеном Шарпантье по рисунку Франсуа Буше. На выставке представлено издание 1784 года.
В XIX веке новые открытия и теории углубили понимание анатомии человека, появились новые имена и подходы, но в силу специфики нашего книжного собрания выставка заканчивается обзором изданий XVIII века и авторов, ставших в истории анатомии классиками.

Также вы можете ознакомиться с изданиями из основного фонда, представленными на очной части выставки, дополняющей виртуальную выставку:

Балалыкин, Д.А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века. М., 2013.

Да Винчи, Леонардо. Анатомия. М., 1965.

Декарт, Рене. Трактат о свете; [Описание человеческого тела [и] Об образовании животного]. Л., 1934.

Епифанов, Н.С. Уильям Гарвей. Киров, 2002.

Койманс, Люк. Художник смерти. Анатомические уроки Фредерика Рюйша. СПб, 2008.

Пильгун, А.В. Вселенная Средневековья. Москва, 2011.

Gregory, Andrew. Harvey's heart: The discovery of blood circulation. Cambridge; [New York], 2001.

Haller, Albrecht. Ausstellung. Gottingen. 1977-1978. Gottingen, 1977.

Leonardo da Vinci on the human body: The anatomical, physiological, and embryological drawings of Leonardo da Vinci. New York, 1982.

Lyons, Albert S. Medicine: An illustrated history. New York, 1987.