ЭЛЕКТРОННАЯ ВЫСТАВКА
В царстве Морфея:
сон и сновидения
Автор: Рыжова Оксана
О выставке
В сутках 24 часа и в среднем треть этого времени мы проводим во сне. Ранее, до XX века, было принято считать, что это отдых для организма, но многочисленные исследования доказали, что во время сна мозг работает активнее, чем при бодрствовании. Также словом «сон» называют последовательность образов, формируемых в течение фазы так называемого «быстрого сна», которые человек может помнить — сновидение.
Сон – то, что объединяет святых и «простых» людей, учёных и эзотериков, писателей и поэтов, философов и психологов. Из древних мифов и священных писаний всех народов мы знаем примеры снов великих людей. А имя греческого бога Морфея стало синонимом слова «сон». Даже «учёные мужи» не могут выйти из-под его власти: помните расхожие «мифы» о том, что Дмитрий Менделеев открыл во сне периодическую систему химических элементов, а Фридрих Кекуле - формулу бензола?

Рене-Антуан Уасс «Ирида и спящий Морфей», 1689
В XX веке на основе школы психоанализа и теории архетипичности Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга появилось новое направление – психология сна, позднее детально проработанное и дополненное специалистами из многих стран, а в нейромедицине – сомнология.

Образ сна – благодатный лейтмотив для многих произведений искусства. Писатели, художники, поэты, музыканты, певцы и кинорежиссёры обращались к нему многократно. Но более всего в исследовании снов преуспели мистики. Существуют сонники, что называется, на любой вкус. Как ни странно, но именно они объединяют, казалось бы, необъединимое – науку и «ненауку», мифологию и литературу благодаря древнейшим архетипам, закреплённым в нашем подсознании, и в то же время, очень меняющимся, подвижным для каждого индивидуума.

Итак, что же такое сон? Попробуем разобраться.

© В статье используются художественные картины, книжные иллюстрации и графические материалы из открытых источников. Все авторские права принадлежат правообладателям. Материалы не используются в коммерческих целях. Нажмите на слово источники, чтобы посмотреть список рекомендуемой литературы.
Источники:
1. Аристотель. О возникновении животных / Аристотель. - Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1940. - 252 с.
2. Борбели, А. Тайна сна / А. Борбели. - Москва : Знание, 1989. - 190,[1] с. : ил.
3. Дынник, М. Сон, как литературный приём / Михаил Дынник // Литературная энциклопедия: cловарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2. П—Я. — Стб. 645—649.
4. Завалко И.М. Как возникла наука о сне / ИринаЗавалко, Владимир Ковальзон // Природа. - 2014. - №3. - С. 53-60.
5. Лотман, Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи, исследования, заметки / Ю. М. Лотман. - С.-Петербург : Искусство-СПб, 2000. - 703 с.
6. Лысенко, В.Г. Сон и сновидение как состояния сознания: Упанишады и Шанкара В.Г. Лысенко // Smanaram : Памяти Октябрины Федоровны Волковой. - Москва, 2006. - С. 269-306.
7. Каку, Мичио. Будущее разума / Митио Каку ; пер. с англ. [Н. Лисова]. - Москва : Альпина-нон-фикшн, 2015. - 500 с. : ил.
8. Наймарк, Е. ЭЭГ — замочная скважина для сомнологов / Елена Наймарк // Что нового в науке и технике. - 2005. - №7-8. - С. 43-47.
9. Путилов А.А. Хронобиология и сон // Сомнология и медицина сна. - Москва, 2016. - С. 233-263.
10. Сновидения, связанные с Мухаммадом аль-Мустафо. - Текст : электронный // Священный Коран : информационный религиозный портал.
11. Фрэзер, Джеймс Джордж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии : перевод с английского / Джеймс Джордж Фрэзер. - Москва : АСТ, 1998. - 781 с. - (Классическая философская мысль).
12. 6 несложных этапов на пути к быстрому засыпанию. - Текст : электронный // BigIdeas : [сайт]. - 2011. - 3 июня.
13. Heritability of sleep duration and quality: A systematic review and meta-analysis / Desana Kocevska, Nicola L. Barclay, Wichor M. Bramer, Philip R. Gehrman, Eus J. W. Van Someren. - Текст : электронный. - doi: 10.1016/j.smrv.2021.101448 // Sleep Medicine Reviews. - 2021 — Vol. 59.
14. Markov, Dimitri. Normal sleep and circadian rhythms: neurobiologic mechanisms underlying sleep and wakefulness / Dimitri Markov, Marina Goldman // The Psychiatric Clinics of North, 2006 — Vol. 29, №4. - P. 841-853.
15. Watanabe, Tsuneo. Lucid Dreaming: Its Experimental Proof and Psychological Conditions // Journal of International Society of Life Information Science. — 2003 — Vol. 21, №3. - P. 159-165.
Мифологема сна:
сон в мифах, фольклоре, истории и религии
Душа человеческая, во сне освободившись от тела, является одновременно театром, актёрами и публикой.
Джозеф Аддисон
В древней истории существует множество примеров пророческих снов. Тутмос IV, египетский фараон (ок. 1397—1388 до Н.Э.), рассказывал о чудесном сне, приснившемся ему. Будучи ещё царевичем, он после охоты отдыхал в тени Великого Сфинкса. Во сне ему явился бог Хоремахет-Хепри-Ра-Атум в облике Сфинкса и потребовал расчистить его от песков, которые приносились ветром из пустыни. А Гигес, царь Лидии, увидел во сне бога Ашшура, который повелел ему стать вассалом Ассирии и искать у неё помощи против киммерийцев: «Обними ноги Ашшурбанипала, царя Ассирии, и именем его побеждай твоих врагов».
В древнеиндийской «Йогавасиштхе» есть легенда о правителе Лаване. Однажды у него попросил аудиенции некий брахман, которого Лавана принял с недоверием. Волшебник посмотрел ему в глаза, и Лавана вдруг очутился в другом месте. Он стал человеком низшей касты. Скитаясь с семьёй и предвидя неминуемую смерть детей от голода, Лавана решил убить себя и накормить их своим телом. Крикнув жене: «Не забудь посолить мясо!» — он вдруг проснулся в своём дворце.
К императору инков Уиракуча Инка (ум. в 1437 г.) во сне пришёл бог Виракоча (создатель всего живого и божественного, единственный бородатый бог в местном пантеоне) и сказал, что идут люди с белой кожей, с палками, извергающими огонь, предвещая тем самым появление европейцев.

В Иоакимовской летописи описано, что князю ильменских словен Гостомыслу приснилось, что из чрева средней дочери его Умилы произрастает дерево могучее да плодовитое и покрывает весь град Великий, от плодов же его насыщаются люди всей земли. Это ознаменовало период правления Рюрика.
Сон всегда ассоциировался с чем-то мистическим, а сновидения многие народы считали способом общения с потусторонним миром. Боги и богини сна в разных проявлениях существовали во всех мифологиях мира. Наши предки верили, что они даруют спокойный отдых, приятные сновидения, вещие сны и сонные грёзы. А их гнев мог провоцировать кошмары, нарушения сна или бессонницу. Подобные божественные сущности были у индийцев, древних греков, кельтов, японцев и других народов. Что у них общего и чем они отличаются?
Во многих древних культурах сон рассматривался как состояние, промежуточное между жизнью и смертью. Об этом говорят существующие и в настоящее время поверья, согласно которым душа человека во время сна выходит за пределы тела и парит в «мировом космосе», а утром возвращается. Но если разрисовать лицо краской или изменить внешний облик человека, то душа не сможет узнать своё тело и человек умрёт. Такие представления опирались на отсутствие у спящего человека реакций на внешние воздействия, а также на нередкие случаи смерти во сне или при пробуждении.
В этом плане очень интересна книга известного этнографа и антрополога Мирча Элиаде «Мифы, сновидения и мистерии». Это большой мифологический материал первобытнообщинных народов и древнейших цивилизаций, в котором рассматривается космогоническая идея о разделении Неба и Земли — духовного и материального. Мистические ощущения, мистерия полёта, работа сновидений, путь воина, сотворение мира, символизм в инициациях, мужские и женские тайные общества — эти темы раскрываются в книге.
О связи сна со смертью упоминается в древнегреческой мифологии. Бог сна Гипнос — сын Никс (Ночи) и Эребуса (Тьмы). Его брат — Танатос (Смерть). Оба брата живут в подземном мире. Гипнос обитает в большой пещере, откуда вытекает река Лета и где встречаются день и ночь. Его кровать сделана из чёрного дерева (по-видимому, метафора ночи), на входе в пещеру растёт множество маков и других гипнотических растений. В его пещере нет ни света, ни звуков. А по словам Гомера, он живет на острове Лемнос, который также называли «Островом сновидений». По своей природе он спокойный и нежный бог, помогает нуждающимся людям, но из-за сна забирает половину их жизни.
Слово «гипноз» происходит от имени этого бога. Название возникло благодаря заблуждению, что загипнотизированный человек впадает в состояние сна. На самом же деле гипнотический транс является измененным состоянием сознания, не имеющим ничего общего со сном. Кроме того, целый класс лекарств, вызывающих сон, назван «гипнотики» в честь Гипноса.

А.Я. Карстенс «Ночь и двое её сыновей — Сон и Смерть»
(фрагмент), XVIII
Римский поэт Овидий в «Метаморфозах» среди всех сыновей Гипноса выделяет трёх: Морфея, подражающего людям, и его братьев Фобетора и Фантаса, подражающих животным и явлениям природы: «Повелитель Сна был отцом тысячи сыновей, целого племени, но из всех их он выделял Морфея, который умел принимать облик любого человеческого существа по своему желанию. Никакой Сон не мог состязаться с ним в артистизме, подделываться под облик людей: его голос, его походка, его лицо были в точности подобны оригиналу; кроме того, он точно повторял их одежды и часто выходил в мир».
Древние греки почти всегда изображали Морфея стройным юношей с небольшими крылышками на висках. На некоторых памятниках искусства он представляется в образе бородатого старца с цветком мака в руке. Морфей обязан особенно следить за снами царей и героев. Главный его символ — сдвоенные ворота в мир сновидений: из слоновой кости для лживых снов и роговые ворота для снов истинных. Из его атрибутики всегда особо выделяют чёрный цвет (цвет ночи и забытья). Морфея часто изображали в чёрной одежде с рассеянными по ней серебряными звёздами. В руках он держал кубок с маковым соком, обладающим расслабляющим снотворным действием. Греки изображали его на вазах, а римляне — на саркофагах.

Бог сна Морфей
Роберт Бертон в своей «Анатомии меланхолии» ссылается на классические изображения Морфея: «Филостаратус рисует его в белом и чёрном плаще с короной цвета слоновой кости, полной чёрно-белых снов — приятных сновидений и кошмаров».

Начиная со Средневековья, имя Морфея начало отождествляться со сном как таковым, постепенно вытеснив память о его отце Гипносе. Именно Морфей стал героем всех поверий и поговорок, связанных со сном. Его имя стало синонимом слова «сон». Поэтому его можно по праву считать самым известным среди всех богов и богинь сна, дарующего полезные идеи и инсайты. Главное, успеть их записать сразу после пробуждения ;-)
Почему царство Морфея сплошь засажено маками? А его отца Гипноса и дядю бога смерти Танатоса (недаром смерть называют «вечным сном») изображали с маками в руках или с маковым венком на голове?

Мак — мифопоэтический образ, символ сна и смерти. Образ сна-смерти, скорее всего, пришёл в Грецию из Древнего Египта. Египтяне использовали мак как болеутоляющее и снотворное, однако, когда они убедились, что применение его в больших количествах может закончиться трагически, он стал символом сна и смерти.

Кэрол Каваларис «Летние маки»
В Древнем Риме Бога сна звали Сомн. Его латинское имя звучит как Somnus – отсюда и производные слова: «insomnia» (бессонница) и «гиперсомния» (повышенная сонливость). А какие ещё были боги сна?

В известном древнеиндийском эпосе «Рамаяна» богиня сна Нидра Деви является воителю Лакшману, который дал обет служить и защищать брата Раму и его жену Ситу в течение многолетней ссылки. Когда ночью он охранял лагерь, богиня предстала перед ним со словами, что пришло время засыпать. Лакшман ответил, что не станет спать 14 лет, ведь он нуждается в постоянной бодрости.
Нидра Деви объяснила ему, что так долго бодрствовать попросту невозможно, и, что кто-то должен спать вместо него. Тогда Лакшман сказал: «Моя жена, которую я оставил во дворце, будет страдать бессонницей, ожидая меня. Сделай мне одолжение, отдай ей мою часть сна». И Лакшман простоял до конца своей службы, не сомкнув глаз, в то время как его жена проспала все эти годы в ожидании суженого.

Интересно, что в йоге существует отдельное направление – йога-нидра, названная в честь богини. Это йогический сон, состояние сознания между бодрствованием и сном, вызываемое управляемой медитацией.
Славянская мифология во многом была утрачена. Однако, благодаря сохранившимся легендам, сказкам и быличкам, мы можем утверждать, что и у наших предков был бог сна. Его так и звали Сон и был он супругом богини Дрёмы, которая покровительствовала послеобеденному сну, лени, неге, отдыху и грёзам. После наступления ночи она пробиралась в дом через малейшие щели и приятным гипнотическим голосом усыпляла всех жильцов, даруя им чувство расслабленности и безопасности. Дрёма подходила к засыпающим детям, закрывала им глаза, гладила по волосам и заботливо поправляла одеяло.
У славян была ещё одна богиня сновидений – Соня, дочь Мары и Велеса. Она покровительствовала плохим и хорошим снам. Её любимым развлечением был вызов сновидений, связанных с любовными и эротическими переживаниями. А от имени её матери Мары происходит русское слово «кошмар». Интересно, что английским словом «mare» в мифологии британских островов назывались чёрные кобылы мары, вызывающие сонные параличи и ночные кошмары. От них, в свою очередь, происходит английское слово «nightmare» (плохой сон, ночной кошмар). Этот образ использовала группа Мельница в песне «Ночная кобыла».
Мару (Мору, Морену, Марену), богиню зимы и смерти, тоже можно назвать богиней сна, ведь зима – это символическая «смерть» или «засыпание» природы. А на русском севере, в частности, в Вологодской области бабушки, укладывая спать внуков, и поныне говорят: «Вот уж Марковий (Марковей, Марко – возможно, славянский вариант имени Морфей) на вороном коне подъезжает (метафора ночи)».
У кельтов также была своя богиня сна по имени Каэр Ибормет. Согласно одной легенде в течение года Каэр являлась в прекрасных снах юному богу любви Оэнгусу, но каждый раз, когда он пытался коснуться её, дивная красавица исчезала. Оэнгус едва не истаял от любви к недосягаемой богине, когда наконец узнал, что любимая его — дева-лебедь, которая превращается в птицу каждый второй год от Самайна до Самайна (языческий кельтский праздник).
Оэнгус отправился на поиски девы из своего видения и отыскал её на озере Драконьей Пасти. Вместе с ней там было еще сто пятьдесят прекрасных дев, скованных попарно цепочками, и все они обернулись белыми лебедями. Каэр сказала, что согласна выйти замуж за Оэнгуса, если он узнает её в облике птицы. Оэнгус безошибочно узнал любимую, а затем тоже обернулся белым лебедем и улетел вместе со своей избранницей к родному дому. Вернувшись, они пропели вдвоем прекрасную песнь, которая погрузила в сон на три дня и три ночи всех, кто слышал её. Интересно, что в русском фольклоре есть сказка о деве-лебеде. Впрочем, так называемыми, «бродячими сюжетами» пронизана мифология всех народов.

Тэд Насмит «Каэр приходит к Аэнгусу по ночам»
Интересно, что у многих народов за сон и за сновидение отвечают разные боги, то есть ещё с древнейших времён люди отличали сон как физиологическое состояние и сон как сновидение. Поскольку сон обычно приходит в ночное время, то богов ночи тоже можно считать богами сна. Например, Нут – египетская богиня ночи, также связанная с возрождением; Шалим, ханаанский бог сумерек; скандинавская богиня Нотт; полинезийская Хине-нуи-те-по, богиня ночи и смерти и правительница подземного мира в мифологии маори и другие.

Фотохудожник: Kassandra
Древние мифы и легенды, по сути, были перворелигией, в богов верили, им поклонялись, совершали аскезы и приносили требы. Впрочем, и современные доктрины изначально опираются на старинные притчи и сказания о святых, что передавались из уст в уста, а потом были записаны и систематизированы, став основой Библии, Корана, Торы и других священных писаний.

Современные религии в большинстве своём скептически относятся к снам, однако известны многие случаи толкования снов святыми. Так, в трети Библии прямо или косвенно говорится о снах или видениях. Книга Деяний показывает, что почти каждое важное решение было принято в результате сна, пророчества или сверхъестественного посещения.
Например, в Книге Бытия главный хлебодар рассказал свой сон Иосифу: «Мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решётчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы клевали её из корзины на голове моей». Также Иосиф истолковал сон самому фараону, которому приснилось сначала семь тучных, а потом семь тощих коров, что предвещало семь лет изобилия и затем семь лет голода в земле египетской. Благодаря пророчеству святого, фараон смог избежать голода своего народа.

Очень известен сон Навуходоносора, истолкованный Даниилом - огромная статуя идола, приснившаяся вавилонскому царю, сделанная из золота, серебра, меди, железа и глины, олицетворяющая собой падение великих империй.
Гюстав Доре «Сон Клавдии Прокулы [жены Пилата]», ок. 1879
О каких снах нам ведает Коран? Абдурахман ибн Самура рассказывал: «Однажды, когда мы сидели под навесом в Медине, к нам вышел посланник Аллаха … и сказал: «Вчера во сне я видел нечто удивительное! Я видел человека из моего народа, к которому пришёл ангел смерти, чтобы забрать его душу, но тут явилось его благодеяние, которое он оказывал своим родителям, и отогнал от него ангела смерти».

Устаз Абу Саид говорил, что благословен тот, кто пойдет за Мухаммедом. Но будет благословен и тот, кто увидит его во сне. Если Пророка увидит во сне человек, имеющий долг, Всевышний поможет ему освободится от этой заботы. Если увидит его больной, то излечится. А воин станет победителем. Это позволяет говорить о существовании исламского сонника.
В китайской истории есть интересный случай, когда сон стал предвестником возникновения новой философии. Знаменитый сон Чжуан-цзы, которому приснилось, что он бабочка: «... он весело порхал, был счастлив и не знал, что он — Чжоу. А проснувшись внезапно даже удивился, что он — Чжоу. И не знал уже: Чжоу ли снилось, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжоу». Этот сюжет использовал знаменитый аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес.
А Прасенаджит, правитель Кошалы, в течение одной ночи видит шестнадцать снов. По совету своей жены Маллики он обращается к Будде, который усматривает в каждом сне предвестие неблагоприятных перемен в обществе и государстве. Этот сюжет, описанный в «Махасупина-джатаке», впоследствии лёг в основу целого ряда литературных памятников Средневековья, в числе которых — древнерусское «Сказание о двенадцати снах царя Мамера».
Интересное изречение существует в буддизме: все мы – это лишь сон, который снится Будде. Сам Будда говорил о сне так:
Ананда жил с Буддой десять лет и был очень удивлён тем, что Будда оставался в одном и том же положении всю ночь.
— … Я в замешательстве: ты остаёшься в одной и той же позе всю ночь. Спишь ли ты или продолжаешь оставаться в сознании?

И Будда ответил:
— Сон случается с телом, а я остаюсь бдительным по отношению к нему. Вот сон приходит, вот он углубился, вот тело расслабилось, но моя осознанность остаётся.

Будда. Тайланд. Фотограф: Ольга Бородина
То есть Будда рассказывал о феномене осознанного сновидения, и мы тоже поговорим о нём в следующей главе, а сейчас погрузимся в психологию сна.
Внимание! Приготовились! Погружаемся ;-)
Асклепий врачует спящего пациента наложением рук. Барельеф, V в. до Н.Э. Археологический музей. Пирея, Греция
Тайны сновидений:
психология сна, эзотерика сна
Вся наша память ничего не стоит без сладостного дара видеть сны.
Антонио Мачадо
Сон не только физиологический, но и психологический процесс, ведь во сне мы видим сны. В современном мире существует множество трактовок сновидений от сугубо научных до чисто эзотерических. Интересно, что ещё в Древней Греции в храмах, посвященных богу врачевания Асклепию, по сновидениям «диагностировали» болезни, что можно рассматривать прототипом современной психологии сна, основанной на архетипах человеческого сознания.

И здесь невольно в памяти возникает популярная шутка: «Не говори мне, что тебе приснилось, я начитался Фрейда» ;-) Шутки шутками, но все современные школы диагностики сна так или иначе основаны на постулатах «папы психоанализа» Зигмунда Фрейда и его ученика-оппонента Карла Густава Юнга.
Зигмунд Фрейд (1856–1939) — австрийский невропатолог, психиатр и психолог, новатор и основоположник школы психоанализа, популяризировал и продвинул психологию в серьёзные науки, которой она прежде не считалась. Первым в истории попытался не просто разгадать, а именно объяснить сны.

«Толкование сновидений» (1900) — первая значимая работа Фрейда, в которой учёный так объяснил психологическую роль сновидения: «Сны — это форма исполнения желаний». Использовал подход сонников, считая увиденные во сне образы универсальными архетипами, схожими по значению вне зависимости от личности сновидца.
Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский учёный, не разделял точку зрения коллеги и трактовал сны по-своему. Он писал, что сновидение является «прямой манифестацией бессознательного» и только «незнание его языка мешает понять его послание». Юнг считал, что метод Фрейда позволяет выявлять лишь личные ассоциации сновидца, группирующиеся вокруг его комплексов, но не даёт приблизиться к смыслу самого сновидения.
По Юнгу смысловое поле сновидения гораздо шире и отражает богатство и сложность всей сферы бессознательного — как индивидуального, так и коллективного. При толковании сновидений он призывал сновидца не «убегать в свободные ассоциации», но сосредоточиться на конкретном образе сновидения и дать ему как можно больше аналогий. Помощь в интерпретации сновидения способна оказать мифология, поскольку сны говорят на мифологическом языке символов.
Юнг считал, что архетипы (например, Тень) проявляют себя во снах через символы или персонажей. Являясь неотъемлемой частью психики сновидца, они зачастую существуют автономно и воспринимаются им как внешние фигуры. Он разработал два подхода к анализу сновидений: объективный и субъективный. В объективном подходе каждый персонаж сна относится к реальному человеку: мать — это мать, подруга — подруга и т.д. В субъективном подходе каждый персонаж —аспект самого сновидца. Этот подход был расширен гештальт-терапевтами: неодушевлённые объекты во сне также могут рассматриваться как воплощения аспектов личности сновидца.
Юнг подчёркивал важность контекста в понимании сновидения. Сознательная «дневная» жизнь души дополнена бессознательной «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Он предостерегал от слепого приписывания символам сна определённых значений без ясного понимания личной ситуации сновидца и рекомендовал разбирать каждую деталь сна в отдельности, а потом выявлять суть сна. Такой подход является адаптацией процедуры, описанной Вильгельмом Штекелем, который советовал обдумывать сон, как статью в газете, и придумывать для неё заголовок.
Книги по психологии сна из фонда Библиотеки
Малкольм, Норман Состояние сна; Руднев, В.П. Новая модель сновидения, 2014
Человеческая любознательность неиссякаема. Каждый из нас в своей жизни хоть раз открывал сонник, пусть даже из любопытства. Пожалуй, это один из самых популярных жанров, человечество не прекратит издавать сонники, потому что не перестанет заглядывать в будущее посредством ночных образов. Условно сонники можно разделить на два вида: психологические, основанные на архетипах нашего сознания (сонник Фрейда) и эзотерические (сонник Ванги, сонник Сибиллы, Народный сонник и др.). Есть и «промежуточные звенья». Например, сонник Евгения Цветкова.
Евгений Петрович Цветков (р. 1940) – писатель, учёный–физик, журналист. Автор серии научно–популярных книг, художественных рассказов, повестей и романов в жанре мистического реализма, а также новых направлений в культуре, таких как «Астромузыка» и «Астромода».

Значительное место в его творчестве занимают работы по расшифровке сновидений, которые были переведены на несколько языков и неоднократно издавались за рубежом. Цветков реконструировал и составил по материалам древних и современных сонников разных народов свой собственный словарь символов сновидений.


Один из самых известных и древних считается Сонник Сибиллы.

Сибилла (или Сивилла) – собирательное имя для многих женщин-пророчиц античности. Известно 12 книг сивиллиных предсказаний на греческом языке очень разнообразного содержания, которые относятся к разным временам и заключают в себе смешение христианских, еврейских и языческих воззрений. Помимо сонников, эти предсказания большей частью состоят из облеченного в форму пророчества пересказа исторических событий, предсказаний о храмах, городах, народах и государствах наряду с нравоучительными изречениями и поэтическими описаниями.
Ещё один из древних сонников так и называется «Книга снов» или «Онейрокритика» древнегреческого философа Артемидора Далдианского.

Это первая известная попытка привести в единую систему многочисленные верования, связанные с толкованием снов. Первые три книги содержат указания для толкования разнообразных объектов и ситуаций, увиденных во сне, четвертая и пятая книги изначально предназначались для сына Артемидора и представляют собой своего рода собрание учебных примеров.
«Книга снов» оказала значительное влияние на формирование средневековых представлений о природе сновидений. С момента своей первой публикации на греческом языке в Венеции в 1518 году сонник не раз переиздавался и адаптировался. В XX веке к помощи этой книги прибегали многие выдающиеся авторы, например, Зигмунд Фрейд и Даниил Хармс.
Говоря об эзотерике, нельзя не упомянуть таро. Карты таро —один из самых распространённых гадательных инструментов, кто-то использует их для предсказания будущего, кто-то для лучшего познания себя. Каждая колода уникальна и, разумеется, многие колоды сделаны в сновидческой тематике, в частности Таро снов.
Идея, которую решил воплотить в жизнь известный иллюстратор Чиро Марчетти, заключалась в передаче архетипов карт таро через причудливые красочные образы, приходящие к нам в сновидениях. Сама идея использовалась неоднократно (Таро Магия Снов, Таро Путь Сновидений и др.), но именно творение Марчетти появилось на свет раньше прочих.

А возможно ли управлять сном? Осознавать себя во сне? Иногда спящий человек может отдавать себе отчёт в том, что он находится во сне. Это может случаться как спонтанно, так и после различных тренировок. Подобными практиками занимались и шаманы древности, и современные учёные. Такое состояние называется осознанное сновидение.
Осознанное сновидение — изменённое состояние сознания, при котором человек осознаёт, что видит сон, и может в той или иной мере управлять его содержанием. Это некое пограничное состояние между фазой быстрого сна и бодрствования. Термин «осознанное сновидение» (нидерл. lucide droom) был введён голландским психиатром и писателем Фредериком ван Эденом (1860—1932), изложившем свою теорию сновидений в произведении «De nachtbruid: De gedenkschriften van Vico Muralto».


В процессе осознанного сновидения можно моделировать любые ситуации, ведь мы попадаем в своего рода виртуальную реальность, где отсутствуют какие-либо ограничения и возможна реализация всех наших желаний. Управляя действиями и событиями во сне, изменяя сюжетные линии, сновидец может привнести ощущение уверенности в свои будни и также избавиться от некоторых страхов или фобий, одолевающих его наяву. Таким образом, в практике осознанных сновидений сокрыт огромный психотерапевтический потенциал.
Осознанные сновидения являются предметом научных исследований. Аллан Хобсон из Гарвардской медицинской школы, изучавший природу мозговой активности во время сна утверждает, что обучиться осознанным сновидениям может каждый. Заведующий лабораторией нейробиологии сна и бодрствования Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Владимир Дорохов в ходе исследований выявил, что у 70 % молодых людей бывают осознанные сновидения, которые с возрастом исчезают. Вероятно, потому, что психика становится менее гибкой.

Кинуко Крафт «Спящая красавица», 2002
Лидером в исследовании осознанных сновидений считают Стивена Лабержа, который первым подошёл к данному феномену с научной точки зрения. Он экспериментально доказал возможность осознания в сновидении. Это было сделано с помощью подачи из сновидения определённых сигналов глазами в то время, когда по данным приборов человек находился во сне.

Можно выделить два основных подхода к осознанным сновидениям: научный и эзотерический. В научном подходе сны понимаются как опыт погружения человека в виртуальную психическую реальность, существование которой связано с протеканием физиологических процессов в мозге. Известные представители: Д. Баррет, С. Блэкмор, Дж. Гаккенбах, С. Лаберж, П. Толи, Л. Левитан и др.
К осознанным сновидениям проявляют огромный интерес представители различных эзотерических школ, мистики, оккультисты, духовные практики (например, Карл Дюпрель). Среди эзотериков данное явление может встречаться под термином «спонтанная астральная проекция». В осознанных сновидениях они находят способы духовного развития и пути в иные измерения. Пример эзотерического подхода встречается в книгах Мерлина Маркелла «Обскура, или записки блуждавшего во тьме», Роберта Монро «Путешествия вне тела» и др.

Случаи из практики осознанных сновидений, а также вынесенный из них опыт известны у многих народов и отражены в устном эпосе (легенды, былины, сказки). Подробнее об этом можно прочитать в книге Евгения Цветкова «Счастливые Сны».
Сон в искусстве:
образ сна в литературе, живописи, кино и музыке
В стране Ксанад благословенной
Дворец построил Кубла Хан,
Где Альф бежит, поток священный,
Сквозь мглу пещер гигантских, пенный,
Впадает в сонный океан.

Уильям Колридж «Кубла Хан, или Видение во сне», перевод К. Бальмонта
Образ сна – благодатный лейтмотив для многих произведений искусства. Писатели, художники, поэты и кинорежиссёры обращались к нему многократно. Помните две знаменитые сказки про девочку Алису? В самом конце выясняется, что и улыбающийся кот, и вечно спешащий кролик, и шляпный болванщик, и говорящие карты и шахматные фигуры – всё это было лишь детскими ночными грёзами. А одна из самых известных комедий Шекспира «Сон в летнюю ночь»?
Очень интересна антология, составленная писателем и библиотекарем Хорхе Луисом Борхесом «Книга сновидений». Что объединяет китайского правителя, древнегреческого мудреца, индийского бедняка, богов и нас с вами? У Борхеса есть ответ — сны.

По Борхесу сновидения — отражение эпохи. Тут и странствования шумерского Гильгамеша в потусторонний мир, и пророческие сновидения Навуходоноссора, и философская сон-притча Чжуан-цзы, и красочное видение Великого Суда во сне…
Борхес писал о сборнике: «Сны представляют собой наиболее древний и отнюдь не наименее сложный из литературных жанров… В этой книге снов, которые опять будут грезиться читателям, собраны сны ночные — например, те, где стоит моя подпись, — сны дневные как сознательное упражнение нашего ума и прочие, истоки коих утеряны...».

Сальвадор Дали «Сон, навеянный полётом пчелы
вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944
Сновидение в литературе, как и вообще в культуре — распространённый сюжет, встречающийся в мифах, эпосе, религиозных сочинениях, исторических хрониках, беллетристике и поэзии по всему миру с древнейших времен. По словам Михаила Дынника сновидение как литературный приём «служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора».

Ю. Кискачи. Иллюстрация к сказке «Халиф на час»
В плане сюжета сон может быть представлен разными способами:

Сон-украшение. Обычно это вещий сон с толкованием. Используется в большинстве эпических традиций. Например, «Эпос о Гильгамеше».

Повествовательная рамка
, обрамление произведения в целом. Возникает в римской литературе. В средневековой литературе, особенно в поэзии, сновидение — один из самых частых типов рамочной конструкции. Например, пьеса «Укрощение строптивой» У. Шекспира, арабская сказка «Халиф на час», «Роман о Розе» Гильома де Лоррис и Жана де Мен, поэма Рауля де Удана «Сон о преисподней».
Сон-сюжет. В подобном сне автор акцентирует внимание читателя на определённой части сюжета, как бы намекая на важные вехи повествования. Например, сон Татьяны из «Евгения Онегина», раскрывающий смысл дуэли. Или сон Обломова, раскрывающий основную суть романа. Иногда описание сна помогает распутать клубок сюжета. Например, у Шекспира в «Макбете» сны Дункана и слуг.

И. Волков «Сон Татьяны», 1891
Психологический сон, характеризующий состояние героя. Превалирует в творчестве Достоевского. Михаил Бахтин указывает, что в художественном мире этого писателя преобладает «кризисная вариация сна», то есть сновидение, приводящее к перелому во внутренней жизни человека. Бахтин отмечал: «Пожалуй, во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую и существенную роль, как у Достоевского» («Дядюшкин сон», «Петербургские сновидения в стихах и прозе», «Сон смешного человека», сны Раскольникова в «Преступлении и наказании», сон Дмитрия в «Братьях Карамазовых»).
Частый приём, когда сложный, запутанный или фантастический сюжет заканчивается пояснением автора в самом конце, что всё это было во сне, например в повести Николая Гоголя «Майская ночь или утопленница» или в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Юрий Лотман пишет, что сон «говорит с человеком на языке, понимание которого принципиально требует присутствия переводчика. Сну необходим истолкователь — будет ли это современный психолог или языческий жрец». Михаил Гершензон формулирует проблему сновидения в литературе как «текста в тексте». Таким образом, сон можно считать отдельным жанром.

Туве Янссон. Иллюстрация к «Алиса в стране чудес», 1963
Сновидческие образы любимы многими музыкантами и певцами. И это не удивительно, ведь из всех видов поэзии песенная – самая лиричная, а что может быть романтичнее снов? Так, песня «The Lost Chord» Артура Салливана, мелодия которой приснилась ему в 1877 году, стала шлягером своего времени. По собственному признанию композитора Джузеппе Тартини соната «Трели дьявола» (1713) была услышана им во сне в исполнении самого князя тьмы.

Рихард Вагнер говорил про свою оперу «Тристан и Изольда»: «… всё это мне приснилось, мой бедный ум никогда бы не придумал этого целенаправленно». Гитарный риф песни «(I Can't Get No) Satisfaction» группы The Rolling Stones тоже был услышан Китом Ричардсом во сне. Пианисту Владимиру Горовицу снились аппликатуры его фортепианных исполнений.
Испанская афиша фильма «Сомния» (США, 2013)
Аналогична ситуация с самой знаменитой песней группы Beatles «Yesterday». Пол Маккартни рассказывал: «Я проснулся с красивой мелодией в голове. Это потрясающе… Что это? Я встал с кровати, подошел к пианино… Я не мог поверить, что сочинил это. Я ведь никогда не писал ничего подобного, но вот она, мелодия».

А кто из нас не знает пророческий сон казака из народной песни «Ой, то не вечер…», также известной под названиями «Казачья притча» и «Сон Степана Разина».
В народной, эстрадной, джазовой и рок-музыке не счесть числа «сонных песен»: легендарная «Спокойная ночь» группы Кино в исполнении Виктора Цоя, «Потерянный рай» группы Ария и другие. А если воспринимать слово «сон», как синоним «грёза» список расширяется до бесконечности ;-) Например, альбом «Sleeping With the Gods of Love» ирландской группы Dagda, играющей в стиле new age, сплетая кельтские ритмы и современную аранжировку.

Многие художники изображали на своих полотнах сны. Большинство из них использовали мифологические, фольклорные и религиозные сюжеты, впрочем, присутствуют и чисто бытовые. Есть даже целые циклы картин-снов. Например, у бельгийского художника Франса Мазереля, автора графических циклов с единым сюжетом — «романов в картинках», есть сборник графики «Ключ к снам», состоящий из 30 ксилографий.
На фреске Джулио Романо «Сон Гекубы» изображён известный античный сюжет. Гекуба, царица Трои, будучи беременной Парисом, увидела сон, будто она рожает факел, от которого сгорит весь город. Сон был истолкован прорицательницей Герофилой — и младенца бросили в горах. Но когда выросший Парис появился в Трое, его приняли как родного, забыв о предостережении. Благодаря совершенному Парисом похищению Елены, Троя действительно была сожжена дотла. Ту же историю рассказывали об упомянутом в «Божественной комедии» падуанском тиранеЭдзелино IV да Романо: будто его матери приснилось, что она родила горящий факел.

Джулио Романо «Сон Гекубы», XVI
На гравюре французского живописца и графика Жан Огюста Доминиика Энгра (1780 -1867) «Сон Оссиана» знаменитый бард видит во сне героя кельтских мифов, воина, мудреца и провидца — Финна Мак Кумала. Истории о Финне и его соратниках, воинах, живших в лесах и занимавшихся торговлей, разбоем и охотой, но в случае необходимости призываемых королём, образуют цикл фениев - один из четырёх главных циклов ирландской мифологии. По преданию они были рассказаны сыном Финна, легендарным бардом Оссианом.

Энгр «Сон Оссиана», 1813
Гравюра Огата Гекко «Видение императора Го-Дайго» рассказывает историю свергнутого с трона японского императора, который увидел сон, побудивший его привлечь на свою сторону Кусуноки Масасигэ и восстановиться на престоле: «Он увидел огромное вечнозелёное дерево с густой листвой, ветви которого по большей части были обращены к югу. Под деревом располагались Три Великих Министра и все другие высшие чиновники, сидевшие в соответствии со своим рангом…. Вдруг появились двое детей .. и молвили: „На всей земле нет такого места, где бы Его Величество смог укрыться... Всё же, под этим деревом есть место.. Это императорский трон, предназначенный для Вас"».
Огата Гекко «Видение императора Го-Дайго», 1904

Также богато представлен жанр сна в кинематографе. Например, фильм «Сомния» (Before I Wake, дословно — «Прежде, чем я проснусь», США, 2013). После гибели сына Шона супруги Джесси и Марк Хобсон усыновляют мальчика Коди. Вскоре они узнают, что когда Коди спит, его сны становятся реальностью: он любит рассматривать альбомы с бабочками, и в одну из первых ночей они видят в комнате разноцветных бабочек. Мальчик видит на фотографии Шона, на следующую ночь Шон появляется, и Джесси успевает обнять его до того, как он исчезает при пробуждении Коди. Но Коди пытается не спать, говоря Джесси, что во сне к нему часто приходит чудище Кракмэн, который съел его маму…
В начале августа 2022 состоялась премьера американского фэнтезийного телесериала «Песочный человек» — экранизация одноименной серии комиксов, созданной по сценарию знаменитого писателя Нила Геймана. В результате тайного ритуала повелитель снов Морфей оказывается в плену у оккультиста. Спустя 70 лет ему удаётся бежать. В его отсутствие мир сильно изменился. Теперь Морфею предстоит вернуть былую силу, возродить своё царство и понять как изменился он сам. В роли Морфея Том Стёрридж. Среди прочих играют такие мэтры, как Дэвид Тьюлис и Стивен Фрай.

Очень интересен российский научно-фантастический телесериал «Сны» (2016), рассказывающий о работе экспертов Лаборатории осознанных сновидений. Герои — психотерапевт Галина Акимова и нейрофизиолог Кирилл Зерлинский. Помимо перипетии личной жизни, вплетённой в сюжет с помощью повторяющегося кошмара героини, красочно описаны сны их пациентов. Каждая серия – отдельный сюжет и новый сон.

С помощью современных технологий эксперты погружают пациента в особое состояние, ведут по лабиринтам сна и интерпретируют зашифрованные сигналы подсознания. Тем самым они помогают решить сложные и запутанные проблемы, которые не осознаются днём, но приходят во сне в виде загадочных символов. Создатели сериала консультировались с психологами и сомнологами. А кто такие сомнологи и чем они занимаются мы расскажем в следующей главе.

Кадр из телесериала «Сны» (Россия, 2016)
Наука о сне:
сомнология, физиология сна
Обычно люди видят во сне то, о чём они думают днём.
Геродот
Что такое сон и зачем он нужен? Этот вопрос до сих пор вызывает споры среди учёных. Человек в совокупности спит около 25 лет своей жизни. Бессонница же влечёт за собой массу неприятных последствий, среди которых расстройства психики и серьёзные соматические заболевания. Существуют также пограничные состояния: летаргический сон (кома) и сомнамбулизм (лунатизм).

А что такое вещий сон, о котором так часто говорят? Это сновидение, которое полностью или частично повторяется в жизни. По мнению учёных, оно связано с повышенной чувствительностью головного мозга. Обычно ближе к утру он начинает работать интенсивнее. Из-за этого улавливает малейшие изменения, даже те, которые человек не ощущает при бодрствовании. Это одна из теорий появления вещих снов.
Итак, что же такое сон с точки зрения медицины и физиологии? Димитрий Марков и Марина Голдман в статье «Normal sleep and circadian rhythms: neurobiologic mechanisms underlying sleep and wakefulness» дают такую характеристику: «Сон (лат. somnus) — периодически возникающее физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир, присущее млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым и головоногим моллюскам. Циклическое чередование сна и бодрствования необходимо для функционирования всех высших животных».

Никифор Крылов «Спящий мальчик», 1824
Человек относится к небольшому числу млекопитающих, у которых в течение суток можно выделить только один главный (в случае обезьяны и человека — ночной) эпизод сна. В некоторых культурах существует практика кратковременного дневного сна — сиеста. Она распространена в странах Средиземноморья и некоторых странах Центральной Америки. Исследование проведённое в Греции университетом Афинской медицинской школы и Гарвардом показало наличие связи между получасовым послеполуденным отдыхом хотя бы трижды в неделю и снижением риска инфаркта на 37 %.

Спящий жираф. Фотограф: Майк Роденбург
Сон жизненно важен для здоровья, настроения, умственной деятельности, качества работы и социальной жизни. В ходе многочисленных исследований учёных разных стран выявлено множество влияющих на сон и его продолжительность факторов: настроение, качество сна, хронотип, демографические данные (возраст, пол, доход), образ жизни, состояние здоровья, питание, степень усталости, а также внешние факторы (время года, общий уровень шума, местонахождение и др.). Так, проводимые исследования близнецов доказывали, что характеристики сна находятся под сильным генетическим влиянием.
Структура сна.
Существует 5 стадий сна, обусловленные активностью различных структур мозга: 4 стадии медленного сна и быстрый сон. Вся эта последовательность называется циклом. Для чего нужны все эти стадии сна, какие «ночные дары» приносят они нам?

На первой стадии могут появляться идеи, способствующие успешному решению проблем наяву. На второй стадии повышаются пороги восприятия (интуиция). Третью и четвёртую стадии часто объединяют под названием дельта-сна. В это время человека разбудить очень сложно. На этой стадии возможны приступы лунатизма, разговоры во сне и другие подобные проявления.

Gene Raz von Edler. Ellysiumn Arts
Быстрый сон (быстроволновой сон, парадоксальный сон) — пятая стадия сна, была открыта в 1953 году Н. Клейтманом и его аспирантом Асеринским. В этот период электрическая активность мозга схожа с состоянием бодрствования. Быстрый сон обеспечивает функции психологической защиты и переработку информации.

voronov71 «Фазы быстрого сна», 2014
Именно в стадии быстрого сна мы видим ночные грёзы – сновидения, которые могут длиться от 5 минут до часа. Если в это время разбудить спящего, то в 90 % случаев можно услышать рассказ о ярком сновидении. Впрочем, новейшие исследования доказывают, что сновидения возникают также и во время медленного сна, но их продолжительность короче и они не такие эмоциональные. Подробнее об этом можно почитать в статье Елены Наймарк «ЭЭГ — замочная скважина для сомнологов».
Анри Руссо «Спящая цыганка», 1897
Кто, как и когда изучал сон?
В прошлом существовало множество различных теорий сна, которые формировались по мере развития естествознания, физиологии и медицины.

Аристотель говорил о близости сна к смерти: «... сон же принадлежит по своей природе к такого рода состояниям, как пограничное между жизнью и не жизнью, и спящий ни не существует вполне, ни существует, ибо состоянию бодрствования жизнь присуща главным образом благодаря ощущению».

Василий Перов «Спящие дети», 1870
Представление о родстве сна и смерти задержало его изучение на столетия. Но тем не менее, еще в Средневековье велись некоторые рассуждения о причинах возникновения сна. Так, в XII веке монахиня Хильдегарда из Бингена считала сон сродни потреблению пищи и связывала его с грехопадением Адама. В XVII–XVIII веках причинами сна считали недостаток или избыток каких-либо основополагающих субстанций: недостаток «животного духа», расходующегося при физических нагрузках; нехватку «жизненного эфира», вызываемую утомлением; избыток «нервного духа», выделяемого во время бодрствования мозгом; сгущение крови и другие причины.

Джотто «Иннокентию III является во сне Святой Франциск, поддерживающий церковь», 1290-е
Понимание сна как состояния, близкого к смерти, царило в умах европейцев до конца XIX века. Однако на Востоке, в Индии и Китае, сон изучали с древнейших времён. В этом плане интересны древнеиндийские религиозно-философские трактаты Веды и Упанишады, созданные неизвестными авторами, передававшиеся сначала устно, а позднее записанные на древесной коре и пальмовых листьях. В них описывалось два вида сна — без сновидений и с ними, причём сновидения рассматривались уже как отдельная форма сознания. То есть древние индийцы уже знали о существовании двух основных фаз сна: медленного (глубокого) и быстрого.
В XIX веке в Европе мистические понятия постепенно стали уступать место физиологическим и химическим, однако это были только первые «неловкие» попытки исследовать сон. Приверженцы гемодинамической теории П. Кабанис и И. Мюллер связывали сон с застоем крови в мозге, а К. Бернар, А. Моссо и И.Р. Тарханов — с малокровием. Чешский анатом Я. Пуркинье полагал, что сон вызван приливом крови к нервным центрам и их опуханием, в результате чего проходящие через них волокна теряют проводимость и связь с другими отделами мозга.

В истории «науки о сне» важную роль сыграли исследования М. М. Манасеиной (1843—1903), ученицы физиолога И.Р. Тарханова. В 1870-х годах она изучала значение сна для организма и пришла к выводу, что сон для организма важнее пищи. Научную теорию сна создал И.П. Павлов, показавший, что действительной причиной сна являются особые нервные процессы возбуждения и торможения, происходящие в головном мозге.
Современные представления о природе сна сформировались во второй половине XX века, после появления методов регистрации биоэлектрической активности головного мозга (электроэнцефалограмма, ЭЭГ), мышц (электромиограмма, ЭМГ) и глаз (электроокулограмма, ЭОГ). Крупным достижением в этой области стало открытие в 1950-х Н. Клейтманом, У. Дементом (США) и М. Жуве (Франция) явления «парадоксального сна».

Сомнология (лат. somnus = сон и греч. λόγος = учение) — раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека. Основной метод диагностики полисомнография — исследование сна пациента с использованием специализированных компьютерных комплексов. В настоящее время насчитывается около 90 видов нарушений сна. Чаще всего пациенты жалуются на бессонницу.

Кроме физиологических особенностей сна, изучаются его психологические особенности. Для этого существуют методы субъективной оценки качества сна: индекс тяжести сна, опросник содержания мыслей перед сном Глазго и др.

Ремедиос Варо «Бессонница», 1947
Отечественная сомнология началась с того, что в 1968 году под руководством А.М. Вейна была впервые зарегистрирована полиграмма сна, то есть записаны необходимые объективные данные, позволяющие расшифровать структуру сна.

Новой областью изучения является функционирование генов, тем или иным образом связанных со сном. Так, в апреле 2017 года Университет штата Вашингтон опубликовал результаты экспериментов, показывающих связь между циклом засыпания и пробуждения у мышей и экспрессией гена FABP7, найденного у 3 видов млекопитающих, включая человека. Повреждение этого гена вызывало прерывистый сон.
Почему не спится и что делать?
В ходе медицинских исследований выявлено 5 видов патологии сна:

диссомнии — нарушения ночного сна (например, бессонница);

апноэ во сне — психогенное либо механическое нарушение дыхания во сне;

гиперсомнии — непреодолимая патологическая сонливость (например, нарколепсия);

парасомнии (например, лунатизм);

сонный паралич — паралич мышц наступает до засыпания или после пробуждения.
Фармакологическая регуляция сна без назначения врача может быть очень опасна. Вплоть до XX века к числу снотворных причисляли такие наркотики, как опиум и морфин. Помните культового персонажа книг Артура Конан Дойля — Шерлока Холмса? Тем не менее, злоупотребление снотворными и успокаивающими препаратами — распространённое и опасное явление в развитых индустриальных странах и поныне.

Карл Брюллов «Сон бабушки и внучки», 1829
Установлено, что магний способствует выработке мелатонина — гормона сна, приём его должен быть составной частью программы для улучшения сна. Также существуют иные кардинальные методики лечения нарушений сна. Например, электросон — метод нейростимулирующей терапии, в результате воздействия на центральную нервную систему пациента током низкой частоты и малой силы возникает состояние сонливости.

Профессор Ричард Р. Будзин в Лаборатории исследований сна при Университете в Аризоне много лет изучал расстройства сна. В годовом отчёте по клинической психологии он описал различные психологические подходы для лечения бессонницы. Лечение, названное «стимульным контролем» состоит из шести этапов: ложиться спать, только когда хочешь спать; не лежать в постели больше 10 минут, если не получается заснуть; просыпаться утром по будильнику в одно и то же время; не спать днём и другие.
Интересно исследование невролога и нейропсихолога Оливера Сакса (1933-2015). В 1917—1928 годы эпидемия летаргического энцефалита прокатилась по миру. Заражённые впали в летаргический сон, продлившийся 50 лет. Их считали безнадежными и содержали в специальных клиниках. В 1960-х появился новый препарат, который Сакс решил попробовать на страдающих «сонной болезнью». В книге «Пробуждения» рассказывается о 20 пациентах госпиталя «Маунт-Кармель». Имена их изменены, но все истории подлинны.

По мотивам книги был снят фильм «Awakenings» (США, 1990). Кинолента Пенни Маршалла получила три номинации на премию «Оскар»: лучший фильм года, лучший сценарий, лучший актёр в главной роли (Роберт Де Ниро).
И напоследок нельзя не рассказать о снах людей учёных. Мы уже упоминали Дмитрия Ивановича Менделеева. Но немногие знают, что армянский языковед, создатель армянского алфавита и основоположник армянской литературы Месроп Маштоц (361/362 — 440) во сне увидел ангела, который показал ему армянский алфавит. Автор книги «История Армении» Мовсес Хоренаци пишет: «И видит он не сон ночной и не видение наяву, но в бьющемся своём сердце открывшуюся очам души десницу, пишущую на камне... и отложилось в уме Месропа, словно в каком-то сосуде. И воспряв от молитв, он создал наши письмена…».

Степанос Нерсисян «Месроп Маштоц», 1882
А основоположнику философии Нового времени и аналитической геометрии Рене Декарту (1596 —1650) приснилась открытая книга, которую он назвал Scientia mirabilis — сумма всех наук. Концепция оказалась очень важной для формирования его мировоззрения и заложила основы современного научного метода. Содержание сна было записано в не дошедшем до нас дневнике сновидений Декарта, носившем название Olympica.
Итак, наши милые сновидцы, мы побывали в царстве Морфея — рассмотрели сон и сновидения с разных сторон: мифологической и религиозной, психологической и эзотерической, художественной и научной. Пришло время отпустить бога сна (во всяком случае, до ночи ;-)
Приготовились — просыпаемся!