Путешествие в страну сарказма
К 355-летнему юбилею Джонатана Свифта (1667 - 1745)
Джонатан Свифт - великий английский сатирик, публицист и поэт, с творчеством которого связано особое направление английской литературы, получившее дальнейшее развитие в произведениях многих поколений писателей.
Творческая деятельность Свифта началась на рубеже двух веков, когда чрезвычайно разнообразный опыт английской литературы стал подвергаться переосмыслению в свете нарождавшихся просветительских идей.
Его произведения ознаменовали важный этап в развитии английского просветительского реализма.
Посредством сатирических приемов он высмеивал пороки английского общества; обращаясь к конкретным проблемам своего времени, он трактовал их в философском, отчасти аллегорическом плане, благодаря чему социальная острота и злободневность его произведений перерастают в широкие философские обобщения.
Джонатан Свифт происходил из скромной английской семьи. Его дед, Томас Свифт был приходским священником в городке Гудрич графства Херефордшир и, хотя не имел особенных средств, жил в достатке, несмотря на многочисленную семью. Однако революция и последовавшая за ней гражданская война не прошли бесследно и для него. Как горячий приверженец короля, он принял деятельное участие в борьбе и оказывал содействие своим единомышленникам чем только мог. Он произносил речи ультрароялистского
содержания, зорко следил за передвижением войск, уведомляя своих и предупреждая об угрожавших опасностях, наконец, жертвовал своим достатком для поддержания безнадежного дела. Все это не прошло, конечно, для него безнаказанно. Местный временный комитет признал его опасным злоумышленником; поэтому он был арестован и заключен в тюрьму, а его ферма и имущество конфискованы. С окончанием междоусобиц викарий получил свободу и принялся за восстановление своего разоренного хозяйства, но так и не дожил до Реставрации, которая, конечно, щедро вознаградила бы его за все понесенные жертвы. Таким образом, Томас Свифт не оставил почти ничего в наследие своей многочисленной семье, и члены ее предоставлены были всецело своим собственным усилиям.

Гудрич в Херефордшире
Современное фото
~

Карта Дублина, 1610 г.
Репринт 1896 г.
Отец Свифта, также Джонатан, шестой или седьмой сын знаменитого викария, после смерти отца отправился в Ирландию, где его старший брат Годвин успел нажить себе порядочное состояние. Джонатану было тогда всего только 18 лет; он существовал случайными заработками, но несмотря на это, вскоре женился на Эбигейл Ирик, девушке из старинной лейчестерской семьи. Ему удалось получить мелкую судейскую должность в Дублине, что обеспечивало семье хотя и небольшой, но верный доход. При поддержке богатого и пользо-вавшегося хорошей репутацией брата Джонатан рассчитывал со временем сделать карьеру, однако этим надеждам не суждено было осуществиться. Он умер совсем молодым, оставив беременной жене и маленькой дочери ничтожные средства существо-вания. Джонатан Свифт, будущий великий сатирик, родился спустя семь месяцев после смерти своего отца, 30 ноября 1667 г.
~
Не знавший отца, маленький Свифт довольно скоро лишился также и общества матери - его кормили-ца-англичанка, решив поехать на родину, увезла с собой и своего воспитанника, с которым не желала расставаться. Лишь спустя три года Джонатан был возвращен в семью, заботу о которой целиком взял на себя его дядя Годвин. Именно дядя спустя не-сколько лет определил своего племянника в Килькенскую школу, одну из лучших в округе.
С этого момента для шестилетнего Джонатана, собственно, перестает существовать его родная семья, и он растет, как круглый сирота. Оторванный от матери, к которой он питал глубокую привязан-ность, Свифт затаил в сердце неприязнь к дяде, руководившему теперь его воспитанием. В 14 лет Свифт поступил в Тринити-колледж в Дублине.
Увы, он был далеко не из выдающихся учеников -

Тринити-колледж в Дублине
Современное фото
его оценки были недостаточно высоки, что впоследствии дало повод недоброжелателям утверждать, будто он получил степень бакалавра из милости. На самом деле усиленным занятиям Свифта в университете сильно мешала полная необеспеченность и тягостное настроение, вызываемое мыслями о вечной зависи-мости. Давал ли дядя Годвин повод к подобным мыслям или они возникали просто из самолюбия и гордости Свифта - в любом случае мысль добиться независимого существования прочно запала в душу юноши и служила решающим мотивом во многих важных событиях его дальнейшей жизни.
Однажды, когда юный Свифт находился в особенно угнетенном настроении, так как даже ненавистный дядя не мог уже более его поддерживать (он разорился на спекуляциях), и с отчаянием думал о своем будущем, он заметил из окна какого-то матроса, очевидно иностранца, ходившего взад и вперед по двору и разыскивавшего кого-то. «А что, если это посланец от моего двоюродного брата Уилауби, – подумал он, – и ищет меня, чтобы передать подарок от него…» Предчувствие не обмануло: моряк вошел в его комнату и подал ему увесистый кошелек с деньгами, сказав, что это подарок от его кузена Уилауби, торговца в Лиссабоне. Радости Свифта не было предела; это была первая значительная сумма, попавшая в его руки, – но он уже знал цену деньгам и проявил, несмотря на свои молодые годы, ту расчетливость, которую часто путают со скупостью. В течение долгого времени заветный кошелек выручал его в затруднительных случаях.


Портрет Дж. Свифта
Томас Пули, 1682 г.
Окончание Свифтом университета совпало с крайне тревожными событиями, главной ареной которых была Ирландия. Король Яков II бежал из Англии и искал опоры в преданных ему католиках. Ирландцы откликну-лись на призыв своего короля; снова разгорелась междоусобица. Англичанам пришлось покинуть свои насиженные места и искать спасения в бегстве. При таких условиях Свифту в Ирландии тоже было не на что рассчитывать, и он бежал вместе с другими, отправившись к своей матери в Лейчестер.
В Англии молодой Джонатан провел два года, в течение которых он служил секретарем у дальнего родственника семьи сэра Уильяма Темпла, состоятельного отставного дипломата.

Дом в Мур-парке
Современное фото
К тому времени, когда мать Свифта обратилась к Темплу с просьбой принять участие в судьбе сына, тот уже оставил государственную и дипломатичес-кую деятельность и проживал в своем поместье Мур-Парк в графстве Суррей. Несмотря на отстав-ку, он по-прежнему занимал высокое положение в обществе. Его часто навещал сам Вильгельм Оранский, который советовался с ним как с опыт-ным политиком. Темпл отозвался на просьбу Эбигейл и пригласил Свифта к себе.
По мнению вельможи, бедный родственник должен был удовлетвориться ролью доверенного слуги при нем. Действительно, положение Свифта в Мур-парке было незавидное: он читал своему патрону, писал письма, вел счетные книги и исполнял обязанности старшего камердинера. Конечно, честолюбивый юноша не мог примириться с поло-
жением слуги. Вероятнее всего, он часто пренебрегал своими обязанностями, был нелюбезен и груб. Недовольство росло с обеих сторон, и открытый разрыв становился неизбежным. На выручку явился случай: у Свифта обнаружились приступы головокружения и глухоты, от которых он страдал впоследствии всю жизнь, и врачи посоветовали ему вернуться на родину. Благодаря этому обстоятельству, отъезд Свифта не только не сопровождался раздором, но Темпл даже снабдил его рекомендательным письмом к секретарю вице-короля Ирландии.
~
На родине, однако, устроиться не удалось, и он снова вер-нулся к своему покровителю. За время отсутствия Свифта оба успели более беспристрастно оценить друг друга. Темпл был достаточно проницателен, чтобы заметить способности, таившиеся в заносчивом юнце, а тот, в свою очередь, убедил-ся на опыте, что общество выдающегося государственного деятеля – далеко не последняя вещь и что молодому челове-ку без связей не так-то легко устроиться в жизни. На этот раз положение Свифта в доме Темпла было уже иным. Прежде всего, Темпл оказал ему поддержку в получении степени магистра в Оксфордском университете (1892 г.). Ему стали поручаться дела большей важности. К этому же времени относятся встречи Свифта с королем Вильгельмом, которого он сопровождал во время его прогулок по саду в Мур-Парке. В этот период своей жизни Джонатан находился на распутье. С одной стороны, его чрезвычайно привлекала политическая деятельность и те возможности, которые ему предоставляла близость к элите страны. С другой стороны, он мечтал о достижениях на литературном поприще и видел

Сэр Уильям Темпл
Гаспар Нецшер, 1675 г.
себя будущим писателем. Все чаще его внимание стало обращаться к церкви: к ней влекло и образование, полученное им, и родственные связи, и внешние обстоятельства, и, быть может, даже внутренняя склонность. Отчасти из-за этой склонности, а возможно в пику своему благодетелю, от которого ожидал более деятельного участия в своей судьбе, в 1695 г. Свифт уехал в Ирландию, где принял сан.
~
Его приход в городке Килрут представлял собой глухое отдаленное место, где он мог убедиться, как мало соответствует его наклонностям спокойная, отрешенная от житейских забот деятельность приходского священника. В конце концов, пресытившись независимостью, он оставил приход и отправился снова в Мур-Парк, куда его звал Темпл и куда, несмотря на неприятные воспоминания, его тянуло самого. На этот раз дипломат-аристократ, доживавший уже свои последние годы, принял Свифта, как гостя; взаимное раздражение, столкновения, недовольство – обо всем этом было забыто. В комфорте и уюте, окруженный множеством книг из библиотеки Темпла, Джонатан провел еще несколько лет. А в 1699 г. его покровитель умер. Свифту снова предстояло вступить в жизнь и прокладывать себе дорогу, теперь без надежды на чью-либо помощь и содействие. Спустя годы Джонатан Свифт напишет, что вместе с Уильямом Темплом умерло все великое и доброе среди людей.
~
Свифт занимается поисками новой должности, обращается к лондонским вельможам. Долгое время эти поиски успеха не имели, пока в 1700 г. он не получает места служителя собора св. Патрика в Дублине; через несколько лет он переезжает в деревню Ларакор. По-прежнему часто посещая Англию, он заводит знакомства в литературных кругах. Свифт не только живо интересуется политической жизнью страны, но и принимает в ней самое непосредственное участие, завоевы-вая признание как блестящий сатирик и памфлетист.
В 1704 г. Свифт анонимно издает свои первые памфлеты "Сказка бочки" и "Битва книг"(был опубликован как предисло-вие к первому), написанные еще в поместье Мур-Парк. Эти два памфлета, в сущности - широкий пародийный и сатири-ческий обзор духовной жизни Англии, да и всей Европы XVII века, в которой автор определяет свою позицию и место. Современники сразу отметили особенности сатирического стиля Свифта: яркость, бескомпромиссность, отсутствие прямой проповеди - автор иронически описывает события, оставляя выводы на усмотрение читателя.
"Битва книг" представляет собой сатирическую интерпрета-цию полемики, имевшей место во Французской академии в конце XVII в. по поводу сравнительных достоинств литерату-ры и искусства античности и современности (Спор о древних и новых). В нём описывается воображаемое сражение между книгами в Королевской библиотеке Великобритании, в ходе которого сочинения и их авторы стремятся утвердить своё превосходство друг над другом. При этом Свифт не отдает
предпочтения ни одной из сторон, а представляет рукопись как бы повреждённой в нескольких местах, предоставляя читателю самому догадаться об исходе битвы. Тем не менее, Свифт достаточно определенно высказывается о том, в чем он видит долг писателя - в том, чтобы приносить пользу людям и обогащать их идеями. В иносказательной форме эта мысль выражена во вставном эпизоде о пауке и пчеле: паук, забившись в темный угол, плетет свою паутину вдали от людей и света; пчела разрывает паутину и устремляется к цветам и свету, чтобы добывать сладкий мед, необходимый людям.
~
Памфлет "Сказка бочки", явившийся смелой сатирой на церковь и ее догматы, принес Свифту всеобщее признание. Он снабжен многозначительным подзаголовком, который можно отнести ко всему творчеству Свифта: «Написано ради общего совершенствования рода человеческого». Книга сразу становится популярной и в первый же год выходит тремя изданиями. Его центральная часть - притча о трех братьях, каждый из которых олицетворяет одну из форм религии: Петр - католичество, Мартин - лютеранство (англиканская церковь), Джек - кальвинизм (пуританство). Жизнеописание братьев носит аллегорический характер. Умирая, отец (христианство) оставляет в наследство своим сыновьям по кафтану и завещает носить их бережно и содержать в чистоте, а еще жить по-братски в одном доме. Первые годы братья свято соблюдали отцовское завещание и были счастливы. Но потом, стремясь приобщиться к светской жизни и завоевать благосклонность трех дам по имени Корыстолюбие, Честолюбие и Гордость, братья нару-шили заветы отца. Боясь отстать от моды, они украсили свои скромные кафтаны аксельбантами и прочими украшениями. Петр объявил, что поскольку он старший из братьев, то именно он является единственным наследником отца.
Он прославился своими изобретениями: радикальным сред-ством от глистов (отпущение грехов), учреждением "шепталь-ни" (исповедальни), открытием "универсального рассола" (святая вода). Благодаря им Петр баснословно разбогател, но совершенно обезумел. Он дошел до того, что стал ходить
в трех высоких шляпах, надетых одна на другую (имеется в виду папская тиара); когда с ним здоровались, протягивал свою ногу в ожидании поцелуя (также намек на папу римского).
Вскоре братья перессорились и после разрыва (церковная реформация XVI в.) так и не помирились.
Мартин и Джек, оба страдавшие от тирании Петра, решили реформировать свою одежду согласно
отцовским предписаниям. Мартин проявил в данном случае осмотрительность и умеренность: он отрывал шнурки и бахрому, стараясь не повредить кафтан. Зато Джек впал в неистовство и разорвал весь свой кафтан сверху донизу. Кончилось тем, что он, как и Петр, тоже утратил рассудок.
В своем осуждении католицизма и крайностей пуританства Джонатан Свифт был непримирим. И если о лютеранстве он пишет более сдержанно, то лишь потому, что его вынуждает к этому сан священника англиканской церкви.
~
В 1710 г. к власти в Англии пришла партия тори, и Свифт, разочаровавшийся в политике вигов, выступил в поддержку правительства. В некоторых областях их интересы действительно совпадали: тори прекратили войну с Францией, заключив Утрехтский мир, осудили коррупцию и пуританский фанатизм. Именно к этому и призывал ранее Свифт. Кроме того, он подружился с главой партии тори виконтом Болингброком, который кроме прочего оказался талантливым и остроумным писателем.
В знак благодарности Свифту предоставили страницы консервативного еженедельника
"The Examiner", где в течение нескольких лет он публиковал свои памфлеты.
В 1713 г. с помощью друзей из лагеря тори Свифт был назначен деканом собора Святого Патрика в

Собор св. Патрика в Дублине
Современное фото
Дублине. Это место, помимо финансовой независимости, дало ему прочную политическую трибуну для открытой борьбы, хотя и отдалило от большой лондонской политики. Тем не менее Свифт, даже находясь в Ирландии, продолжает активное участие в общественной жизни страны, публикуя статьи и памфлеты по насущным проблемам. Он гневно выступает против социальной несправедливости, сословной спеси, угнетения, религиозного фанатизма. Почти все сочинения Свифта издавались под псевдонимом или анонимно, но обычно их авторство ни для кого не было секретом.
В 1714 г. виги вновь вернулись к власти, а Болингброк вынужден был эмигрировать во Францию. Свифт, лишившись влиятельного покровителя, оказывается совершенно отстранен от какого-либо участия в политических делах Британии, и его внимание все больше привлекает положение дел в стране, которая, собственно, и была его настоящей родиной - в Ирландии.
~

Карта Британии и Ирландии
Пьер дю Валь, 1682 г.
Ирландия, этот вечный пасынок «коварного Альбиона», находилась в крайне плачевном, ужасающем положении. Ожесточенная борьба между англосаксами и коренным населением, обостряемая религиозным разногласием, шла не на жизнь, а на смерть, и Ирландия являла собой картину полного опустошения. Страшная бедность царила повсюду. Суровость законов, направленных против католиков, делала невозможным любое сопротивление. Всякое проявление
духа независимости жестоко преследовалось английскими властями. Положение ирландских протестантов также было не особенно завидным. На них смотрели, как на колонистов, выселявшихся из Англии для того, чтобы лишь теснее связать непокорную страну с метрополией; их интересы принима-лись во внимание лишь настолько, насколько они совпадали с интересами самой Англии, а во всем остальном их нужды так же игнорировали, как и нужды коренных ирландцев.
В 1663 г. в интересах английских лендлордов, желавших уничтожить своих конкурентов, был издан закон, запрещающий вывозить из Ирландии в Англию рогатый скот. А между тем скотоводство составляло одну из наиболее цветущих отраслей местного сельского хозяйства. Затем новый закон отнял у Ирландии право вести торговые сношения с колониями. Вместо рогатого скота ирландцы стали разводить овец. Условия благоприятствовали развитию этой отрасли; шерсть, вырабатываемая здесь, отличалась хорошими качествами, содержание овец стоило дешевле, а налоги были легче, чем в Англии. Поначалу парламент поощрял ирландских шерстепромышленников, но в 1694 г. специальным биллем было запрещено вывозить ирландскую шерсть не только в Англию, но и вообще куда бы то ни было. Эта жестокая мера имела самые ужасные последствия для Ирландии: главная промышленность целой страны была сметена и уничтожена одним росчерком пера, а население, кормившееся от нее, лишилось средств существования.
"...Вся страна представляет одну сплошную картину нищеты и опустошения и может поспорить в этом отношении даже с пустынной Лапландией; законы издаются без согласия нации, суды приходится искать за многие сотни миль, правители не питают никаких симпатий к управляемым… Одним словом, всё, что только может сделать народ несчастным и презренным, соединилось, чтобы обрушиться на бедную Ирландию..."
Так Свифт описывал положение страны в письме, предназначенном для главы правящей партии Роберта Уолпола.

Портрет Джонатана Свифта
Чарльз Джервас, 1718 г.
В 1720 г. палата лордов ирландского парламента, сформированная из английских ставленников, полностью передала британской короне все законодательные функции в отношении Ирландии. С этого момента Свифт включается в борьбу за автономию Ирландии, разоряемой в интересах английской метрополии. Начавшись как протест против ненавистных ему вигов, политическая позиция Свифта в конце концов привела его к роли ирландского патриота и борца за вольность ирландского народа, бедственное положение которого было для него очевидно.
Вначале он хотел отстаивать лишь привилегии ирландской церкви против стремления властей превратить ее в послушное орудие своих предначертаний. Но скоро убедился, что оставаться на почве одних только церковных интересов невозможно, ибо речь идет о гораздо более существенных вопросах и для успешной борьбы с жестокой политикой английской администрации он должен стать на народно-национальную почву.
~
Целых шесть лет, до 1720 г., Свифт провел в молчании - предшествующая чрезмерно деятельная жизнь как бы истощила его силы, к тому же именно в это время он был занят урегулированием личных отношений.
В жизни прославленного сатирика было две женщины. С одной из них, Эстер Джонсон, Джонатан познакомился еще в поместье Уильяма Темпла. Мать девочки работала там служанкой, и молодой секретарь стал учителем, а потом и другом восьмилетней Эстер, которую он называл Стеллой. Позднее, по просьбе Свифта, Эстер-Стелла вместе со своей подругой-компаньонкой переехала в Ирландию и поселилась неподалеку от него.
На протяжении долгого времени Свифт почти ежедневно писал ей письма, которые впоследствии составили книгу "Дневник для Стеллы", изданный посмертно. Часть биографов, опираясь на свиде-тельства друзей Свифта, предполагает, что он и Стелла тайно обвенчались около 1716 г., хотя доку-ментальных подтверждений этому не обнаружено.
Около 1707 г. Свифт познакомился с другой девуш-кой, 19-летней Эстер Ваномри, которая получила прозвище Ванесса. С Ванессой его также связывала длительная переписка; ей посвящена поэма Свифта "Каденус и Ванесса". В 1714 г., когда умерла ее мать, Ванесса переехала жить в Ирландию, чтобы быть поближе к Свифту, а спустя девять лет умерла от туберкулеза. Через пять лет скончалась и Стелла. Писатель тяжело переживал потерю любимых женщин, эти трагедии наложили тяжелый отпеча-ток на всю его оставшуюся жизнь.
Эстер Джонсон. Гравюра 1893 г. по рис. Г. Мак-Мануса
Свифт и Ванесса. Уильям Фрайт, 1881 г.
~
Первый памфлет Свифта, написанный в защиту Ирландии, относится к 1720 году - это "Предложение о всеобщем употреблении изделий исключительно ирландского производства". Как показывает само заглавие, памфлет направлен против английских промышленников, стремившихся при поддержке прави-тельства заполнить ирландские рынки товарами английского производства. Свифт предлагает ответить на эту политику полным отказом покупать товары, привозимые из Англии, и употреблять исключительно местные изделия.
Памфлет был объявлен преступным: против автора и издателя возбуждено преследование, – но автор был, как и всегда, неизвестен, издателю же пришлось попасть на скамью подсудимых. Однако памфлет произвёл свое действие: присяжные отказались вынести обвинительный приговор. Общественное мнение было настроено в пользу несчастного издателя. Страсти накалились до такой степени, что власти сочли за лучшее прекратить процесс. Свифт одержал полную победу.
Заметив, что многие могилы в соборе святого Патрика запущены и памятники разрушаются, Свифт разослал родственникам покойных письма, в которых требовал немедленно прислать деньги для ремонта памятников; в случае отказа он пообещал привести могилы в порядок за счёт прихода, но в новой надписи на памятниках увековечить скупость и неблагодарность адресата. Одно из писем было направлено королю Георгу II. Его величество оставил письмо без ответа, и в соответствии с обещанием на надгробной плите его родственника были отмечены скупость и неблагодарность короля.
Народная любовь и почитание в полной мере обрушилась на Джонатана после анонимных "Писем суконщика", которые вышли из-под типографских станков многотысячным тиражом. Первое "Письмо суконщика" к ирландскому народу появилось в 1724 г. Оно призывало игнорировать английские медные деньги, выпускавшиеся в то время в большом количестве и не имеющие никакой ценности, а также не покупать товары, произведенные в Британии. Слова его падали на подготовленную почву; эффект их был громаден. В четвертом, самом сильном "Письме" Свифт яростнее всего обличает беззакония и злоупотреб-ления, допускаемые английским правительством, и взывает к борьбе за независимость. Он провозгласил по существу декларацию прав угнетённого народа:
"...Всякое управление без согласия управляемых есть самое настоящее рабство… По законам Бога, природы, государства, а также по вашим собственным законам вы можете и должны быть такими же свободными людьми, как ваши братья в Англии..."
~

Воззвание к народу Ирландии.
Письма суконщика, 1824 г.
Борьба достигла кульминационной точки. Прави-тельство признало четвертое письмо преступным и издало прокламацию, в которой предлагало 300 фунтов тому, кто выдаст автора; издатель же немедленно был привлечен к ответственности. Свифт возмутился, отправился к вице-королю и осыпал его упреками за то, что он преследует ни в чем не повинного человека, осмелившегося печа-тать статьи, полезные для его родины. Общественное мнение стояло, конечно, всецело на стороне "суконщика"; поэтому присяжные вынесли оправдательный вердикт. Тот же самый результат повторился и с новым составом жюри. Мало того, присяжные усмотрели в пресловутых английских
полупенсах прямой вред, наносимый Ирландии. Правительство вынуждено было сдаться и отмени-ло патент на чеканку монеты. Свифт торжествовал полную победу, какая выпадает на долю немногих. Он стал кумиром целого народа. Люди слагали баллады в его честь и распевали их на улицах.
В каждой таверне собиралось свое общество для прославления "суконщика"; устраивались митинги, и целые толпы торжественно проходили по улицам, распевая песни, посвященные их кумиру.
Это был настоящий триумф поборника народных интересов. Когда Свифт возвратился из поездки в Англию в 1726 г., его встретили колокольным звоном, пылающими кострами на улицах, а почетная охрана окружила его и сопровождала до самого дома. Народ взял Свифта под свою защиту, ограждая его от возможных репрессий. Когда глава правящего кабинета заговорил о необходимости арестовать декана Свифта как опасного подстрекателя, ему ответили, что для этого потребуется отряд в десять тысяч солдат.
~

"Скромное предложение..."
Первое издание 1729 г.
И все же ликовать и праздновать победу особых оснований у писателя не было, та как положение Ирландии, по существу, не изменилось. Сатира Свифта становится все более мрачной. Усиливают-ся настроения отчаяния, отражая не только остроту гнева писателя, но и глубину его душевной боли. Создаваемые им гротескные образы приобретают зловещий характер. После "Писем суконщика" Свифт написал еще несколько трактатов и памфлетов, относящихся к Ирландии, интересами которой ему пришлось жить до конца своей жизни. Наиболее выдающиеся из них: "Ответ на статью, озаглавленную: „Записка о бедняках, торговцах и рабочем люде Королевства Ирландии", "Правила, не приложимые к Ирландии", "Беглый взгляд на поло-жение Ирландии", "Предложение леди носить ткани ирландского изделия", "Скромное предложение в пользу того, чтоб помешать детям бедных ирланд-цев быть в тягость своим родителям или своей стране и сделать их полезными для общества".
Особенно сильное воздействие на современников произвело последнее из них. Основная мысль его ужасна в своей простоте. Ирландцы в 1729 году сотнями гибли от голода. "Что же, – говорит Свифт, – помочь этому горю не так трудно: пусть бедные родители откармливают хорошенько своих грудных детей и продают их, как дичь, на снедь богатым: детское мясо составит прекрасное кушанье." Затем он подробно и обстоятельно развивает свою мысль, показывая, какие благодетельные результаты воспоследуют для всех от ее осуществления. Это - одна из самых убийственных сатир, когда-либо написанных. Один французский критик принял "Скромное предложение" всерьез и комментировал его как свидетельство ужасного положения ирландцев в Британии.
~
Однако даже необычайная слава борца за интересы страны и всенародное почитание не примирила Свифта со своей судьбой. Он по-прежнему считал свое пребывание в Ирландии ссылкой и постоянно рвался оттуда.
В 1726 и 1727 годах промелькнула надежда на возможность возвратиться в Англию, чтобы снова принять участие в более широкой политической деятельности. Свифт посетил Лондон, виделся с премьер-министром Уолполом, беседовал с ним о делах Ирландии и о церковном вопросе. Но свидание не привело ни к чему. Смерть короля Георга I в июне 1727 г. еще раз оживила его надежды; оппозиция рассчитывала на удаление главы кабинета Уолпола и на свое торжество. Однако и эти надежды скоро рухнули: Уолпол еще долго оставался у власти.
Это была последняя поездка Свифта в Англию и последняя его попытка вырвать у судьбы то, что он считал принадлежащим себе по праву.
Но в то время, когда ему пришлось окончательно расстаться с честолюбивыми мыслями о политической карьере, взошла в полном блеске его литературная звезда: в Лондоне были опубликованы, как всегда анонимно, его "Путешествия Гулливера".

Портрет сэра Роберта Уолпола
Ж. Б. ван Лоо, 1740 г.
~

Иллюстрация к первому изданию "Путешествий Гулливера"
1726 г.
Первые два тома книги вышли в 1726 г., а через год еще два. Ее полное название звучало следующим образом: "Путешествия в некоторые отдалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей". Частично подпорченная цензурой, она тем не менее сразу же стала пользо-ваться невиданным успехом, и авторство её ни для кого не являлось секретом. Увлекательный приклю-ченческий сюжет со­че­тался с эле­мен­тами фан­тас-ти­ки, утопии, антиутопии и сатирической прит­чи; широко использовался гротеск и аллегория. Наверное нет человека, который бы не был знаком с главным произведением Джонатана Свифта. Первый том его рассказывает о приключениях судового врача Лемюэля Гулливера в стране маленьких человечков - лилипутов. Свифт саркастически описывает непомерное самомнение лилипутов и их нравы, карикатурно копирующие человеческие. Здесь, как и в других частях книги, многие эпизоды сатирически намекают на современные Свифту события. Например, есть конкретная сатира на короля Георга I (вычеркнутая редактором в первом издании) и премьер-министра Роберта Уолпола, а также выведены политические партии тори и вигов (высококаблучники и низкокаблучники). Религиозные разногласия между католиками и протестантами изображены знаменитой аллегорией бессмысленной войны остроконечников и тупоконечников, спорящих, с какого конца надо разбивать варёные яйца.
~
Второй том "Путешествий" посвящен пребыванию героя в стране великанов. Все обитатели этой страны отличаются гигантскими размерами и Гулливер несколько раз оказывается в опасных ситуациях, едва не став жертвой собаки, обезьяны, стаи ос, лягушки и т. д. Здесь он попадает в руки местного фермера, который относится к нему, как к диковинке, и показывает его за деньги. К счастью, вскоре его выкупает королева страны и поселяет у себя во дворце. При дворе герой особенно сближается с королем великанов,

"Путешествия Гулливера"
Издание 1726 г.
одним из немногих благородных персонажей в книге Свифта. Он добр, проницателен и справед-ливо управляет своей страной. Так, предложение Гулливера использовать порох для завоевательных войн он с негодованием отверг и запретил всякое упоминание об этом дьявольском изобретении. Третье путешествие Гулливера привело его сразу в несколько волшебных стран. Одна из них - летающий остров Лапута. Все знатные жители его увлечены математикой и музыкой и донельзя рассеянны; только простонародье и женщины отличаются здравомыслием и могут поддерживать нормальную беседу. Покинув летающий остров, Гулливер находит приют в королевстве, где заправ-ляют прожектеры, ни один проект которых не удается. В результате страна находится в страшном запустении, а его правители пытаются претворить в жизнь смехотворные псевдонаучные начинания.
Путешественник побывал еще в двух волшебных странах. Одна из них - остров, населенный чародеями, которые способны вызывать тени умерших. С их помощью Гулливер беседует с легендарными деятелями древней истории и, сравнивая предков и современников, убеждается в вырождении человечества.
Другая страна была населена бессмертными людьми, обречёнными на вечную старость, полную страданий и болезней. Отсюда путник держит путь в полулегендарную Японию, в то время практически закрытую для европейцев, а затем и на родину, в Англию.
~
Четвертый, последний том романа завершает историю неутомимого путешественника. Устав от службы на чужих судах, Лемюэль Гулливер снаряжает свой собственный торговый корабль. В пути набранная им команда поднимает мятеж, захватывают судно и высаживает капитана на необитаемый остров. Так Гулливер попадает в страну разумных и добродетельных лошадей, которые не знают, что такое ложь, подлость, воровство и измена. В этой стране живут также отвратительные создания еху(люди-животные). Общество разумных лошадей описано Свифтом в самых восторженных тонах, а нравы еху представляют собой сатирическую аллегорию человеческих пороков. В конце концов Гулливера, к его глубокому огорчению, изгоняют из этой Утопии, и он неохотно возвращается к своей семье в Англию. Его последнее путешествие так сильно повлияло на

"Путешествия Гулливера", иллюстрация
Ж. Гранвилль, 1856 г.
него, что, вернувшись домой, он испытывает сильнейшее отвращение ко всем людям и всему человеческому, в том числе и своим домашним. Общается он только с купленными им лошадьми. В заключении Гулливер отмечает, что не хотел бы завоевания открытых им стран Британской короной, дабы мирные народы не пострадали от "справедливых англичан".
~
Популярность нового сочинения Свифта была настолько велика, что за несколько месяцев "Путешествия Гулливера" переиздавались трижды. Вскоре появились переводы на немецкий, голландский, итальянский и другие языки, а также обширные комментарии с расшифровкой для читателя свифтовских намёков и аллегорий. Вольтер, находившийся тогда в лондонском изгнании, дал восторженный отзыв о книге и прислал несколько экземпляров во Францию. Первый перевод на французский язык, на многие годы ставший классическим, выполнил в 1727 г. известный писатель, аббат Пьер Дефонтен, который значительно переделал текст, дабы он лучше соответствовал французским вкусам. Последующие переводы на другие европейские языки долгое время (почти полтора столетия) выполнялись не с английского оригинала, а с французской версии.
После смерти Свифта подавляющее число изданий "Путешествий Гулливера" в Британии также были в разной степени сокращены, отредактированы или адаптированы для детей. Оригинальный текст Свифта впервые был переиздан лишь в 1922 году.
~
Помимо писательской и общественной деятельности, Свифт продолжал исполнять и свои обязанности декана: он совершал службы, наставлял молодых священников, заботился о церковном хоре, поддерживал в лучшем виде здание собора и радел о церковных доходах. Несмотря на общеутвердившуюся репутацию скупого человека, Свифт занимался широкой благотворительностью. Он доводил до минимума свои личные расходы, чтобы быть в состоянии помочь там, где находил нужным. Бедные в его приходе пользовались большим вниманием, чем где-либо в другом месте. Он помогал не только в случаях безысходной нищеты.

Бюст Дж. Свифта в Соборе св. Патрика
Современное фото
Мелкие торговцы и ремесленники находили у него легко доступный кредит из специально образованного для этого фонда. Многим людям он выплачивал из своих личных средств ежегодные пенсии. Кроме денежной помощи, он оказывал поддержку многим лицам, пользуясь личными связями и ходатайствуя за них перед властями.
При жизни Стеллы в доме декана собирались многие из образованных жителей Дублина и проводили время в оживленных и остроумных беседах. Но со смертью Стеллы все изменилось. Здоровье хозяина дома пошатнулось: участились приступы головокружений и глухоты, ухудши-лось зрение. Свифт становился все мрачнее и раздражитель-нее, постепенно погружаясь в состояние безысходного уныния, чему также способствовала смерть друзей - писателей У. Конгрива, Дж. Гэя, Дж. Арбэтнота.
В последние годы Свифт страдал от серьёзного душевного расстройства и нарушений памяти. Он уже не мог выполнять своих обязанностей, с трудом выносил присутствие посторонних, хотя еще продолжал вести переписку со своим другом Александром Поупом. Наконец, в 1742 г., после инсульта, он был признан недееспособным. Над Свифтом была учреждена опека. В состоянии апатии, почти полностью лишенный речи, он прожил еще три года.
~
Джонатан Свифт умер 19 октября 1745 года. Когда весть о его смерти разнеслась по Дублину, народ целыми толпами устремился к деканскому дому, чтобы взглянуть в последний раз на того, кто был в течение 25 лет его идолом. Декана похоронили в центральном нефе собора св. Патрика, рядом с могилой Эстер Джонсон. Эпитафию на надгробной плите он сам сочинил заранее, на латыни, ещё в 1742 году:
"Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы."
Оставшиеся после него деньги, 12 тысяч фунтов, он завещал на устройство приюта для душевнобольных. Госпиталь Святого Патрика, открытый в Дублине в 1757 г., существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой.

Эпитафия Свифта на свою смерть
Собор св. Патрика, современное фото
~
Выставка, посвященная 355-летнему юбилею прославленного сатирика, представлена книгами
из фонда ВГБИЛ, доступными для ознакомления
в залах библиотеки
~
Smoke is a collection of airborne solid and liquid particulates and gases emitted when a material undergoes combustion or pyrolysis, together with the quantity of air that is entrained or otherwise mixed into the mass.
It is commonly an unwanted by-product of fires (including stoves, candles, oil lamps, and fireplaces), but may also be used for pest control (fumigation), communication (smoke signals), defensive and offensive capabilities in the military (smoke-screen), cooking, or smoking (tobacco, cannabis, etc.).
~
"Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях" - биографический роман, главное произведе-ние советского писателя и журналиста М. Ю. Левидова. Витиеватое название книги являлось явной стилизацией тех заголовков, которые были распространены во времена самого Свифта. В этой романизированной биографии великого английского писателя и мыслителя присутствует как строгая научность и фактическая и достоверность, так и художественные зарисовки быта и нравов эпохи. Джонатан Свифт предстает перед читателем со всеми своими надеждами и разочарованиями, окруженный интригами, борьбой честолюбий и противоречий.
Впервые книга была издана летом 1939 г., получив достойное признание в среде литературоведов и многочисленных читателей.
~
В период с 1714 по 1724 г. Джонатан Свифт публиковался мало. Столь длительный перерыв в работе исследователи часто объясняют причинами, связанными с обстоятельствами личной жизни писателя, а также его отстранением от участия в политической жизни столицы. Партия тори, которой симпатизировал Свифт, потерпела поражение, а его друг и покровитель виконт Болингброк был вынужден уехать из страны. В этих обстоятельствах назначение деканом главного англиканского собора Ирландии хоть и давало Свифту финансовую независимость, но по сути являлось ссылкой, делающей невозможным участие в лондонской политической жизни.
Было ли обращение Свифта к защите интересов Ирландии продикто-вано его ненавистью к победившей партии вигов или им двигали иные мотивы? Так или иначе, честолюбивый декан, отстраненный от большой политики, нашел достойное применение своих нерастраченных сил, став защитником и кумиром тысяч ирландцев.
В книге Льюиса Лэнда "Свифт и церковь Ирландии" политическая активность Джонатана Свифта рассматривается в контексте его непростых отношений с архиепископом Уильямом Кингом и английскими властями. Большое внимание также уделено обзору экономической жизни Ирландии, всецело подчиненной торговым интересам Великобритании.
~
Монография Ричарда Кука посвящена тому непродолжительному периоду жизни Джонатана Свифта, когда правительство вигов было смещено и власть на короткий период времени перешла к кабинету тори. В эти годы (1710-1714) Свифт находится в самой гуще событий, он с головой погружается в политическую жизнь столицы, участвуя в межпартийной борьбе и завоевывая признание как блестящий сатирик и памфлетист. Он активно печатается. Именно в этот период своей жизни он как никогда полон энтузиазма и решимости во что бы то ни стало завоевать себе то место на политическом Олимпе, которого он достоен. По сути, на протяжении этих лет Свифт являлся главным публицистом правящего кабинета во главе с виконтом Болингброком, а трактаты и памфлеты, вышедшие из-под его пера, стали, по мнению автора монографии, совершенными образцами английской политической публицистики.


~
Книга Филипа Харта "Свифт и англиканский рационализм" посвящена всестороннему анализу аллегорической повести-памфлета Свифта "Сказка бочки", которая была опубликована в 1704 г. и принесла автору, несмотря на анонимность, всеобщую известность. Книга стала чрезвычайно популярна и в первый же год выдержала три издания. Тем не менее, исследователь считает, что "Сказка бочки" стала для Свифта "блестящим провалом": сатирическая притча, предназначенная для защиты англиканской церкви, была воспринята читателем как осмеяние всех религий.
На момент написания "Сказки" Свифт был младшим англиканским священником, чрезвычайно честолюбивым и надеявшимся на повышение и дальнейший карьерный рост. Однако появление скандального памфлета и его глубинный смысл стали серьезным препятствием для его продвижения по службе.

~
Джонатан Свифт получил мировую известность благодаря роману "Путешествия Гулливера" и другим сатирическим произведениям в стихах и прозе. Однако в его родной Ирландии им больше всего восхищались как патриотом, борцом за политическую и экономическую автономию страны. Выступая за самодостаточность Ирландии и оказывая сопротивление своеволию английских властей, Свифт бросил вызов британскому правлению, тем самым провозгласив себя основоположником ирландского национализма. Именно с этой точки зрения рассматривает жизненный и творческий путь великого сатирика Роберт Махоуни, автор книги "Джонатан Свифт: ирландская идентичность".
~
"Дневник для Стеллы" - сборник писем Дж. Свифта, предназначенных Эстер Джонсон и написанных в период с 1710 по 1713 г. Он состоит из 65 писем, по стилю написания напоминающие дневник. По оценкам литературоведов, это прежде всего глубоко личный документ; нигде и никому Свифт не писал о себе с такой откровенностью, как в этих письмах.
История публикации "Дневника для Стеллы" весьма любопытна. После смерти писателя письма попали к человеку по имени Уилкс, который продал их издателям. В 1766 г. они были опубликованы в 10-м томе собрания сочинений Свифта, изданного Дж. Хоксуортом; но редактор внес в текст много изменений, а также убрал некоторые части, напи-санные "специфическим языком". К счастью, оригиналы писем были переданы Британскому музею, где спустя много лет были изучены биографом Свифта, Джоном Форстером, который напечатал в своей незаконченной книге многочисленные отрывки из них. Он не только исправил изменения, сделанные Хоксуортом, но сумел восстановить фрагменты, стертые когда-то самим Свифтом.
~
Книга "Новый взгляд на взаимоотношения Свифта, Стеллы и Ванессы" Сибил Ле Брокуай посвящена личной жизни удивительного декана, которая так и осталась тайной для его биографов и литературо-ведов. Общепризнано, что в жизни великого сатирика оставили след две женщины, но ни с одной из них он не создал семьи, хотя тяжело переживал потерю обеих.
Многие исследователи убеждены, что Стелла (Эстер Джонсон) была единственной любовью его жизни. Свифт познакомился с ней в поместье своего покровителя Темпла, и очень скоро между восьми-летней девочкой и молодым секретарем возникла дружба. Время шло; подросшая Стелла стала ученицей Джонатана, а чувство привязан-ности между ними еще более окрепло. Биографы так и не знают точно, в каких отношениях находились юная девушка и ее наставник. Точно известно, что, когда Свифт получил приход в Ирландии, он уговорил Стеллу переехать с ним. Несомненно и то, что эти два человека действительно любили друг друга, но жили в разных домах,
по соседству, соблюдая все приличия. Ни одной встречи не провели
они без присутствия третьих лиц. По некоторым свидетельствам, пара
пара тайно обвенчалась, но характер их отношений остался прежним.
Несколько лет спустя у Джонатана Свифта нашлась еще одна сердечная привязанность - Эстер Ваномри (Ванесса). Эта дама была совсем другой по сравнению со скромной и тихой Стеллой. Она преклонялась перед Свифтом и не стеснялась высказывать свои чувства. О том, какие чувства испытывал писатель к импульсивной особе, можно только догадываться. Судя по всему, он не отвечал ей взаимностью, но не говорил об этом открыто. В любом случае, она не теряла надежды и даже вслед за деканом переехала в Ирландию.
В своей монографии автор пытается разобраться в природе этого невероятного любовного треугольника и выяснить, какое влияние эти непростые отношения оказали на творчество и карьеру Свифта.
~
Джонатана Свифта часто упрекали в том, что он с легкостью менял политические пристрастия, поддерживая то партию вигов, то их противников тори. Действительно, когда в 1710 г. к власти пришел кабинет тори, Свифт, ранее бывший сторонником вигов, поддержал их, но не целиком, а только в некоторых пунктах их программы. Его разочарование политикой либералов вигов можно объяснить тем, что на протяжении нескольких лет эта партия, имевшая большинство в парламенте, не смогла добиться никаких позитивных изменений в стране.
Автор монографии Йен Хиггинс пытается переосмыслить политические трактаты Свифта, по-новому их интерпретируя, и высказывает свою точку зрения относительно политического контекста самых известных произведений сатирика -
"Путешествий Гулливера" и "Сказки бочки".
~