«Тайный язык души»—пять великих хореографов современного танца
Фридрих Ницше
Философские истоки танца модерн

Поначалу кажется странным, что зарождение современного танца было невозможно без изменения интеллектуального, философского ландшафта Европы. Дело в том, что западная философия до конца XIX века совершенно игнорировала тело. Мысль рассматривалась отдельно от телесной оболочки. Фридрих Ницше стал первым европейским философом, уравнявшим дух и тело. Человек в первую очередь животное, разум которого в немалой степени подчинён импульсам, инстинктам и желаниям. Ницше не только уравнял тело и дух, но и сложил настоящую оду танцу, в котором он видел воплощение человеческой мысли, идеи. Немецкий философ преклонялся перед Античностью (как и позднее Айседора Дункан). В книге «Рождение трагедии из духа музыки» он пишет: «… человек… готов в пляске взлететь в воздушные выси. Его телодвижениями говорит колдовство… Он чувствует себя богом». Непосредственность танца, его лёгкость противостоят всему «серьёзному, вескому, глубокому и торжественному», «духу тяжести, благодаря которому все вещи падают на землю».

Ницшеанство породило целую плеяду танцовщиков-интеллектуалов, совершивших настоящую революцию в искусстве. В чём же заключалось их новаторство?

  • критика искусственности
  • обращение к вечным экзистенциональным вопросам и к проблемам современности
  • дистанцирование от танца-развлечения
Критика искусственности
Балет начали критиковать за его неестественность и вред, который он наносит телу. Балетные движения дискретны, изолированы друг от друга, они не вытекают одно из другого так, как в новом естественном танце. Хореография балета строится на шести позициях, в то время как танец начала нового века словно «колебания волн и движение ветров, рост живых существ и полёт птиц, плывущие облака…и…мысли человека о Вселенной». Новое искусство соразмерно человеку. Айседора Дункан считала, что танцевать может каждый, но это должен быть личный танец, соответствующий строению тела, а не балетным канонам. Дункан безапелляционно писала о балете: «Глядя на современный балет, мы не видим, что под юбочкой и трико сокращаются неестественно вывернутые мускулы, а дальше под мускулами – уродливо изогнутые кости… Человечество вернётся к наготе». Естественность, индивидуальность, свобода и спонтанность – вот те эстетические принципы, на которых зиждется современный танец.

.
Обращение к вечным экзистенциальным вопросам и проблемам современности
Танцовщики и хореографы становились философами, а интеллектуалы обращались к языку танца, ставшему проводником их идей. За танцевальными представлениями, как правило, всегда стоят вопросы экзистенциального порядка: что такое человек и для чего он существует.
Айседора Дункан, например, в своей книге «Танец будущего видела задачу перед деятелями искусства сделать танец массовым искусством. Она представляла женщин будущего созданиями с прекрасной душой и телом, для которых танец был бы не просто хореографией, а всеобъемлющей практикой, образом жизни. Феминистскую линию продолжили в своём искусстве Марта Грэм, Мэри Вигман и Пина Бауш.
Хореографы не обходили вниманием и политику: Курт Йосс поставил балет «Зелёный стол» антимилитаристское высказывание накануне новой страшной эпохи.

Дистанцирование от танца-развлечения
В XVIII-XIX вв. балет воспринимался как «лёгкий» жанр, и нередко давался в антрактах между двумя короткими операми или между оперными действиями. Такие представления назывались «балетными дивертисментами (divertissememt с фр. — «развлечение). Чтобы отойти от этой традиции и противопоставить новый жанр лёгкому жанру-развлечению, новые хореографы стали называть новый стиль не балетом, а танцем модерн.
Айседора Дункан
«Я открыла искусство танца — искусство, утраченное две тысячи лет назад».
Айседора Дункан. Автор - Арнольд Генте.

Обратимся к истокам танца модерн. Родоначальницей нового направления по праву считается уже упомянутая нами Айседора Дункан с её проповедью обновлённой античности и возвращением к естественным формам. Танцовщица обрела огромное количество последователей и поклонников, в том числе в России. Тогда стали складываться разные исполнительские школы новой хореографии.

Однако стоит сказать, что естественность нового танца, пусть даже и «свободного» — это миф. Сама Дункан тщательно репетировала свои композиции, импровизации в её выступлениях были редки, хоть она и отдавалась всецело танцу. Введённые ею вместо пуантов и выворотных позицией ног «простые» ходьба, бег, наклоны и падения требовали от исполнителя серьёзной подготовки и имели мало общего с повседневными движениями. Так, например, шаг начинается с носка, а перенос центра тяжести с одной ноги на другую делается очень плавно, непрерывно. Естественность движений свидетельствовала о высшем мастерстве танцовщика — начинающие дунканисты долго учились «естественно» бегать и ходить.

Отличалось у дунканистов, как мы уже говорили, и отношению к телу танцовщика. Балетные танцовщики стремились достичь классической красоты. Идеальные параметры тела и критерии движений в балете чётко прописаны. Впечатление лёгкости танцовщика достигается высокими прыжками и подъёмом на пальцы. В свободном же танце телосложению уделяется меньше внимания, большее значение в нём придаётся именно эмоциональной включённости в танец. А ощущение лёгкости от танца достигается за счёт связи движения с дыханием. Источник движения переместился в солнечное сплетение, а движение, инициированное дыханием, создавало впечатление плавности и непрерывности танца. Округлые, плавные линии по-прежнему ценились (не забываем, что в самом разгаре эпоха ар нуво). Эти изменения отражали и философию нового течения – дыхание связывает микрокосм с макрокосмом, тело с Вселенной.

Что почитать по теме: Айседора Дункан: Танец будущего; Моя жизнь: Мемуары /А. Дункан. встречи с Есениным: Воспоминания /И. Шнайдер; Танец - жизнь: "Божественная" Айседора Дункан / Феррари,Курция; Моя исповедь / Айседора Дункан





Монте-Верита экспрессионистская утопия
Монте-Верита в 1910-х годах
Наша следующая остановка — Монте-Верита (гора Истины) в Швейцарских Альпах. Именно отсюда вышел почти весь современный танец. Здесь, на берегу озера Лаго-Маджоре образовалась коммуна художников, философов, теософов, анархистов, нудистов, вегетарианцев. В 1913 году сюда приезжает Рудольф Лабан, сын австро-венгерского генерала, изучающий архитектуру в Париже. Заинтересовавшись идеями взаимодействия человеческого тела и пространства, его окружающего, Лабан увлекается свободным танцем и ставит из жителей артистической коммуны (подобно Заратустре, танцующему в «хороводах») «движущиеся хоры». В них не было ни музыки, ни песен – только движения и жесты. В этих «хорах» участвовали и будущие танцовщики стилей экспрессионизм и модерн — Мэри Вигман и Сюзанн Перротте. Это коммуна тем более необычайное явление, если вспомнить, что в то время, пока нагие и полуобнажённые танцовщики устраивали мессу солнцу и придумывали ритуалы для освобождения человечества, Европа содрогалась от кровавой Первой мировой войны.
Давайте посмотрим знаменитый экспрессионистский «Танец ведьмы», придуманный Вигман в небольшой швейцарской коммуне. Этот танец стал воплощением совершенного иного отношения к хореографии, доселе сосредоточенной на красоте. Здесь же Мэри Вигман предстаёт перед зрителями в жуткой маске, и, войдя в транс и переступая ногами, крутится вокруг своей оси, производя совершенно инфернальное впечатление.

Что почитать по теме: Mary Wigman: Leben und Werk der grossen Tänzerin / Müller,Hedwig ; Die Welt des Tänzers: 5 Gedankenreigen / Laban,Rudolf von


Hexentanz
Курт Йосс
Ещё один хореограф модерна — Курт Йосс. Это был человек крайне разносторонний — он занимался вокалом, фотографией, театром и изобразительным искусством, играл на фортепиано... Несмотря на то, что у Курта не было профессионального образования, он танцевал ведущие партии в балетах Лабана. В 1925 году он пробует себя уже как хореограф, открыв свою школу танца. Осознав, что ему всё же не хватает образования, он стал заниматься с русской балериной Любовью Егоровой. В 1927 году Йосса раскритиковали за авангардный балет «Пляски смерти». Многие коллеги покинули его и тогда Курт Йосс создаёт своё основное детище «Фолькванг танцтеатр» (преобразовавшийся потом в Вуппертальский танцтеатр Пины Бауш), существующий и поныне. Здесь он объединил свои увлечения, создав синтетический театр, сочетающий в себе классический балет, современный танец, пантомиму и драматическую игру.

Йосса не интересовали бессюжетные танцы, популярные в то время. Он одним из первых стал ставить балеты на актуальные политические темы. В 1932 году он поставил балет «Зелёный стол» о проваленных европейскими дипломатами переговорах, приведших к Первой мировой войне. Люди, изображающие политиков, сидят за покерным столом, и играют в войну как в карты.

Дальнейшие сцены показывают саму войну, где Смерть забирает то солдата, то партизанку, то скорбящую мать. Лишь мародёра она, брезгуя, оставляет в живых. Это спектакль оказался пророческим. Уже через год Йосс вынужден был бежать в Англию, поскольку отказался увольнять из театра танцовщиков-евреев. Для нас Курт Йосс примечателен ещё тем, что у него училась Пина Бауш, речь о которой пойдёт ниже.
Другие значимые работы: «Персидская сказка» (на музыку Веллеса), «Демон» (на музыку Хиндемита), «Король Дроздобород» (на музыку Моцарта), «Комната № 13» (на музыку Фрица Коэна), «Павана» (на музыку Равеля), «Коппелия» (на музыку Делиба), «Блудный сын» (на музыку Прокофьева), «Петрушка» и «Пульчинелла» (на музыку Стравинского), «Половецкие пляски» (на музыку Бородина), «Семь героев» (на музыку Перселла и Коэна), «Компания на постоялом дворе» (на музыку Бетховена в обработке Кука), «Пандора» (на музыку Герхарда).

Что почитать по теме: Jooss / Dokumentation von Anna und Hermann Markard

Пина Бауш
Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет.
Пина Бауш — одна из самых известных хореографов XX века. Сначала она была ученицей Курта Йосса, затем танцовщицей в его труппе Folkwang Ballet. По её словам, она не собиралась становиться хореографом, но, так как ей хотелось танцевать, она начала создавать для себя хореографию, а в 1969 году и вовсе стала руководить театром. В 1973 году Бауш пригласили стать художественным руководителем балетной труппы оперного театра в Вуппертале, и очень скоро труппа зажила самостоятельной жизнью, став одним из самых знаменитых балетных театров Вуппертальским танцтеатром. Танцтеатр особый жанр, придуманный Куртом Йоссом, в котором совмещаются балет, опера и драма. Артист Пины Бауш может танцевать, а через минуту с сигаретой в зубах рассказывать о своём детстве, или запеть под аккомпанемент аккордеона. Пина часто просила танцоров подумать о чём-то перед репетицией, а потом показать свою историю. Из таких вот историй часто складывались целые спектакли.

Первые постановки Бауш — «Кафе Мюллер» и «Семь смертных грехов» , — сильно связаны с традициями немецкого экспрессионизма, поэтому в них нет места радостным краскам и мягкости. Это мрачные, жёсткие спектакли с явной обличительной интонацией. Критики описали спектакль «Семь смертных грехов» как «самое разрушительное зрелище, которое можно увидеть на немецкой сцене».

Настоящая слава к Пине Бауш пришла после постановки «Весны священной». Этот классический балет в версии Пины стал нести совсем другую идею — девушка, избранная для жертвоприношения, отнюдь не согласна со своей участью, и до последнего борется за право иметь голос. Поразила современников своей натуралистичностью и сценография: танцовщики фактически вымазаны в земле, а Избранная бьётся в ужасе, как загнанное животное. Саспенс усиливает процесс выбора жертвы — красный платок долго перебрасывается от одной женщины к другой.

В поздних своих спектаклях Пина отошла от чёрно-белой эстетики. Напротив, они ярки, красочны, экзотичны. Сменились и темы: если в ранних спектаклях Бауш мужчины брутальны и жестоки по отношению к женщинам, то в последних скорее наоборот — женщины агрессивнее мужчин, но эта их брутальность игрива, невсерьёз.

В биографии Бауш было и участие в фильмах культовых режиссёров. В 1983 году Федерико Феллини снял её в небольшой роли слепой ясновидящей принцессы, играющей в шахматы в фильме «И корабль плывёт». А уже в 2002 году Пина Бауш сыграла саму себя в фильме Альмодовара «Поговори с ней».

А мы предлагаем Вам посмотреть фрагмент из другого знакового, очень красивого балета Пины на музыку Глюка — «Орфей и Эвридика.
Наиболее значимые работы: «Орфей и Эвридика» (на музыку Глюка), «Весна священная» (на музыку Стравинского), «Семь смертных грехов» (на музыку Курта Вайля), «Он берет ее за руку и ведет в замок…» (на музыку Рабена), «Кафе Мюллер» (на музыку Перселла), «Контактхоф» (на сборную музыку), «Гвоздики» (на музыку Шуберта, Гершвина, Легара), «Виктор» (на сборную музыку), «Палермо Палермо» (на музыку Грига, Паганини и народную), «Дансон», «Мойщик окон», «Мазурка фого», «Аква», «Для детей вчерашних, сегодняшних и завтрашних», «Бамбуковый блюз», «Sweet mambo» (все — на сборную музыку).

Что почитать по теме: TanzTheater / Schlicher, Susanne ; Pina Bausch: Tanztheatergeschichte / Hoghe,Raimund


Марта Грэм
Великие танцоры велики не из-за их техники, они велики из-за их страсти
Невозможно не упомянуть и Марту Грэм одну из основоположниц танца модерн в США. В начале творческого пути она интересовалась вопросами положения женщин в современном обществе. В зрелом возрасте она обратилась к греческим сюжетам, уделяя особенное внимание женским персонажам. В танце Марта Грэм отказалась от бытовавших в то время представлениях о женственности. Мужчины выражали себя тогда прямолинейными резкими движениями, а женщины — плавными. Грэм же стремилась сделать своих женских персонажей сильными и даже маскулинными. Зрители, по её мнению, должны видеть в танцовщике прежде всего человека —дисциплинированного и способного к концентрации.

Марта Грэм
Пожалуй, самый узнаваемым из созданных ею является образ из постановки «Плач» 1930-го года. Это мощное в своём молчаливом трагизме действо, из которого парадоксальным образом убран собственно танец. Марта Грэм ни разу не встаёт на ноги, её тело стянуто коконом, из которого невозможно выбраться. Движение будто спрятано внутрь.

Другие значимые постановки: «Письмо миру», «Клитемнестра», «Федра», «Полуявь-полусон», «Деяния света.

Что почитать по теме: Martha Graham / McDonagh, Don ; The notebooks of Martha Graham / Graham,Martha ; Deep song: The dance story of Martha Graham / Stodelle,Ernenestine

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми значимыми европейскими и американскими танцовщиками. А что же в России?
А в России модерн, после своего успешного развития в 20-х годах, вскоре был запрещён по идеологическим соображениями. На советских сценах на долгие годы воцарился академический балет и народно-сценический танец, другие жанры были объявлены маргинальными.
Танец модерн и балет. Морис Бежар.
Я принял танец всерьез, так как убежден, что танец явление религиозного порядка. И кроме того явление социальное. Пока танец рассматривают как обряд, обряд одновременно сакральный и человеческий, он выполняет свою функцию. Превращенный в забаву, танец перестает существовать, остается нечто вроде фейерверка, или парад девиц в униформе, или игра на электрическом бильярде, но только не танец...
Поначалу, как мы с вами увидели, балет держался на дистанции от танца модерн. Но со временем и здесь появились хореографы-философы, стремящиеся эту дистанцию сократить. Одним из них был Морис Бежар. Его жизненный путь представляет своего рода связующую нить между философией и танцем: сын философа-востоковеда Гастона Берже, Морис, закончивший лицей с отличными оценками по философии, отправился учиться классическому танцу. И, несмотря на невысокий рост и короткие ноги, довольно преуспел в нём (например, Морис Бежар исполнял главную партию в балете «Лебединое озеро»).

В 1966 году он поставил свой провокационный балет — «Симфония для человека соло» на «конкретную музыку» композитора-современника Пьера Анри. Конкретная музыка — один из музыкальных жанров авангарда, представляющий собой компиляцию из, главным образом, природных звуков и бытовых шумов (например, фабричных гудков), подвергшихся электронной обработке. Но к скандалу привела не только музыка, но и темы балета – экзистенциализм, одиночество, тревога. Бежар тогда, как и многие, был увлечён идеями Жан-Поля Сартра. А позднее, когда он прочёл Ницше, то внутри него примирились две его главные страсти – философия и танец.
За 50 лет творческой жизни Бежар поставил более 230 балетов, не считая телевизионных спектаклей, пьес и эссе. Но, пожалуй, самым известным его детищем стал балет «Болеро» на музыку Равеля. В нём блистали любимый танцовщик Бежара аргентинец Хорхе Донн, Майя Плисецкая, французская балерина Сильви Гиллем. Важно отметить, что это не первая балетная постановка на эту музыку. Морис Равель изначально написал своё произведение по заказу известной танцовщицы Иды Рубиштейн. А танец для неё поставила сестра Вацлава Нижинского и талантливый хореограф — Бронислава Нижинская. Действие спектакля происходило в таверне, а в конце Ида вскакивала на стол и, окружённая восторженными посетителями, танцевала. В кульминации постановки Бежара танцовщица тоже пляшет на возвышении, но идея совсем другая: это уже не стол в таверне, а алтарь, само действо будто отсылает нас к жертвоприношению и ритуальному экстазу. С нарастанием равелевского крещендо кольцо кордебалета сжимается вокруг танцовщика в неистовом ритме.

Давайте посмотрим потрясающую по своему накалу постановку Бежара с прекрасной Сильви Гиллем.
Волшебная флейта
Вспомним, что отец Мориса был востоковедом. Ещё мальчиком Бежар увлекался чтением книг о восточных религиях, а фраза отца «Все религии равноценны, надо принять одну из них, и она станет твоим путем, при условии, что ты не будешь ставить этот путь выше других путей» оказала сильное влияние на его мировоззрение и вообще на всю жизнь. В возрасте 46 лет Бежар принял ислам шиитского толка, также он увлекался и идеями буддизма. А за год до смерти он поставил балет «Заратустра: Песня-пляска». Заратустра для Бежара философ и пророк, танцующий ногами и головой. Таким остался и сам Бежар в истории танцевального искусства.
Значимые работы: «Симфония для одного человека», «Весна священная», «Болеро», «Симфония №9», «Жар-птица», «Парижское веселье», «Дом священника», «Песни странствующего подмастерья», «Петрушка», «Волшебная флейта.

Что почитать по теме: Maurice Bejart «La flute enchante»: En pref. lettre a Alain Duault par Maurice Bejart ; Le bàllet français d'aujourd'hui: De Lifar a Béjart / Lobet, Marcel ; La danza e il balletto: Guida storica dalle origini a Béjart / Pasi,Mario ; L' autre chant de la danse. «Ce que la nuit me dit» / Bejart,Maurice ; Danser le XX-e siecle / Bejart,Alain ; Un instant dans la vie d'autrui: Memoires / Bejart,Maurice

Современный танец имеет уже вековую историю, а его течения исчисляются десятками. Мы не ставили в своей выставке амбициозную задачу описать все школы и имена. Но если вы окажетесь захвачены, как случилось и с нами, страстью и неординарностью наших героев, приметесь искать видео их постановок, и, быть может, даже отправитесь в театр, наша цель достигнута.
Автор выставки:
Лаврова Ю.С.,
сотрудник Центра обслуживания читателей