К 125-летию со дня рождения Э.М. Ремарка
Счастье принадлежит бесстрашным
Творчество Э. М. Ремарка (1898 - 1970) традиционно относят к творчеству «потерянного поколения» – участников Первой мировой войны, несших в своем жизненном опыте тяжкий груз фронтовых переживаний, людей, для которых война стала символом их времени, всей цивилизации и действительности в целом. Роман Ремарка «На Западном фронте без перемен» был воспринят современниками как своего рода художественный манифест,
в котором автор говорит от имени целого поколения, лишенного юности, осужденного на душевный разлад, нравственную и физическую боль.
Пережив две мировые войны, Ремарк стал одним из самых значительных антивоенных писателей своего времени.
Эрих Пауль Ремарк родился 22 июня 1898 года в прусском городе Оснабрюк. Его отец Питер Франц Ремарк, потомок фран-цузских переселенцев, работал переплет-чиком, мать Анна Мария занималась домом и детьми. На момент рождения Эриха в семье уже подрастали дочь Эрна и сын Теодор Артур, который умер в пятилетнем возрасте. Позже родилась младшая сестра Эльфрида.
Отец зарабатывал мало, и семья никогда не имела большого достатка. Несмотря на то, что глава семьи не особенно интересо-вался наукой и литературой, Эрих рос

Э. П. Ремарк с сестрами
очень умным, любознательным мальчиком. Благодаря работе отца в доме всегда было много книг, и Эрих рано пристрастился к чтению, особенно увлекался Достоевским, Прустом, Гете. В классе он был лучшим учеником, а также проявлял недюжинные способности к музыке. Дома у них стояло фортепиано, и мальчику пророчили успешную музыкальную карьеру.
Старший Ремарк никогда не разделял интересов сына, зато с матерью у него были самые близкие и доверительные отношения. Поэтому, когда в сентябре 1917 года она умерла от рака, юный Эрих испытал настоящее потрясение. В память о самом близком человеке он решил сменить свое второе имя Пауль на Мария.
У мужчин социального класса, к которому принадлежало семейство Ремарков, возможности профессионального выбора были невелики. После окончания церковно-приходской школы Эрих Пауль поступил в королевскую учительскую семинарию. Здесь, вместе с другими учениками и под руководством своего наставника, он участвовал в деятельности литературного общества и написал свои первые произведения в прозе и стихах, которые были опубликованы в городской газете. Дальнейшему обучению юного Ремарка в университете Мюнстера помешала начавшаяся война. 26 ноября 1916 г. его призвали в армию в качестве пехотинца, и он прошел базовую подготовку в лагере Вестерберг в Оснабрюке. Затем его перевели в Целле, оттуда он приезжал в больницу навещать смертельно больную мать.

Э. М. Ремарк перед отправкой на фронт
В июне Ремарк в качестве линейного работника занимался строительством бункеров, дотов и землянок за линией фронта. 15 июля 1917 г. подразделение, где он служил, продвинулось во Фландрию, чтобы принять участие в одном из самых жестоких сражений Первой мировой войны. В течение пяти месяцев под проливным дождем союзные и германские войска сражались друг с другом. За четыре месяца две армии потеряли 770 тысяч человек, многие из которых были новобранцами. Ремарк со множественны-ми ранениями вышел из боя 31 июля и был
эвакуирован военным поездом в г. Дуйсбург, недалеко от Эссена. После выздоровления,
в октябре, он был объявлен годным для дальнейшей службы всего за четыре дня до перемирия. Его выписали из госпиталя и перевели на службу в запасной пехотный батальон, дислоцированный в его родном городе Оснабрюке. В январе 1919 г. Ремарк был уволен из армии, отказавшись от Железного креста, которым был награжден, и продолжил учёбу в семинарии, которую окончил в июне 1919 г.
Послевоенные месяцы стали тяжелым периодом для молодого Эриха, испытывавшего депрессию и разочарование. Ранение положило конец его надеждам на карьеру концертного пианиста, к тому же он все еще тяжело переживал смерть матери. По окончании учебы он устроился на работу в школу. Проработав год, он переехал в Берлин, пытаясь найти свое место в обществе. Он работал каменщиком, водителем-испытателем на фирме, производящей шины, профессиональным автогонщиком, журналистом, перевозил надгробные памятники, играл на органе в часовне при клинике для душевнобольных, но нигде долго не задерживался.
По мнению литературоведов, именно эти три военных года (1916—1919) во многом повлияли на все последующее творчество Ремарка: в это время он по-настоящему ощутил, что такое любовь, дружба, преданность и предательство. Сразу по окончании войны Ремарк опубликовал рассказ «Женщина с золотыми глазами». Через год за ней последовал роман под названием «Приют грез». Уже в этих первых произведениях присутствовала характерная Ремарку манера излагать события просто, незамысловато, понятным языком с остроумно подмеченными деталями. Но в первые послевоенные годы это не было оценено читателями, и романы остались незамеченными в массе хлынувшей бульварной литературы.
Ремарк переехал в Ганновер в октябре 1922 г., чтобы работать в качестве редактора и автора юмористических заметок и стихов для журнала "Echo Continental". В его обязанности входило путешествие по всей Европе вплоть до Турции. Одновременно с этим Ремарк сотрудничает и с другими журналами. Перспективнее всего оказалось работать с журналом "Sport im Bild", который ввел его в мир литературы и искусства.
В 1924 г. журналист Эрих Мария Ремарк возвращается в Берлин и устраивается в это издание на должность редактора иллюстраций.

Ильзе Ютта Цамбоне
В те годы писатель стал настоящим аристократом. Он старался хорошо одеваться, ходил с моноклем, бывал на концертах, в ресторанах и театрах. Не пожалел пятьсот марок, чтобы стать обладателем баронского титула, который ему продал обеднев-ший аристократ. 14 октября 1925 г. он женился на Ильзе Ютте Цамбоне, бывшей танцовщице, которая стала прообразом нескольких героинь писателя, в том числе Пат из романа «Три товарища».
Брак не был удачным - спустя четыре года супруги развелись, сохранив при этом добрые отношения.
В 1938 году Ремарк снова заключил с Юттой брак, чтобы не допустить ее насильственного возвращения в фашистскую Германию. Позже он добился для нее права проживать в США. Официально развод Ремарка с женой был оформлен лишь в 1957 г. Писатель до конца жизни выплачивал Ютте денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов.
В 1926 г. на страницах одного из престижных изданий появились два произведения Ремарка – «Женщина с золотыми глазами» и «Из юношеских времен», которые наконец открыли миру имя их автора. После их выхода молодой Ремарк получил множество похвал от критиков и простых читателей. С этого момента он начинает серьезно заниматься писательской деятельностью.
В 1928 г. в берлинской газете "Vossische Zeitungzeitung" на протяжении нескольких месяцев публиковался роман Ремарка «На Западном фронте без перемен». Выпущенный вскоре отдельной книгой, он принес своему создателю поистине
всемирную славу. Успех этой книги сравним в истории немецкой литературы со «Страданиями юного Вертера» – первым романом Гёте.
Роман пользовался неслыханной популярностью и сразу же был переведен на все европейские языки. В одной только в Германии в первый год после

Обложка первого издания романа.
1929 г.
опубликования тираж книги составил более миллиона, а вместе с переводами в разных странах – около пяти миллионов экземпляров.
Роман «На Западном фронте без перемен» вышел из печати, когда в Германии уже набирали силу фашистские тенденции и, соответственно, все шире распространялась милитаристская литература. Если авторы последней стремились воодушевить, увлечь фронтом молодое поколение, снова ввести его в заблуждение посредством идеализации войны, романтизации солдатской смерти во имя долга, то книга Ремарка была предупреждением о последствиях очередного преступления против человечества, воспринималась и воспринимается до сих пор как суровый приговор агрессорам.
«На Западном фронте без перемен» покоряет, не убеждая, потрясает, не преувеличивая; совершенное произведение искусства и в то же время правда, в которой не усомнишься.
Стефан Цвейг
Агентам писателя удалось на выгодных условиях продать права на экранизацию романа в Голливуде. Одноименный фильм режиссера Л. Майлстоуна вышел в 1930 г. и на первой церемонии премии "Оскар" получил две статуэтки - в номинациях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер". В нацистской Германии картина была запрещена к демонстрации решением Совета по контролю над кинопродукцией.
Книга и фильм позволили писателю заработать приличное состояние, заметную часть которого он потратил на покупку картин французских импрессионистов. К вопросу коллекционирования Ремарк подошел со всей педантичностью - он проштудировал огромное количество книг по искусствоведению и стал экспертом в вопросах живописи.

В 1931 г. Ремарк выпустил свой второй значительный роман – «Возвращение», в котором рассказывается о судьбе солдат, уцелевших на войне и вернувшихся на родину.
В том же году он приобрел виллу на берегу озера Лаго Маджоре в Швейцарии, где и остался жить после нацистского переворота. На родине против писателя было инициировано судебное преследова-ние - его обвинили в незаконном вывозе денег из страны, сокрытии еврейского происхождения, защите марксизма и очернении памяти немецких солдат, погибших в первую мировую. В 1933 г. фанатики сожгли на Обернплатц его чучело; в том же году вместе с книгами
Т. Манна, Э. Хемингуэя, Дж. Джойса,
М. Горького, Б. Брехта и А. Эйнштейна
книги Ремарка были сожжены перед Берлинским оперным театром. Они были запрещены нацистами как «подрывающие немецкий дух» и принижающие «героику немецкого солдата», а сам автор лишен германского гражданства. Одну из сестер писателя арестовали и приговорили к казни за антинацистские высказывания. По свидетельству очевидцев, судья заявил ей: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти».
О гибели Эльфриды Ремарк узнал лишь после войны и посвятил ей роман «Искра жизни», вышедший в 1952 году.
Находясь в изгнании, Ремарк не принимал участия в антифашистской борьбе, сторонил-ся эмигрантских организаций, даже профессиональных писательских. Лишь в 1937 году, после шестилетнего молчания, Ремарк опубликовал один из лучших своих романов -
«Три товарища», сначала в США в английском переводе, а затем в немецком эмигрант-ском издательстве в Амстердаме. В этом же году, во время Венецианского кинофести-валя Ремарк встречает блистательную Марлен Дитрих, с которой познакомился еще в Германии. В то время актриса формально состояла в браке с продюсером Рудольфом Зибером, что не мешало ее многочисленным романам. Отношения, возникшие между известным писателем и кинодивой, ки окрестили впоследствии "величайшим романом XX века", который тем не менее стал невероятно мучительным для Ремарка. Именно Дитрих стала прообразом Жоан Маду — героини романа «Триумфальная арка».
Из Венеции они вместе отправились в Париж, затем в Антиб, после чего Дитрих вернулась в Голливуд. В одном из поздних интервью актриса назвала Ремарка "самой большой любовью" своей жизни, но их отношения, продолжавшиеся с перерывами до 1958 года, никак нельзя было назвать идиллией: Марлен то проводила с Ремарком все свое время, то кидалась в объятия очередных любовников, подогревая их интерес светскими выходами с популярным писателем.
Приближение Второй мировой войны, неизбежность которой была уже очевидна, вскоре заставило уехать за океан и Ремарка. Он поселился в Голливуде, напротив особняка Марлен Дитрих, но их отношения становились все более болезненными для писателя. Актриса блистала на экране и на вечеринках, а Ремарк, неспособный порвать с ней и сознававший унизительность своего положения, все глубже погружался в депрессию. Внешний блеск и мишура киношной жизни не привлекали его, а обитатели Голливуда казались фальшивыми и не в меру тщеславными.
Однажды Ремарк собрался с духом и рискнул предложить актрисе выйти за него замуж. В ответ получил отказ и признание во многочисленных изменах, о которых он, впрочем, и сам знал.
В США во время Второй мировой войны нашли пристанище и другие немецкие писатели, в том числе Лион Фейхтвангер, Бертольд Брехт, Томас и Генрих Манн. В отличие от многих эмигрантов, Ремарк пользовался высоким уровнем признания и известности, отчасти благодаря тому, что некоторые его произведения были опубликованы на английском языке. Это дало возможность писателю в трудные военные годы помогать, порой анонимно, многим своим соотечественникам – деятелям культуры, которые, как и он, спасались от гитлеровского режима. Так, он пожизненно посылал чеки Альберту Эйнштейну и Теодору Пливье.

Афиша фильма 1948 г.
В произведениях, написанных Ремарком в эмиграции, ощущения потерянности и опустошенности постепенно уступают место антифашистским настроениям. Пример этому - роман «Триумфальная арка» (1945), главный герой которого - немецкий хирург, бежавший в Париж от крепнущего нацистского режима и помогающий другим немецким беженцам. В 1948 г. состоялась премьера экраниза-ции романа с Ингрид Бергман и Шарлем Буайе в главных ролях.
Получив в 1947 г. американское гражданство, Э.М. Ремарк тем не менее покинул США и снова поселился в Швейцарии. На вопрос о причинах невозвращения на родину писатель, в частности, отвечал: «Из изгнания не возвращаются. Мы все – поколение эмигрантов, независимо от того, выехали мы или оставались дома. Одних ноги несут из Германии, у других Германия сама уплывает из-под ног».
Вплоть до 1951 жизнь Ремарка была насыщена трудностями: болезнь Меньера, разрывы с любимыми женщинами (Марлен Дитрих и Натали Палей) – все это серьезно пошатнуло психическое здоровье писателя. Многие годы он страдал от депрессии и алкогольной зависимости. Единственным его спасением оставалось писательство.
В круг его тем вошла тема фашистских концлагерей, особенно основательно разработанная в романе «Искра жизни» (1952). Ремарк так объяснял причины, побудившие его создать эту книгу:
За все, что случилось, я чувствую в какой-то степени и личную ответственность. Ибо я тоже немец. Я должен был что-то сделать.
Я должен был написать «Искру жизни»…
В 1951 г. в Нью-Йорке писатель знакомится с голливудской актрисой Полетт Годдар, бывшей женой Чарли Чаплина, которая стала для Ремарка преданным другом и спутницей до конца его жизни. Она помогла ему излечиться от тяжелой депрессии, благодаря чему писатель смог закончить роман «Искра жизни» и его перевод на английский язык, а затем продолжать творческую деятельность. Она окружила писателя заботой и любовью. В 1958 году они поженились.

П. Годдар с Ремарком

Афиша фильма 1958 г.
К событиям на советско-германском фронте
Э. М. Ремарк обратился в романе «Время жить и время умирать» (1954), своеобразным продолжением которого стала пьеса «Последняя остановка» (1955). В романе разоблачается миф о монолитности немецкого народа и фашистской армии. Показывая картины разрушения союзниками Германии на исходе войны, описывая быт и повседневную жизнь немцев, осознающих близкий крах третьего рейха, автор стремится предостеречь будущие поколения от ошибок его современников. Для этого Ремарк использует лаконичный, но очень красочный язык, позволяющий передать атмосферу, царящую в маленьком полуразрушенном городке, сполна познавшем ужасы той самой войны, которую немцы принесли миллионам других невинных людей.
Жизнеутверждающее начало Ремарк видит в любви главных героев - молодого немецкого солдата
Эрнста, приехавшего в отпуск в родной город, и дочери местного врача Элизабет. Несмотря на окружающую разруху и проигрыш в войне, молодые люди полны жизни и пытаются строить планы на будущее. Их любовь не дает им опустить руки и сдаться. Ведь когда у людей пропадает желание жить, а любовь иссякает в сердце, они превращаются в марионеток, которые слепо повинуются приказам.
В 1958 г. американским режиссером Дугласом Сирком был снят фильм «Время жить и время умирать» по сценарию самого Ремарка, где он также сыграл эпизодическую роль.
В продолжение всего творческого пути писателя волновала проблема социально-экономических и психологических истоков фашизма; к этой проблеме он обратился и в романе «Черный обелиск» (1956), созданном в русле сатирической традиции Генриха Манна. Действие происходит в Германии в 1923 году, когда в стране уже вызревала тенденция к развязыванию новой мировой войны. Автор нашел мрачный символ Веймарской республики – психиатрическую лечебницу, и на ее примере показал, что в Германии за десятилетие до того, как к власти пришли фашисты, уже царили цинизм, насилие и бездуховность.
Судьбе немецких эмигрантов в нацистскую эпоху посвящен роман «Ночь в Лиссабоне» (1962), который был экранизирован чешским режиссером З. Бринихом уже после смерти писателя. Это последнее законченное произведение Ремарка; роман «Земля обетован-ная» («Тени в раю») остался незавершенным и был опубликован посмертно.
В 1964 г. делегация из родного города Ремарка вручила ему почётную медаль, а в 1967 г. посол ФРГ в Швейцарии вручил ему орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия». Несмотря на награды, немецкое гражданство Ремарку так и не вернули.
Две последние зимы Ремарк с женой провели в Риме. К этому времени здоровье писателя значительно ухудшилось; он боролся с сахарным диабетом, перенес инсульт и несколько сердечных приступов. После очередной остановки сердца летом 1970 г. Ремарка госпитализировали в городе Локарно в Швейцарии.
25 сентября 1970 г. писатель скончался от аневризмы аорты и был похоронен в Ронко-сопра-Аскона на юге Швейцарии.

Могила Э. М. Ремарка и П. Годдар в Ронко
Произведения Ремарка экранизировали более пятнадцати раз, переиздавали — сотни раз только на русском языке, перевели более чем на полсотни языков, поставили и продолжают ставить в театрах по всему миру.
Раз в два года современные авторы получают премию мира имени Ремарка.
Любой гость Оснабрюка — родного города автора — может посетить выставку при Центре мира Эриха Марии Ремарка.
Его заслуга - не только обогащение мировой литературы. Э. М. Ремарк сделал намного больше: напомнил нам о том, кто мы есть, и рассказал, во что может превратить человека война.
На выставке, посвященной 125-летию
со дня рождения Эриха Марии Ремарка,
представлены книги из фонда ВГБИЛ,
доступные для просмотра в читальных залах библиотеки


Роман «Гэм» относится к раннему периоду творчества писателя и является попыткой Ремарка проникнуть в психологию свободной женщины. Героиня, Гэм, путешествует по миру в поисках новых впечатлений и страстей. В ее жизни есть всё - роскошь высшего света и экзотика самых дальних уголков Юго-Восточной Азии, погони и убийства... Ремарк пытается разобраться в принципах и приоритетах современной ему женщины, одновременно независимой и зависящей от мира мужчин.
Читателю откроется очень непривычный Ремарк, еще не успевший стать реалистом.
Книга не была издана при жизни писателя; она увидела свет лишь в 1998 г.

Книга из фонда ВГБИЛ

Книга из фонда ВГБИЛ
Для многих поколений читателей, вырос-ших на произведениях Ремарка, для критиков, единодушно признавших его работы, он стал символом своего времени. Трагедии двух мировых войн, боль "потерянного поколения", попытка создать для себя в чем-то циничный, а в чем-то - чистый маленький мир верной дружбы и отчаянной любви - таков Ремарк, чья проза не подлежит старению.
Далеко не все почитатели Ремарка знают, что помимо крупной прозы, принесшей ему мировую известность, он мастерски писал и короткие произведения. Именно с них начался его путь в большой литературе, именно в них уже прослеживаются идеи и блестящий стиль будущего выдающегося писателя.
В сборнике представлены ранние лиричес-кие рассказы, отдающие несвойственной автору наивностью, и филигранные эссе о любви, меланхолии и невозможности настоящего понимания между людьми.
Три произведения Ремарка, собранные в этой книге, никогда ранее не издавались в России. Написанные в начале литературной карьеры писателя, они публиковались только в журнальных вариантах и вышли в Германии отдельной книгой лишь в 1998 г. Сентиментальный «Приют грёз» (1920), экзотический "дамский" роман «Гэм» (1924), напряженное психологическое повествование об автогонщике «Станция на горизонте» (1927) - эти произведения словно ступени, по которым Ремарк поднимался к своим будущим вершинам.

Книга из фонда ВГБИЛ
Э. М. Ремарк. На западном фронте без перемен.
Книги из фонда ВГБИЛ на русском, немецком, английском и финском языках
Роман Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» - одно из наиболее ярких литературных произведений о Первой мировой войне. В предисловии книги было сказано: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов». Как позднее признавался сам Ремарк, он писал этот роман не для публикации - ему просто хотелось выплеснуть свои мысли на бумагу, освободиться от жуткого военного опыта, от года, проведенного в воюющей армии. Тем не менее, книга в одночасье сделала ее автора знаменитым. Ее тема определила направление творчества Ремарка на долгие годы - судьба "потерянного поколения", жизнь тех, кто уцелел на войне, но вернулся домой искалеченным и физически, и морально. Роман «На Западном фронте без перемен» стал самой продаваемой книгой Германии за всю историю. К 1932 г. он был переведён на 29 языков, в том числе на русский.
В сборник вошли не только рассказы, написанные Э. М, Ремарком в начале 30-х годов, но и критические эссе, публицисти-ческие произведения и интервью с 1929 по 1966 гг., проливающие совершенно неожиданный свет на его творчество. Какими скрытыми смыслами наделял свои романы Ремарк? Как изменился с течением времени его писательский почерк? Почему он снова и снова возвращался к одним и тем же темам, всякий раз раскрывая их по-иному? Лучше всего ответил на эти и многие другие вопросы сам писатель.

Книга из фонда ВГБИЛ
Э. М. Ремарк. Три товарища.
Книги из фонда ВГБИЛ на русском, немецком и английском языках
«Три товарища» - один из самых любимых в России романов писателя. Его главные герои - фронтовые друзья, владельцы маленькой авторемонтной мастерской - пытаются выжить и утвердиться в жестоком мире предфашистской Германии, где приходится терять то, что любишь, и где пламя прошедшей и будущей войн опаляет даже очень стойких людей. Три главных героя романа, так же, как и сам Ремарк - представители "потерянного поколения"; они считают дружбу высшей нравственной ценностью, одной из немногих, сохранившихся после войны. Их дружба показана автором как основа жизни и человеческих взаимоотношений, благодаря которой главные герои преодолели все препятствия.

«Возлюби ближнего своего»
Книга из фонда ВГБИЛ
Роман «Возлюби ближнего своего» вводит читателя в мир эмигрантов, вынужденных покинуть Германию после прихода к влас-ти нацистов. Невероятно глубоко и реа-листично показана трагедия еврейского населения Германии - их считают людьми третьего сорта, лишают прав, высылают из страны. Обычной практикой становятся доносы и провокации. Множество
эмигрантов вынуждены искать пристани-ща за границей. Но и в соседних странах люди не встречают понимания: резко увеличившийся приток беженцев ведёт за собой ужесточение мер по борьбе с нелегальным населением. Многие скита-
ются из одной страны в другую, прячась от полиции. Получить вид на жительство для них становится невозможной задачей, ещё тяжелее получить разрешение на труд.
На фоне всеобщей дезорганизации и безумия системы автор показывает тяжё-лые судьбы людей того времени, которые не утратили способности любить жизнь.
Действие романа «Триумфальная арка» происходит в предвоенном Париже. Главный герой, немецкий беженец Равик, нелегально работает хирургом в клинике, где постоянно сталкивается с болью и страданием людей. Он один из множества эмигрантов, бегущих от нацизма, не имеющих паспортов или каких-либо иных документов, постоянно находящихся под угрозой ареста и высылки из страны. Переживший ужасы концлагеря и страх одиночества, он считает убийство гестаповца Хааке, замучившего сотни своих соотечественников, не менее гуманным делом, чем спасение тяжело-больного пациента. В романе «Тени в раю», который автор не успел закончить, рассказывается о дальнейшей судьбе Равича, который эмигрировал в США и работает там под своим настоящим именем Людвиг.

Книга из фонда ВГБИЛ
Книги из фонда ВГБИЛ
Действие романа «Искра жизни» происходит в конце войны в немецком концлагере близ вымышленного города Меллерн. Большинство узников давно уже потеряли надежду когда-нибудь оказаться на свободе. Но есть и те, кто еще верит в спасение. И это дает им силы жить и мечтать о будущем. Ведь пока в них теплится искра жизни, они чувствуют себя людьми. Эта искра слабая, но негасимая, она дает людям силу улыбаться на пороге смерти. Искра света в кромешной тьме...
Автор посвятил книгу своей сестре Эльфриде Шольц, которая была казнена нацистами в 1943 г. за антигитлеровские высказывания.
Книги из фонда ВГБИЛ на русском и английском языках
«Черный обелиск» - межвоенный роман Эриха Марии Ремарка. Он рассказывает о бывших солдатах, выживших после Первой мировой войны, которые, в соответствии с подзаголовком «История запоздалой юности», не могут построить «нормальную» жизнь после пережитой войны. Предыстория сюжета — мировой экономический кризис и стремительная инфляция в Германии.
В художественном отношении «Черный обелиск» является логическим продолжением романов «На Западном фронте без перемен» и «Возвращение». Впервые роман был опубликован в 1956 г., но Ремарк уже провел подготовительную работу над романом в 1920-х и 30-х годах.
Важным аспектом романа является восходящий национал-социализм, все более приобретающий экстремистские черты.
Последняя глава представляет собой взгляд из 1955 года на дальнейшую судьбу героев романа, большинство из которых погибли либо на полях сражений, либо в концлагерях.

Книга из фонда ВГБИЛ
Жизнь взаймы - это жизнь, которую герои романа отвоевывают у смерти. Когда терять уже нечего, когда один стоит на краю гибели, так эту жизнь и не узнав, а другому эта проклятая жизнь стала невыносима. И как всегда у Ремарка, только любовь и дружба остаются незыблемыми. Только в них герои могут найти точку опоры. Прототипом главного героя книги послужил Альфонсо де Портаго, испанский аристократ и автогонщик, трагически погибший в 1957 г. во время соревнований.
Книги из фонда ВГБИЛ на русском и немецком языках
«Ночь в Лиссабоне» (1962) - трагический, проникновенный роман о второй мировой войне. Это не только одна ночь в Лиссабоне, в кото-рую и уместился весь этот рассказ. Это не просто случайная встреча двух отчаявшихся людей, один из которых тщетно пытается попасть на пароход до Америки, а другой - ищет собеседника, чтобы излить ему душу. Это настоящая исповедь человека, на долю которого выпали немыслимые испытания. Вместе с тем это история целого поколения европейцев, которые, столкнувшись с жестокостью фашизма, предпочли не бороться с ним, а бежать от него.
«Обетованная земля» («Тени в раю») - последний роман Э. М. Ремарка. Возможно самый значительный и вместе с тем самый трагический. "Возможно" - потому, что роман не был закончен: смерть писателя в 1970 г. оборвала работу над ним. В архиве Ремарка остались три редакции произве-дения и наброски финала, на основании которых была подготовлена посмертная публикация. Роман написан от лица главного героя, журналиста, который повествует о своём приезде в Нью-Йорк в конце Второй мировой войны. Роман полон собирательных образов беженцев, съехавшихся со всех уголков Европы, чтобы убежать от бедствий войны. Абсолютно разных людей связывает одна общая черта - надежда когда-нибудь вернуться домой. По замыслу автора, книга должна была показать, как люди, измученные годами лишений, бегством и тюрьмами, вошли в рай под названием

Книга из фонда ВГБИЛ
США. Отсюда и столь точное сравнение в названии романа - «Тени в раю». По сути весь роман пронизан описаниями трагедий в жизни переселенцев, и каждый из них по-своему справляется с психологическими и физическими травмами, нанесёнными войной. Кто-то начинает сильно пить, кто-то уходит в работу, кто-то становится самоубийцей. Цинич-ность людей, которых приучила к грубости и отсутствию сантиментов война, граничит с историей искренней любви и настоящей дружбы.

Книга из фонда ВГБИЛ
Их роман называли величайшей историей любви ХХ века, за их отношениями наблюдал весь мир. Известный писатель и блистательная Марлен Дитрих встрети-лись в Венеции в 1937 г., и с тех пор Марлен была для Эриха музой, вдохнове-нием и спасением от беспросветной грусти, которую он пытался заглушить алкоголем. Актриса наслаждалась обществом знаменитого автора, но связы-вать свою жизнь только с ним не хотела. Она всегда пользовалась вниманием у мужчин: за Дитрих ухаживал американ-ский посол в Великобритании Джозеф Кеннеди, звезда Голливуда Орсон Уэллс, французский актёр Жан Габен и многие другие. Отношения становились всё более травмирующими для писателя, который не находил в себе сил прервать их.
Яркая и непростая любовь этих таких разных людей сохранилась в их перепис-ке. Письма М. Дитрих, за исключением
немногих, не дошли до нас, а письма Ремарка остались - прекрасные и печальные, полные нежного участия и тоски. Из них сложился еще один роман Ремарка - короткая история не первой и не последней, но великой любви.
После успеха книги и последующей экранизации «На западном фронте без перемен» Ремарк начинает коллекциони-ровать предметы искусства. За годы, проведенные им в США он успел стать настоящим профессионалом в области живописи, собрав довольно внушительную и ценную коллекцию. Она включала полотна французских импрессионистов и постимпрессионистов, в том числе Сезанна, Дега, Ван Гога, Ренуара, Домье. После смерти писателя в 1970 г. коллекция была распродана по частям, и картины попали к самым разным владельцам.
Томас Шнайдер - преподаватель немецкой литературы в университете Оснабрюка, родного города Э. М. Ремарка, и директор Центра мира им. Ремарка. Его книга воссоздает коллекцию картин и других предметов искусства, которые когда-то принадлежали знаменитому писателю. В комментариях к каждому предмету коллекции автор дает подробную справку об истории его приобретения Ремарком и последующих владельцах.

Remarques Impressionisten: Kunstsammeln und Kunsthandel im Exil

Книга из фонда ВГБИЛ

Книга из фонда ВГБИЛ
Настоящий том («Эрих Мария Ремарк. Жизнь, творчество и его всемирное значение») - материалы научной конфе-ренции, посвященной творчеству Ремарка, которая проходила в сентябре 1997 г. на родине писателя, в Оснабрюке. В работе конференции принимали участие исследователи из 10 стран мира - литературоведы, специалисты в области средств массовой информации, перевод-чики и педагоги. В материалах конферен-ции сформулированы различные подходы к изучению творческого наследия
Э. М. Ремарка: биографические исследо-вания, критический анализ произведений писателя, опыт преподавания творчества Ремарка в средних и высших учебных заведениях. Особо подчеркивается актуальность антивоенной прозы писате-ля для современного мира, ее антивоен-ная и антифашистская направленность. Книга содержит также библиографию
научных и биографических публикаций о Ремарке с 1988 по 1998 г.
Ни один из романов, написанных Эрихом Марией Ремарком, не оставил равнодуш-ными читателей и критиков. Произведения могли ругать или хвалить, высмеивать или признавать гениальными, но в любом случае их обсуждали и цитировали. Романы, вызывающие столь бурную реакцию публики, «обречены» на экрани-зацию. Ремарк поставил своеобразный рекорд - почти все его крупные произве-дения были показаны на большом экране. Начиная с 1930 г. кинопроизводство разных стран выпустило более 15 киновер-сий романов Ремарка, три из которых были сняты по знаменитому «На Западном фронте без перемен».
Выдающиеся режиссеры, яркие актерские составы, оригинальные находки сценаристов - всё это обогатило мировой кинопрокат шедеврами, которые смотрели

Книга из фонда ВГБИЛ
и с удовольствием пересматривают уже несколько поколений зрителей. «Das Auge ist ein starker Verführer: Erich Maria Remarque und der Film» - иллюстрированное издание, посвященное экранизациям произведений Ремарка. Оно содержит более 400 иллюстраций - плакатов, рекламных постеров, редких фотографий, сделанных на съемочных площадках. Книга является одновременно каталогом выставки "Ремарк и кино", организованной Центром Э. М. Ремарка в мае-июне 1998 г. в Оснабрюке.