Летопись времён:
космогония и эсхатология мифа
Автор: Рыжова Оксана
Что есть Начало и
что есть Конец?
Человечество всегда искало «свои корни» и «корни мира»: откуда произошёл человек, как появились флора и фауна, и наконец, как и кто сотворил саму Вселенную и планету Земля, обитель человечества? Эти вопросы занимали умы людей прошлого и настоящего. Ещё задолго до появления научных гипотез и аксиом существовали религиозные и философские ответы на все эти вопросы.

Современные религиозные учения космогонии и эсхатологии (христианство, ислам, буддизм и др.) восходят к древним религиям, то есть к мифам. Космогонические и эсхатологические мифы составляют основное содержание архаичных мифологий. И прежде чем окунуться в древние истории «о начале и конце», разберёмся с понятиями. Так что же такое эсхатология и космогония?
Космогонические мифы (греч. κοσμογονία; от κόσμος = мир, вселенная + γονή = рождение) — мифы о происхождении и сотворении Мира в целом и его частей. Основной начальный сюжет большинства мифологий. Во многих традициях космогоническим мифам структурно противопоставлены эсхатологические мифы.

Художник – Энн Ивонн Гилберт

Эсхатологические мифы (от др.-греч. ἔσχατος, = конечный, последний) — мифы о «конце света». Возникают относительно поздно и опираются на модели календарных мифов, мифов о смене эпох, космогонических мифов. Мифы о катастрофах, которые будут сопровождать смену эпох, рассказывают о таких событиях как гибель великанов или «богов старшего поколения», существовавших до появления человека, периодические катастрофы и обновления Мира. Повествования об этих событиях составляют единое целое с мифами, в которых описана конечная гибель всего Сущего.

Нередко, согласно эсхатологическим мифам, катастрофа следует за нарушением права и морали, распрями, преступлениями людей, которые требуют возмездия богов. В разных мифах гибель Мира могут вызывать огонь, потоп, космические сражения с демоническими силами, голод, жара, холод и т.п.
С религиозной точки зрения различаются индивидуальная эсхатология о посмертной судьбе одной человеческой души и универсальная эсхатология о целях и назначении Мира, его конце и о том, что будет после.

Мы решили рассказать вам самые известные истории летописи времён, как «одобренные» официальной наукой, так «непризнанные» (славянская Голубиная книга, космогония африканских догонов).

Художник – Энн Ивонн Гилберт

Как говорят мудрые: всё, что существует, существует по какой-то причине. А посему не будем брать на себя роль судей. Сито времени само отсеет «лишнее зерно». Также мы не будем в статье проводить параллели с научным объяснением, а заглянем вглубь времён, ведь именно в древних мифах, легендах, притчах, а позднее, в богословских доктринах, кроется ключ к пониманию мировоззрения наших пращуров.

Формирование мифа и мифологии – важная часть становления любой цивилизации. И хотя многие эти представления зиждятся на «страхе непознанного», но именно они дали толчок к поискам ответов, которые люди ищут уже тысячи лет. Многое ещё сокрыто под пеленой тайны. Если воспринимать язык древних мифов не буквально, а как набор неких словесных кодов из метафор и эпитетов, возможно, он не так уж и далёк от современных представлений о Мире.

Но не будем больше «пустословить» и развернём свиток летописи времён.
© В статье использованы авторские художественные материалы. Все авторские права принадлежат правообладателям, материалы не используются в коммерческих целях.
В тексте вы найдёте ссылки на каталог библиотеки. В конце статьи список рекомендуемых книг из фонда Библиотеки (пункт источники в меню).
Начало
У разных народов космогония и эсхатология представлены по-своему. Впрочем, «стержень», как правило, один, особенно у этносов со схожей культурой или историей. Так, мифология индуизма многоступенчата, и на первый взгляд, сложна. Есть несколько крупных космогонических моделей. К тому же, существуют (впрочем, как и у других народов) разные версии одного и того же мифа, меняющегося от эпохи к эпохе, от пересказа к пересказу.

Ведическая индийская космогония сохранилась до наших дней очень полно и подробно, благодаря многочисленным письменным духовно-философским трактатам. В ней представлены практически все основные космогонические модели мироустройста, в той или иной степени, встречаемые у других этносов, поэтому остановимся на индийских мифах подробно.
Отец или Мать?
Наиболее распространённый миф повествует нам, что «в начале времён», а точнее когда не было ещё ни времени, ни пространства, ни материи был только Великий брахман (Бог-творец) в своей изначальной форме Ардханаришвара: правая сторона тела – мужская, а левая – женская. Бог сам разделил себя на две части: мужская, символизирующая дух (пуруша) стала называться Шива, а женская, символизирующая материю (пракрити), стала зваться Шакти.

Ардханаришвара

Источник: www.pinterest.com

В слиянии духа и материи, мужчины и женщины был заложен цикл зарождения существующей Вселенной. Мифология Ардханаришвары изложена в Пуранах.

Затем Шива создал Вишну. Из пупа Вишну вырос идеальный цветок лотоса, из которого вышел Брахма. Брахма продолжил процесс создания проявленного (зримого) Мира, а Вишну взял на себя роль хранителя Мира. Шива же разрушит Мир в «конце времён», чтобы создать новый, ведь в ведической концепции Мир вечен и цикличен.

Существует и матриархальная версия индуистской космогонии. Великая изначальная богиня родила поочерёдно троих сыновей: Брахму, сотворив ему в супруги Сарасвати; Вишну, дав ему жену Лакшми; и Шиву, за которого вышла замуж сама, приняв иное обличье. Именно поэтому Шива обладает всеми сиддхами (сверхспособностями), дарованными ему супругой Шакти. Богини, стоящие у истоков Мира, как матери богов, великанов, духов, а позднее – героев, богатырей и святых, также частый образ в культуре многих стран.
Космическое яйцо.
По другой версии мифа в Первичном океане, у которого не было ни глубины, ни ширины, ни поверхности, ни дна, плавало чудесное золотое яйцо. Каких размеров оно было, сказать невозможно, потому что сравнить величину его было не с чем. В этом яйце спал Брахма. И настало время его пробуждения. Сила мысли Брахмы разделила космическое яйцо. Одна его половинка стала сушей, другая — небом, а между ними возник воздух. На небе Брахма поместил звезды. А на земле появились горы и равнины, реки и моря.

Брахма

Источник: www.yandex.ru/images

Когда Брахма медитировал, из его ума начали возникать существа. Он принял тело, созданное из тьмы — так родились демоны. Брахма отверг это тело, и оно стало ночью. (хаос, Шива). Затем он принял новое тело, созданное из света. Из его уст вышли сияющие боги — дэвы. Он отбросил и это тело, которое стало днём (материальный мир, Вишну).

Потом Брахма взял третье тело, которое целиком состояло из добра. У Брахмы родились прекраснейшие мысли об отцах и сыновьях, матерях и дочерях, и так возникли духи предков. Эти духи появляются в сумерках, на рассвете и на закате, когда встречаются ночь и день. Брахма отбросил и это тело и принял четвёртое, состоявшее из энергии, которая изошла из его разума. Мысли этого тела сотворили мыслящих существ – людей.

После этого Брахма принял пятое тело, состоявшее из энергии и тьмы, и породил ужасные создания, которые желали пожрать первобытный океан хаоса, великаны и чудовища. Это тело ассоциируется с антиматерией, и содержащейся в ней гигантской энергией, способной уничтожить Океан мироздания.
Брахма много-много раз создавал Мир вновь и вновь. Никто не знает, сколько миров существовало до нашего и сколько будет после него. Четыре эры (юги) составляют одну кальпу. В конце каждой кальпы Мир разрушается и возвращается в состояние водного хаоса.

Образ яйца, как своего рода Метавселенной, ещё не проявленной, но уже гипотетически вмещающей в себя всё, что должно родиться из её лона, также часто встречаемая метафора в мифологии.

Художник – Мария Текун

Например, африканское племя догонов так повествует о рождении Мира. Догонские жрецы в 1930-х годах рассказывали учёным: «В начале времён всемогущий Амма находился в огромном вращающемся яйце. Кроме него не существовало ничего. В центре яйца зародилось крошечное зёрнышко. Когда оно выросло и лопнуло, появилась Вселенная».
Амма — нечто неподвижное, сильно сжатое и очень плотное в языке догонов. Догоны называют звёздные и планетарные системы «плацентой». Наша Солнечная система именуется «плацентой Ого». А система Сириуса, или «Земля рыбы», плацентой Номмо.
Источник: www.yandex.ru/images
Мир внутри Аммы был ещё без времени и без пространства. Но наступил момент, когда Амма открыл глаза. При этом его мысль вышла из спирали, которая, кружась в его чреве, обозначила будущее разрастание Мира.
По мнению догонов, изначальной колыбелью человечества была иная галактика со звездой По Толо (предположительно, Сириус В). А на Землю людей перенесли «небесные ковчеги с планеты, солнцем которой была звезда Сириус до своего взрыва. Снижаясь, ковчег описывал двойную спираль, отображая своим движением ход жизни, в том вихре, который оживил самую первую её частичку».

Амбара Пелиаба «Пара предков»

Ковчег Номмо в святилище догонов
Источник: www.yandex.ru/images
В 1975 г. вышла книга Эрика Герье «Эссе на тему догонской космогонии: ковчег Номмо», чуть позже — работа Роберта Темпла «Тайны Сириуса», или «Мистерии Сириуса».
Но вернёмся в Индию. В разных версиях мифа об изначальном боге Шива, Вишну и Брахма часто меняются местами, выступая сыновьями или отцами друг друга. Впрочем, в индуистской концепции основополагающим является определение триединства богов (тримурти) и их жён (тридеви). Священная троица, как все мы знаем, характерная черта для очень многих сакральных традиций разных народов, представленная через мифологию, и её преемников – фольклор и религию.
Жертва за Мир.
Возьмём ещё одну индуистскую космогоническую модель – сотворение Мира, как жертвоприношение. Этот миф запечатлён в гимне о Пуруше – Пуруша-сукта, десятой части Ригведы. Боги принесли себе в жертву первого человека — Пурушу, принявшего облик гиганта. Весна послужила маслом, лето — горючим материалом, а осень — дополнительным приношением богам.

Пуруша-мандала

Источник: www.sacredcultural.livejournal.com

Из головы Пуруши выросло небо, из туловища — атмосфера, из ног — земля. Из его разума поднялась луна, из глаз возникло солнце, из ушей — четыре части света, изо рта — Индра (бог грома и молнии) и Агни (бог огня), а от его дыхания — Ваю (бог ветра).
Пуруша — тысячеглавый,
Тысячеглазый, тысяченогий.
Со всех сторон покрыв землю,
Он возвышается (над ней ещё) на десять пальцев.
«Ригведа», 10:90.
Пуруша часто изображается внутри квадрата. Квадрат символ Земли (а круг — Неба). Человек олицетворяет собой Вселенную (Небо + Земля). Подобные представления есть и в других культурах. Так, в шумеро-вавилонской мифологии Гайомарт, прародитель первой пары людей, «был ростом в четыре локтя, и ширина его равнялась высоте», то есть он тоже был квадратным.

Во многих культурах описывается как из тела Первочеловека была создана Вселенная: китайский Паньгу, индийский Пуруша, орфический Зевс, шумеро-вавилонская Тиамат, древнегерманский Имир, иранский Ормазд, Царь Небесный из Голубиной книги.

Рассмотрим подробнее скандинавскую космогонию. Зарождение Мира начинается столкновением огненного мира Муспельхейма и ледяного мира Нифльхейма. После соприкосновения этих миров рождается великан Имир. В мифах он описывается как первый инеистый великан с довольно негативным характером. Там же рождается и корова, мать-кормилица Аудумбла, которая кормит первородного великана.
Она же вылизывает прародителя богов-асов Бури, внуки которого (Один, Вилли и Вё) создают всё сущее. Мир они сотворяют из тела Имира, убив его. Опять мы встречаем мотив ритуального жертвоприношения – символическое принесение жертвы ради новой жизни. Из тела Имира создают землю: из крови – моря и океаны, реки и озёра; из плоти – земные покровы; из волос – деревья, травы и растения; из зубов – камни и минералы; кости – подземные ископаемые и залежи руды.

Яруга «Бури»

Пока боги занимались творением, в плоти Имира в процессе гниения возникли личинки. По воле Одина они обратились в двергов (карлики) и остались жить под землёй. Считается, что именно они, позже названные тёмными альвами (духами), создали Свартальфхейм (подземный мир) под Мидгардом (планета Земля, мир людей).
Затем сели боги на своих престолах и держали совет и вспомнили о карликах, что завелись в почве и глубоко в земле, подобно червям в мёртвом теле. Карлики зародились сначала в теле Имира, были они и вправду червями. Но по воле богов они обрели человеческий разум и приняли облик людей. Живут они, однако ж, в земле и в камнях. Был старший Модсогнир, а второй — Дурин.
«Младшая Эдда», Видение Гюльви.
Из черепа Имира боги создали небесный свод, а по четырём концам света поставили четырёх карлов для охраны. По другой версии на страже стояли старые боги стихий, или светлые альвы (духи). Им дали имена: Аустри (восточный), Нордри (северный), Вестри (западный) и Судри (южный). Образы стражей неба также встречаются во многих культурах. Считается, что они рождают ветра.

Из мозга Имира боги-братья создают воздушные просторы. А затем ловят искры огненного мира Муспельхейма и создают светило – солнце, чтобы благодаря теплу в новом Мире всегда была жизнь и процветание. В мифе нет чёткого указания, какой именно из девяти основных миров скандинавской космогонии был создан первым.
Хаос и Порядок.
Инцидент убийства первородного великана Имира порождает вражду между великанами и асами, которая длится на всём протяжении скандинавского эпоса. Также многие мифы рассказывают о противоборстве двух видов богов – ванов и асов.

Источник: www.pinterest.com

Этот сюжет также характерен для многих древних культур. Индийские дэвы и асуры, ветхозаветные библейские ангелы и демоны (падшие ангелы). В вавилонской мифологии это сражение Мардука с Тиамат, воплощением изначального Хаоса, закончившееся торжеством Порядка. Греческая мифология также описывает победу Порядка (власти богов-олимпийцев) над Хаосом и свержение предыдущего поколения богов-титанов.

Как правило, в таких историях одна сторона олицетворяет светлые силы, другая – тёмные. И это противостояние должно закончиться «на закате мира», впрочем, об этом мы поговорим в следующей главе. Немного терпения, друзья ; -)
Ось Мира.
У скандинавов мы встречаем ещё один частый космогонический мотив – вертикальное расположение миров, соединённых общей осью в образе Мирового древа. Как правило, это три основных мира или числом кратным трём: вышний мир богов, срединный мир людей и подземный мир усопших и тёмных сущностей. У славян это Правь, Явь и Навь У индийцевСаттва, Раджас и Тамас. У греков гора Олимп, мир людей и Аид. Подобное триединство мы находим и у других народов.

Мировое древо

Источник: www.razrisyika.ru

Не менее характерна и триада главных божеств или богоподобных героев. Индийские Шива-Вишну-Брахма. Скандинавские Один-Тор-Фрейр. Финские Вяйнямёйнен-Лемминкяйнен-Илмаринен. Часто они дополнены аналогичными триедиными образами их жён-богинь. У индуистов это Шакти-Лакшми-Сарасвати. У скандинавов Фригг-Фрейя-Сив.

Образ Мирового древа характерен для многих мифологических систем. Это и исполинский ясень Иггдрасиль (также Игдразил, швед. Yggdrasil) — дерево жизни в германо-скандинавской мифологии, в виде которого скандинавы представляли себе Вселенную. Северные же немцы называли его с Ирминсулем.
Иггдрасиль, по мнению некоторых исследователей, создан из тела Имира, расположен в центре Вселенной и поддерживает своими корнями (или ветвями) все девять миров. Дерево стоит на трёх огромных корнях, которые простираются к разным мирам. Возле корней находятся Источник Мимира и Источник Урд, где живут три норны, богини судьбы.

svrt degraded «Норны»

На ясене Иггдрасиль проживает множество мифических существ: на его ветвях сидит орёл Хрёсвельг, между глаз которого находится маленький сокол; листву его едят олень Эйктюрнир, коза Хейдрун и ещё четыре мифических оленя; по стволу бегает белка Рататоск; а корни ясеня грызёт змей Нидхёгг.
В Индии аналогом Мирового древа выступает смоковница Ашваттха, упоминаемая в Ригведе, брахманах, упанишадах и других священных текстах индуизма. Корни культа ашваттхи уходят ещё к Индской цивилизации, на печатях которой изображены её листья. Причём, священное древо часто изображается перевёрнутым, то есть корнями вверх.

Посреди кельтского мира также стоит Мировое Древо: ветви — небо, верхний мир; ствол — земля, населённая людьми и зверьми, срединный мир; корни — подземное царство, нижний мир, где обитают тёмные фоморы, рыбы и другие водные жители. В Ирландии известен культ пяти священных деревьев, каждое из которых называлось «деревом мира» (ирл. crann bethad). Аналогом Мирового древа служил и центральный столб большого жилого дома, на котором держится «мир» отдельной семьи.
Столетие спала я под кустом боярышника,
Пока дерево не стало корнями и ветвями моих мыслей,
Пока белые лепестки не зацвели в моей короне.
Кэтлин Рэйн.
Но «нижний мир» — не обязательно «плохой» и «злой». Всё обстоит немного сложнее, чем мы привыкли считать. Недаром, если верить Юлию Цезарю, кельты называли себя «детьми Дита», бога мёртвых.

С Мировым древом связан и мотив священного источника. Он вытекает из-под корней дерева, то есть имеет отношение к нижнему миру. У кельтов источник, дающий начало одной из главных рек Ирландии, Бойн, относится к потустороннему миру и заключает в себе божественную мудрость.
Над этим источником росли девять кустов чудесного орешника. Орехи тёмно-красного цвета падали в воду и напитывались премудростью. Если проглотить их, то можно познать таинственные вещи и постичь сущность мироздания. Но вкушать эти орехи дозволялось лишь божественным лососям, обитателям ручья. За нарушение запрета следовала божественная кара.

Кельтское Мировое древо

Источник: www.joseartgallery.com

Согласно представлениям славян, Мировое древо – это дуб на легендарном острове Буян, в центре всего Мироздания. Мировое древо (иногда — Святые горы) древние славяне считали своеобразной осью, скрепляющей Мир. В ветвях древа живут Солнце, Месяц и звёзды, у его корней — Змей. Иногда древо называют Ирий, то есть древо блаженной страны. (Ирий – обитель богов, аналог христианского рая). Корни древа уходят в мир Нави (подземное царство), ствол в мире Яви (мир людей), а крона в мире Прави (небесный мир).

Дерево – славянский символ, олицетворяющий собой единство и взаимодействие всех трёх времен: прошлого, настоящего и будущего (опять же, триединство). Ствол дерева олицетворяет настоящее время, нас самих. Корни – это прошлое, наши пращуры: отец и мать, бабушки и дедушки, пра… Потом идут стихии - воздух, вода, огонь, земля, металл. Крона олицетворяет будущее, наших потомков.
В фольклоре, как прямом наследнике мифологии, разные деревья могут перенимать на себя полностью или частично функции Мирового древа. Так, в старорусских аутентичных сказках, быличках и былинах эту роль могут выполнять как сам дуб, так и явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня, сосна. А для хозяина сада, огорода или двора – это и родовое древо, то есть личный аналог Древа жизни.

Славянское Мировое древо

Источник: www.musaget.ru

Это наиболее известные примеры. Подобные символы существовали и в других культурах. Люди в древности так представляли себе Мировую ось (дерево, столб), поддерживающий мир. Возможно, это символическое представление о полюсе земли.

Многие мифологи утверждают, что Мировое древо – один из древнейших общечеловеческих архетипов, уходящий корнями в первобытные времена, когда человек был частью природы. Впрочем, ряд крупных исследователей, таких как И.М. Дьяконов, Ю.Е. Берёзкин, В.В. Напольских и др. выступают против такой расширенной трактовки и отмечают, что у некоторых народов данный архетип вообще не представлен. Например, у айнов (древнее население Японских островов).
Священные животные.
Рассмотрим подробнее космогонические зооморфные образы. Мы уже говорили о корове Аудумбла, которая кормит первородного великана, в скандинавской мифологии. Но образ коровы-кормилицы, что питает своим млеком богов, полубогов и великанов характерен для многих мифологий. Это и славянская Зимун (или Земун). Она была сотворена богом Родом в Начале времён вместе с козой Седунь.

Корова Зимун

Источник: www.slavyanskieoberegi.ru

По преданию сначала Зимун жила на горе Березань, а затем нашла свою обитель в Ирийских (райских) садах. Древние славяне верили, что Млечный путь был соткан из молока Зимун, а в мире богов, текла река прямо из её вымени.

Это и индийская Камадхену (санскр. kāma = желание, dhenu = дойная корова), появившаяся в результате пахтанья (взбивания) Молочного Океана богами-дэвами и демонами-асурами. Камадхену не просто питала молоком, дающим здоровье и долголетие, но и исполняла желания. Изначально Камадхену принадлежала мудрецу Васиштхе. С ней связано множество историй. Самая известная о похищении чудесной коровы богами стихий Васу.

Когда восемь Васу со своими жёнами посетили ашрам (обитель) Васиштхи, одна из жён уговорила мужа украсть Сурабхи. Он похитил корову с помощью остальных Васу. Но кража была раскрыта, и Васиштха наложил на всех восьмерых проклятие, вынуждавшее их родиться в мире людей в качестве смертных. С этого начинается сюжет знаменитого эпоса Махабхарата.
Фараон под защитой Небесной коровы
Источник: www.yandex.ru/images
В карело-финском эпосе Калевала знаковой выступает утка. Это космгонический образ, так как она участвует в сотворении Мира.
Утка, та красотка птица,
Полетала, осмотрелась,
Увидала в синих волнах
Матери воды колено.
Приняла его за кочку
И сочла за дёрн зелёный…
И гнездо себе готовит,
Золотые сносит яйца:
Шесть яичек золотые,
А седьмое – из железа…
Покатились яйца в воду
И подверглись превращенью:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать – земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пёстрой части,
Звёзды сделались на небе;
Из яйца, из тёмной части,
Тучи в воздухе явились…
«Калевала», руна 1.
Перевод – Л.П. Бельский.
Для финно-угров в целом утка – сакральная птица. Так, у марийцев, в мифе о Сотворении мира рассказывается: в изначальные времена птица утка в своем небесном гнезде снесла два яйца, из них вылупились в образе братьев-селезней два бога — Кугу-Юмо и Керемет, которые занялись обустройством Мира. Имя Кугу-Юмо означает Большой, Великий, бог. Марийцы почитали его как верховное божество. Керемет был его помощником и в то же время, антагонистом.
Боги-селезни нырнули на дно Мирового океана, принесли в клювах по комочку земли и сотворили из неё земную твердь. Из той земли, что принёс Кугу-Юмо, получились широкие равнины с зелёными лугами, густыми лесами и полноводными реками. А из той, что принёс Керемет — крутые горы, топкие болота и непролазные овраги.

Кугу-Юмо и Йын (Керемет)

Источник: www.wikipedia.org

Затем Кугу-Юмо сотворил человека, положил его сушиться на солнышке, а сам отправился на небо, чтобы принести ему душу. Тут появился зловредный Керемет, и желая подшутить над братом, оплевал человека. Кугу-Юмо рассердился, но поленился отмывать человека, а просто вывернул его наизнанку, чистой стороной кверху. Поэтому люди имеют приятную наружность, но внутри у них таятся разные скверные нравственные качества и болезни.

Упорядочив жизнь на земле, Кугу-Юмо ушёл на небо. С тех пор он живёт в небесном дворце и разъезжает по небу на колеснице, запряженной лосями.
Созвездие Большой Медведицы марийцы называют созвездием Лося и видят в нём упряжку Кугу-Юмо.
А в мифах народов Северной Азии, где крупная чёрная птица — большая редкость, особое положение занимает ворон. В преданиях коряков и ительменов утверждается, что ворон Кутх положил начало их роду. В палеоазиатской и североамериканской мифологии ворон Кутх выступает посредником между мирами и наделяется шаманскими функциями. У некоторых народов (тлинкиты, хайда) он является центральным персонажем фольклора.
Интересно, что орёл и ворон – это часто архаическая дуальность, описанная в легендах народов разных континентов: сибирских, североамериканских, австралийских. С орлом обычно связывают светлые силы, а с вороном – тёмные. Так, у якутов Орёл – светлый бог и прародитель людей, противопоставляется главе злых духов Ворону.

Орёл и Ворон

Источник: www.darminaopel.ru

Рождение богов и людей.
Космогонический миф помимо Сотворения мира, включает в себя «родословную» богов и первых людей. Для примера возьмём мифологию Египта. Город Иуну был центром культа Солнца – бога Ра, он считался отцом всех остальных богов. По имени бога Солнца греки назвали для себя этот город Гелиополем. Ра вместе с восемью своими потомками формировал Гелиопольскую эннеаду – пантеон главных египетских богов.

Нун, держащая солнечную ладью,

из которой вышел Ра и начал

творение мира Атум

Источник: www.yandex.ru/images

Изначально не было ничего, кроме безбрежных вод Нун. Из этих вод появился бог Атум-Ра – первое существо в бескрайнем хаосе. Атум сотворил первую сушу – священный холм Бенбен. Стоя на его вершине, Атум выдохнул из своего рта бога воздуха Шу и выплюнул богиню влаги Тефнут. Чтобы отыскать детей в кромешной тьме, Атум-Ра вырвал у себя глаз и отправил его на поиски Шу и Тефнут, сотворив себе новое око. По возвращении детей, Ра превратил глаз в змею и поместил себе на лоб. Так, из этого мифа сформировалась традиция украшения корон фараонов оком-змеёй.
Источник: www.yandex.ru/images
Шу и Тефнут родили бога земли Геба и богиню неба Нут. Интересно, что в большинстве других культур Небо – мужчина, а Земля – женщина. От Геба и Нут произошли остальные четыре божества: бог загробного мира Осирис; его сестра-близнец Исида; бог ярости, песчаных бурь и войны Сет и богиня рождения и смерти Нефтида. Атум-Ра заплакал от радости, видя своих потомков, и из его слёз появились люди и расселились по всему Cвету.
В III тысячелетии до нашей эры на одном из островов Персидского залива существовало государство Дильмун. Древние шумеры считали его прародиной человечества. Есть мнение, что Дильмун — древнее название острова Бахрейн.
Шумерская же космогония, как считают многие исследователи, была частично заимствована для Библии, Торы и Корана. Так, шумерский миф о Cотворении мира, нашедший отражение в Пятикнижии Торы, повествует: бог Энки (или Эа) и богиня Нинмах создают человечество из глины. В библейской Книге Бытия, Бог создаёт человека из праха земного и вдыхает в него дыхание жизни.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
«Книга Бытия», 2:7.
Японский миф о Сотворении описывает рождение неба и земли, первых богов и Японского архипелага. Этот миф описан в Кодзики и в Нихон сёки. Они составляют литературную основу японской мифологии и религии синтоизма. Но описание мифа несколько различается в этих произведениях. Более популярной является версия из Кодзики.

В начале Вселенная пребывала в нечто вроде густой и бесформенной материи (хаос), погружённой в тишину. Позже появились звуки, указывающие на движение частиц. При этом движении свет и самые лёгкие частицы поднялись. Но частицы не были такими же быстрыми, как свет, и не могли подняться выше. Свет стал находиться наверху Вселенной, а под ним частицы образовали сначала облака, а затем небо Такамагахара (яп. 高天原 = равнина высоких небес). Остальные неподнявшиеся частицы образовали огромную массу, плотную и тёмную, и стали называться Землёй.

Затем появилось пять богов Амацуками. Они появились спонтанно, не имели определённого пола, не имели партнёра и «сокрыли свой облик» (не проявились в физическом мире). От них произошло ещё несколько пар богов и богинь. Последними стали бог Идзанаги и богиня Идзанами. Именно им поручили сложную и важную задачу сотворить из бесформенных нагромождений суши и моря прекрасный Мир. Для этого им был вручен инструмент – божественная нагината Амананухоко, украшенная драгоценными камням.
Источник: www.pikabu.ru
Состоялась свадьба, но в момент церемонии, когда жених должен был поприветствовать невесту, Идзанами заговорила первая. Идзанаги был рассержен, но не подал виду. Бракосочетание закончилось, и на свет появились два новых бога: Хируко и Авасима. Но родители были опечалены, их творения оказались глупы и уродливы. Как позже выяснилось, церемония прошла не верно, ибо право заговорить первым принадлежало именно мужскому началу.

Свадьбу переиграли, и у Идзанаги с Идзанами стали рождаться сильные и красивые дети. На свет появилась Осияма - восьмёрка островов Древней Японии: Авадзи, Ие (Сикоку), Оки, Цукуси (Кюсю), Ики, Цусима, Садо, Ямато (Хонсю). Последним из детей Идзанами стал бог огня Кагуцути. Новое божество было столь сильным, что пламя его опалило мать при родах, и та вскоре покинула мир живых и спустилась в царство мёртвых Ёми.
Идзанаги пришёл в ярость и зарубил нагинатой Кагуцути. Из капель его крови на свет появились новые боги. А Идзанаги пошёл в мир мёртвых и попытался вернуть жену, но безуспешно. После посещения подземного мира Идзанаги должен был смыть его грязь, которая испачкала тело и одеяния. Когда бог снимал свои одеяния, обильно обвешанные драгоценными камнями, то те падали и порождали собой новые божества.

Монах-воин с нагинатой

Источник: www.antikvariat-japan.ru

А когда Идзанаги умывал лицо, проливая слёзы по жене, то из левого глаза родилась богиня Солнца Аматэрасу, из правого бог Луны Цукуёми, а из носа, которым он вдыхал гнилостный воздух Ёму, вышел бог штормов Сусанно. Между ними отец и поделил весь Мир.

Рассмотрим миф о создании Мира аборигенов Австралии, а точнее народа гундитьмара. По легенде события эти происходили 36 000 лет назад. Бог-творец Будж-Бим создал окружающий Мир из потоков своей крови и вырываемых изо рта зубов. Здесь мы тоже видим разновидность личной сакральной жертвы.

По мнению мифологов и геологов, это может быть косвенным указанием на древнейшее извержение вулкана. Примечательно, что один вулкан в наши дни носит имя Будж-Бим. Измерения показали, что извержение Будж-Бима произошло примерно 36900 лет назад. Кроме того, у подножия вулкана был найден каменный топор, застывший в окаменелом вулканическом пепле.
Озеро, образовавшееся на вершине вулкана Будж Бим
Рисунок XIX века.
Источник: www.fishki.net
Интересна и космогония индейцев майя. Очень давно жили два брата — главные боги Сукуйюм и Нохотсакьюм. Более могущественным из них был старший — Сукуйюм. Он решил, что младшему нужно иметь своё жилище. Младший сделал дом в форме шара. Это и есть наша Земля. Внутри этого шара стал жить и Сукуйюм, который распоряжается землетрясениями и вулканами. Сюда после смерти попадают все злые люди, убийцы, воры, лгуны. Сукуйюм наказывает их за всё зло, что они причинили, раскаленным металлом (похоже на библейское описание ада, не правда ли?).

На поверхности шара живут люди. Этот мир создал Нохотсакьюм. Сначала появилась Земля, потом вода, затем Солнце, Луна и звёзды. Растения возникали в таком порядке: кукуруза, бананы, чеснок, бобы, сахарный тростник и многие другие. Последними стали фрукты.
Источник: www.illustrators.ru
После того как на Земле все было готово для обитания людей, Нохотсакьюм создал человека. Здесь тоже была своя очередность: люди-обезьяны, люди-кабаны, люди-ягуары, люди-фазаны и многие-многие другие. Бог лепил их из глины, которую потом обжигал на костре. От огня глина твердела, и люди оживали. Бог решал, где и какому народу проживать. Затем были созданы животные (от ягуара до оленя), птицы (от фазана до индюка), рыбы и насекомые.

Нохотсакьюм и его жена Найнохотсакьюм, а также добрые люди, которые умерли своей смертью и святые живут на небе. Там у них есть земля, дороги, деревья, только нет животных и домашней птицы.
У многих народов космогония почти не сохранилась. Так, китайский миф о Сотворении очень запутан и противоречив. А кельтский миф сужен до возможных пределов. В ирландской мифологии космогония, так сказать, местная. Легендарные Туата Де Дананн (Племена Богини Дану) прибывают на чудесный зелёный остров «с северных островов», сжигая свои корабли.

Джон Дункан «Туата Де Дананн»

Однако, Ирландия уже была заселена несколькими народами. Ни о Сотворении мира, ни о создании Ирландии, ни о жизни Племён Богини Дану на северных островах в древнекельтских преданиях не повествуется.

Для мифологии бриттов, что донесена до нас в Мабиногионе, существование Мира и Британии является также чем-то само собой разумеющимся. Сакральные места только арена для действий богов и богинь, за столетия христианства низведённых народным сознанием до «предков королевских династий» или «персонажей волшебных историй».

Почему же так получилось? Самая распространённая версия говорит, что мифы о Сотворении и Конце мира были настолько сакральны, что хранились жрецами-друидами в строжайшей тайне. А так как древние друиды не записывали своё учение, то эти легенды «ушли» вместе с последним из них.

***

Если подытожить всё вышесказанное, в большинстве историй вначале был первозданный хаос (пустота), то есть отсутствие порядка во Вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Благодаря какой-то «искре» появляются первые боги-демиурги, которые и начинают «наводить порядок». Одним из воплощений хаоса часто выступает Мировой океан, первозданные воды, ведь вода всё очищает. Всё это вполне соответствует современным научным представлениям о появлении галактик и планет, а затем о зарождении жизни на Земле из воды.
Творение мира происходит в особый изначальный период, на «заре времён», предшествующий эмпирическому (историческому) времени, отделённый от него, и в тоже время, неразрывный с ними через «ритуал веры». Затем вместе с первыми стихиями, и часто как их энергетическое воплощение, появляются «боги второго поколения», которые создают растения, животных и как венец своего искусства – людей.

Гюстав Доре «Создание света»

Поэтому составной частью космогонических мифов являются антропогонические мифы, мифы о происхождении первочеловека или первой человеческой пары. К таковым относится и ветхозаветный миф об Адаvе и Еве.

Древние «истории» не стоит трактовать буквально. Наука описывает историю Вселенной на физическом, материальном уровне, а мифология – на мистическом, «тонком».
Конец. И снова Начало…
Мифы о Конце света, или как его принято называть в современных религиях, армагеддоне, апокалипсисе, также существуют с незапамятных времён. И вполне естественно, что как космогония, так и эсхатология, у каждого народа была своя. Но всё же можно выделить несколько наиболее распространённых сюжетов.
Локальный кризис.
Для некоторых мифологий характерен, так сказать, «местный конец», который затрагивает определённую местность и этнос. Как говорится, мир миром, а своя рубашка ближе к телу ;-) Подобный мотив мы встречаем в карело-финском эпосе Калевала. В последних главах рождается новый властитель Карьялы (Карелия). Мудрый Вяйнямёйнен предрекает неправедное правление нового короля, рождённого от ягоды (намёк на демоническую суть). Но его советов не слушают.

Мюд Мечев «Вяйнямёйнен в лодке»

Он садится в лодку и уплывает туда, где «небо сходится с землёй», оставляя своё кантеле и дивные песни народу. Здесь описывается «конец света», как окончание старой эпохи и старых героев. При этом есть предсказание возвращения «былых времён».
И сказал он при отъезде,
Так промолвил на прощанье:
«Вот исчезнет это время,
Дни пройдут и дни настанут,
Я опять здесь нужен буду,
Ждать, искать меня здесь будут,
Чтоб я вновь устроил Сампо,
Сделал короб многострунный,
Вновь пустил на небо месяц,
Солнцу снова дал свободу:
Ведь без месяца и солнца
Радость в мире невозможна…
«Калевала», руна 50.
Перевод – Л.П. Бельский.
К этому же типу можно отнести сюжеты таких известных мифо-героических эпосов, как индийская Махабхарата и германская Песнь о Нибелунгах. В индийском эпосе битва между Добром (честью, справедливостью, совестью) и Злом (хитростью, жадностью, вероломством) представлена в виде Великой войны между династиями Пандавов и Кауравов. Кришна, как олицетворение сил Света и земная реинкарнация бога Вишну, выступает на стороне Пандавов. Именно он предрекает окончание Старого мира и начало мрачной эпохи Кали-юга.
Германская же Песнь о Нибелунгах, написанная неизвестным автором в конце XII — начале XIII века, сочетает языческие и христианские мотивы. То есть в драматизированном эпическом повествовании о судьбах Зигфрида, Брунгильды и других героев мы наблюдаем смену эпох. Старые боги уходят, и на смену им приходит Христос.

Существуют сравнительные исследования этих эпосов. Например, анализ Гизела Краатца.

Das Nibelungenlied

Источник: www.wikipedia.org

Борьба Света и Тьмы.
Пожалуй, самый частый сюжет о Конце света – это борьба Света и Тьмы, как правило, в персонифицированном виде, то есть на примере богов и людей. Иногда в чистом виде, как столкновение Мира света и Мира тьмы. Самый известный сюжет, конечно же, библейский Страшный суд, описанный в Откровении Иоанна Богослова, также известном как Апокалипсис.

Микеланджело «Страшный суд»

В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые, согласно ранее записанным пророчествам Библии, будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и бедствиями. Именно поэтому слово «апокалипсис» (греч. ἀποκάλυψις = новые знания, раскрытие, откровение; снятие покрова) часто употребляют как синоним для Конца света или для катастрофы планетарного масштаба. Книга описывает также Второе пришествие Иисуса Христа и события после него.
От слова «апокалипсис» образовались термины апокалиптика и постапокалиптика – жанры научной фантастики, в которых действия развиваются во время или после глобальной катастрофы.
«Откровение Иоанна...» — единственная новозаветная апокалиптическая книга, входящая в библейский канон. Также сюжет апокалипсиса описан в ветхозаветной Книге пророка Даниила. Отдельные мотивы Конца света присутствуют в Евангелиях и Посланиях.

В культуре многих народов дохристианской и домусульманской эпохи есть аналогичные сюжеты: мир рухнет, когда люди отвернутся от Света и добра.

Глава 1 Откровения Иоанна Богослова

Французская миниатюра, XIV в.

Так, в последние годы очень популярна тема славянской Голубиной (Глубинной) книги. Книга дошла до наших дней лишь отрывочно в виде отдельных стихов и в явно христианской переработке. Считается, что в Голубиной книге сокрыты все вековые знания мудрых волхвов о Вселенной и её законах.
По сюжету книги славянский бог Велес отвечает на вопросы древнего бога-великана Волота: с кого начался Мир, какой город всем городам город, какая птица всем птицам птица. А когда Кривда одолеет Правду, это и ознаменует Конец времён.

Два дерущихся зайца

Изборник Святослава, 1073 г.

Не два заюшка вместе сходилося,
Сходилась Правда со Кривдою;
Кой где бел заяц, тут Правда была,
Кой где сер заяц, тут Кривда была.
Кабы Правда Кривду преодолела:
При последнем будет при времени,
При восьмой будет при тысячи
Правда будет взята Богом с земли на небо,
По всёй земли, по всёй вселенныя,
По тем крестьянам православныим,
Вселится на сердца на тайныя;
Кто делает дела тайныя,
От того пойдёт великое беззаконие.

В другом варианте:
Тут два юноши рубилися,
Кривда с Правдой сходилася…
«Голубиная книга».
Налицо сюжет о Конце времён как о Великом поединке сил Добра и Зла, который присутствует во многих мифологических представлениях народов Европы и Азии.
Природные катаклизмы.
Не менее распространённый мотив «конца всего» – природные катастрофы. Как правило, это стихии огня или воды. Вспомним, ветхозаветный миф о Всемирном потопе, которым Бог уничтожил человечество за грехи его.

Иван Айвазовский «Всемирный потоп»

В мифологии индуизма есть аналогичный миф. Матсья (санскр. मत्स्य = «рыба») — первый аватар бога Вишну. В Пуранах говорится: царь дравидов и преданный Вишну, который позже стал известен как Ману, мыл в реке руки, когда маленькая рыбка приплыла в его руки. Он положил её в кувшин, но рыба быстро выросла. Затем он перенес её в бак, реку и, наконец, в океан, но тщетно. Наконец, рыба открыла себя как Вишну, который сказал, что скоро произойдёт потоп, и будет он семь дней и уничтожит всё живое. Вишну объяснил Ману, что он должен собрать в лодку все сорта растений и все виды животных, чтобы спасти их.
Подобно ветхозаветному Ною, индийский Ману был избран на роль первочеловека, как великий праведник, во времена всеобщего греха. Сказания говорят, что кроме Ману были спасены семь божественных риши (мудрецов) с их жёнами, благодаря чему мир позже снова был заселён людьми. В иконографии этот аватар Вишну выступает в образе полурыбы-получеловека.

В шумерском эпосе о Гильгамеше, мы также находим параллели с историей Ноя из Книги Бытия. Богиня Иштар решает уничтожить человечество, но бог Энки предупреждает Утнапиштима, чтобы он построил ковчег.

Матсья

Источник: www.yandex.ru/images

Слушай, Утнапиштим, и знай:
Демонское множество людей мы уничтожим,
Неведение уничтожит их навсегда.
«Эпос о Гильгамеше».
Истории о потопе, Сотворении мира и праведных людях были переняты и адаптированы в исламе. В Коране есть история Нуха (Ноя), которая напоминает библейскую и шумерскую версии потопа. Мусульманская традиция также содержит истории о сотворении человека и о пророках, которые имеют корни в древнем шумерском эпосе.
И построй ковчег под Нашим присмотром и по Нашему откровению. И не обращайся ко Мне относительно тех, которые были несправедливы; ведь они будут утоплены. И стал он строить ковчег. И всякий раз, как мимо него проходили вожди его народа, они смеялись над ним. Он сказал: «Если вы смеётесь над нами, то и мы будем смеяться над вами, как вы смеётесь».
«Коран», сура 11:37-38.
Возьмём ещё один миф о Всемирном потопе. Египтяне считали, что небосвод опирается на колонны или скипетры. Главной опорой небу (богине Нут) с Cотворения мира служит бог Шу, которому помогают восемь богов бесконечности Хех. Главная обязанность Нут — следить, чтобы небо не упало, ведь лишь оно не даёт водам Первичного океана Нуна низвергнуться на землю. Вот почему небо кажется голубым — за ним видны недвижные воды Нуна.
Древние египтяне верили: если взлететь и достигнуть пределов неба, можно погрузить в него руку и обмакнуть пальцы в огромный, перевёрнутый вверх дном океан.
Египтяне полагали, что в Конце времён воды Нуна снова поглотят сотворённый мир, ибо бог-создатель Атум-Ра пожелает вернуть его в первозданное состояние. Переживут эту катастрофу лишь Атум-Ра и Осирис, неведомо для людей и незримо для богов превратившиеся в змей. Они воссядут бок о бок, и горы обратятся в города, а города — в горы. Погрузившись в недвижные воды Нуна, Атум-Ра по-прежнему будет заключать в себе все сущее, а Осирис — силу возрождения, а значит это не Конец ;-)
Ра перевозит Солнце на Ладье Вечности
Источник: www.gagaru.club
Как мы уже убедились ранее, даже у ближайших этносов мифологические сюжеты могут разниться, а порой, и вовсе противоречить друг другу. Так, у разных племён австралийских аборигенов, которые и поныне живут практически по принципу первобытно-общинного строя, «истории о конце всего» разные.

Как утверждают шаманы некоторых племён, каждое событие и каждое приходящее в этот Мир живое существо сначала появляется в реальности Dreamtime, в которой хорошо ориентируются только сами шаманы. Но часть этой «реальности» каждую ночь видят и все остальные люди. И лишь потом, после появления как бы «во сне», объект, событие или существо реализуется в привычном нам «реальном» мире.
Термин Dreamtime придумал исследователь культуры австралийских аборигенов Джей Вейднер, чтобы объяснить западным людям значение слова, непереводимого на европейские языки.
Старейшины австралийских аборигенов, современные хранители «древних историй», в последние годы видят в реальности Dreamtime то, что они называют «Великой Приливной Волной». Исходя из их описаний, это будет нечто наподобие цунами, но только высота его будет невообразима.

Есть и огненные варианты «последней катастрофы». Несколько лет назад, путешествуя по территории Австралии, научная группа исследователей местной фауны в диких лесах континента наткнулась на одно загадочное племя, до сих пор никем не изученное. Люди племени называют себя детьми Кхемутра.
В.В. Яковлев «Аборигены Австралии»
Аборигены рассказали исследователям, что их племя проживает на Земле ещё с тех пор, когда у неё было две Луны, дети бога солнца Кхемутра. Два сына по очереди восходили на небосвод и шли за свои отцом, охраняя Землю от зла. Появился Акунахтем и убил одного из сыновей Кхемутра, Ортангха, и упал он на Землю, и была страшная трагедия. Огромный огненный смерч и ужасная буря разразилась на Земле, и поглотило её. Кхемутра убил в гневе Акунахтема, но умирая, он поклялся вернуться из страны мёртвых Триухнат, чтобы стереть всё живое на Земле и убить Кхемутра и его оставшегося сына Микрхтена.

По утверждению аборигенов, возвращение Акунахтема состоится уже скоро. Спастись никому не удастся, так как в древнем пророчестве он будет обладать столь сокрушительной силой, что сможет осуществить своё обещание.
Зевс
Источник: www.darminaopel.ru
Эсхатологические представления древних греков хорошо описаны в трудах знаменитых философов Платона и Аристотеля. Для греков мир был цикличным. Так, Платон говорил про экпиросис (др. греч. ἐκπύρωσις ekpýrōsis = пожар) – периодическое разрушение Космоса каждые 36 000 лет, прежде чем снова начнётся новый цикл. Гераклит же утверждает, что Мировой пожар, повторяется через каждые 10800 лет.

Греческий поэт, философ-экономист, современник Гомера, летописец истории, Гесиод тоже писал об апокалипсисе. В эпической поэме Труды и дни он выделил пять периодов человеческой истории: Золотой, Серебряный, Бронзовый, Героический и Железный. Каждый период заканчивается катастрофой, но затем наступает новая эпоха. Так, в некоторых версиях мифа Зевс посылает потоп, чтобы убить людей бронзового века.

Гесиод считал, что «горький» и «жестокосердный» Железный век будет последним. Он подробно описывает его как время, когда злодеи получают похвалу за свои жестокие деяния, а человечество наслаждается злом.
Ибо теперь действительно раса железа, и люди никогда не отдыхают от труда и печали днём и от гибели ночью; и боги навлекут на них тяжкие беды. И Зевс уничтожит эту расу смертных людей, когда у них появятся седые волосы на висках при их рождении.

И тогда Аидос и Немезида с их сладостными формами, закутанными в белые одежды, сойдут с широко проторенной земли и покинут человечество, чтобы присоединиться к обществу бессмертных богов. И горькие печали останутся для смертных людей, и нет помощи против зла.
Гесиод «Труды и дни».
В японской эсхатологии говорится, что когда родился бог огня Кагуцути, он опалил свою мать Идзанами, и она умерла. Отец обезглавил Кагуцути мечом и разделил его тело на восемь частей, которые стали восемью вулканами. Из крови Кагуцути, которая капала с меча, появилось множество божеств, в том числе морской бог Ватацуми и бог дождя Кураоками.

Рождение Кагуцути завершает конец Эры сотворения мира и знаменует собой начало смерти для всего живого, ведь рано или поздно Великий огонь спалит всё сущее.

Кагуцути

Источник: www.mythlok.com

В книге Энгисики говорится: когда родился огонь, богиня. Мидзухамэ принесла его матери воду, советуя ей успокоить Кагуцути, пока он не стал слишком жестоким. Это отсылка на традиционные противопожарные средства: тыквы для переноски воды и мокрой глины, тростник для тушения пожаров.
В эсхатологии буддизма, особенно популярной в Китае, есть два ключевых момента: появление Майтрейи и Проповедь Семи Солнц. Будда предрёк, что его учения исчезнут через 5000 лет после его кончины. Это примерно 4600 год нашей эры. В это время знания о дхарме (вселенский Закон) будут утрачены. Наступит новая эра, в которой появится следующий Будда Майтрейя, но ей будет предшествовать вырождение человеческого общества. Это будет период жадности, похоти, бедности, недоброжелательности, насилия, убийств, нечестия, физической слабости, сексуальной развращенности и краха общества, и даже сам Будда будет забыт. За этим последует новый Золотой век.

В Саттасурия сутте (проповеди Семи солнц) в Ангуттара-Никае Палийского канона Будда описывает конечную Судьбу мира: на небе появятся семь солнц, каждое из которых вызовет постепенное разрушение, пока Земля не будет уничтожена. Например, третье солнце высушит могучий Ганг и другие великие реки, четвёртое приведет к испарению великих озёр, пятое высушит океаны.
появится седьмое солнце, и Земля будет пылать огнём, пока не превратится в одну огненную массу. Горы будут поглощены, искра будет унесена ветром и отправится в миры Бога .... монахи, все вещи сгорят, погибнут и больше не будут существовать, кроме тех, кто увидел Путь.
Ангуттара-Никая, 7:66.
Мощь монстров.
Очень частый сюжет – проявление силы монстров. Хтонические чудовища (греч. χθών = земля, почва) во многих религиях и мифологиях — существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т.п. Характерные особенности: звероподобие, наличие сверхъестественных способностей, отсутствие созидательного начала.

Иван Билибин «Змей Горыныч»

К хтоническим существам относились также умершие предки, живущие в загробном мире. Схожий характер имеют и соперничающие с богами-демиургами властители преисподней. В древнегреческой мифологии к хтоническим существам восходят олимпийские музы. Так, в славянской традиции к «чудищам» относились, прежде всего, гады (например, Змей Горыныч).

Змееборчество характерно не только для славянской, но и для многих других мифологий. В египетской мифологии огромный змей Апоп (Апеп, Апофис) олицетворяет Мрак и Зло. Он извечный враг Бога Солнца Ра и в мифах часто выступает как собирательный образ всех врагов Солнца. Апоп обитает в глубине земли. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, змей, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. Сражение с Апопом повторяется каждую ночь, но Ра всегда выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно.
Ра в образе кота убивает змея
под священной сикоморой Гелиополя
Виньетка из «Книги мёртвых»
Сама Земля в ряде традиций (вавилонских, греческих, шумерских) представлялась как хтоническое существо: растительность — шерсть, полуострова — ноги и т.п. Брак Творца с хтонической богиней означал овладение всей землёй, или отдельной страной. Хтонические черты имеет образ Богини-Матери, мифической прародительницы, связанной также и со смертью (хаосом). Амбивалентный характер хтонических божеств обнаруживают мотивы брака с небесным богом, изгнавшим жену в нижний мир. Вспомним, японский миф об Идзанаги и его умершей жене Идзанами.

Идзанами

Источник: www.pikabu.ru

Сюжет борьбы богов с монстрами очень подробно описан в германо-скандинавском мифе о Рагнарёке (др.-сканд. ragnarök, ragnarøkkr = судьба богов, сумерки богов). Конец света последует за последней битвой между богами и огромным кровожадным волком, живым олицетворением тёмных сил.
Волк Фенрир – очень интересный образ. Фернир, его братья, мировой змей Йормунганд, восьминогий конь Слейпнир (скакун Одина) и сестра богиня смерти Хель – дети бога хитрости, обмана, интриг и искушений Локи (явный аналог дьявола-искусителя) и великанши Ангрбоды. Сам Локи – великан по происхождению, которому после смерти родителей разрешили жить в граде богов Асгарде. Хотя он много раз выручал богов, но и много несчастий навлёк на них, ведь великаны по природе своей враждебны асам.

Фенрир отгрызает Тюру руку

Исландская рукопись, XVIII в.

Многие скандинавоведы сходятся во мнении, что спусковым крючком для Рагнарёка послужило убийство самого доброго и миролюбивого бога Бальдра. Его погубил хитроумный Локи руками слепого бога судьбы Хёда, брата Бальдра. Хёд тоже погиб. А Локи был жестоко наказан. Когда наступит Рагнарёк, Локи разорвёт свои путы и отомстит богам, сражаясь на стороне хтонических чудовищ. Он схватится в битве с богом Хеймдаллем, хранителем Мирового древа, Асгарда и моста Биврёст (переход между мирами), и падут оба.
Верховный бог Один погибнет от волка Фенрира. Самого же Фенрира по преданию победит сын Одина, Видар, пронзив мечём, или по другой версии, разорвав ему пасть.

Исследователь Жорж Дюмезиль предположил, что Видар связан с мифологическими представлениями о пространстве. Убив Фенрира, он восстановит равновесие сил природы, и Мир начнёт возрождаться. Его широкие башмаки и огромный шаг символизируют горизонтальное пространство, а сила, способная раскрыть пасть Фенрира, вертикальное.
Но вслед за тем выступает Видар и становится ногою Волку на нижнюю челюсть. На той ноге у него башмак, веки вечные собирался он по куску. Он сделан из тех обрезков, что остаются от носка или от пятки, когда кроят себе башмаки. И потому тот, кто хочет помочь асам, должен бросать эти обрезки. Рукою Видар хватает Волка за верхнюю челюсть и разрывает ему пасть. Тут приходит Волку конец. Локи сражается с Хемдаллем, и они убивают друг друга. Тогда Сурт мечет огонь на землю и сжигает весь Мир.
«Маладшая Эдда», Видение Гюльви.
Перевод – О.А. Смирницкая.
Бог грома и молнии Тор во время Рагнарёка сразится и победит другое чудовище – мирового змея Йормунганда, тоже сына Локи. Но Тор и сам гибнет от ядовитых укусов. А его сыновья Моди и Магни выживут и получат в наследство легендарный молот отца.
Бог весны Фрейр погибнет от рук Сурта. Огненный великан Сурт своим мечом срубит Мировое дерево Иггдрасиль, и это также станет началом гибели всего Мира. Но хотя священная троица богов (Один-Тор-Фрейр) погибает, некоторые боги выживут. Так, Бальдр и его случайный убийца-брат Хёд вернутся в мир живых из страны мёртвых. Выживет и бог Хёнир, что дал первым людям душу, и будет восстанавливать миропорядок с остальными оставшимися богами.

Сыновья Фенрира, Сколль и Хати,

глотают солнце и луну

во время Рагнарёка

Источник: www.zabir.ru

Интересна судьба богини Идунн, хранительницы молодильных яблок. Она надела волчью шкуру (уж не намёк ли это на новый Рагнарёк, то есть на цикличность Мира?).
Зрят Тюры Побед,
что Нанна [т.е. женщина, Идунн] горюет
у капища Конского [капище Иггдрасиль].
Волка шкуру послали,
решила надеть,
нрав поменяла,
хитро сыграла,
внешность сменив.
«Старшая Эдда», Вороново заклинание Одина.
Перевод – Надежда Топчий.
А бог Ньёрд, отец Фрейя и Фрейи, перед Рагнарёком вернётся в свой родной мир Ванахейм (мир богов ванов, оппонентов асов). Про его судьбу и судьбу Ванахейма в мифе нет точных указаний. Зато есть указание про пару людей Лив и Ливтрасир. Они спрячутся в роще Ходдмимир от Мирового пожара, который устроит Сурт, питаясь лишь утренней росой, а затем дадут начало новой человеческой цивилизации.

dark.fairy.tales «Лив и Ливтрасир»

Пророчество о Рагнарёке, согласно мифологическим источникам, было произнесено мёртвой провидицей Вёльвой, которую специально для этого на время вызвал из могилы Один. Сюжет о Рагнарёке присутствует в Речах Вафтруднира, Старшей Эдде и Младшей Эдде.

А в мифологи индейцев майя, когда наступит Конец света, всех съест огромный ягуар. После этого люди попадут на небо и будут жить как бог-творец Нохотсакьюм, где он работает на своём поле, засеянном кукурузой.
Чёрное солнце.
Как мы уже убедились, в большинстве мифологий Конец света и не конец вовсе. Концепция пространства-времени, то есть самой Вселенной, у большинства народов циклична. Об этом говорит и удивительный образ мифологии индуизма – тысячеглавый змей Шеша. Как и греческие атланты, он поддерживает Вселенную. Конечно, сам по себе этот образ не уникален. Вспомним, средневековые представления об огромной черепахе или трёх китах, что держат на себе плоскую Землю.

Ананта Шеша

Источник: www.yandex.ru/images

Однако, ведисты пошли дальше. Когда очередной старый Мир разрушается, а затем нарождается новый, Шеша, подобно фениксу, возрождает себя из остатков старого мира, что вновь нести на капюшонах своих голов все планеты Вселенной. Этот сюжет хорошо описан в Пуранах. Аналогичный образ существует и в древнеславянской мифологии – змей Юша (Яша, Ящер). Как гласят предания: «Если змей Юша повернётся, то и Мир опрокинется».

Мировой змей помогает богам поддержать и восстановить Вселенную. Но кто её разрушает? В предыдущей главе мы рассказали несколько версий Сотворения мира, описанные в ведических текстах. В мифе же о Конце, все доктрины едины. Мир разрушит Шива на Закате времён. Однако, Бога богов никогда не причисляли к тёмным силам. Он лишь исполняет свою роль, отведённую ему в верховной троице богов: Брахма – создатель, Вишну – хранитель, а Шива – разрушитель Мира. Как говорится, «я тебя породил, я тебя и …».
Ведисты и эзотерики, философы и духовные практики именуют Шиву такими эпитетами: Чёрное солнце, Бездна, Космическая чёрная дыра и др. Почему так? Слово «шива» (शिव, śiva) с санскрита можно перевести по-разному: благой; милостивый; то, чего нет. И все эти определения верны, ведь все 108 имён-аспектов, а также форм и проявлений Шивы невозможно описать двумя словами. Он – Всё и Ничто одновременно, то есть Абсолют. Шива разрушает Мир, чтобы потом создать новый.

Арумугам Манивелу «Натараджа»

Одно из имён шивы – Натараджа (бог танца). Танец, исполняемый богом, называется Тандава-нритья. Это источник цикла творения, сохранения и разрушения. Сначала Шива танцует Ананда Тандава — танец блаженства, а затем — Рудра Тандава, танец разрушения.
Вся Вселенная вовлечена в крутящийся поток изменений и деятельности. Это танец Шивы! Мы танцуем с Шивой, а Он – с нами. В конечном счёте, мы и есть танцующий Шива!
Шивая Субрамуниясвами «Танец с Шивой».

***

Подведём итоги. Эсхатологические мифы, как и космогонические, отличаются разнообразием. Христианское описание последних дней из книги Откровение Иоанна Богослова, предрекающее Страшный суд для погрязшего в грехе человечества. Скандинавский миф о Рагнарёке потрясает своей мрачностью и масштабностью происходящего. Огромный прожорливый ягуар индейцев майя. И многие другие.

Но Мир не заканчивается. Пройдя положенный цикл рождения и смерти, Вселенная вновь воскресает, творя новые удивительные миры. Как говорится в конце каждого хорошего фильма, продолжение следует…
Признательны за Ваш отзыв