выставка
Легендарный Картье-Брессон
Фотокниги из собрания
Библиотеки иностранной литературы
Имя французского фотографа Анри Картье-Брессона (1908-2004) давно стало нарицательным для обозначения профессии фотографа, фотожурналиста. Наверное, его знает даже тот, кто не знаком с историей фотографии и затруднится назвать другие имена.
Картье-Брессона и его работу называли «оком столетия», своей творческой биографией он сформировал и воплотил идеальные представления о роли фотографа в ХХ веке.
Эта биография состоит из следующих ключевых пунктов:
Всерьёз занялся фотографией в 1932 году, вернувшись из путешествия по Африке. В Африке он много охотился и потом всю жизнь использовал охотничьи метафоры и сравнения, говоря о фотографии.

«В охоте мне интересно только преследование. Мне не нужно мясо»
В начале войны присоединился к подразделению кино и фото французской армии. В 1940 году попал в плен и пытался бежать, но лишь третья попытка побега увенчалась успехом. После этого он присоединился к Национальному движению военнопленных и депортированных, а сразу после войны участвовал в съемке документального фильма «Возвращение» о французских военнопленных и перемещённых лицах. В 1947 году этот фильм был показан в Музее современного искусства в Нью-Йорке на выставке Картье-Брессона, которая готовилась как посмертная (от фотографа долго не было вестей, в Нью-Йорке думали, что он погиб), но стала ретроспективой, отметившей завершение его первого творческого периода. Ранее он был сосредоточен на эстетике, а теперь его фотографии начали иметь социальное и политическое значение. Однако эстетические вопросы по-прежнему оставались значимыми. Символическое обобщение и художественный образ, созданный из документального материала в живом, реальном жизненном моменте – вот сущность метода Картье-Брессона.

«Для фотографа геометрия – это абстракция, заданная структура, а реализм – это плоть и кровь, дающие ей жизнь. Однако фотография никогда не должна быть искусственной. Надо уметь интуитивно узнавать эти два элемента. Изображение – проекция личности фотографа. Именно поэтому в нашей работе нет конкуренции – кроме, может быть, конкуренции рынка».
В том же 1947 году в Париже пятеро фотографов из разных стран – Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Дэвид Сеймур, Джордж Роджер и Уильям Вандиверт основали фотоагентство «Магнум», которое функционирует как кооператив, защищающий авторские права фотографов. В первые же годы существования агентства его основатели разъехались по разным странам, чтобы фотографировать мир, разобщённый войной, дать возможность людям, заново строящим свою жизнь посмотреть друг на друга.

«Когда в 1947 году мы создали наше агентство фотографов «Магнум», мир был расколот войной, и каждая страна очень любопытствовала узнать, на что похожи другие. Люди не могли путешествовать, и для нас это был серьёзный вызов – отправиться куда-то и свидетельствовать: «Я видел это, я видел то». Появился рынок. Мы больше не должны были заниматься промышленной фотографией и такого рода вещами».
Объездив весь мир, выпустив несколько книг и поработав для крупнейших мировых СМИ, в 1974 году Картье-Брессон практически прекратил снимать, сосредоточившись на рисунке и живописи, которые он никогда не оставлял, завершив очередной и начав следующий период своей биографии.
Картье-Брессон никогда не кадрировал снимки, предпочитая мгновенно строить композицию в границах кадра. И вообще не слишком интересовался лабораторными процессами, проявкой и печатью. Фотографирование для него заключалось в наблюдении и фиксировании, «мгновенном рисовании» с помощью камеры.

«В моём понимании фотография – это рисунок. Эскиз, сделанный одним движением руки, интуитивно. И его нельзя исправить. Если это надо делать, то только следующей фотографией».
Картье-Брессон не пользовался вспышкой. И однажды даже заклеил чёрной изолентой корпус камеры, так как металлический блеск привлекал к фотографу внимание. Это легенда, которую сам он никогда не подтверждал, однако в рассказах о фотографе её повторяют раз за разом как символическую. Картье-Брессон всегда стремился оставаться незаметным, отвергал славу и известность, предпочитал наблюдать жизнь и людей, не тревожа их, не провоцируя реакцию, оставаясь свободным.
За очень немногими исключениями, в фотографиях Картье-Брессона мало конфликтов и почти нет насилия, хотя из всех фотографов его поколения он создал один из самых масштабных и насыщенных визуальных отчётов о жестокой первой половине столетия. Гармония форм, динамичное движение событий, равновесие и красота в конечном итоге искупают страдания. Уже в середине 1950-х годов визуальный язык и стоящая за ним идеология, воплотившиеся в творчестве Картье-Брессона, начали ставиться под сомнение, и следующие поколения фотографов двинулись дальше, рассматривая мир и человека с более сложных и полемических позиций. Однако они признавали его влияние и огромное значение.

В собрании Библиотеки иностранной литературы, в том числе в собрании редких книг, хранится четыре оригинальные фотокниги Картье-Брессона, изданные в 1950-е и ставшие легендарными. Прежде всего, это "Images à la sauvette" (1952) – одна из самых известных фотокниг в истории и главная в карьере фотографа, а также "D'une Chine a l'autre" (1954), "Les Europeens" (1955) и "Moscou: Vu par Henry Cartier-Bresson" (1955), которая, вероятно, будет наиболее интересна российскому читателю.
"Images à la sauvette" (1952)
Книга, название которой можно перевести как «Картинки на скорую руку», «Образы, пойманные на бегу» или «Мимолётные снимки», названную Робертом Капой «Библией для фотографов», - первая фотокнига, собственноручно составленная и отредактированная Анри Картье-Брессоном. А также одно из первых изданий подобного рода, в котором документальная и репортажная фотография утверждается как самостоятельная форма повествования с глубоким образным потенциалом, а фотограф подробно излагает своё творческое кредо и широкий взгляд на практику и философию своей работы. Длинный текст, написанный фотографом, был вообще сравнительно редким явлением для фотокниг этого времени.

По выражению Мартина Парра (магнумовца, принадлежащего к другому поколению с иными творческими принципами), эта книга «показала миру не просто фотографа, но фотографическую концепцию, которую можно легко понять и в совершенстве продемонстрировать на страницах книги».

Пожалуй, ни одно событие в карьере Картье-Брессона не было более важным для его профессиональной репутации и для последующих многочисленных интерпретаций и исследований его творчества, чем выход "Images à la sauvette".
Дизайн обложки создал Анри Матисс
Книга представляет собой тщательно отобранное портфолио из 126 фотографий и состоит из двух хронологически-географических разделов. Первый охватывает период 1937–1947 гг. и содержит фотографии, сделанные на Западе, а второй – период 1947–1952 гг., который представлен в основном фотографиями, снятыми на Востоке. Это разделение соответствует двум периодам в фотографической биографии Картье-Брессона – до и после «Магнума». Большая часть фотографий из второго раздела снята в рамках больших репортажей и фотоэссе фотографа, во время его поездок в Китай, Индию, Индонезию, Бирму.

"Images à la sauvette" стала настоящим книгоиздательским шедевром. Над ней работали выдающиеся профессионалы своего дела, каждый из которых был заметным деятелем культуры: французский издатель греческого происхождения Териад (Стратис Элефтериадис), Анри Матисс, создавший дизайн обложки, и французская типографская фирма братьев Дрегер, напечатавшая 10-тысячный тираж в уникальной технике, приближавшейся по качеству к фотоотпечаткам для музейных выставок.
Книга вышла одновременно во французской и американской редакции. Американский вариант выпустило издательство "Simon & Shuster". Один из издателей – Ричард Саймон – придумал название «Решающий момент» – "Decisive moment", взяв его из эпиграфа, который Картье-Брессон нашёл в мемуарах кардинала де Реца: «Нет ничего в мире, что не имело бы своего решающего момента». Название изменили из-за того, что "Images à la sauvette" было трудно однозначно перевести на английский. «Решающий момент» звучал конкретнее и категоричнее, и именно это словосочетание закрепилось в общественном сознании в качестве ключевой концепции всей книги. Эта концепция была сформулирована Картье-Брессоном так:

«Для меня фотография – это ситуация, когда мгновенно, за долю секунды, одновременно познаёшь и значение факта, и точную организацию визуально воспринимаемых форм, выражающих этот факт».

Текст Картье-Брессона начинается с короткой автобиографии, затем рассказа о том, как он начал фотографировать, и продолжается рассуждениями о репортаже, сюжете, композиции, работе в журналах и т.п. К этому тексту исследователи его творчества обращаются чаще всего. (В целом за свою жизнь он мало писал о своей фотографической практике. В прижизненных изданиях можно найти менее десятка текстов, принадлежащих самому Картье-Брессону).

В интервью (также не слишком многочисленных), Картье-Брессон рассказывает, как издававшая книгу команда буквально заставила его поработать над предисловием, о чём он, впрочем, впоследствии не жалел:

Дик Саймон приехал в Европу и сказал мне: «Нам нужен также текст. И надо, чтобы это была такая «инструкция по эксплуатации». Я его не оскорбил, но так налился кровью, что все смутились. И ответил: «Инструкции и памятки меня нисколько не интересуют». Я разозлился и был готов всё бросить. Тогда Териад, воружившись своей прекрасной греческой улыбкой, сказал: «А что если вы расскажете, почему вы всем этим занимаетесь столько лет? Какой смысл это для вас имеет?» И я ответил: «С какой стати я должен что-то строчить про то, о чём ничего не знаю?». «Всё же постарайтесь, - ответил Териад. – Маргерит Лан, моя сотрудница, будет записывать всё, что вы расскажете, а потом посмотрим». А я добавил: «Пожалуй, неплохо внести ясность в свои мысли». Потом я всё написал почти так, как в книге. Мы просто исправили французский язык, потому что говорить и писать – не одно и то же. Маргерит говорила мне: «А что именно вы хотите сказать? Точнее?» Она подталкивала меня к тому, чтобы доводить до конца свою мысль. Это оказалось в высшей степени полезное упражнение. Но не стоит слишком много говорить о своей работе. Тогда превращаешься
в художественного критика.

Картье-Брессон действительно не любил говорить о технике, однако Ричард Саймон полагал, что «инструкция по эксплуатации» всё же необходима для американских читателей, которые захотят узнать больше практических вещей о камерах, объективах и плёнках, поэтому написал техническую часть сам. Она есть только в американской версии "Decisive moment" и помещена в конце книги.

Французское издание вышло тиражом в 3000 экземпляров, американское – 7000. Несмотря на восторженные отзывы критиков и профессионалов ("New York Times Book Rewiew" назвали «Решающий момент» «одной из самых красивых фотокниг, которые когда-либо выходили»), продажи были не слишком хорошими и книгу не стали переиздавать. Только в 2014 году издательство "Steidl" сделало факсимильное переиздание, которое также стало небольшим культурным событием.
«Реакция на книгу была просто невероятной, потому что фотография тогда была не в почёте. Во времена Маккарти мою книгу считали едва ли не коммунистической, но она открыла передо мной множество дверей. Художникам она нравилась, я слышал, что даже у Кастро была моя книга, это, возможно и помогло мне попасть на Кубу, чтобы сделать фотоэссе для "Life". Возможно, она также помогла мне попасть в Китай и Россию. Правда, я ни цента на ней не заработал. Я делал её не столько ради денег, сколько ради славы».

Концепция «Решающего момента» (возможно, в несколько упрощённой форме по сравнению с тем, как её понимал сам автор) прочно закрепилась в коллективном сознании и сформировала несколько следующих поколений фотографов. Формула Картье-Брессона объясняла: хорошая фотография – это результат интуиции фотографа, внимания к окружающему миру, а также его сосредоточенности на формальных качествах, геометрии, композиции. Таким образом, он предложил эффективное разрешение противоречия между случайностью, неизбежно присущей документальному снимку, и притязаниями фотографии на звание искусства, которое предполагало усилия, осознанность и мастерство.

«Решающий момент» – это та доля мгновения, когда внимательный фотограф увидел и поймал композиционно сбалансированную сцену. Он может быть спонтанным и неожиданным или же стать результатом долгого терпеливого ожидания, но всегда идеально сочетает смысловое значение с формальным балансом. Решающий момент придаёт событию значимость и ценность, независимо от того, насколько серьёзным оно было на самом деле.

Трудно сосчитать фотографов, утверждавших, что просмотр фотографии в книге побудил их впервые взять в руки камеру, а изучение текста Картье-Брессона так или иначе повлияло на их собственную практику.
"D'une Chine a l'autre"(1954)
Книга «Из одного Китая в другой» - результат одного из первых больших магнумовских проектов Картье-Брессона, сделанных по заказу журнала "Life".

В ноябре 1948 фотограф, работавший в это время в Бирме, получил телеграмму из парижского офиса «Магнума» со срочным заданием. "Life" заказали Картье-Брессону съемки «последних дней Пекина» во время ожидаемого захвата власти коммунистической партией.
Он документировал последние шесть месяцев правления гоминьдановской администрации и первые полгода существования маоистской Народной республики. Предполагалось, что это задание на две недели, но в итоге фотограф провёл в Китае почти год. Он снимал разные аспекты жизни – беженцев, банковский кризис, сцены в ресторанах, религиозное паломничество и т.п. Отчасти его выбор был обусловлен заданием, которое подробно сформулировала редакция: «показать город с точки зрения обычного человека, а также показать китайских учёных, коммерсантов, посетителей оперы, банкиров и любителей птиц… заглянуть в маленькие переулки, посетить магазинчики, чайные дома, показать тихих стариков, сжимающих в руках чашки с жасминовым чаем».

Редакция Life поддерживала Национальное правительство Чан Кайши и предполагала, что фотограф должен запечатлеть традиционный образ жизни, который скоро разрушит китайская революция. Также они понимали, что французскому фотографу наверняка больше повезёт с получением доступа к коммунистам, чем американскому.
В своём коротком предисловии Картье-Брессон излагает хронику своих передвижений и кратко описывает открывавшиеся ему возможности, которыми он смог воспользоваться.

Более объёмный текст с попыткой исторического осмысливания происходящего написал Жан-Поль Сартр. В итоге книга получилась глубже и отразила более сложный взгляд фотографа, который, как и Сартр, придерживался левых убеждений.
Второй раз Картье-Брессон приехал в Китай в 1958 году – к десятой годовщине КНР.

За год до второй поездки в одном из интервью он вспоминал специфику своей работы в Китае, характерную для такого фотографа, как он, – стремящегося быть незаметным и чувствительным к малейшим нюансам ситуации:
Либо люди ничего не подозревают, либо они знают, что ты здесь, и тогда ты должен ждать и смотреть в сторону в надежде, что они вернутся в свою стихию. Но очень часто первое приближение остаётся единственной возможностью. Так было в Китае. Там не бывает второго шанса, потому что они за километр видят, как ты подходишь, нельзя даже достать экспонометр. Если это сделать – фотография потеряна. Нужно проявить знание психологии, нужно знать людей, ты обязан работать в такой манере, какую они могут принять. Там надо улыбаться, но никогда не смеяться, потому что в этом видят насмешку. Улыбайтесь и ждите и никогда не выставляйте себя напоказ. Надо исчезнуть…. Нужно вести себя как чувствительная эмульсия, как чувствительная пластина. Приближайтесь тихо, нежно, никогда не навязывайте себя, ничего не подталкивайте. Иначе, если вы будете толкаться локтями, это обернётся против вас. Прежде всего, надо быть человечным!
"Moscou: Vu par Henry Cartier-Bresson" (1955)
После смерти Сталина в марте 1953 г. Картье-Брессон, предчувствуя наступающую «оттепель» сразу подал документы на визу. Получив её, он стал первым за восемь лет (после Маргарет Бурк-Уайт и Роберта Капы, снимавших в СССР во время и после войны) западным фотографом, официально работавшим в Москве. Вероятно, не последнюю роль в получении официальной аккредитации сыграла его работа в коммунистической газете "Ce Soir" в 1930-е и репутация марксиста. (Это же облегчило повторный визит фотографа в Китай в 1958 году). Книга содержит небольшой вводный текст Картье-Брессона и его собственные комментарии к фотографиям.

« – Мы только что получили визы для вас и для вашей жены.
– И когда можно отправляться?
– Да хоть сейчас!

Это внезапное и удивительное известие несколько выбило нас из колеи. Мы были совсем не готовы к отъезду. Прошение о визе мы подали за восемь месяцев до описываемой сцены. И уже перестали надеяться на то, что эта поездка состоится. Хотя ещё два месяца назад мне сообщили, что в Москве благосклонно отнеслись к посланному мною в дополнение к визовому запросу экземпляру "Мимолётных снимков"».

За 10 недель Картье-Брессон сделал около 10 тысяч фотографий, которые были раскуплены журналами по всему миру. Самые известные из журнальных публикаций – в "Life" (в номере от 17 января 1955 – московские фотографии, а в следующем номере от 31 января – фотографии из Грузии и Узбекистана) и "Paris Match" (номера 305 и 306 за 1955 с аналогичным тематическим распределением). В журналах размещено гораздо меньше фотографий, чем в книге, но среди них есть те, которое в книгу не вошли. Всему миру было чрезвычайно интересно посмотреть на советских людей и их жизнь по тут сторону «железного занавеса», пусть даже субъективно, «глазами Картье-Брессона». Точно так же и российскому зрителю сегодня интересно смотреть на фотографии и не менее интересно изучать журналистские интерпретации и комментариями.
Книга содержит тематические разделы: Кремль, Улицы, Магазины, Промышленность и строительство, Метро, Музеи, Религия, Спортивный фестиваль, Сельскохозяйственная выставка, Досуг, Зрелища, Молодежь.

В собрании Библиотеки иностранной литературы находится экземпляр издания "Moscou: Vu par Henry Cartier-Bresson".
"Les Europeens" (1955)
Эту книгу готовила почти та же издательская команда, что и "Images à la sauvette", а дизайн обложки разработал Жоан Миро. В неё включены послевоенные работы Картье-Брессона, преимущественно середины 1950-х. Так же, как «Мимолетные снимки», книга состоит из фотографий, снятых при разных обстоятельствах в рамках различных редакционных заданий, в том числе фотографии из поездки в СССР, не вошедшие в предыдущую книгу. Фотограф собрал из них картину Европы, на которой лежит тень войны, но люди продолжают жить, и в их жизни есть радость и печаль, бедность и роскошь, запустение и созидание, мимолётный абсурд и юмор. «Европейцы» – характерное и выразительное воплощение магнумовских принципов работы, которая делается с глубоким уважением к человеку и верой в то, что фотография способна менять мир к лучшему.
В прежние времена было принято иллюстрировать географию мира, воспроизводя памятники архитектуры или представляя различные этнические типы. Ныне фотография расширила сферу изображаемых элементов человеческого бытия, поколебав эту традицию.

Бросая камень в колодец, ты не знаешь, как отзовётся эхо. Когда публикуешь снимок, ты уже не в силах повлиять на его восприятие. Познание мира через фотографию может возыметь как счастливые, так и обескураживающие последствия – ведь меткий факт можно представить и изолированным, оторванным, и, наоборот, вписанным в контекст времени, места, общества.
В библиотеке есть два экземпляра «Европейцев», один из них – в собрании редких книг, так как подписан автором. Оба экземпляра поступили в библиотеку в 1956 году, но разными путями. Экземпляр с автографом был передан через общество «Международная книга» от Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. Подпись Картье-Брессона: «На добрую память» обращёна к этой организации – ССОД

Обстоятельства, при которых Картье-Брессон подписал книгу, ещё предстоит выяснить. Это часть нашей увлекательной исследовательской работы с фондами.
Приглашаем читателей познакомиться с изданиями из собрания Библиотеки иностранной литературы, которые освещают разные аспекты творчества Анри Картье-Брессона.

Cartier-Bresson, Henri. Photographies de HCB. 1963.

Delpire, Robert. Henri Cartier-Bresson, photographe. 2005.

Картье-Брессон, Анри. Воображаемая реальность. 2008.

Хилл, Пол. Диалог с фотографией. 2010.