В год, когда мир остался без лета, доктор Франкенштейн породил... МОНСТРА
В июне 1816-ого Европа была охвачена холодом... Позже этот год войдет в историю как eighteen thousand frozen to death, что переводится как «тысяча восемьсот насмерть замерзший». Что же стало причиной такого небывалого заморозка? За год до событий, о которых пойдет речь в этой истории, очень далеко от места встречи наших героев, в Индонезии, случилось ужасающее стихийное бедствие.
В апреле 1815 года произошло извержение вулкана Тамбора, приведшее к гибели около 50 тысяч человек! 10 апреля полтора миллиона тонн серной пыли взметнулось в воздух , и весь остров Сумбава был засыпан пеплом. Археологи назвали это место азиатскими Помпеями. Последствия были катастрофичны. Извержение породило глобальные климатические аномалии, включая антипарниковый эффект, сильно охладивший поверхность земли.
На нашей планете не было зафиксировано более сильного извержения.
Голод, холод, болезни... Неурожай привел к гибели сотен тысяч человек. Томас Джефферсон, один из отцов-основателей США, обанкротился из-за того, что ничего не вырастил на своей ферме. В Европе начались бунты. Люди были ослаблены, начались эпидемии тифа и холеры. Прежде, холера никогда не появлялась за пределами Индии, но, ввиду резкого изменения климата, количество заболевших возросло, и болезнь распространилась по всему миру.

Но нет худа без добра, или, как выразились бы наши герои-британцы Every cloud has a silver lining.

Удивительно, но катастрофа повлияла на мир и в позитивном ключе. Все развитые европейские страны пересмотрели свою социальную политику, в Англии, например, Парламент принял закон о социальной защите населения. Стали развиваться новые методы земледелия и появляться новые механические приспособления.

Карл фон Дрез на своем оригинальном Laufmaschine, 1819 год. Автор неизвестен.
Знали ли Вы, например, о связи между изобретением велосипеда и извержением 1815 года?

Дело в том, что не только люди остались без еды. Пришлось забивать скот, так как животных просто нечем было кормить. Это привело к огромному росту цен на лошадей. Передвижение на них стало роскошью, доступной немногим. Обычным фермерам и торговцам нужно было найти замену для использования в небольших поездках. Тогда немецкий изобретатель барон Карл Дрез придумал устройство, которое назвал Laufmaschine, что переводится с немецкого как «бегущая машина». Это устройство и стало прообразом современных велосипедов.

Хорошей иллюстрацией настроений того времени могут служить картины Уильяма Тёрнера. Именно в этой туманно-унылой атмосфере художник находил вдохновение. Сейчас работы художника являются гордостью изобразительного искусства Англии и украшают лучшие картинные галереи Лондона и многих других городов. Посмотрите на это тусклое солнце на картинах художника, как пронзительны эти картины. Лорд Байрон написал одно из своих самых известных стихотворений «Тьма» под впечатлением от затяжных июльских дождей, не прекращавшихся на протяжении семи недель. Строки из этого стихотворения проносятся лейтмотивом через всю нашу выставку.

«Я видел сон, он не совсем был сном.
Погасло солнце яркое, и звезды
Едва блуждали без лучей и цели
В пространстве вечном; стылая земля
Крутилась слепо в пустоте безлунной;
Наутро день не наступал, и люди
От ужаса свои забыли страсти,
И все себялюбивые сердца,
Оцепенев во тьме, молились свету...»

Вилла Диодати на южном берегу Женевского озера в Швейцарии
Вот в такое время и встретились герои нашего повествования. Произошло это на вилле Диодати в Швейцарии, куда поэт и повеса Лорд Байрон сбежал от лондонских скандалов и пересуд. В это же время еще никому не известная молодая девушка Мэри Годвин путешествовала по Европе с сестрой Клэр и будущим мужем, поэтом Перси Шелли. Байрону было скучно, и он пригласил творческую компанию разделить с ним изгнание.
Когда вместе собираются творческие личности, что-то занимательное обязательно должно случиться. Слева направо: Джордж Гордон Байрон, Мэри Годвин, Джон Полидори, Перси Биши Шелли
Иллюстрация из книги «Она создала чудовище» художницы Фелечиты Сала
Как мы уже писали, погода в июле была сырой и дождливой, и мечтам о долгих прогулках и катании на лодке не суждено было сбыться. Молодые люди изнывали от скуки и в один из вечеров решили устроить творческое состязание на самый страшный рассказ. В результате вот так, играючи, родились произведения про культовых ныне монстров: «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Годвин, будущей Шелли, и «Вампир» Джона Полидори. Друг и личный врач Байрона придал упырю из древних румынских легенд черты утонченного аристократа, тем самым создав первого в истории литературы мистически привлекательного вампира, столь любимого нами сегодня.
Иллюстрация из книги «Она создала чудовище» художницы Фелечиты Сала
Затеявший же игру Байрон быстро забросил прозаические опыты и переключился на поэзию. В эти дни были созданы стихотворения «Сон» и «Отрывок», одни из самых мрачных и печальных произведений поэта.

Но что такое Смерть? Покой сердец, гробница?
И целое того, чего мы все — частица?
Ведь жизнь — видение. Лишь то из бытия
Мне кажется живым — что взором вижу я,
И мертвыми считать отсутствующих можно.
Для сердца мысль о них мучительно тревожна,
Воспоминания в час отдыха ночной
Окутывают нас печали пеленой.

Не отставал от Байрона и младший поэт. Перси Шелли в этом заточении сочинил «Гимн интеллектуальной красоте».

Блуждал я в детстве по ночным лесам,
В пещеры шел, среди руин бродил,
Мечтая вызвать мертвых из могил,
Вопрос о высшем обратить к теням.
Взывал я к пагубным для юных именам,
И все ж ответа не слыхал.
История о каникулах писателей-романтиков сегодня вдохновляет на книги и фильмы не меньше их знаменитых произведений. Так, в 1986 на экраны вышел психоделический триллер «Готика». О женевской вилле и рождении чудовищ повествуют сразу нескольких ярко иллюстрированных детских книг, одна из которых, «Mary, who wrote Frankenstein» писательницы Линды Бейли и художницы Джулии Сарда, является достоянием нашего Детского зала.
Иллюстрация Луис Райс
Однако, превзошла всех юная Мэри Шелли. Вдохновившись историями о мертвых лягушках, «оживленных» силами электричества, 19-ти летняя девушка начала писать повесть о страшном и несчастном человекоподобном существе, созданном гениальным ученым. Эта повесть, поразившая Байрона и всех присутствующих, в итоге стала романом «Франкенштейн, или Современный Прометей». Многие не верили, что столь неопытная девушка могла сочинить такое произведение. Роман получил высокую оценку современников. Вальтер Скотт, который вначале думал, что его создал Перси Шелли, так отозвался о романе: «Для мужчины это превосходно, а для женщины удивительно». Надо отметить, что «Франкенштейн» выходил за сложившиеся рамки готического романа. В своем творении Мэри Шелли не только пугала читателей мертвецами и богохульниками, но и затрагивала глубокие философские темы. Это и отличает ее работу от классических готических романов, таких как «Замок Отранто» Уолпола или «Монах» Льюиса.
Дарственная надпись руки Мэри Шелли на издании «Франкенштейна»: "Лорду Байрону от автора"
«Я решила сочинить повесть и потягаться с теми рассказами, что подсказали нам нашу затею. Такую повесть, которая обращалась бы к нашим тайным страхам и вызывала нервную дрожь; такую, чтобы читатель боялся оглянуться назад, чтобы у него стыла кровь в жилах и громко стучало сердце. Если мне это не удастся, мой страшный рассказ не будет заслуживать своего названия»
М.-У.Ш.

Лондон, 15 октября 1831 года
Роман, созданный Мэри Шелли, стал поистине культовым и имел многочисленное количество прочтений уже в XX и XXI веках. Среди его поклонников были такие знаменитые писатели как Курт Воннегут и Клиффорд Саймак. Для наших читателей мы сделали небольшую подборку книг, написанных о Франкенштейне и его Монстре современными авторами, продолжающими мифотворчество, начатое Мэри Шелли.
Через 200 лет после создания романа произведение Мэри Шелли продолжает вдохновлять на творческие эксперименты. Так, в нашем фонде есть книга-комикс, в которой художник Грис Гримли экспрессивно и красочно пересказывает историю Монстра и Ученого.
Важно отметить, что Франкенштейн интересует не только литературоведов, но и историков науки и даже современных биологов, видящих в произведении Мэри Шелли своеобразное пророчество. Поэтому мы приглашаем Вас познакомиться как с биографиями писательницы и филологическими анализами ее работ, так и с увлекательными научпоп трудами о настоящих прототипах доктора Франкенштейна, повлиявших на мир физики, химии и хирургии.
Однако в сознании людей 20 века замысел Мэри Шелли трансформировался. Франкенштейн из ученого превратился в Монстра, которого он сотворил, и сегодня имя ученого часто ошибочно приписывают его чудовищу. Многие экранизации романа лишают Монстра экзистенциальных терзаний и красноречия, превращая его в почти бессловесное, но в чем-то трогательное существо, страшную, но невинную жертву обстоятельств. Всего было предпринято более тридцати попыток экранизации романа. Наиболее известные кинообразы Монстра представлены в книгах «The illustrated Frankenstein» и «The Frankenstein legend. A tribute to Mary Shelley and Boris Karloff».

Надеемся, что выставка вдохновит вас внимательнее ознакомиться с готическим шедевром Мэри Шелли. И пусть за гротескными образами этой жуткой притчи Вам откроются собственные новые смыслы.