Барбара Дюрер:
мать гения
Автопортрет в возрасте 13 лет, 1484
Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера и его жены Барбары, урождённой Хольпер, чьи родители также занимались ювелирным делом. На момент свадьбы отцу художника было 40, матери — 15. В «Семейной хронике», созданной Дюрером в конце жизни, художник пишет: «Тогда мой дед отдал ему свою дочь, красивую проворную девицу по имени Барбара».
Несмотря на то, что супруги жили в согласии, жизнь Барбары была омрачена изнурительными беременностями. Всего она родила 18 детей, из которых до взрослого возраста дожили только трое. В «Семейной хронике» Дюрер приводит дневниковые записи своего отца: «Также в 1492 году от Рождества Христова в день святого Кириака (8 августа) за два часа до ночи родила мне моя жена восемнадцатого ребенка, и был крёстным отцом Ганс Карл фон Оксенфурт и назвал моего сына тоже Карлом».
За официальным списком, который может показаться сухим и отстранённым, скрывается желание художника сохранить для истории материнский подвиг и имена братьев и сестёр. «Семейная хроника» является одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства и составлена по канону летописных отчётов, для которых характерны перечисления дат и профессиональных достижений, но никак не чувств и переживаний. Сам факт того, что Дюрер, будучи художником, а не писателем, посчитал важным зафиксировать историю своей семьи в доступной ему форме говорит о его любви к родителям.

Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер / Свадебный герб семейств Дюреров и Хольперов / Альбрехт Дюрер старший с чётками (1490)

Автопортрет с чертополохом, 1493
Громче всяких слов об этой любви говорят, конечно, портреты, сделанные художником. 19–летний Дюрер оставил портреты как подарок родителям — в 1490-ом году он закончил своё обучение у гравёра Михаэля Вогельмута и собирался отправиться в путешествие в поисках заказов. Их также можно трактовать как символ примирения и принятия. Отец Дюрера долгое время сопротивлялся желанию сына стать художником, однако, в итоге одобрил его выбор. Портреты были призваны доказать мастерство и старание юного Дюрера и заверить отца в том, что сын его не разочарует. Тот факт, что родители согласились позировать, также говорит об их благословении. Портреты родителей Дюрера примечательны тем, что художник изобразил самых дорогих ему людей в неприукрашенном виде, сохранив на их лицах признаки старения и усталости. Ускользающая в сухих строках «Семейной хроники» нежность прослеживается здесь в каждой морщинке на лицах отца и матери.
Рисуя не заказной парадный портрет, а памятную картину, Дюрер хотел запомнить родителей такими, какими они любили и поддерживали его, подчеркнув их внутреннюю красоту. Чётки в руках Барбары и Альбрехта Старшего символизируют божественное начало родительской любви. Сохранив интимный тон на самих портретах, Дюрер тем не менее добавил пышности и торжественности, изобразив на обороте портрета отца гербы семейств Дюреров—Хольперов. Открытая дверь символизирует родину отца — венгерское селение Ajtó, что по-немецки означает «дверь». Семью Хольперов символизирует олень, значение которого неизвестно. Мавр в красном одеянии, рыцарский щит и золотые крылья призваны показать, что для Дюрера его семья ничем не хуже родовитой знати и заслуживает почестей.

Мадонна на травянистом берегу (1503)/ Дева Мария с грушей (1526)/ Кормящая Мадонна (1519)

Реализм портрета Барбары Дюрер подчеркивает его контраст с изображениями главной матери христианского мира — Девой Марией. Заказываемые богатыми покровителями Мадонны Дюрера представлены лучистыми, свежими девушками, чья кожа изнутри подсвечена золотым. На их лицах запечатлена безмятежность, не отягощенная земными трудностями родов и материнства. Многие из художников Возрождения рисовали жён заказчиков в роли Девы Марии или святой, зашифровывая в портретах богатый христианский символизм. Однако Дюрер отказался обезличить свою мать и всегда рисовал её как живого, конкретного человека, а не аллегорию. И тем не менее и в рождении художника присутствует некое чудо. В том, что Дюрер не оказался среди 15 погибших детей Барбары, и не только выжил, но и стал одним из величайших художников всех времён, можно усмотреть божий промысел.
Портреты Барбары Дюрер (1514)
Пронзительнее всего о бренности живого человеческого тела говорит последний портрет Барбары Дюрер. Старость в равной степени ужасала и привлекала художника, и за свою жизнь Дюрер нарисовал множество портретов стариков — старика-бога, старика-человека, старика-символ. Самого себя художник, славящийся автопортретами, последний раз нарисовал в 51 год, не решившись фиксировать неутешительные изменения дальше. На портрете же старой матери, почти гротескном, жестоко честном, Дюрер изобразил измученную, истощённую женщину, через кожу которой явственно проступает череп. Один глаз её словно смотрит на сына, второй же взирает в иной мир. И тем не менее мягкая линия угля, придающая портрету холодное свечение, обнаруживает в этом грустном изображении что-то нежное. Возможно, вновь запечатлев мать с максимальной точностью, Дюрер пытался подготовить себя к разлуке с ней — на этот раз не временной, а вечной. Отрывок из «Памятной книжки» отбрасывает официозность «Семейной хроники» и почти кричит о пронзительной любви сына к матери:
«Итак, да будет вам известно, что в 1513 году, во вторник перед неделей св. креста моя бедная страждущая мать, которую я взял к себе на своё попечение через два года после смерти моего отца и которая была совсем бедна, прожив у меня девять лет, однажды ранним утром внезапно смертельно заболела, так что нам пришлось взломать дверь в её комнату, чтобы попасть к ней, ибо она не могла нам открыть. И мы перенесли её в нижнюю комнату и дали ей оба причастия. Ибо все думали, что она умрёт. Ибо со смерти моего отца она никогда не была здорова. И её главным занятием было постоянно ходить в церковь, и она всегда мне выговаривала, если я нехорошо поступал. И она постоянно имела много забот со мною и моими братьями из-за наших грехов, и если я входил или выходил, она, всегда приговаривала: иди во имя Христа. И она часто с большим усердием давала нам святые наставления и всегда очень заботилась о наших душах. И я не в силах воздать ей достаточной хвалы и описать все её добрые дела и милосердие, которое она выказывала каждому. Эта моя благочестивая мать родила и воспитала восемнадцать детей; она часто болела чумой и многими другими тяжелыми и странными болезнями; и она прошла через большую бедность, испытала насмешки, пренебрежение, презрительные слова, много страха и неприязни, но она не стала мстительной. Через год после того дня, когда она заболела, в 1514 году во вторник в 17 день мая за два часа до ночи, моя благочестивая мать Барбара Дюрер скончалась по-христиански со всеми причастиями, освобождённая папской властью от страданий и грехов. И перед кончиной она благословила меня и повелела жить в мире, сопроводив это многими прекрасными поучениями, чтобы я остерегался грехов. Она попросила также питие св. Иоанна и выпила его. И она сильно боялась смерти, но говорила, что не боится предстать перед богом. Она тяжело умерла, и я заметил, что она видела что-то страшное. Ибо она потребовала святой воды, хотя до того долго не могла говорить. Тотчас же после этого глаза её закрылись. Я видел также, как смерть нанесла ей два сильных удара в сердце и как она закрыла рот и глаза и отошла в мучениях. Я молился за неё. Я испытывал тогда такую боль, что не могу этого высказать. Боже, будь милостив к ней. Ибо самой большой её радостью было всегда говорить о боге, и она была рада, когда его славили. И ей было шестьдесят три года, когда она умерла. И я похоронил её с честью по своему достатку. Господи боже, пошли и мне блаженный конец, и пусть бог со своею небесною ратью, и мой отец, и мать, и друзья присутствуют при моём конце и пусть всемогущий бог дарует всем нам вечную жизнь. Аминь. И мёртвая она выглядела ещё милее, чем когда она была ещё жива».
автор выставки: Анна Васюкова
Будем признательны за отклик