Кусочек прошлого
за стеклом
Книжно-иллюстративная выставка
к Международному дню музеев
Международный день музеев — важный праздник и настоящий культурный феномен. Он не только напоминает жителям разных стран о необходимости любить и знать свою культуру и историю, но и позволяет наладить диалог между разными народами в масштабах целого мира. Сохранение опыта, обмен знаниями, развитие взаимопонимания и взаимоуважения между представителями разных культур — ключевые задачи этого праздника.
Ежегодно Международный день музеев отмечают 18 мая.
В Ус­та­ве Ме­ж­ду­народного совета музеев понятие музей оп­ре­де­ля­ет­ся как «по­сто­ян­ное не­ком­мер­че­ское уч­ре­ж­де­ние, при­зван­ное слу­жить об­ще­ст­ву и спо­соб­ст­во­вать его раз­ви­тию, дос­туп­ное ши­ро­кой пуб­ли­ке, за­ни­маю­щее­ся при­об­ре­те­ни­ем, хра­не­ни­ем, ис­сле­до­ва­ни­ем, по­пу­ля­ри­за­ци­ей и экс­по­ни­ро­ва­ни­ем ма­те­ри­аль­ных сви­де­тельств о че­ло­ве­ке и сре­де его оби­та­ния…».
С момента своего возникновения музеи выступают хранителями истории человечества, его ценностей и культурного наследия. А нужно ли прошлое современным людям?
Ведь всё необходимое для жизни нам дает технический прогресс.
На этот вопрос много лет назад разными словами ответили классики:

"Тот, кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя"
Франсуа-Мари Аруэ Вольтер
"Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"
М. В. Ломоносов
"Сегодня, не имеющее вчера, не имеет завтра"
М. И. Цветаева
Мир существует уже сотни веков, среди которых человек видит только единственный, отведенный ему миг длиною в жизнь. Но музеи способны рассказать ему о том, что занимало умы и сердца его предков. Это особенное место, где можно ощутить масштабы мироздания и почувствовать себя частичкой бесконечной истории планеты. Кроме того, все больше музеев по всему миру берут на вооружение новые технологии. Дополненная реальность, интерактивность и виртуальное погружение - то, о чем писали фантасты сто лет назад, сегодня - привычная сторона нашей жизни, к которой можно прикоснуться в том числе и в музейном пространстве.
История праздника
Своим появлением праздник обязан Международному совету музеев (International Council of Museums), всемирной органи-зации, представляющей музеи и профессионалов музейного дела. Деятельность совета, созданного в 1946 г., направлена на охрану и популяризацию природного и культурного наследия — прошлого и будущего, материального и немате-
риального. Сегодня членами данной организации являются 40 тысяч членов из более чем 140 стран мира. В 1977 г. на 11-ой конференции совета, которая проходила в Москве и Ленинграде, было принято решение об учреждении Международного дня музеев.
Предложение о создании праздничной даты внесла российская делегация во главе с Ириной Антоновой — директором Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина.
С 1992 г. празднование Международного дня музеев проходит под определенным лозунгом, касающимся особенностей музейного дела. Ориентируясь на тему года, музеи всего мира готовят свои просветительские и образовательные

И. А. Антонова
Фото 70-х гг.
программы. Пожалуй, наиболее известная традиция праздника - ежегодный фестиваль «Ночь музеев», которую проводят множество российских музеев. Во время фестиваля вход в музеи бесплатный. Посетителей приглашают на авторские экскурсии и интерак-тивные программы, организовывают лекции и мастер-классы, проводят мероприятия для детей - ведь на «Ночь музеев» часто приходят целыми семьями.
Возникновение музеев
Первый прототип современного музея был основан Птолемеем I в Александрии примерно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения. Он получил название Мусейон (храм муз) и имел огромное количество помещений, в одном из которых располагалась знаменитая Александрий-ская библиотека. Также там были жилые комнаты, столовые,

Бюст Птолемея I
Лувр, Париж
обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономически-ми инструментами, чучелами животных, статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Его работа, в отличие от других научных школ, финансировалась государ-ством: учёные и педагоги получали жалование. Главный жрец «храма муз» назначался самим Птолемеем. Культурная и религиозная роль Мусейона сохранилась и в эпоху римского завоевания. Примерно в 270-273 гг. дворцовый комплекс, в состав которого входил Мусейон, был уничтожен пожаром по приказу императора Аврелиана. Разрозненные упоминания в источниках свидетельствуют о том, что в IV в. Мусейон в каком-то виде всё ещё существовал, но мало что известно о его организации и духовном влиянии.
Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящён-ные этим богам или музам. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения уже в ту пору были доступны широкой публике. Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию гостей часто представля-лись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из
победоносных походов.
Войны в те годы играли значи-тельную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру.
Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

Вилла Адриана в Тиволи
Современное фото

Реймский собор
Гравюра XVI в.
В средние века хранителями произведений искусства (ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов) выступали храмы и монастыри. В них также выставлялись для обозрения трофеи, захваченные в войнах. В период военных действий эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополня-ясь, то уменьшаясь. Так, сокровища кафедрального собора Нотр-Дам в Реймсе всецело зависели от военных успехов французской армии.
Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение.
Одним из крупнейших меценатов и покровителей науки и искусства того времени был правитель Флоренции, представитель знаменитой династии Лоренцо Медичи (1449-1492), получивший прозвище Великолепный. На протяжении всей своей недолгой жизни он способствовал возрождению интереса соотечественников к философии, литературе и искусству, покровительствовал художникам, скульпторам и мыслителям. В садах церкви Св. Мар-ка Лоренцо создал школу для обучения молодых живописцев и скульпторов (одним из них стал 13-летний Микеланджело); там же размещалась и собранная им обширная коллекция античных
скульптур. В годы правления Лоренцо Медичи Флоренция достигла наибольшего культурного и экономического расцвета, а положительный пример флорентийского Возрождения распространился на Рим, Венецию, Милан и Неаполь.


Лоренцо Великолепный
А. Бронзино, 1555-1565 гг.

Площадь Капитолия
Современное фото
Первым в мире публичным художественным музеем стал Капитолийский музей в Риме. Он был организован в 1471 г. папой Сикстом IV, когда он подарил часть античных скульптур из личной коллекции римскому народу. Музей разместился в трёх дворцах на спроектирован-ной Микеланджело площади Капитолия. Впоследствии музей был расширен и его коллекции регулярно пополнялись собра-ниями древнеримских статуй, рельефов, фарфора, драгоцен-ностей, монет и других предме-
тов, произведениями искусства эпохи средневековья и Возрождения.
К началу XVI в. относится также появление комплекса Ватиканских музеев - од­ного из цен­ней­ших в ми­ре со­б­ра­ний ан­тич­но­го и хри­сти­ан­ско­го ис­кус­ст­ва, в том числе ис­кус­ст­ва итальянского Воз­ро­ж­де­ния. Му­зей­ный ста­тус пап­ская кол­лек­ция древно­стей по­лу­чи­ла во вре­мя пон­ти­фи­ка­та Юлия II (1503–13); в даль­ней­шем со­б­ра­ние по­пол­ня­лось, в том числе за счёт ар­хеоло­гических рас­ко­пок в Ита­лии.



К XVI в. в Европе появляются первые учреждения музейного типа — галереи, "кунсткаме-
ры", "кабинеты". Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополнен-ное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель — удовлетворение собственных познавательных интересов. Так, в 1560 г. в резиденции курфюрстов саксонских - Дрездене - была основана кунсткамера, куда были собраны драгоценности и различные редкие предметы и механизмы.
К началу XVIII в. в Кунсткамере скопилось большое количество ценных экспонатов, которые находились в специальной сокровищнице под названием "Зеленые своды" (по цвету потол-ков и стен). Курфюрст Фридрих Август принял неординарное решение: сделать из сокровищ-ницы музей, который стал первым подобного рода музеем в мире.
С 1723 по 1730 г. помещения пере-строили и отделали зеркалами.
Коллекция, занявшая сначала девять, а затем 17 залов, потряс-ла современников своим велико-

Один из экспонатов "Зеленых сводов", 1701-1708 гг.
лепием; слава зеркальных кабинетов дрезденской сокровищницы облетела всю Европу, о ней отзывались как о прекраснейшем месте на земле.
Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе получили распространение частные художественные коллекции, принадлежавшие знати и богатым буржуа. Многие из них становятся доступными для обозрения. Так, великий герцог Тосканы Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 г. (ныне галерея Уффици).
В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни.
В 1750 г. в Париже картины Люксембургского дворца были два дня в неделю разрешены для публичного показа, в первую очередь студентам и деятелям искусства; позднее они были переданы в коллекцию Лувра.
Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 г.,
но для его посещения необходимо было письменно зарегистрироваться. Следующим
большим публичным музеем стал Лувр: он был открыт для широкого посещения в 1793 г.
Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX в., когда они стали доступны для широкой публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене, музей Прадо в Мадриде, Эрмитаж в Санкт-Петербурге и др.
Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник,
который обратился к членам Конвента с такими словами:
Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства.
Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!

Жак Луи Давид
(1748 - 1825)
Знаменитые музеи мира
Галерея Уффици
Флоренция, Италия
Легендарная галерея Уффици - одна из самых посещаемых достопримечательностей Италии. Это один из старейших музеев в Европе, расположенный в самом сердце Флоренции, между площадью Сеньории и мостом Ponte Vecchio.
Галерея обладает одной из самых значительных в мире коллекций, которая включает работы итальянских и зарубежных мастеров эпохи Возрождения. Они размещены в хронологическом порядке на площади 13 тысяч м² и занимают более пятидесяти залов.
История музея
Галерея Уффици появилась в эпоху наивысшего рассвета итальянского Ренессанса по инициативе Великого герцога Тосканы Козимо I Медичи, потомка знаменитого флорентийца, названного "отцом Возрождения" - Лоренцо Великолепного.

Портрет в доспехах Козимо I
А. Бронзино, 1545 г.
Строительство будущего музея началось в 1560 г. по проекту художника и архитектора Джорджо Вазари. Новое здание должно было не только стать резиденцией герцога, но также вместить в себя судебные и административные учреждения Тосканской магистратуры – Uffizi (офисы). Таким образом, название галереи несет в себе изначальное предназначение дворца и переводится с итальянского как канцелярия.
Для возведения нового дворца пришлось снести некоторые средневековые здания на площади Сеньории, в том числе церковь. Вазари блестяще решил проблему ограниченного пространства на побережье реки Арно, спроектировав здание в форме буквы U с портиками и длинным узким внутренним двором. Архитектор также создал уникальное
для того времени сооружение — так называемый Коридор Вазари. Он соединил дворец с Палаццо Питти и церковью
Св. Фелицаты с помощью воздушного перехода длиной 750 м, метров, который также прошел над мостом Ponte Vecchio. Строительство Уффици было завершено только в 1581 г., уже после смерти герцога Козимо и самого Вазари.
Новый герцог Франческо I Медичи, сын и приемник Козимо I, распорядился убрать из Уффици канцелярии магистратуры и собрал во дворце самые ценные экспонаты семейной
коллекции: собрание живописи XV в., а также статуи, доспехи, научные инструменты, интересные природные раритеты, портреты семьи Медичи и знаменитых людей.

Автопортрет
Дж. Вазари, ок. 1571- 1574 гг.

Зал Трибуны
Современное фото
Сердцем первоначальной коллекции музея считается Трибуна - зал, выполненный архитектором Буонталенти в 1584 г. Задуманная для размеще-ния произведений искусств, Трибуна сама была построена и украшена как произведение искусства. Так как Франческо I увлекался алхимией, зал был посвящен четырём стихиям - воде, огню, воздуху и земле. Мраморные полы представляли собой огромный цветок из инкрустации цветного камня.
Стены были покрыты красным велюром с золочеными кистями, растительные узоры сделаны из перламутра и золота. Окна также украшены позолоченными гирляндами и фантастическими фигурами, а над залом был возведен купол с 2500 перламутровыми раковинами. Со временем Трибуна изменилась — исчезли ракушки со стен, уступив место картинам, а в центре появился стол с флорентийской мозаикой, изготовленный в мастерских Герцогов Медичи в начале XVII в.




На протяжении многих поколений род Медичи покровительствовал людям искусства, заказывая для своей галереи картины у признанных мастеров и начинающих художников. Кроме того, коллекция постоянно пополнялась греческими и римскими артефактами, шедеврами, выкупленными у аббатств, дарами меценатов и художников.
Интересный факт
Если художник хотел выставить свои работы в галерее, он должен был приложить к ним еще и свой автопортрет. Благодаря этому условию Уффици стал музеем с уникальным собранием автопортретов, которого больше нигде в мире нет.
Так продолжалось до середины XVIII в., когда династия прекратила свое существование со смертью последнего прямого потомка по мужской линии Джана Гастоне Медичи (1671—1737). Его сестра, Анна Мария Луиза, передала в дар городу здание Уффици, дворец Питти и бесценные сокровища рода Медичи с условием, что они никогда не покинут Флоренцию и будут доступны для созерцания всем желающим.
Галерея была открыта широкой публике в 1769 г., по приказу Великого герцога Пьетро Леопольдо I. Этот представитель австрийской династии Габсбургов, унаследовавшей Герцогство Тосканское после Медичи, считается одним из самых образованных и просвещенных правителей Тосканы.
Сейчас в стенах галереи Уффици находятся две независимые коллекции. Первая включает картины с XIII по XIX век, а также великолепные античные скульптуры. Вторая коллекция, которая носит название "Зал рисунков и гравюр", состоит из почти 120 000 экспонатов. Эта коллекция зародилась в середине XVI века и пополняется до сих пор.
Шедевры галереи Уффици
Урбинский диптих
Написанный Пьеро делла Франческа в 1465-1472 гг., считается самым значительным из всего, что было создано итальянски-ми портретистами Раннего Возрождения. Герцог Урбино Федериго да Монтефельтро и герцогиня Баттиста Сфорца изображены в профиль - так же, как императоры на античных
медалях, но лица герцога и его жены не идеализированны. Выбор изображения герцога в профиль не случаен. Во время рыцарского турнира Федериго лишился правого глаза, именно поэтому художник изобразил его в левый профиль. Произведения Пьеро делла Франческа оказали огромное влияние на итальянскую живопись XV века, в частности на творчество Леонардо да Винчи и Рафаэля.

Рождение Венеры

Весна
"Рождение Венеры" (1482-1485) и "Весна" (ок. 1477-1482) Сандро Боттичелли стали символом гуманистической культуры Флоренции эпохи Возрождения. Картины были написаны для семьи Медичи, которые ценили красоту античного мира и были страстными коллекционерами произведений искусства. Возможно, обе картины заказал художнику Лоренцо Велико-
лепный в качестве подарка для своего двоюродного брата Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Считается, что моделью для обеих картин была Симонет-та Веспуччи, муза Сандро Ботти-челли, который воплотил ее образ во многих своих полотнах. "Рождение Венеры" впервые для Тосканы демонстрирует живо-пись на холсте. Использование алебастровой пыли придаёт краскам особое сияние. Картина может быть интерпретирована как ода династии Медичи: благодаря их культуре и умелой дипломатии во Флоренции воцарились любовь и красота.



Благовещение

Крещение Христа
"Благовещение" - одна из самых ранних работ Леонардо да Винчи. Предположительно создана в 1472-1475 гг., когда Леонардо ещё работал в мастерской своего учителя Веррок-кио. Изначально картина находилась в церкви св. Варфоло-мея в аббатстве ордена оливетов под Флоренцией и счита-лась работой Гирландайо. В 1867 г. она поступила в галерею Уффици, где ее приписали кисти Лоренцо ди Креди. Но уже
тогда некоторые искусствоведы указывали на сходство картины с ранними работами Леонардо да Винчи. Окончательно развеяла сомнения в авторстве публикация в 1907 г. наброска Леонардо, где изображена рука ангела для "Благовещения".
"Крещение Христа" - картина, написанная Андреа Вероккио совместно с его учеником, двадцатилетним Леонардо да Винчи в 1475 г. Кисти Леонардо здесь принадлежат некоторые элементы пейзажа и крайний ангел слева. С ангелом Леонардо связана знаменитая легенда о "побеждённом учителе". Согласно ей, Вероккио, поручивший ученику написать одну из фигур, был настолько потрясён его мастерством, что забросил кисть и после этого больше не писал.






Мадонна со щеглом
Во время первого пребывания во Флоренции Рафаэль написал ряд картин с изображением Мадонны. "Мадонна со щеглом" (1505-1506) была написана для друга Рафаэля, Лоренцо Нази, состоятельного флорентийца, сочетавшего занятие торговлей с увлечением живописью. Нази только что женился и сразу после свадьбы заказал картину.

Когда в 1548 г. дом Нази был разрушен в результате землетрясения, картина оказа-лась разбитой на семнадцать фрагментов. Они, вероятно, были переданы Ридольфо Гирландайо для реставрации, но швы между частями оставались видны. Дальнейшая история картины неясна - только в 1646-47 гг. она упоминается в составе коллекции кардинала Медичи.
В 2002 г. в Уффици началась реставрация картины Рафаэля: специалисты в течение шести лет очищали ее поверхность от загрязнения и устраняли последствия её разрушения. Перед началом работы было проведено доскональное изучение карти-ны с использованием современных мето-дов. Исследователям удалось идентифи-цировать и удалить все слои реставраци-онных работ прошлых веков, вернув картине первоначальный облик. В 2008 г. она была возвращена на своё место в галерею, где всё это время её заменяла старинная копия.
Мадонна Дони
"Мадонна Дони" ("Тондо Дони") была написано Микеланджело по возвращении во Флоренцию из своей первой поездки в Рим, в тот же самый период, когда он работал над прослав-ленной статуей Давида. Это единственное произведение живописи великого Микеланджело, хранящееся во Флорен-ции. Работа датирована 1506-1508 гг.

Тондо, круглая по форме картина или барельеф, было особенно популярно во Флоренции. Произведение было заказано
банкиром А. Дони по случаю его женитьбы на представительнице старинного флорентийского рода Маддалене Строцци. "Мадонна Дони" является единственным дошедшем до нашего времени станковым произведением Микеланджело, и, наряду с фресками Сикстинской капеллы, одним из немногих примеров живописного мастер-ства великого скульптора. Считается, что эта картина заложила основы маньеризма, нового стиля, который отличают вычур-ность живописной манеры и броскость с одной стороны, и рафинированность и утончённость с другой.

Венера Урбинская
"Венера Урбинская" была написана в 1538 г. по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере.
Произведение интересно разными вариантами интерпретации ряда символов, изображенных на холсте.
Скорее всего картина представляет собой аллегорию брака.
Согласно одной из версий, на ней изображена невеста
герцога Гвидобальдо II Джулия Варано. Маленькая собачка, спящая в ногах Венеры, является символом супружеской верности. На заднем плане изображены две служанки, занятые сундуком с нарядами – приданным молодой девушки. По другой версии моделью для картины стала возлюбленная Тициана, которую он изобразил по меньшей мере на трёх полотнах. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена

мать Гвидобальдо, герцогиня Элеонора Гонзага, портрет которой Тициан написал в том же году (и с той же собачкой).
Очевидное сходство картины с "Венерой" Джорджоне, написанной тридцатью
годами ранее, вполне объяснимо – Тициан был учеником и другом Джорджоне.
Вакх
Гениальный Караваджо полностью изменил манеру живописи не только в Италии, но и во всей Западной Европе. Для стиля Караваджо характерны необыкновенный реализм, с которым изображены мельчайшие детали, и сильный контраст света и тени, который являлся не только техническим приёмом, но и имел символическое значение: свет - благодать, тень - грех

и безнадежность.
"Вакх" (1596-1597) был заказан живописцу кардиналом дель Монте в подарок великому герцогу Тосканы Фердинандо I. Вакха, традиционно изображаемого прекрасным античным божеством, Караваджо изобразил парнем из простого народа - такого можно было встретить на улице или в таверне. Как и в большинстве его произведений пейзаж здесь отсутст-вует, ведь главная задача мастера - пере-
дать человеческую природу персонажа.
Во время недавних восстановительных работ над картиной реставраторы обнару-жили изображение мужского лица на графине с вином. Полагают, что это автопортрет самого художника.
Венера Медичи
Мраморная скульптура, изображающая богиню любви и красоты, датируется I в. до н. э. и возможно была сделана в Афинах с бронзовой древнегреческой статуи, близкой Афродите Книдской работы прославленного Праксителя.
Известно, что в XVII в. Венера находилась в Ватикане, но в 1766 г. папа Иннокентий XI счел ее непристойной и продал семье Медичи для ее коллекции произведений искусства. Так скульптура оказалась в галерее Уффици.
В 1803 г., во время наполеоновских войн, статую попытались перевезти из Флоренции в Неаполь, но она была перехвачена французами и по распоряже-нию Наполеона Бонапарта отправлена в Париж. На протяжении 12 лет она украшала собой Лувр.
Чтобы компенсировать потерю, итальянский скульптор Антонио Канова создал по её образцу новую скульптуру, получившую название Венера Италийская. После отречения Наполеона Венера Медичи была возвращена в Италию 27 декабря
1815 г. и помещена на свое прежнее место
в галерею Уффици.

О галерее Уффици и ее коллекциях читайте в книгах из фондов ВГБИЛ
Книги доступны для просмотра в библиотеке
  • Уффици: все живописные произведения с 658 иллюстрациями
    Л. Берти
  • Галерея Уффици. История и коллекции
  • Распятие №432 из галереи Уффици
  • Галерея Уффици
  • Уффици, Флоренция
  • Галерея Уффици
  • Явление Христа Марии Магдалене
    Бароччи Ф.
  • Искусство Флоренции
  • Уффици
    К. Канева
  • Античная скульптура Уффици
  • Рисунки флорентийских художников эпохи Возрождения
    Б. Беренсон
  • Флоренция
    П. Шубринг
Знаменитые музеи мира
Британский музей
Лондон, Великобритания
Британский музей является крупнейшим и самым популярным историко-художественным музеем в Великобритании, вторым по посещаемости музеем после Лувра.
Его постоянная коллекция содержит более 13 млн. экспонатов, охватывающих историю мировой культуры от ее зарождения до наших дней.
Коллекции музея занимают 94 галереи общей протяженностью более 4 км.
История Британского музея началась с частного собрания экспонатов. Английский врач Ганс Слоан (1660 - 1753), который являлся известным коллекци-онером древностей, путешественником и натура-листом, еще при жизни составил завещание, соглас-но которому его душеприказчики должны были предложить его коллекцию и библиотеку за сумму в 20 000 фунтов стерлингов сперва английской на-ции, а если она откажется, то академиям в Санкт-Петербурге, Париже, Берлине и Мадриде. На тот момент коллекция насчитывала более 70 000 пред-метов - книг, манускриптов и исторических находок. Парламент не только с благодарностью принял это предложение, но также разработал план для приоб-ретения новых коллекций. Для этой цели с помощью лотереи была собрана сумма в 100 000 фунтов стерлингов, часть которой была потрачена на при-обретение здания для будущего музея - Монтегю-

Портрет Ганса Слоана
С. Слотер, 1736 г.
Хауса, считавшегося в свое время красивейшим частным особняком Лондона.
7 июня 1753 г. Георг II подписал акт парламента о создании на основе коллекций Слоана Британского музея. К открытию музей пополнился библиотеками графа Р. Харли и антиквара Р. Коттона, которые стали основой будущей Британской библиотеки. А в 1757 г. к коллекциям присоединилась и Королевская библиотека. Среди экспонатов были настоящие литературные сокровища, в том числе единственная уцелевшая копия «Беовульфа».

Ваза из коллекции Гамильтона
Иллюстрация 1766-67 гг.
Открытие музея для публики состоялось 15 января 1759 г. Но попасть сюда могли далеко не все, а толь-ко избранные. Для массового посещения Британ-ский музей станет доступен почти через 100 лет.
С первых же лет существования музея его коллек-ции постоянно пополнялись за счёт даров, пожерт-вований и покупки частных собраний. Так, фонды музея в 1760-1770-е гг. пополнили собрание тракта-тов времен гражданских войн XVII в., пьес XVI–XVII веков и коллекция греческих ваз.
С 1778 г. в музее выставляются разнообразные предметы, собранные капитаном Куком в его кругосветных путешествиях.
В 1784 г. У. Гамильтон, британский посол в Неаполе, продал музею своё собрание греческих и римских древностей.
В начале XIX в. музей активно расширяет свои коллекции древнеегипетского и античного искусст-ва. Так, в 1802 г. в нём был представлен публике знаменитый Розеттский камень, благодаря которому удалось расшифровать египетскую письменность. Камень был обнаружен в июле 1799 г. лейтенантом наполеоновской армии П. Бушаром при сооружении форта близ г. Розетты недалеко от Александрии. Офицер понял важность находки и отправил ее в Каир, где за год до этого по приказу Наполеона был открыт Институт Египта. В 1801 г. французы потер-пели поражение от англичан, и Розеттский камень вместе с рядом других ценностей был захвачен и доставлен в Британию.

Розеттский камень
Одна из значимых составляющих фонда Британского музея - уникальное собрание произведений древнегреческого искусства, получившее название "мраморов Элгина".
Это коллекция шедевров, главным образом скульптур и рельефов Парфенона Афинского акрополя, вывезенная из Греции Томасом Брюсом, графом Элгином. Будучи британским послом в Стамбуле, Элгин имел доступ к древним артефактам Греции, которая в то время находилась под властью Османской империи. Вначале он планировал, получив разреше-ние турецких властей, заняться зарисовками и снятием гипсовых слепков с античных памятников, прежде всего на афинском Акрополе (для этого была собрана специальная группа художников). Но, приехав в Афины, Брюс обнаружил, что произведения искусства безжалостно уничтожаются турецкими властями и разворовываются путешественниками и торговцами. Афинский акрополь в то время был турецкой крепостью. Древние колонны и статуи перерабатывали в известь, стены разбирали ради свинцовых креплений, кото-рые использовали для отливки пуль. Элгин и его команда решили вывезти максимальное количество древностей в Англию, чтобы спасти их от полного уничтожения. Им удалось изъять большое количество скульптур, фрагментов фасадов и множество других архи-тектурных деталей объектов Афинского акрополя. Увы, в ряде случаев это производи-лось откровенно варварскими способами. Кстати, считается, что мраморы, оставшиеся в Афинах, находятся в лучшем состоянии, чем те, что были вывезены агентами Элгина.
Афинский акрополь. Современное фото
В сентябре 1802 г. из Афин в Англию отправился бриг «Ментор» с драгоценным грузом в двухстах ящиках. Турецкое правительство, не проявлявшее интереса к шедеврам антич-ности, разрешило вывоз всего собранного Элгином в Лондон. На это ушло 10 лет - с 1802
по 1812 г. - и стоило лорду целого состояния. Сам Элгин, возвращаясь домой по суше, был задержан на территории Франции и провел там в качестве военнопленного три года.

Т. Брюс, 7-ой граф Элгин
Э. Графф, 1788 г.
Первая выставка "мраморов Элгина", состоявшаяся
в Лондоне в 1807 г, обернулась скандалом: один из экспертов заявил, что экспонаты не подлинные и являются поздними римскими подделками. К тому же на Элгина посыпались обвинения в краже произ-ведений искусства другой страны. Мнения англичан разделились - одни, как лорд Байрон, открыто называли Элгина вандалом и вором, другие считали героем, спасшим шедевры от неизбежной гибели. Парламент создал специальный комитет, который, выслушав мнения сторон, полностью оправдал лор-да Элгина и подтвердил наивысшую ценность для мировой культуры вывезенных им артефактов.
В том же году "мраморы Элгина" были выставлены в
специальном павильоне Британского музея.
Практически с момента возрож-дения государственности в 1830 году Греция безуспешно требо-вала от Британии возвращения "мраморов Элгина" как неотъем-лемой части национального достояния. Ввиду спорного статуса перемещённых ценнос-тей Парфенона британское правительство ни разу не дало разрешения на их экспонирова-ние за пределами страны. Исклю-чение было сделано лишь для выставки к 250-летию Государст-венного Эрмитажа в 2015 г., на которой была представлена одна из статуй коллекции Элгина.
В 1818 г. покупкой бюста фараона Рамзеса II было положено начало коллекции монументальной скульптуры Древнего Египта. В 1825 г. в Британском музее появились также коллекции ассирийского и вавилонского искусства.
С 1840 г. музей организовывает и финансирует археологические экспедиции в разных уголках мира. Находки, сделанные экспедициями, пополняют фонды музея, порой основывая целые направления научных исследований. Так, обнаружение огромной клинописной библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала сделало Британский музей одним из мировых центров ассирологии.
  • Бюст Рамзеса II
    ок. 1270 г. до н. э.
  • Фасад монумента "Нереиды" из Ксантоса (реконструкция)
    Ок. 4 в. до н. э.
  • Статуи из мавзолея в Галикарнасе
    ок. 350 г. до н. э.
Экспонаты Британского музея
Фонды Британского музея росли так быстро, что уже к концу XVIII в. Монтэгю-Хаус стал слишком тесным для их хранения, поэтому в 1823 г. начались работы по постройке более просторного здания на месте старого. Архитектором нового здания Британского музея стал Роберт Смёрк, который задумал проект в неогреческом стиле с 44 ионическим колоннами на южном фасаде. Его строительство продолжалось чуть более 30 лет, и в 1847 г. двери обновленного музея открылись для широкой публики. В 50-е гг. по проекту сэра Р. Уэстмакотта был построен фронтон, и здание наконец обре-ло свой современный вид. Но на этом работы над проектом не прекратились –в 1857 г. построили Большой двор, в центре которого расположился Круглый читальный зал.
Колониальная экспансия Велико-британии способствовала стре-мительному росту числа музей-ных экспонатов, и был поставлен вопрос о необходимости отдель-ного помещения естественно- научных коллекций. Началось строительство нового здания в Южном Кенсингтоне, и в 1880 г. естественно-исторические коллекции были перемещены в новый Музей естественной истории (он окончательно отде-лился от Британского музея лишь в 1963 г.). Но и это не решило проблему, поэтому в 1895г. попе-чительский совет выкупил ряд зданий вокруг музея.
Музей естественной истории
Во время первой и второй мировых войн часть экспонатов Британского музея эвакуировалась в безопасные районы. Часть их при транспортировке неизбежно получала повреждения. Поэтому для их реставрации была создана временная реставрационная лаборатория, с 1931 г. работающая на постоянной основе. В 1940 г. во время налёта немецкой авиации одна из галерей музея (Галерея Дувин) серьёзно пострадала.
В последующие годы популярность Британского музея среди посетителей не уменьша-лась: в 1972 году, например, выставку «Сокровища Тутанхамона» посетило около 1,7 млн. человек.
В том же году решением парламента было решено создать на основе книжных собраний музея отдельную структуру — Британскую библиотеку (однако книги начали вывозить из музея только в 1997 г.): древние рукописные и первые печатные книги из библиотеки Британского музея объединили еще с несколькими коллекциями. Так родилась Британская библиотека, самая большая национальная библиотека в мире (более 170 млн. ед. хранения), фонды которой разделены на несколько корпусов по разным адресам.

Один из залов Британской библиотеки
Фото 1994 г.

Купол над бывшим читальным залом
Современное фото
В конце XX в. здание Британского музея претерпело новые измене-ния по проекту знаменитого архитектора Нормана Фостера. Так появился огромный стеклян-
ный купол, накрывший дворик музея и ставший его узнаваемым символом. Сегодня музей, хотя он и лишился библиотеки и коллек-ций естественнонаучной направ-ленности, всё равно является одним из крупнейших музеев мира - его площадь составляет 92 тыс. м², в фондах хранится более 13 млн. предметов.
Каждое воскресенье в Британском музее проводятся встречи детского клуба
«Юные друзья Британского музея», члены которого имеют бесплатный доступ к дополнительным экспозициям и местам, редко посещаемым туристами.
Очень популярны в последнее время «Ночи в музее»: четыре раза в год дети всю ночь находятся в музее, слушая интересные истории и играя в игры.
Каждая ночь имеет определённую тему, посвящённую той или иной мировой культуре, например, «Японская ночь» или «Египетская ночь».
В книгах из фондов ВГБИЛ вы найдете подробную информацию о Британском музее
и его коллекциях
Книги доступны для просмотра в библиотеке
  • Сокровища Британского музея
  • Время Микеланджело: "Мадонна" Британского музея
    П. Д. Баренбойм
  • Британский музей: тематическое исследование архитектурной политики
    Дж. М. Крук
  • Греческое и римское искусство в Британском музее
    Б. Ф. Кук
  • Капитан Кук
    и юг Тихого океана
    Сборник статей
  • Искусство раннего средневековья
    Э. Китцингер
  • Британский музей
  • Сокровища
    Британского музея
    М. Кэйгилл
  • Искусство Бенина
    Ф. Дарк, В. Форман, Б. Форман

Вечный Египет: произведения древнего искусства из Британского музея
Э. Рассманн
Известный американский египтолог, Эдна Рассманн стала автором-составителем замечательного иллюстрированного каталога передвижной выстав-ки Британского музея под названием "Вечный Египет", открывшейся в 2001 г. В течении трех лет экспонаты этой выставки демонстрировались в США, на восьми выставочных площадках.
Издание содержит иллюстрации 144 экспонатов из египетских коллекций с подробным описанием каждого из них. Вступительные статьи, также бога-то иллюстрированные и посвященные историческо-му обзору искусства Древнего Египта и истории формирования египетских коллекций музея,
написаны самой Эдной Рассманн и Т. Г. Джеймсом, известным британским ученым, 14 лет проработав- шим в Британском музее в качестве хранителя отдела египетских древностей.
Роберт Уайли Ллойд (1868 - 1958) был успешным бизнесменом, у которого было два увлечения - альпинизм и коллекционирование. Он наполнил свой дом восточными древностями, швейцарскими гравюрами, описаниями жуков и бабочек, книгами по альпинизму. Но почетное место было отдано 50-ти превосходным акварелям Уильяма Тёрнера, ныне находящимся в Британском музее. Для защиты кра-сок от вредного воздействия света Ллойд заключил все картины в специально изготовленные позоло-ченные рамы с защитными экранами. Коллекционер завещал свою коллекцию Британскому музею.
По условиям завещания, акварели Тёрнера должны были экспонироваться в течение всего лишь двух

Дж. М. У. Тёрнер: акварели, подаренные
Р. У. Ллойдом
К. Слоан
недель ежегодно или в каких-то особых случаях; коллекция никогда не должна была покидать музей и выставляться в других местах. В результате, эти картины очень трудно увидеть, зато они прекрасно сохранились - практически в том же виде, в каком они вышли из-под пера художника.
Каталог, составителем которого является Ким Слоан, хранитель департамента гравюр и рисунков Британского музея, воспроизводит все 50 акварелей, подаренных Ллойдом, а также еще 10 черно-белых иллюстраций. Вступительная статья знакомит читателя с
Р. У. Ллойдом, его жизнью и историей его коллекции.
Знаменитые музеи мира
Лувр
Париж, Франция
На протяжении последних двух столетий музей Лувра является сосредоточием художественного и духовного наследия человечества. В экспозициях музея наряду с предметами искусства Старого и Нового времени представлены шедевры древних цивилизаций – древнеегипетской, античной, восточной. Здание, в котором в наши дни представлены основные коллекции музея, имеет древнюю историю и заслуживает внимания не меньшего, чем сами экспозиции. Средневековая крепость, королевский дворец, Главный музей искусств – в таких ипостасях довелось представать Лувру на разных этапах своего существования.
История здания
Лувр воз­ник в ка­че­ст­ве средневековой кре­по­сти, по­стро­ен­ной при ко­ро­ле Филиппе II Августе в 1190-1202 гг. и за­щи­щав­шей под­сту­пы к острову Си­те. Вполне возможно, что название крепости произошло от некогда находившегося здесь «Волчьего» леса (Louverie), в котором стоял охотничий замок французских королей. Некоторые исследователи
считают, что название происходит от франкского слова "крепость".
В 1317 г. в Лувр была перенесена королевская казна, а чуть позже Карл V делает из замка свою резиденцию. Преемники Карла V долгое время предпочитали жить в замках Луары и в Париже бывали редко, отчего он несколько пришел в упадок.

Франциск I
Ж. Клуэ, 1525 г.
Возрождение города связано с именем Франциска I, который переселился сюда в начале XVI в. Дело в том, что, когда король оказался в испанском плену, парижане внесли за него большую часть выкупа. В знак благодарности монарх дал обет вернуть свою резиденцию в Париж.
В 1528 г. по приказу Франциска I первоначальное здание Большой башни Лувра было снесено, и вскоре начались работы по превращению крепости в великолепную королевскую резиденцию. Крыло Леско и есть самое старое из дошедших до нас зданий современного Лувра. Оно носит имя архи-тектора, которому Франциск I поручил в 1546 г. возведение нового дворца и который продолжил эту работу при следующем короле, Генрихе II. Результат трудов Леско считается шедевром французского Ренессанса.
Дальнейшая история Лувра – это история его постоянного строительства. Сначала на месте южной крепостной стены была построена реплика павильона Леско.
Затем, уже при Генрихе IV, после перерыва, связанного с религиозными войнами конца XVI в., возвели длинную галерею вдоль берега – сейчас она скрыта от взгляда посетителя. Эта галерея послужила осно-вой для будущего музея, поскольку в ней планировалось разместить королевскую коллекцию картин. При Людовике XIII построили центральный павильон с часами и тремя арками-проходами. Он получил название Павильон Часов (архитектор Жак Лемерсье), а справа от него опять повтори-ли павильон Леско. Во время правления Людовика XIV Квадратный двор закрыли со всех сторон идентичными павильонами. Внутренним убранством королевского дворца в этот период занимались архитек-
тор Луи Лево, скульпторы Ф. Жирардон, братья Марси, художники Т. Дюбрей,

Павильон часов, Лувр
Современное фото
Ш. Лебрен и др. Ими создан ряд интерьеров, в том числе зал Апполона, который 20 лет спустя послужил образцом для создания Зеркальной галереи Версальского дворца.
Людовик XIV, Король-солнце, Париж не любил. Еще в детстве ему пришлось бежать из города, охваченного восстанием, и с тех пор он не доверял парижанам. Взойдя на престол, он старался бывать в своей столице как можно реже и в конце концов переселился вместе со всем двором в Версаль.
Тем не менее Париж оставался главным городом королевства, где необходимо было осуществлять грандиозные строительные проекты.

Восточный фасад (Колоннада) Лувра
Современное фото
Решено было заново создать восточный фасад Лувра. Первый министр короля Ж.-Б. Кольбер, которому было поручено строи-тельство, в 1664 г. фактически устроил конкурс между лучшими архитекторами того времени, включая легендарного Лоренцо Бернини. В результате, финаль-ный проект строительства был разработан Клодом Перро, архитектором-любителем, врачом и старшим братом знаме-нитого сказочника.
В результате получился шедевр мировой архитектуры и одно из высших воплощений французского классицизма.
В связи с тем, что Лувр утратил значение королевской резиденции, его стали постепенно занимать различные учреждения, а также мастерские художников и ремесленников. Грандиозные задумки архитекторов остались незавершенными, и массивная Восточная колоннада долгие годы скрывала за собой оставшиеся без крыши северное и восточное крыло внутреннего двора. Только в XIX веке, когда Лувр реставрировали после пожара 1871 г., недостроенные части дворца были завершены.
В годы правления Наполеона Бонапарта его архитекторы Персье и Фонтен начали сооружение северного крыла вдоль улицы Риволи (павильон Марсан).
Это крыло было достроено позднее, в 1852 г., и сооружение Лувра, таким образом, было завершено.
Одним из украшений Лувра в период с 1848 по 1870 г. стали аппартаменты Наполеона III, поражающие своей пышностью и великолепием. Это единственные жилые интерьеры, сохранившиеся в бывшем королевском дворце.
В мае 1871 г. дворец Тюильри был подожжен парижскими коммунарами. Потушить пожар удалось только через два дня, когда все интерьеры уже сгорели. В отличие от Лувра, также пострадавшего от огня, правительство Третьей республики решило не восстанавливать символ королевской власти в самом сердце Парижа. Руины Тюильри простояли в центре столицы 12 лет, после чего обгоревший остов здания был продан под снос. После этих событий Лувр приобрёл свой современный вид.
Довольно длительное время в помещениях бывшего королевского дворца размещались различные административные учреждения; последние из них покинули Лувр лишь в 60-80 гг. XX в., после чего в распоряжение музея перешел весь комплекс зданий.
Современный комплекс музея состоит из трех корпусов (крыльев) – Ришелье, Денон и Сюлли, в которых располагаются выставочные пространства общей площадью более
60 тысяч кв. метров. В 1989 г. во дворе музея, напротив крыла Сюлли появилось строение, которое вызвало не меньше ожесточенных споров и возражений, чем строительство в Париже XIX в. Эйфелевой башни.
Футуристического вида пирами-да из стекла и металла была спроектирована архитектором Бей Юй Мином в рамках реализа-ции проекта «Большой Лувр», предложенного президентом
Ф. Миттераном. Пирамида Лувра, кроме эстетической функции, исполняет роль главного входа в музей. Вокруг нее расположены три пирамиды поменьше. Грани пирамид полностью состоят из стеклянных сегментов - таким образом обеспечивается оптимальное освещение подземного вестибюля.

Пирамида Лувра
Современное фото
Лувр - музей
Предпосылки к созданию музея в Лувре появились еще в середине XVIII в., когда среди прогрессивных слоев париж-ской знати стали звучать предложения об открытии к пуб-личному показу ценных экспонатов королевских коллекций. В 1778 г. было принято решение об открытии в Лувре Коро-левского музея; его хранителем был назначен известный

Ю. Робер
Э. Виже-Лебрен, 1788 г.
художник Юбер Робер (1733 - 1808) с поручением подготовить к выставке шедевры из королевской коллекции. Тогда же Робер предложил проект перестройки Большой галереи с целью создания в ней верхнего освещения через застеклен-ный потолок, но эта задумка была осуществлена гораздо позже. После заключения Людовика XVI в тюрьму во время Великой французской революции Ю. Робер был арестован
по подозрению в нелояльности, а королевские коллекции в Лувре объявлены национальной собственностью. Чтобы избежать мародерства и порчи предметов искусства из-за небрежного хранения, Национальное собрание издало указ об организации музея. Лувр, который был домом короля и местом хранения всех его сокровищ, теперь был открыт для
всех желающих, а сами сокровища были выставлены на публичное обозрение. Теперь любой гражданин мог прийти сюда. Революционеры очень старались подчеркнуть символичность этих изменений.
Впервые двери музея были открыты для публики 10 августа 1793 г. Доступ в музей был бесплатным три дня в неделю. В то время его фонды насчитывали всего 537 картин и около 200 различных предметов искусства.
Коллекции
Уже в XV в. во Франции пробудился интерес к коллекциони-рованию памятников искусства. В период итальянских войн конца XV - первой половины XVI в. французские короли не упускали возможности вывезти из Италии античные статуи и другие художественные ценности. Так, король Карл VIII, захватив Флоренцию в 1494 г., перевез во Францию многие
сокровища дворца Медичи и другие трофеи. Но традиция планомерного приобретения коллекций была заложена Франциском I (1515–1545). Он не только использовал любую возможность получить произведения искусства, но и стремился переселить во Францию лучших итальянских мастеров. В числе тех, кто прибыл страну по приглашению короля, были Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини, Андреа дель Сарто, Россо Фьорентино, Приматиччо, Пермиджанино и другие. Леонардо да Винчи провел во Франции последние годы жизни, а все находившиеся в его мастерской картины были приобретены Франциском I, в том числе знаменитая Джоконда. Тогда же во Францию были привезены Рабы Микеланджело, подаренные королю флорентийцем Роберто Строцци и позднее попавшие в коллекцию Лувра.
  • Мона Лиза
    Леонардо да Винчи, 1503-1505 гг.
  • Нимфа Фонтенбло
    Бенвенуто Челлини, ок. 1542 г.
  • Умирающий раб
    Микеланджело Буанарроти,
    1513-1516 гг.
Пополнение коллекций продолжалось и в последующие годы. Мария Медичи - регентша при малолетнем короле Людовике XIII - заказала П. Рубенсу цикл, состоящий из 24 картин с изображением событий жизни королевы. Картины украсили ее Люксембургский дворец в Париже, а в 1802 г. были переданы из Люксембург-ского музея в Лувр.
В XVII в. собирательская деятельность получила особенный размах. Не только короли Франции, но и многие другие любители искусства имели богатейшие коллекции, например, всесильные министры Ришелье и Мазарини, банкир Кроза. Большая часть коллекций Ришелье и Мазарини была унаследована Людовиком XIV.
Коронация Марии Медичи. П. П. Рубенс, 1622 - 1625 гг.
Король проявлял исключительный интерес к искусству, по его заказам французскими мастерами были созданы многочисленные картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, значительная часть которых сейчас находится в разных отделах Лувра. Тогда была приобретена большая часть коллекции картин Пуссена, Рубенса и Рембрандта. Особенно усердно старался приумножить королевские коллекции первый министр короля Кольбер. За годы его деятельности число картин достигло двух тысяч.
В период Директории (1795 - 1799) было провозглашено, что Франция имеет суверенное право на произведения искусства из других стран, чтобы украшать «царство свободы». Первая партия захваченных французской армией художественных памятников поступила из Нидерландов в 1794 г. В дальнейшем во Францию продолжали отправляться обозы с произведениями искусства, ставшими трофеями наполеоновской армии. Так, в 1796 г., после оккупации Италии французскими войсками, из этой страны было вывезено все самое ценное из знаменитых коллекций Ватикана, виллы Боргезе, а также богатейших собраний Флоренции, Венеции и других городов. Большое количество древних артефактов поступило в коллекции Лувра в результате египетского похода Бонапарта 1798 - 1801 гг.



В число трофеев Наполеона Бонапарта, вывезенных из побежденных стран и помещен-ных в Лувр, вошли многие шедевры европейского искусства:
  • Благовещение
    Дж. Вазари, 1564 - 1567 гг.
  • Преображение
    Рафаэль Санти, 1516 -1520 гг.
  • Венера Медичи
    I в. до н. эн
  • Аполлон Бельведерский
    Ок. 330 - 320 гг.
  • Брак в Кане Галилейской
    П. Веронезе, 1562 - 1563 гг.
  • Троица Гонзага
    П. П. Рубенс, 1604 - 1605 гг.
  • Гентский алтарь
    Х. ван Эйк, Ян ван Эйк, 1432 г.
  • Лаокоон и его сыновья
    Полидор и др., I в. до н. э
Лувр при Наполеоне Бонапарте был объявлен центральным художественным музеем Европы и стал символом мирового господства и мощи империи. Его стали называть Музеем Наполеона. Директором музея был назначен барон Д. Виван Денон, который занимал должность хранителя древностей еще при Людовике XV. Он участвовал в военных походах Наполеона, в том числе и в Египет, где во время военных действий делал зарисовки и снимал копии с древних рельефов и росписей.
Виван Денон очень энергично проводил политику расширения коллекций. Именно он инициировал обогащение Лувра экспонатами музеев захвачен-ных стран. При нем собрание Лувра было впервые систематизировано по географическому и хроноло-гическому принципу. Для того, чтобы восполнить пробелы коллекции, в 1811 г. он приобрел произведе-ния Чимабуэ и Джотто, а также картины итальян-ских художников XV в., ранее почти не представлен-ных в Лувре. Это был один из первых примеров систематического пополнения коллекции в истории музейного дела.
После падения империи Наполеона многие произве-дения искусства, вывезенные им из других стран, были возвращены на родину, но далеко не все. Так, почти половина захваченных в Италии картин в силу разных причин осталась в Лувре.

Портрет Виван Денона
Р. Лефевр, 1808 г.

Цыганка
Ф. Хальс, 1630 г.
В последующие годы в Лувр стали поступать произ-ведения мастеров Франции XIX в. - Ж.-Л. Давида,
Ж. О. Энгра, Э. Делакруа.
Многие частные коллекции были куплены дирекци-ей музея или были приняты в качестве даров. Так была получена большая часть картин французских мастеров XVIII в., а также такие шедевры как "Цыганка" Ф. Хальса (передана в Лувр по завещанию доктора Л. Леказа в 1869 г.), "Корабль дураков"
И. Босха (передана в Лувр в 1918 г. композитором и критиком К. Бенуа) и многие другие.
Чрезвычайно обогатили музей французские археологи 19 в. Так, знаменитый ученый О. Мариэтт производил раскопки в Мемфисе (Египет) и переправил в Лувр 6 тыс. найденных им памятников. Среди них – Сидящий писец. В 1819 г. француз-ским послом была подарена королю Венера Милосская, найденная на греческом острове Милос крестьянами, а в 1863 была приобретена Ника Самофракийская, обнаруженная французским археологом-любителем Ш. Шампуазо.
  • Сидящий писец
    Ок. 2500 гг. до н. э.
  • Венера Милосская
    Ок. 130 - 100 гг. до н. э.
  • Ника Самофракийская
    Пифокрит, ок. 190 - 180 гг. до н. э.
Лувр в XX веке
21 августа 1911 г. было совершено преступление, которое вошло в историю как ограбление века - была похищена "Мона Лиза" Леонардо да Винчи.
Французская пресса обвиняла немцев в провокации: якобы кайзер приказал украсть "Джоконду", чтобы продемонстрировать слабость Франции. Немецкая пресса в ответ обвиняла французов, стремившихся развязать войну. И те, и другие были далеки от истины. Так же, как и те, кто обвинял художников-авангардистов во главе с Пикассо, заявлявших о том, что классическая живопись никому не нужна. В числе подозреваемых был также аргентинский коллекционер Эдуардо де Вальфьерно, который незадолго до похищения заказал 6 копий "Моны Лизы". Все копии он продал, выдавая их за украденный оригинал.


Преступника удалось обнаружить лишь спустя два года. Им оказался итальянец Винченцо Перуджа, который незадолго до происшествия устроился в Лувр сезонным рабочим. Он был стекольщиком и изготовил защитный экран для великого полотна да Винчи. Как выяснилось позже, он пришел в Лувр, когда в нем не было посетителей, снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, где вынул ее из рамы, завернул в куртку и беспрепятственно вышел из музея.


В декабре 1913 г. флорентийскому антиквару пришло письмо из Франции с предложением купить "Джоконду" да Винчи. Антиквар предложил встретиться, и вскоре во Флоренцию прибыл молодой человек, заявивший о том, что решил вернуть на родину произведение итальянского искусства, похищенное французами. Антиквар провел экспертизу и, убедившись в подлинности картины, обратился в полицию.


Винченцо Перуджа не отрицал своей вины и признался в том, что совершил кражу с единственной целью – восстановление исторической справедливости. Он хотел вернуть итальянцам то, что принадлежало им по праву. И поскольку суд проходил во Флоренции, его аргументы возымели силу: преступника приговорили всего к одному году заключения. "Мону Лизу" еще полгода выставляли в музеях Италии, а затем вернули во Францию.
Всякий раз, когда Парижу угрожала оккупация, из Лувра эвакуировались самые ценные экспонаты. Первый раз, в августе 1870 г. шедевры вывезли в Брест, где на военном складе они хранились целый год. Во время Первой мировой войны четыре
вагона картин и скульптур вывезли в Тулузу, где их прятали в церкви; некото-рые картины тогда пострадали от сырости. В послевоенные годы из-за мирового экономического кризиса фонды музея пополнялись не слишком часто, если не считать щедрого пожертвования барона Ротшильда, который в 1930-х гг. завещал Лувру несколько тысяч гравюр, рисунков и иллюстрированных книг. Во время Второй мировой войны самые ценные экспонаты музея были эвакуированы в Шамбор, Валансэ и другие замки. В течение трех недель 20 грузовиков каждый день вывозили шедевры на юг Франции. Среди прочего была вывезена 3691 картина, в том числе и самые большие "Плот "Медузы" и "Брак в Кане". Сначала всё пряталось в замках и церквях; с 1943 года, опасаясь

Транспортировка Ники Самофракийской
Фото 1939 г.
бомбежек, скульптуры и полотна развезли по разным областям Франции. "Джоконда" хранилась в отдельном ящике и за время войны сменила пять мест.
В июне 1945 г. все экспонаты вернулись в Париж. Через два года Лувр был снова открыт для посещений; ни один шедевр не пропал, только один портрет был поцарапан гвоздем во время эвакуации.
После войны Лувр вернулся к выставочной деятельности, укрепляя за собой славу выдающегося художественного музея и одной из главных достопримечательнос-тей Парижа. Ежегодно Лувр посещает более 9 млн. человек. В музее – более
400 000 экспонатов, из них 35 000 экспонируются. Коллекции разделены на восемь разделов – восточные древности, египетские древности, греческие, этрусские и римские, исламское искусство, скульптура, живопись, предметы искусства и графическое искусство.
Современному музею из-за обилия экспонатов и наплыва туристов пришлось расширить свое выставочное пространство и обзавестись дополнительными галереями и музеями-спутниками в городах Ланс на севере Франции и Абу-Даби (ОАЭ).

Фонды ВГБИЛ располагают многочисленными
иллюстрированными изданиями и монографиями, посвященными Лувру, его истории и коллекциям


книги доступны для просмотра в библиотеке
  • Лувр
    К. Пуйон
  • Лувр. Живопись
    Г. Жеффруа
  • Лувр
  • Шедевры живописи Лувра
    М. Серюлаз
  • Чудеса Лувра
  • В Лувре: путешествие в сердце живописи
    К. Деруа, К. Лапорт
  • Европейская живопись в Лувре
    М. Лаклотт
  • Лебрен в Версале
    Каталог выставки
  • Флорентийские рисунки в стиле барокко в музее Лувра
    Каталог выставки
  • Леонардо да Винчи
    в Лувре
    С. Беген
  • Живопись Рафаэля
    в Лувре
    С. Беген
  • Живопись Рембрандта
    в Лувре
    Ж. Фукар
  • Древнеримское искусство в Лувре
    С. Жируар, Д. Роже
    аа
  • Арль: раскопки на Роне
    Каталог выставки
  • Ян Фабр в Лувре
    ред. М.-Л. Бернадак