коллаж в детской книге
Автор, ножницы, бумага
Создатели новых течений
отправная точка:
Collage (фр.) – приклеивание, оклеивание.
В энциклопедии «Британника» утверждается, что термин «коллаж» впервые был применён по отношению к работам дадаистов и сюрреалистов. Впоследствии его стали употреблять также по отношению к другим видам искусства: литературе, музыке, кинематографу.

Carlo Carrà
Карло Карра, "Демонстрация интервентов", 1914г.
В современном искусстве коллаж - сопоставление, наложение и наслоение частей для построения нового целого.
Это и техника, и процесс вырезания фигур по контуру из разноцветной бумаги, картона, ткани, кожи, и результат, который получается при прикреплении этих фигур к основе. Всё в целом образует желаемую композицию.
дорожная карта
  • художники-авангардисты
  • советские иллюстраторы
  • вырезки Матисса
  • авангардные техники кино и фотосъемки в книгоиздании
  • коммерческая графика за пределами рекламы
Коллаж получил развитие и известность в живописи начала XX века, когда молодые художники искали и придумывали современные средства выражения и новые языки живописи. У Пикассо, Брака, Малевича, Клюна, Татлина мы найдем выпуклые картины - на которых не только краска как будто выступает за пределы холста, но и разные другие предметы, от газетных вырезок до кусков дерева и металла.
Задача нового языка и медиа состояла в том, чтобы передать больше информации на меньшем пространстве.
Советские книжки 1920-х стали экспериментальным полем новой визуальной культуры
Художественные течения авангарда повлияли и на советскую детскую книгу 1920-х и 1930-х годов, которая вырабатывала современный язык для новых тем: строительство справедливого общества, разговор с детьми о современности, воспитание человека нового времени.

Писатели и художники бесстрашно экспериментировали с визуальными языками. Кубизм, гротеск, конструктивизм, с энтузиазмом воспринятые поколением начала XX века, нашли место в иллюстрированных детских книгах.
Схемы-образы, игровая типографика, плакатная графика вписались в новаторскую стилистику. Открытия рождались не только из потребности творить новое. Нехватка ресурсов часто толкала к изобретению технологий и средств изображения.

Задача четко и понятно донести основную мысль породила архитектурные, игровые, плакатные, созвучные современности иллюстрации, которые затем стали примером и вдохновением не только для книжных иллюстраторов по всему миру, но и для целой новой растущей отрасли - коммерческой рекламы и дизайна.

В конце 1940-х Анри Матисс взял в руки ножницы и бумагу и открыл новую страницу дизайна XX века. Его бумажные вырезки стали ярким примером передачи формы, декоративности и представили коллаж равнозначным другим техникам в искусстве.

Henri Matisse

Художник Анри Матисс (1896-1954)
из арт-пространства коллаж переместился в рекламную индустрию
В 1940-х и 1950-х техника коллажа проникла в рекламную и оформительскую область. Журнальные обложки, рекламные полосы периодических изданий, конверты для грампластинок и постеры улавливали внимание зрителя с помощью ярких сочетаний. Графические дизайнеры играли с юмористическими ситуациями, преувеличением деталей, крупными буквами заголовков.
В конце 1950-х в детской книге появились иллюстраторы и авторы из смежных областей: рекламы, дизайна, кино. Их отличает новаторский визуальный язык. Коллаж стал и средством выражения и визуальным высказыванием, которое существовало в одном смысловом поле с текстом, не сопровождая его, а продолжая мысль теста. Иллюстрация вступала в диалог со словом, образуя новый нарратив.
Создатели новых течений
В середине XX века появились новаторы, которые смело экспериментировали в области текста, дизайна и фотомонтажа.
Как киношный сюрреализм переехал в детскую книжку
Стефан и Францишка Темерсон - известные фигуры польского авангарда и европейского сюрреализма. В Польше были известны как новаторы в кино, фотографии, литературе и современном искусстве.
Стефан Темерсон (1910-1988) в студенчестве экспериментировал с фотографией, фотомонтажом, снимал кино. Друзья высоко ценили его за эрудированность и широкий круг интересов, который включал науку, поэзию, музыку, изобретения, живопись. В Университете он изучал физику, а затем архитектуру, но увлекался кинематографом, писал сценарии и придумал семантическую поэзию.

Stefan Themerson
Стефан Темерсон
Первая совместная работа Стефана и Францишки Темерсонов состоялась в работе над фильмом "Аптека" (1930). В довоенной Польше они успели снять 5 короткометражных авангардных работ, часть которых в восстановленном виде хранится в Британском институте кино. Одновременно они выпускали детские книги, для которых Стефан писал тексты, а Францишка иллюстрировала и оформляла издания.

Franciszka Themerson
Францишка Темерсон
из серии "The Eye and the Ear", 1944-45 Tate Modern collection
В Польше, а затем во Франции и позднее в Англии, куда пара перебралась во время Второй мировой войны, они писали сценарии, снимали фильмы, выпускали книги. Во Франции Францишка рисовала для "Фламмариона", одного из крупнейших издательств страны.
логотип издательства, выполненный Францишкой Темерсон
В 1948 году в Лондоне супруги основали издательство "Габербокус" (Gaberbocchus), в латинизированной форме отсылающее к одноименному стихотворению Льюиса Кэрролла из "Приключений Алисы в Стране чудес" "Джаббервоки" (Jabberwocky).

Благодаря издательству Темерсоны поддерживали связь с континентом, представляли важные работы европейских писателей британскому читателю. Они публиковали экспериментальную прозу, пьесы, поэзию, все, что находили интересным. За 31 год работы они опубликовали 60 изданий, среди которых впервые на английском языке были напечатаны работы Рауля Хаусманна, теоретика искусства, основоположника дадаизма, пьеса Альфреда Джарри, предтечи театра абсурда, работы Курта Швиттерса, немецкого авангардиста, сюрреалиста и конструктивиста, Анатоля Штерна, польского литературного и кинокритика, сценариста и переводчика. В "Габербокусе" печатался и сам Стефан Темерсон. В круг их авторов также входили Бертран Расселл, Хуго Маннинг, Освелл Блэкстоун, Стив Смит.
Опыт работы в кинематографе, поиски выразительных средств и нового языка помогли Стефану и Францишке Темерсон создать авангардное, заметное своим нонконформизмом издательство.

Дизайн и типографика каждой изданной ими книги заслуживали внимания, поскольку издатели старались создать для каждой книги лучшее сочетание текста и визуальных средств его выражения.
взаимодействие текста и изоражения
В 1963 году в "Габербокусе" вышла книжка с текстом Стефана Темерсона и оформлением Францишки Темерсон "Стол, который сбежал в лес". Это история в стихах про обычный письменный стол, который надел туфли хозяев дома и убежал.

Стол спустился с пятого этажа и проскакал по улицам города в ближайший лес. Как раз наступила весна. Стол укоренился в почву, а потом пустил из столешницы зеленый листок, затем ветки. Он оброс ветками, и в ящике стола, в чернильнице, обосновались птенцы.
Стефан придумал и опубликовал этот рассказ в польской газете еще в 1940 году, а в 1963 он обрел визуальный ряд, благодаря оформлению Францишки. Эта книжка появилась в годы, когда абсурдизм и сюрреализм проникал не только во взрослый мейнстрим, но и в детскую литературу.

Францишка смело использует приемы дизайна в детской книге: коллаж, фотомонтаж и типографику. Строчки с печатным шрифтом изогнуты, есть вставки рукописного шрифта и цвета.
Коротенькая выразительная книга на тему "назад, в природу" вызывает приступ веселья, радостного настроения от предвкушения весны, зелени и запахов травы и листьев, хотя выполнена преимущественно в черно-белом цвете.



читать в библиотеке
Как графический дизайн стал концептуальным языком детской книжки
В Европе увлекались сюрреализмом и абсурдизмом, а за океаном, в американских Штатах, процветала реклама, двигатель торговли. Коммерческие и графические художники искали способы привлечения внимания, поэтому возникли новаторские визуальные решения и сложилась современная школа графического дизайна.
Пол Рэнд (1914-1996) - известный графический дизайнер, автор логотипов компьютерного гиганта IBM, почтовой службы UPS, шильдика для автомобиля Форд. Он известен как арт директор журналов GQ и Esquire, преподаватель графического дизайна в Йельском университете. Пол Рэнд написал библию дизайнеров XX века "Designer's Art".
Иллюстратором детской книги он стал благодаря своей супруге. Он выступил художником-оформителем четырех ее книжек-картинок: "I know a lot of things" (1956), "Sparkle and Spin"(1957), "Little 1"(1962), "Listen!Listen!" (1970).

Paul Rand
Пол Рэнд, графический дизайнер
илл. Пола Рэнда к книге Энн Рэнд "Я это знаю" ("I know a lot of things", 1956)
Новый подход к оформлению книг раскрывает принципы дизайн-мышления, которые Пол Рэнд сформулировал и преподавал графическим дизайнерам на университетском курсе:

"Дизайн – это больше про концепцию, чем про исполнение. Работа дизайнера – отобрать материал и соединить его так, чтобы было интересно".
В оформлении книги "Sparkle and Spin" эти принципы раскрылись в полной мере.
Пол Рэнд мастерски дирижирует вниманием читателя, понимая, как привлечь взгляд
концепт-образ интуитивно понятен и ребенку и взрослому

В 1960-е годы XX века газеты были главным источником информации. На иллюстрации мы разу обращаем внимание на треугольную шляпу, сделанную из газеты. Взгляд скользит ниже, к голове, и читатель замечает, как из открытого рта вылетает слово - это слово "слово", и каждая буква этого "слова" сложена из знаков, вырезанных из газеты. Так возникает идея обмена словами и информацией - мы читаем газеты и получаем "слова", мы говорим и пишем слова, и они оказываются в газете.
Такой обмен словами на уровне концепт-образа понятен без усилия и ребенку и взрослому.
Опыт оформления обложек журналов Рэнд переносит на оформление иллюстраций в детской книге
На развороте, посвященном звукам поезда, взгляд зрителя скользит по аркам моста: кто-то обратит внимание на черные пролеты виадука, а кто-то на белые арки воздуха, образующиеся на фоне моста. Ритм уже задан трехкратным повторением арочной формы пролетов.
Вслед за крупными формами дизайнер выделяет пересекающую разворот горизонтальную линию поезда. Вагончики, чередуясь в цвете создают ритм, но уже более дробный, чем пролеты моста. Зритель, провожая взглядом поезд как будто ощущает линию состава, ритмичный рисунок звука колес. Поверх состава вагончиков, во всю длину разворота развеваются круглые и овальные буквы-изображения звука "туу-тууу-тууу". Иллюстрация создаёт цельную аудио-визуально-ритмичную картинку движения гудящего на ходу поезда.
читать в библиотеке
Рэнд управляет вниманием читателя: на странице чередуются крупные и контрастные части картинки. Создается эффект сочетания ритма, движения и звука. Читатель-зритель воспринимает картинку как визуальное повествование, неотделимое от текстового.

Энн Ранд в "Sparkle and Spin" (1957) исследует части речи, звуки, фразы. А Пол Ранд продолжает игру, в которой иллюстрации сочетаются со словами. Ритм, резонанс и контраст звуков стихов Энн неотделимы от ярких и остроумных работ Пола.
Простая, на первый взгляд, детская книжка стихов дает нам оптику, чтобы исследовать взаимоотношения между формой и звуком, мыслью и способами ее выражения.

Решая эстетическую задачу как дизайнер, Пол Рэнд находит средство коммуникации между зрителем и автором. Дизайнер создаёт образ, понимаемый универсально, он транслирует идею в форму.

илл. Пола Рэнда
Темерсоны
У Стефана и Францишки Темерсонов способ соединения картинки и текста родился из экспериментов со смыслами и активным взаимодействием новых и старых визуальных медиа: кино, театра, фотографии и рисунка.
Рэнды
У Пола Рэнда новый способ взаимодействия картинки и текста родился из приемов дизайн-мышления и опыта работы в рекламной и медийной индустрии.
1950-е и 1960-е
И Темерсоны и Рэнд подчеркивали первичность концепции перед средствами выражения.
В 1950-х и еще больше в 1960-х годах граница между художником и автором начала размываться.
из дизайна - в книжную графику
Известные графические дизайнеры привнесли практики работы из коммерческой рекламы и графики в иллюстрирование детских книг.
Они экспериментировали с разными способами проявления дизайн-мышления.
Коллаж стал одним из концептуальных средств выражения текста через визуальные образы.
Послесловие

В 1962 году легенда американского графического и промышленного дизайна, киноплакатист Сол Басс оформил единственную детскую книгу, историю библиотекаря Леоноре Клейн "Генри идет в Париж" (Henry's walk to Paris"). Генри живет в небольшом французском городке. Однажды, прочитав книгу о Париже, он решает немедленно отправиться в город своей мечты.
Смелый минималист, Басс рассказывает историю невероятно яркими красками, выразительно выделяя образы и формы.

"Henry's walk to Paris"
илл. Солл Басс
Примерно в то же время выдающийся итальянский романист Умберто Эко применил идеи семиотики, представляя юным читателям новый подход к визуальному повествованию в сказках. Две истории, вошедшие в более поздний сборник "Три сказки", написаны в 1966 году и проиллюстрированы знаменитым абстракционистом Эудженио Карми.

"La bomba e il generale"
илл. Эудженио Карми
Единичные эксперименты известных дизайнеров задали направление, следуя которому несколько графических дизайнеров стали известными авторами детских книг в технике коллажа.
Текст и подбор материалов:
Мила Науменко, главный библиограф Центра детской книги и детских программ.

2023