выставка
Ботаническая иллюстрация: просвещение и развлечение
Из собрания редких книг Библиотеки иностранной литературы
Что собой представляет ботаническая иллюстрация? Чем она отличается от натюрморта? Можно ли считать ботанической иллюстрацией любое изображение растений в книгах? На выставке Центра редкой книги и коллекций мы постараемся дать ответы на эти вопросы, а также познакомить вас с коллекцией научной ботанической иллюстрации.

Ботаническая иллюстрация – это изображение формы, цвета и различных деталей растения. Как правило, ботаническая иллюстрация сопровождается словесным описанием в книге, журнале, учебнике. Для того чтобы художник мог создать именно ботаническую иллюстрацию, ему недостаточно хороших навыков в рисовании, нужно еще и понимание морфологии растений, наличие доступа к живым образцам или хорошим гербариям. Обычно ботаническая иллюстрация – это результат сотрудничества художника и ученого-ботаника, либо результат работы ученого, хорошо владеющего художественными навыками.

Таким образом, известные нам с древности изображения растений, например, с древнеегипетских фресок или живописных работ эпохи Возрождения, мы не можем считать ботанической иллюстрацией. Несмотря на то, что, безусловно, многие из них являются не только прекрасными образцами изобразительного искусства, но и ценнейшими историческими источниками для исследователей искусства и культуры.

Создатели ботанических иллюстраций преследовали, прежде всего, практические цели. Точное и подробное изображение растений было важно в первую очередь для медицинских пособий, а также при изготовлении лекарственных препаратов.

Примерно с середины XVI века ботаническая иллюстрация выделяется в область специального научного рисунка, начинают выходить в свет посвященные именно растениям книги, предназначенные, прежде всего, для медиков и фармацевтов, а не для любителей прекрасного. Выполнялись иллюстрации в технике ксилографии и раскрашивались вручную.

К первой половине XVIII века завершается период активного накопления сведений о флоре и фауне всех пяти континентов. Этот период принято называть долиннеевским естествознанием.
Карл Линней (1707 – 1778) – шведский естествоиспытатель (ботаник, зоолог, минералог) и медик. Профессор Уппсальского университета.

Линней – создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в которой были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода биологической науки. Среди главных заслуг Линнея – введение точной терминологии при описании биологических объектов, внедрение в активное употребление бинарной номенклатуры, установления четкого соподчинения между систематическими (таксономическими) категориями.

Линней также является автором активно использовавшейся в XVIII – XIX веках половой системы классификации растений.
Одним из выдающихся примеров такой долиннеевской науки и классификации является сочинение Педания Диоскорида (ок. 40 г. н.э. – ок. 90 г. н.э.), древнегреческого врача, фармаколога и натуралиста. Диоскорид – автор работы De materia medica («О лекарственных веществах»), одного из самых полных и значительных собраний рецептов лекарственных препаратов из тех, что дошли до наших дней.

Эта работа содержит описания более 1000 различных медицинских препаратов, в том числе 813 растительного, 101 животного и 102 минерального происхождения, и состоит из пяти книг.
Иллюстрации из издания 1981 года, посвященного «Венскому Диоскориду»
Морфологический признак характеризует особенности внешнего и внутреннего строения особей данного вида.
Автор сгруппировал описания по морфологическим признакам.

Для многих веществ Диоскорид указал места распространения и нахождения, привел синонимы на разных языках, изложил способы приготовления лекарственных средств, привел сведения о ряде химических процессов.

До открытия Нового Света, то есть почти более тысячи лет, этот трактат считался основным и самым полным источником сведений по ботанике и фармакологии. Многие растения, которые нам сегодня известны, Карл Линней взял именно из произведений Диоскорида.

Интересно, что в отличие от произведений многих античных авторов труд Диоскорида не нуждался в повторном открытии в ренессансную эпоху, так как никогда не исчезал из круга профессионального интереса. На протяжении полутора тысячелетий эти тома неоднократно переписывались, в них добавляли иллюстрации, комментарии, вставки из арабских и индийских источников. Многие из манускриптов сохранились до наших дней, например «Венский Диоскорид», который был создан в начале VI века (не позднее 512 года) в Константинополе, хранится в Австрийской национальной библиотеке в Вене. В фонде Библиотеки иностранной литературы есть исследование, посвященное «Венскому Диоскориду», с репродукциями иллюстраций из него. А в собрании редких книг можно найти латинский палеотип 1542 года под названием Pedanii Dioscoridis... De medica materia libri sex, изданный в Базеле.
Но основной массив «ботанических» изданий фонда Центра редкой книги и коллекций относится к XVII – XVIII векам. К таковым относится
труд Жозефа Питтона де Турнефора Elémens de botanique, ou Méthode pour connoître les Plantes Элементы ботаники, или Методы для знакомства с растениями), написанный в 1694 году. В собрании редких книг находится авторский латинский перевод этой книги Institutiones rei herbariae, изданный в Париже в 1719 году.

Жозеф Питтон де Турнефор (1657–1708) – французский ботаник, профессор ботаники при Королевском саде лекарственных растений в Париже, а также член Парижской академии наук. Учился в иезуитской школе и по наставлению родителей собирался начать церковную карьеру, но после смерти отца посвятил себя занятиям медициной и ботаникой. После двух лет путешествий по южной Франции, во время которых собрал внушительную коллекцию растений, в 1679 году Турнефор поступил в Университет Монпелье, где учился у Пьера Маньоля, одного из основоположников ботанической систематики. В 1683 году по протекции придворного медика Ги-Крессана Фагона, получил должность профессора ботаники.

По приказу короля Людовика XIV Турнефор совершил ряд поездок по Европе, в том числе в Пиренеи, Альпы, Испанию и Португалию. Результатом этого путешествия стали обширные коллекции экспонатов по естественной истории.

В 1700–1702 годах путешествовал по Греции, посетил Константинополь, побережье Черного моря, Армению, Грузию и Палестину, где собирал растения и занимался естественно-историческими и этнографическими наблюдениями. Турнефор путешествовал в компании немецкого ботаника Андреаса Гундескаймера и художника Клода Обри. Его работа Relation d'un voyage du Levant («Описание путешествия в Левант») была опубликована посмертно. Это описание путешествия в Левант (общее название территорий стран восточной части Средиземного моря, в более узком смысле — Сирии, Палестины, Израиля и Ливана) остается важным источником данных о жизни народов Греции и Малой Азии на рубеже XVII–XVIII веков. По возвращении в 1707 году Турнефор был назначен профессором в Коллеж де Франс.
Изображения растений из книги «Relation d'un voyage du Levant»
В своем основном сочинении Elémens de botanique, ou Méthode pour connoître les Plantes Элементы ботаники, или Методы для знакомства с растениями) Турнефор предложил оригинальную классификацию растений, наиболее крупные подразделения которой были основаны на строении венчика цветка. Более важным нововведением было так называемое систематическое распределение растений. Растения разделялись на крупные классы, которые делились далее на секции, роды и виды. Каждую группу Турнефор снабжал морфологической характеристикой.

Питтон де Турнефор одним из первых провел четкое различение между категориями рода и вида и ввел в употребление практику наименования видов при помощи имени рода и видового отличия, при этом строго придерживался правила: один род – одно название. Изобретение концепции рода позволило Турнефору упорядочить многообразие растений, сведя известные на тот момент 6000 видов к 600 родам. Именно эти нововведения Турнефора проложили путь к реформам систематики растений, которые предпринял в 1730–1750-х годах Карл Линней. Но до Линнея система Турнефора была одной из наиболее популярных в ботанических трудах первой трети XVIII века.

Российский ученый-ботаник Иван Мартынов писал в своем сочинении «Три ботаника» в 1821 году, что в растительном царстве сияют, как три великие светила, три систематика – Турнефор, Линней и Жюссьё. Желающим заниматься ботаникой необходимо, по мнению Мартынова, иметь понятие о системах каждого из них, без этого невозможно увидеть «зачатия методического познания сего царства». Вместе с тем, несмотря на успех, система Турнефора еще при жизни автора подвергалась серьезной критике со стороны многих известных ботаников. Основным аргументом критиков было использование в целях классификации деления растений на деревья и травы.

Жозеф Питтон де Турнефор погиб в Париже, неподалеку от своего дома, под колесами повозки. Сейчас эта улица носит его имя.
Леонард Плюкенет (1641/42–1706) – английский ботаник, профессор и главный садовник королевского сада королевы Марии.

Плюкенет родился в Вестминстере и прожил там большую часть своей жизни. Учился в Оксфорде и стал доктором медицины. Он серьезно занимался ботаникой, помогал Джону Рею с изданием второго тома Historia Platanum («Истории растений»), и Рей упоминает Плюкенета как ботаника высшего порядка.

Примерно в 1690 году Плюкенет был назначен надзирателем королевских садов дворца Хэмптон-Корт. А в 1691 году вышла его первая публикация – Phytografia («Описательная ботаника») ( (1691–1692), которая содержала 250 листов и была издана ученым за свой счет в трех частях. Четвертая часть вышла в 1696 году с работой Almagestum botanicum... («Ботанический Альмагест»), а его дополнение Almagesti botanici mantissa в 1700 году. В собрании редких книг БИЛ находятся 2 тома издания 1769 года на латинском языке. Еще один том Amaltheum botanicum, который содержал 104 рисунка, был опубликован в 1705 году с указателем ко всем томам. Вместе эти тома считаются одним большим собранием новых и редких растений со всего мира. Как единый труд они были собраны в 1720 году, а после неоднократно переиздавалось.
Иллюстрации из издания Almagesti botanici mantissa
Среди растений, которые описывал Плюкенет, было множество образцов из Америки. Чрезвычайно интересны образцы с острова Святой Елены, так как они являются одними из самых ранних эндемичных растений острова. Некоторые из них к настоящему времени исчезли.

Плюкенет также собрал коллекцию из 1700 насекомых, которых он высушивал под прессом, как растения. В настоящее время эта коллекция хранится в Музее естественной истории в Лондоне и это, возможно, самая старая из существующих коллекций британских насекомых.
Иоганн Христиан Буксбаум (1693–1730) – немецкий естествоиспытатель, исследователь Юго-Восточной Европы, Малой Азии и Кавказа, первый академик ботаники и натуральной истории Санкт-Петербургской Академии наук. Буксбаум изучал медицину в университетах Лейпцига, Виттенберга и Лейдена, но, закончив курс, не получил права врачевания и посвятил себя занятиям ботаникой. В 1721 году напечатал в Галле свои первые научные исследования под заголовком Перечисление цветущих растений, произрастающих в Галле и окрестностях (Enumeratio plantarum accuratior in agro Halensi locisque vicinis crescentium). Эта книга сразу обратила на себя внимание научного сообщества.

В 1721 году Петр I пригласил Буксбаума в Россию для заведованием Аптекарским огородом при Медицинской канцелярии в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове. В 1724 году Буксбаум в качестве врача был назначен сопровождать графа Румянцева в российском посольстве в Константинополь. Ученый использовал это путешествие, чтобы посетить Грецию, а на обратном пути Малую Азию, Баку, Дербент и Астрахань. Путешествие продолжалось 3 года, в Санкт-Петербург Буксбаум вернулся только в 1727 году. Одной из его миссий во время путешествия было исследование всех трех царств природы по мере его передвижения, - как в России, так и за границей. Главное внимание предполагалось уделять «врачебным» растениям. Работа эта проводилась по заказу организованной в 1724 году Академии Наук.

По возвращению из экспедиции Буксбаум издал научное описание целого ряда растений, встреченных им как на пути в Россию, так и в областях европейской и азиатской Турции.

Он описал около 500 растений, в том числе две сотни описаний изданы после его смерти. Эти описания не являются равноценными, но все же это были первые точные данные по ботанике России после работ Джона Традесканта, которые к началу XVIII века совершенно устарели.
Джон Традескант-старший (1570–1638) – английский натуралист, садовод, ботаник и путешественник. Служил старшим садовником у графа Солсбери. В 1610 году отправился в первое путешествие в Нидерланды за фруктовыми деревьями. В 1618 году Традескант побывал в российской Арктике – в Николо-Корельском монастыре на Белом море. Он стал первым ученым, занявшимся изучением русской фауны и флоры. Позже он работал садовником у Джоржа Вильерса, первого герцога Бекингема (да-да, того самого, из «Трех мушкетеров»). Во всех своих путешествиях Традескант собирал семена и луковицы, а также различные природные диковинки. Карл Линней в честь Джона Традесканта-старшего и его сына назвал род североамериканских травянистых растений семейства Коммелиновые – традесканция.
Главный труд Буксбаума Plantarum minus cognitarum (Малоизвестные растения), представленный на нашей выставке, был издан Петербургской Академией наук в 5 томах (центуриях), последние 2 тома посмертно, под редакцией коллег И.Г. Гмелина и И. Аммана. Эта книга положила начало ботанической иллюстрации в России. Рисунки в издании принадлежат самому Буксбауму и штатному художнику экспедиции Георгу Иоганну Маттарнови. Гравюры выполнили Г.И. Унверцант и Г.А. Кейзер.
Иллюстрации из второй центурии «Малоизвестных растений»
Примечательной фигурой в ботанической иллюстрации является Элизабет Блэкуэлл (1707–1758) – шотландская художница, гравер и автор одного из выдающихся изданий нашей коллекции.

Она была дочерью шотландского торговца из Абердина и получила художественное образование. Вышла замуж за врача и экономиста Александра Блэкуэлла, который имел в Абердине медицинскую практику, но из-за обвинений в нелегальной деятельности семейная пара была вынуждена спешно переехать в Лондон.

В Лондоне Александр основал собственную типографию, но так как он не прошел необходимое обучение в качестве печатника, не состоял в гильдии, его обвинили в нарушении правил торговли, оштрафовали на крупную суму и заставили закрыть магазин.

В результате Александр оказался в долговой тюрьме, а Элизабет с ребенком – без дохода. Она узнала, что для описания экзотических растений Нового Света необходим «травник», и решила, что может заняться иллюстрацией, а Александр, учитывая его медицинское образование, сможет составить описания растений. Когда Элизабет заканчивала рисунки, то относила их в камеру мужа, где он давал правильные названия на латыни, греческом, итальянском, испанском, голландском и немецком языках.

Блэкуэлл не была специалисткой в ботанике, компенсировать пробелы в знаниях ей помогал Исаак Рэнд, в то время куратор Аптекарского сада в Челси, где выращивались многие из новых растений. По предложению Рэнда она переехала поближе к саду, чтобы рисовать растения с натуры. Помимо рисунков, Блэкуэлл выгравировала медные печатные формы для 500 изображений и текста и вручную раскрашивала печатные иллюстрации.

Иллюстрации к первому и второму томам издания «Гербарий Блэкуэлл»
Первое издание «Любопытных трав» 1737 года имело успех как из-за тщательно выполненных иллюстраций, так и из-за потребности в подобного рода изданиях. Врачи и провизоры приветствовали эту работу и она получила благодарность от Королевского медицинского колледжа. Второе издание было напечатано 20 лет спустя, в исправленном и дополненном формате в Нюрнберге доктором Кристофом Джейкобом Трю, ботаником и врачом.

Доходов от издания хватило на то, чтобы выкупить Александра из долговой тюрьмы. Но он вновь занялся сомнительными проектами и вновь наделал долгов, в результате чего, Элизабет была вынуждена продать часть прав на публикацию своей книги.

В 1742 году Александр Блэкуэлл уехал в Швецию, где он добился должности придворного врача шведского короля, но принял участие в политическом заговоре по поводу королевской линии престолонаследия. В 1748 году его повесили за измену.

Хотя Элизабет не видела Александра после того, как он отплыл в Швецию, она регулярно высылала часть гонорара от своей книги. Что было с ней дальше неизвестно, за исключением того, что она умерла в 1758 году.

Иллюстрации к первому и второму томам издания «Гербарий Блэкуэлл»
Упомянутое выше второе издание, немецко-латинское, выходило между 1750 и 1773 годами. Оно было названо Herbarium Blackwellianum (полное название – «Гербарий Блэкуэлл: Коллекция растений Элизабет Блэквелл, зарезервированных для медицинского применения в аптеках, описание и сила действия которых переведены с английского идиоматического языка на латынь, отображены большей частью по естественному образцу, скорректированы, цветки и плоды увеличены по представлению частей и проиллюстрированы именами утвержденных ботаников»). Издание состояло из 5 томов, содержащих изображения 500 растений, описанных ранее Элизабет Блэкуэлл, но записи, взятые из оригинального издания, были значительно расширены. Шестой том, названный Herbarii Blackwelliani auctarium («Расширенный гербарий Блэкулл») стал дополнительным и содержал декоративные и ядовитые растения, которых не было в оригинальном издании. Работа над нюрнбергским изданием велась 26 лет, очередные тома публиковались каждые несколько лет. Помимо Трю над изданием работал лейпцигский профессор Христиан Готтлиб Людвиг. Они использовали новую номенклатуру растений, предложенную Карлом Линнеем. Иллюстрации выполнил нюрнбергский художник и гравёр Николаус Айзенбергер.

На выставке представлено издание «Гербария Блэкуэлл» из собрания редких книг Библиотеки иностранной литературы.
Иллюстрации к первому и второму томам издания «Гербарий Блэкуэлл
Еще одна примечательная книга принадлежит авторству медицинского ботаника и художника XVIII века Джамбаттисты Моранди, который работал в ботаническом саду в Турине.

Это труд, напечатанный в 1744 году, под названием Historia botanica practica, seu Plantarum, quae ad usum medicinae pertinent, nomenclatura, descriptio, et virtutes («Практическая ботаническая история, или Растения, имеющие отношение к медицинской практике, номенклатура, описание и достоинства»), напечатанный в 1744 году.

Книга содержит 68 авторских гравированных иллюстраций. Оригиналы рисунков, которые делал Моранди для своей «Истории», сейчас находятся в Музее естественной истории в Лондоне.
Еще одно уникальное издание связано с именем врача из Эрфурта Иоганна Иеронима Книпхофа (1704–1763).

Книпхоф состоял в звании экстраординарного профессора Эрфутского университета. С 1745 по 1756 год он руководил кафедрой анатомии, хирургии и ботаники, с 1747 года был деканом медицинского факультета, а в 1761 году стал президентом университета.

Он был автором работы Botanica in originali, seu Herbarium vivum («Ботаника в оригинале, или Живая книга трав»). В книге речь идет об оригинальных растениях, представляющих собой живой гербарий.

Изображения растений были созданы с использованием процесса, называемого натуральной печатью. Для этого настоящие растения прессовали и окрашивали смесью из сажи и масла, далее производили процесс печати. Так как при этом создавалась значительная нагрузка на растения, необходимо было иметь достаточное количество сменных растений. С одним и тем же растением можно было напечатать не более пяти листов. Некоторые экземпляры тиража были раскрашены в соответствии с точными указаниями автора.
Иллюстрации из 1 и 2 томов издания Живой книги трав, вышедшего в 1758 году
Первое издание «Ботаники в оригинале» с добавлением «Живого травника» вышло в нескольких частях в 1733 году. В то время Книпхоф работал вместе с печатником Иоганном Михаэлем Функе. Первое издание содержит 300 изображений растений без текста. Новое издание начали готовить сразу же после первого. В 1736 году было напечатано 400 рисунков, уже с пояснениями к каждому. Тексты для лекарственных растений писал сам Книпхоф, а для садовых – писатель и садовод Кристиан Райхард. Авторы заявили несколько томов в продолжение издания, но работа была остановлена из-за большого пожара в Эрфурте в 1737 году, в результате которого Книпхоф потерял большую часть своего имущества, а также библиотеку. Только в 1747 году он вернулся к попыткам продолжить подготовку книги, но и этот проект потерпел неудачу.

Тома, хранящиеся в собрании редких книг и представленные на выставке, выходили в свет между 1757 и 1764 годами. О предстоящем появлении каждого тома потенциальные покупатели уведомлялись объявлениями в периодической печати. Поскольку для сбора ста растений одновременно в нескольких экземплярах требовалось много специально обученных людей, издание каждого тома представляло собой непростую задачу.
Иллюстрации из 3 и 4 томов издания Живой книги трав, вышедшего в 1758 году
Интересно, что «натурные гравюры» не были изобретены Книпхофом, в чем он сам признавался. Леонардо да Винчи уже напечатал с помощью этой процедуры лист шалфея и подробно описал процесс. В XVI веке отдельные гербарии производились с использованием процесса печати с натуры, вероятно, потому что это была хорошая альтернатива коллекциям засушенных растений, которые были чувствительны к влаге.

Образцы растений окрашивали типографскими чернилами, затем плотно прижимали к листу бумаги, после чего отпечатки редактировались вручную.

Покупателями подобных изданий были, прежде всего, аптекари, которым необходимы были наиболее реалистичные руководства для определения лекарственных растений.
Иллюстрации из 5 и 6 томов издания Живой книги трав, вышедшего в 1758 году
В собрании редкой книги Библиотеки иностранной литературы находится немецкое издание 1765 года Reise nach Ostindien und China
(«Путешествие в Ост-Индию и Китай…») Пера Осбека, которое содержит 13 иллюстраций, награвированных с медных пластин, а в начале книги – их полный список с латинскими названиями растений.

Пер Осбек (1723–1805) – шведский исследователь, натуралист, последователь и ученик Карла Линнея. В 1750–1752 годах он путешествовал в качестве капеллана на корабле «Принц Карл» в Азию, где провел 4 месяца, изучая флору, фауну и население кантонского региона Китая. Домой вернулся как раз вовремя, чтобы внести более 600 видов растений в книгу Линнея «Виды растений», которая была опубликована в 1753 году.

В 1757 году он опубликовал журнал своего путешествия в Китай, который впоследствии был переведен на немецкий и английский языки. В 1758 году Осбек стал членом Королевской Шведской Академии Наук.

Еще одно замечательное издание обязано своему существованию Георгу Кристиану Эдеру.

Название Flora Danica («Флора Дании») имеют сразу две знаменитые вещи – атлас эпохи Просвещения и королевский фарфоровый сервиз фабрики Royal Copenhagen, который был создан в XVIII веке по заказу датского короля. В нашем фонде находится первый том детального ботанического атласа, включающего в себя полное графическое описание флоры Датского королевства на 1874 год.

Эдер начал работу над атласом в 1753 году, но завершена работа была лишь спустя 123 года. Полный труд состоит из 51 части и трех дополнений, всего же атлас включает в себя 3240 иллюстраций выполненный с помощью медной гравюры.

Изначально планировалось создать гравюры всех растений Датского королевства, включая лишайники и грибы. Территория исследования должна была включать Шлезвиг-Гольштейн, Ольденбург, Дельменхорст, Норвегию с ее североатлантическими землями – Исландией, Фарерскими островами и Гренландией. Но за время более чем вековой работы произошли территориальные изменения. В 1814 году двойная монархия Дании и Норвегии закончила свое существование, но некоторые типично норвежские растения все же были включены в атлас. После 1864 года Шлезвиг и Гольштейн отошли от Дании, и флора этих земель не вошла в атлас.

В середине XIX века собранием «Северных специалистов естествознания» в Роскилле было предложено сделать «Флору Даннику» общескандинавским трудом. Издание было дополнено еще тремя томами, куда включили оставшиеся без внимания норвежские растения и наиболее значимые растения, которые встречались исключительно в Швеции.
Самая красивая ботаническая книга в нашей коллекции – это, без сомнения, Flora Rossica (полное название – Flora rossica seu Stirpium imperii rossici per Europam et Asiam indigenarum descriptiones et icones («Флора России, или Описания и изображения растений, произрастающих в европейской и азиатской частях Российской империи …»)) – описание российской флоры, составленное выдающимся учёным-энциклопедистом Петером Симоном Палласом (1741–1810). Кроме интенсивных научных изысканий и открытий его жизнь была наполнена путешествиями и приключениями, большая часть которых случилась в Российской империи во времена правления Екатерины II.

Паллас получил блестящее естественнонаучное образование в Гёттингенском и Лейденском университетах, в 19-летнем возрасте защитил докторскую диссертацию («О вредителях, живущих внутри организмов») и продолжил научные изыскания в Англии и Голландии, занимаясь преимущественно анатомией и систематикой низших животных. Паллас внёс существенные изменения в линнеевскую классификацию червей и работал над совершенствованием систем классификации животных, снискав известность и уважение среди европейского естественнонаучного сообщества.

В 1767 году 26-летний учёный вместе с семьёй приехал в Россию по приглашению Петербургской Императорской Академии наук и художеств, которая избрала его своим действительным членом и профессором натуральной истории.

С 1768 по 1774 год Паллас возглавлял одну из исследовательских экспедиций, инициированных Екатериной II. Экспедиция побывала в центральных губерниях, в районах Поволжья, на Урале, в Западной Сибири, на Алтае в Забайкалье и т.д.

Экспедиция предполагала широкое поле исследований и описаний земледелия, животноводства, природных богатств, медицины, искусств и ремесел, памятников и древностей, быта и верований, флоры и фауны.

Во время зимовки в Уфе в конце 1770 года Паллас закончил первый том Reise durch verschiedene Provinzen des Rußischen Reichs («Путешествия по разным провинциям Российского государства»), который был опубликован в следующем году в Санкт-Петербурге. Второй том он подготовил зимой 1772 года в Красноярске. Весь маршрут составил более 29 тысяч километров и выглядит впечатляюще трудным даже по представлениям нашего времени. На выставке представлены иллюстрации из издания этого труда на французском языке.
Результаты экспедиций были грандиозными. Был собран уникальный естественнонаучный, географический и этнографический материал и обширные коллекции, которые стали частью академической Кунсткамеры, музеев современной Российской академии наук, а также Берлинского университета. Многие материалы были изучены и обработаны Палласом. В ходе экспедиций он открыл новые виды животных, исследовал ископаемые останки, систематизировал и описал несколько сотен животных и растений, совершив настоящий научный подвиг. Труды Палласа стали источником ценнейшей информации о ресурсах Российской империи для всех образованных людей того времени.

«Путешествие по разным провинциям Российского государства» в трёх томах выходило на немецком, русском, французском и английском языках на протяжении 1770–1800-х годов. Мы публикуем некоторые иллюстрации из французского издания Voyages de M. P.S. Pallas, en différentes provinces de l'empire de Russie, et dans l'Asie septentrionale 1793 года.
Работу над «Флорой России», которая должна была представлять собой полный свод растений Российской империи, Паллас вёл в 1780-е годы. Он стал первым учёным, который взял на себя этот масштабный труд, но осуществил его лишь частично. Из-за недостатка средств удалось издать только два выпуска (в 1784 и 1788 годах – том I, часть I и том I, часть II), которые содержали описание около 300 видов растений и великолепные иллюстрации, выполненные самыми известными граверами XVIII века и раскрашенные вручную. Описательная часть сделана на латинском языке, названия растений даны на русском и латинском языках, первая часть свода была издана также по-русски. Эта работа и по сей день сохраняет свою научную ценность. В ней описаны условия произрастания, зоны распространения, а также соседствующая фауна.
Паллас провёл в России большую часть жизни, изучая природные богатства, составив также фундаментальное описание российской фауны. Его именем названо множество видов животных и растений, в том числе на русском языке.
В нашем фонде представлена серия Bilderbuch für Kinder («Иллюстрированная книга для детей»), составленная Ф. Ю. Бертухом, издававшаяся с 1790 по 1830 годы, которая и по сей день служит образцом энциклопедических изданий для детей. Этот двенадцатитомный труд содержит коллекцию иллюстраций растений, цветов, фруктов, минералов, традиционных костюмов и всевозможных других предметов из мира природы, искусства и науки.

Фридрих Юстин Бертух (1747–1822) – немецкий писатель, издатель, редактор и переводчик. Его основные интересы сосредоточились в области литературы и естествознания, несмотря на то, что в Йенском университете он изучал богословие, а затем юриспруденцию.

С 1775 года Бертух служил секретарем герцога Карла Августа в Веймаре. С начала 70-х годов он издавал сам или являлся соиздателем многих периодических изданий. Для некоторых из них он же писал тексты.

Иллюстрации сопровождаются краткими научными пояснениями, адаптированными для детского восприятия. Тираж составил 3000 экземпляров. В издании находится 1185 цветных листов иллюстраций, около 6000 отдельных изображений.
Еще одно британское издание, которое не может не привлечь внимательного читателя. Эта книга принадлежит авторству Ричарда Релана (1754–1823) – британского ботаника и миколога.

Релан получил образование в Тринити-колледже в Кембридже. В 1779 году он получил степень магистра. С 1781 года преподавал в Кингс-колледже. В 1783 году ботаник Томас Мартин передал Релану свои рукописи, в том числе семь гравированных пластин иллюстраций. Из переписки ученых следует, что обсуждалось совместное издание Flora Angliсa, но это предложение не встретило достаточной поддержки.

В результате Релан в 1785 году издал собственную работу Flora Cantabrigiensis («Флора Кембриджа»), в которой использовал в том числе иллюстрации к несостоявшейся Flora Angliсa. В 1786, 1788, 1793 годах выпускались дополнения к этой книге. А в 1802 и 1820 годах эта работа была расширена и полностью переиздана.

В 1787 году Ричард Релан был избран действительным членом Лондонского королевского общества, а в 1788 году стал одним из членов только что образованного Линнеевского общества.

В фонде редкой книги находится кембриджское издание 1786 года на латинском языке.
Название для нашей выставки «Ботаническая иллюстрация: просвещение и развлечение» было выбрано не случайно. Рисунки и гравюры, которые в момент своего рождения имели сугубо практический характер, довольно скоро стали не только прекрасными образчиками научной иллюстрации, но и предметом эстетического любования, во всяком случае, многие из них. Фрагменты ботанических иллюстраций могли включаться в декор тканей, обоев, служить образцами для ювелирных изделий.

На выставке мы представили часть коллекции фонда редкой книги, содержащую ботаническую иллюстрацию, которая является неотъемлемой составляющей раздела «Научная книга» Вселенной Гутенберга. Подробнее вы сможете ознакомиться с научными изданиями XVI–XIX веков на экспозиции «Вселенная Гутенберга», а также заказав их в Центре редкой книги и коллекций.