Карл Ларссон:
искусство семьи
Существует стереотип о том, что настоящий художник должен быть голодным, а в личной жизни у него непременно царит романтический раздрай. Карлу Ларссону счастливая семейная жизнь не только не мешала, именно ее изображение сделало его одним из любимейших художников Швеции. Отец восьмерых детей, Ларссон популяризировал камерные, детализированные изображения домашнего уюта; его акварели прекрасно выражают шведское понятие лагом («достаточно, ничего лишнего»), означающее гармонию с природой, баланс в работе и личной жизни, творческий подход к домоводству. Идиллические и озорные, работы Ларссона создают мир шведской провинции, в котором живут Пеппи Длинный чулок, Петсон и Финдус и другие герои сказочников, которыми так богата Скандинавия.
Картины моей семьи и дома стали самой непосредственной и прочной частью работы всей моей жизни. Для этих картин характерно, конечно, очень подлинное выражение моей личности, моих самых глубоких чувств, вся моя безграничная любовь к жене и детям.
Карл Ларссон
Семья Ларссонов в саду перед своим домом, 1906-1907
Карл Ларссон (1853-1919) начал свою карьеру в 1871 году, став иллюстратором юмористической газеты «Каспер». К успеху художник шел долго. Перебиваясь небольшими заказами, он пытался укорениться в Париже, но был дважды отвергнут местным Салоном. Самому Ларссону богемная столица искусств также не пришлась по душе. Тем не менее именно там он познакомился со своей будущей женой, художницей Карин Бергёё, и постепенно выработал свой уникальный стиль, перейдя от классических картин маслом к акварелям, сочетающим в себе детализированность книжной графики и витиеватость модерна. В 1888 году супруги окончательно обосновались на родине и переехали в маленький домик в Даларне. Новое жилище сыграло значимую роль в жизни и творчестве Ларссона. Супруги постоянно достраивали свой дом и экспериментировали с его оформлением, разрабатывая новые виды прочной функциональной мебели и используя в декоре яркие краски. Подход Ларссонов разительно отличался от помпезного и мрачного стиля поздней викторианской эпохи и чем-то перекликался с ремесленнической революцией Уильяма Морриса.
Спальня Карин и гостиная в доме Ларссонов
Ключевую роль в рождении этого нового стиля играла Карин. Талантливый дизайнер и способная художница, именно она стала автором росписей, украшающих стены дома и так часто мелькающих на картинах Ларссона. Помимо этого Карин придумывала одежду для себя и детей, а также ткала и вышивала, создавая подушки, занавески и другие предметы интерьера. Для творчества Карин характерно сочетание ярких цветов, обращение к стилизованным рисункам растений, дохристианским скандинавским символам и японским мотивам. Видение Карин вдохновило шведских дизайнеров двадцатого века и повлияли на современный скандинавский стиль, а некоторые предметы по ее дизайнам выпускаются до сих пор.
Дизайны Карин Ларссон
После возвращения на родину Ларссон постепенно добился признания. В 1894 году в Стокгольме состоялась его первая персональная выставка, художник получил от правительства заказ на роспись стен Национального музея, в последствии расписал также здания Оперы и Драматического театра, становился призером европейских выставок.
Эскизы для росписи Стокгольмской Оперы
Однако особый успех пришел к Ларссону в 1909 году, когда немецкий издатель К. Р. Лангевише издал книгу его акварелей, рисунков и рассказов «Дом под солнцем», которая сразу стала бестселлером — в течение первых трех месяцев было продано 40 000 экземпляров. С тех пор года книга переиздавалась более 50 раз.
Рождество в доме Ларссонов
Именно идиллические изображения семейного быта обеспечили Ларссону особое место в сердцах зрителей на родине и зарубежом. Запечатлевая своих родителей и детей, жену, друзей и родственников, Ларссон не только делился с миром домашним уютом, но и прививал публике новые вкусы в обустройстве семейного очага, вдохновляя на эксперименты в дизайне и демонстрируя, что воспитание детей можно совмещать с творческой деятельностью обоих супругов. Сегодня его работы также являются важными историческими свидетельствами, во всех мелочах отображающими частную жизнь людей на рубеже 19-20 веков.
Ряжения в честь именин Эммы и Карин
Помимо поэтических портретов своих домочадцев, Карл Ларссон рисовал их шаржи и карикатуры. Также художник создавал небольшие комиксы, описывающие проделки детей. Их он оставлял на память в своем дневнике или отправлял друзьям и родственникам в письмах. Себя Ларссон в этих историйках чаще всего изображал ворчливым и неуклюжим, склонным к нелепым вспышкам гнева, а жену Карин представлял спокойной и всемогущей «супергероиней», не лишенной, однако, чувства юмора.
Лисбет "помогает" папе
«Я не знал, куда мне пристроить этот рисунок, но мой Дорогой, позволь мне вставить его сюда. На нем изображено, как моя жена стрижет мне волосы там, на шлаковых холмах, где-то поздней осенью, когда мы возвращаемся в Стокгольм, а я выгляжу так, что в моем обществе никто не рискнет воспользоваться железной дорогой».
Попытка обучить дочь грамоте: начало и конец
После смерти Карла и Карин их дети организовали в доме музей памяти своих родителей. Он действует и теперь и находится во владении семьи Ларссон. Дом «Лилла Хюттнес», как называли его Карл и Карин, можно посетить с мая по октябрь. Особое удовольствие посетителям доставляет своеобразная игра по поиску конкретных мест с картин Ларссона — когда удается сопоставить акварель с реальностью, кажется, что вновь оживают рождественские карнавалы, летние именины, медитативные вечера за книгой и шумные семейные обеды семьи Ларссон.


автор выставки: Анна Васюкова
Будем признательны за отклик