Мир - это зеркало...
Книжная выставка, посвящённая 210-летию

Уильяма Теккерея

Мир — это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение.
Нахмурьтесь — и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас;
засмейтесь ему и вместе с ним — и он станет вашим весёлым, милым товарищем.

Уильям Мейкпис Теккерей

Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863) – крупнейший представитель английского критического реализма XIX века, один из наиболее замечательных сатириков мировой литературы.

Своеобразие и сила его таланта проявились в беспощадной критике современного ему буржуазно-аристократического общества, в обличении не только пороков отдельных людей, но и британских общественных отношений в целом.

Уильям Теккерей происходил из старинной английской фамилии. Предки его принадлежали к среднему классу и долгое время жили в графстве Йоркшир. Первым человеком из этого рода, который, благодаря своему уму и способностям, смог подняться по социальной лестнице и заложить основу благосостояния семьи, был прадед знаменитого романиста, доктор Томас Теккерей. Он родился в конце XVII века в маленькой деревушке Чемпствайте. Несмотря на тогдашнюю бедность семьи, маленький Томас был допущен в только что основанную и впоследствии ставшую знаменитой классическую школу в Итоне. По окончании этой школы в 1711 г. он был послан стипендиатом в Кембриджский университет, который окончил блистательно, получив степень бакалавра, а затем и доктора. По окончании университета ему тотчас же дали место наставника в школе Итона. Это был замечательно образованный, честный и трудолюбивый человек, пользовавшийся любовью и уважением всех знавших его. В 1746 г. его назначили директором школы Харроу - одной из самых известных в то время, - которой он руководил вплоть до самой своей смерти.

Итонский колледж
Гравюра Дэвида Логана, 1690
Он умер в октябре 1760 г., оставив после себя вдову и шестнадцать детей. Все шестеро сыновей Теккерея получили хорошее образование и сделали карьеру в качестве врачей, священников, госслужащих.

Индийская мечеть на реке Хугли близ Калькутты
Огюст Борже, 1846
Дед великого романиста, Уильям Мейкпис, был самым младшим сыном доктора Томаса. Он служил в Ост-Индской компании, скопил на службе порядочный капитал и, вернувшись в Англию, передал свою должность в колониальной администрации сыну Ричмонду. Начиная с 1797 г. Ричмонд Теккерей занимал посты окружного судьи и главного сборщика пошлин в Калькутте. Здесь же 18 июля 1811 г.
у него родился сын Уильям Мейкпис, названный в честь деда - будущий писатель. Однако семейное счастье не продлилось долго: в
сентябре 1815 г. отец четырехлетнего Уильяма умер, заболев тропической лихорадкой.
Мать Теккерея впоследствии еще раз вышла замуж, за друга семьи Генри Кармайкла-Смита. Она на много лет пережила своего сына, достигнув весьма преклонного возраста и сохранив почти до конца замечательное здоровье и бодрость.
После смерти отца Уильям недолго оставался с овдовевшей матерью. Подобно всем детям богатых английских семейств, живших в Индии, он еще ребенком был отправлен на воспитание в Англию. Ему тогда шел всего лишь седьмой год. Неудивительно поэтому, что его воспоминания о стране, где он родился и провел первые годы, впоследствии были довольно смутными.
По пути в Англию корабль, который вез мальчика, останавливался на короткое время у острова Св. Елены, где тогда доживал свои дни Наполеон Бонапарт.

Уильям Теккерей с матерью Энн Бехер
Дж. Чиннери, 1813
Маленькому Уильяму, который сошел на берег вместе со своим слугой, удалось увидеть издали гуляющего в саду императора. Этот случай навсегда запечатлелся в памяти будущего писателя.
По прибытии в Англию юный Теккерей был отдан на попечение своего деда Уильяма, который, удалившись от дел с порядочным состоянием, спокойно и комфортабельно жил в деревне Гадлей графства Миддлсекс. Здесь мальчик прожил до двенадцатилетнего возраста, после чего дед отправил его учиться в Лондон, в довольно престижную школу Чартерхауз. Состав учащихся этой школы был довольно разнородным, но большая часть принадлежала к высшим классам.
В отчетах этой школы имя Уильяма Теккерея впервые встречается в 1822 г., в списке учеников десятого, самого младшего класса. Спустя шесть лет он уже в первом классе; тогда же его сделали помощником классного наставника. Обучение Теккерея в школе шло успешно, но нельзя сказать, чтобы особенно блистательно. Благодаря врожденному уму, прекрасной памяти и способности быстро усваивать языки, он мог бы с легкостью стать первым учеником, но не прикладывал к этому усилий, всё свободное время посвящая чтению книг и рисованию.

Школа Чартерхаус
Современное фото
В первых своих произведениях Теккерей далеко не лестно высказывался о том старом, мрачном здании, в котором он получил свое первоначальное образование. В его воспоминаниях образ школы связывался исключительно с представлением о строгом, сухом директоре, таких же учителях и ненавистных ему предметах – греческом языке, геометрии и алгебре.
"Когда Теккерей поступил к нам в школу, он был красивым, кротким и отчасти робким мальчиком. Я не думаю, чтобы юноша вообще чувствовал себя в школе хорошо, и, хотя впоследствии он прекрасно знал латинский язык, однако в школе не особенно отличался своими классическими познаниями... Мальчик пользовался любовью среди сверстников, знавших его, и был тогда уже известен своей способностью быстро сочинять стихи, в особенности пародии. В школьных играх он не отличался ловкостью и, кажется, даже не чувствовал к ним особенной склонности…" (из воспоминаний Джорджа Векаблеса)
Другой школьный товарищ Теккерея рассказывает о нем следующее:

Ему было около пятнадцати-шестнадцати лет, когда я его встретил впервые. Он был тогда цветущим юношей с темными вьющимися волосами, с живыми и умными глазами, всегда сверкавшими юмором... Он не чувствовал никакого влечения к обыкновенным школьным играм, как впоследствии не любил спорта. Но, тем не менее, о юноше Теккерее нельзя сказать того же, что обыкновенно рассказывается о юности многих других замечательных людей, – а именно, что он был склонен к уединению и уединенному размышлению. Напротив, несмотря на свою нелюбовь к играм, он был удивительно общительным юношей, полным огня и жизнерадостности. Он был всегда в духе, всегда весел, всегда беззаботно счастлив.
Теккерей пользовался в школе популярностью большого остряка и сатирика. Ничто в характерах товарищей не ускользало от его пытливого взгляда. Он любил посмеиваться над их слабостями и сочинять пародии, но в самой добродушной форме, так что никто не обижался. Еще одной его страстью с детства было рисование. Он никогда не выпускал из рук карандаша. Читал ли он книгу, смотрел ли он представление в театре, – все впечатления его немедленно воплощались в юмористических рисунках. В свободное время и в перерывах между лекциями одноклассники часто обращались к юному Теккерею, чтобы он нарисовал им портрет какого-нибудь знакомого, учителя или героя прочитанной книги, – и требуемое лицо, обыкновенно в карикатурной форме, немедленно появлялось на бумаге.

Привычка запечатлевать сиюминутные мысли и впечатления в виде рисунков сохранилась у писателя на всю жизнь. Когда несколько месяцев спустя после смерти Теккерея его библиотека была выставлена на продажу, на полях многих его книг нашли массу рисунков и карикатур. Большая часть их впоследствии была собрана и издана отдельным томом с комментариями. Это издание называется «Теккериана» и содержит до тысячи отдельных карикатур и рисунков.

Рисунки У. Теккерея

В феврале 1829 года Теккерей поступил в Кембриджский университет, намереваясь получить образование юриста. О его жизни в это время известно очень мало. Но, по всей видимости, он не особенно углублялся в университетскую науку, не любил правильных и систематических занятий, работал урывками. Зато он много занимался верховой ездой, стал вращаться в высшем обществе, приобретая навыки «совершенного джентльмена». Одним из его товарищей по университету был знаменитый в будущем поэт, но тогда совершенно неизвестный юноша, Альфред Теннисон. Между будущими знаменитостями завязалась дружба, не прерывавшаяся до самой смерти одного из них.
Кембриджский университет, Тринити-колледж. Современное фото
Ко времени пребывания Теккерея в университете относится и начало его литературной деятельности. Здесь он издавал юмористические студенческие журналы "Сноб" и "Носитель мантии". Хотя авторство Теккерея относительно публикаций в этих изданиях доподлинно не установлено, всё же, сатирическое стихотворение "Тимбукту", опубликованное в одном из них, по своему резко сатирическому тону несомненно принадлежит перу Теккерея.

О пребывании в Кембриджском университете у Теккерея остались такие же грустные воспоминания, как и о школьной жизни. В своих последующих произведениях он никогда не поминает добрым словом английские университеты.

Очень скоро молодой студент разочаровался в Кембридже и прекратил обучение. Вместо этого он отправился путешествовать по Европе. Некоторое время Теккерей жил в Веймаре, где по большей части проводил время в светских развлечениях. Затем поехал в Рим и Париж для обучения живописи, всерьез намереваясь стать художником. Но эту затею пришлось оставить, поскольку обучение продвигалось медленно и не приносило ожидаемых результатов.
Тем не менее, впоследствии писатель с удовольствием вспоминал о той поре своей жизни. С особенной теплотой он относился к Парижу, который называл "раем для художников", и к парижанам, в которых ценил артистический вкус и любовь к прекрасному.
Занимаясь живописью, Теккерей не забывал и о литературе, посылая в английские и американские журналы свои статьи и очерки, по большей части критического характера. Но первой по-настоящему значимой его работой стала напечатанная в "Журнале Фрейзера" пародия на модный сентиментальный роман под названием "Елизавета Броунригг"(1832), где впервые в полной мере проявился его могучий сатирический талант.
Тогда же в его жизни произошло и еще одно событие. Став совершеннолетним, он вступил во владение оставшимся после смерти отца наследством. Состояние было довольно внушительно, но Теккерей неудачно вложил все деньги в две убыточные газеты, в которых намеревался печататься, и остался практически ни с чем. Поэтому он продолжил работу журналиста, публикуя статьи и очерки сатирической направленности. В течение 30 - 40-х гг. он печатает в журналах ряд своих произведений. Среди них - повесть "Катрина", "Записки Желтоплюша", "История Самуила Титмарша...", "Мемуары Барри Линдона" ,

Обложка "Журнала Фрейзера". 1833 г.
"Исповедь Фитцбуделя", "Записки о снобах" и другие. Тем не менее, достоинства литературного стиля Теккерея были замечены и оценены лишь немногими; для широкой публики Теккерей-писатель по-прежнему не существовал.

В июле 1844 г. Теккерей неожиданно получает от одного из своих знакомых приглашение совершить путешествие на Восток. Он соглашается. Результатом этого путешествия стала книга "От Корнхилла до великого Каира"(1845), которая рассказывает о посещении автором Лиссабона, Афин, Константинополя, Иерусалима и Каира. Книга, которую Теккерей впервые напечатал под собственным именем, была иллюстрирована им самим и имела широкий успех. С ее выходом кончается, можно сказать, первый этап литературной деятельности Уильяма Теккерея. Это был трудный период, отмеченный неуверенностью в себе, в своем таланте и в способности к литературному труду. Но в то же время это был период медленного роста его славы и постепенного завоевывания внимания английской публики. Писатель Джон Стерлинг так
отзывался о творчестве Теккерея этих лет:

...Теккерей – истинный гений и в состоянии был бы при спокойной и безбедной жизни создавать такие долговечные шедевры, как те, которыми мы теперь обладаем и которые приводили бы в восторг миллионы наших потомков...

Произведения, написанные У. Теккереем в 30-40-е гг. Книги из фонда ВГБИЛ

Тем не менее, достоинства литературного стиля Теккерея были замечены и оценены лишь немногими; для широкой публики Теккерей-писатель по-прежнему не существовал.
В 1837 г., находясь в Париже, Уильям Теккерей женился на дочери полковника Шоу – Изабелле. Как показало будущее, этот брак оказался несчастным из-за психического расстройства, обнаруженного у Изабеллы вскоре после рождения детей. Несмотря на лечение и уход, болезнь прогрессировала. После долгих и мучительных сомнений Теккерей вынужден был поместить жену сначала в психиатрическую клинику, а затем под присмотр сиделки. Изабелла так и не смогла поправиться, но пережила мужа на долгие годы, умерев в 1894 г. Писатель делал всё возможное, чтобы женщина, разлученная с семьей, ни в чем не нуждалась. Дочерей Анну-Изабеллу и Гэрриет (третья дочь умерла в младенческом возрасте) отец воспитывал в одиночку. Надежной опорой для молодого Теккерея, который фактичес-

У. Теккерей с женой в первые годы супружества
Рисунок Теккерея
ки стал вдовцом с маленькими детьми на руках, стали его мать и отчим, с которым у него были прекрасные отношения на протяжении всей жизни. Старшая дочь писателя Анна-Изабелла впоследствии также стала писательницей и хранительницей литературного наследия своего отца.
"Ярмарка тщеславия"
Произведения, написанные Теккереем в первое десятилетие литературной деятельности, были сравнительно мелкие, не вполне законченные и недостаточно обработанные. Чувствуя
в себе нерастраченные силы, он страстно желал воплотить их в чем-нибудь крупном. Но лишь в 1847 г., на 36-ом году
жизни, ему удалось наконец выпустить в свет свое первое крупное произведение. Это был роман «Ярмарка тщеславия», принесший писателю мировую славу.

Первый выпуск "Ярмарки тщеславия"
Роман начинается со знакомства читателя с двумя молодыми девушками – Бекки Шарп и Эмилией Сэдли, только что окончившими пансионат для благородных девиц. Эмилию ожидает жизнь в доме ее состоятельного отца, любовь родных и близких и предстоящая свадьба с избранником сердца. Ее подруге Бекки Шарп, дочери спившегося художника, предстоит трудная борьба за существование. Все лучшие свои качества – ум, обаяние, предприимчивость – Бекки использует для того, чтобы добиться богатства и проникнуть в высшее общество. Героиня не останавливается ни перед чем: она хитрит, лжет, интригует, лицемерит, притворяется, но в итоге ее честолюбивые планы терпят крах. Автор, характеризуя свою героиню как откровенную хищницу, прямо говорит, что Бекки поступает так, как это принято в том обществе, куда она стремится попасть. Сама жизнь толкает ее на такие поступки.
Теккерей начал печатать роман ежемесячными выпусками (сериалами), подобно тому, как это делал его знаменитый современник Чарльз Диккенс.
Уже с первых выпусков «Ярмарка тщеславия» стала обращать на себя внимание. О новом произведении заговорили повсюду, каждый новый выпуск ожидался все с большим и большим нетерпением. Но все-таки отношение публики и критики к этому роману вначале было скорее настороженным, чем благожелательным. Сочинение Теккерея было слишком оригинально, слишком непохоже на те романы, к которым английская публика привыкла.
Во-первых, роман этот, по заявлению самого автора, был без героя, - обстоятельство, сильно смущавшее читателей. Во-вторых, действительность изображалась в нем так просто и бесцеремонно, что читатель даже сомневался, можно ли такое произведение считать романом. В романах привыкли встречать героев, которые совершают подвиги, чувствуют и говорят возвышенно, борются со злом и в конце концов торжествуют над ним. А в «Ярмарке тщеславия» не находили ничего похожего. Там даже не было никого, кто был бы достоен называться героем или героиней - большинство персонажей либо пусты и ограничены, либо эгоистичны и тщеславны. Неслучайно многие современники Теккерея назвали его "апостолом посредственности". Даже Шарлотта Бронте, поклонница писателя, писала: "Его герои неромантичны, как утро понедельника". Однако, несмотря на все эти будто бы недостатки, новый роман читался очень усердно, и его успех вскоре стал очевиден. После выхода 11-го выпуска, еще

У. Теккерей, "Ярмарка тщеславия"
Книга из фонда ВГБИЛ
задолго до конца романа, «Эдинбургское обозрение», лучший английский критический журнал того времени, посвятил целую статью разбору "Ярмарки тщеславия". Автор этой статьи отзывался с восторгом о новом произведении Теккерея, отмечая его бесспорные литературные достоинства и новизну подачи материала автором.
"Главная прелесть этого произведения, – писал тогда критик, – состоит в полном отсутствии в нем манерности и аффектации как в стиле, так и в чувстве; в добродушной бесцеремонности, с которой автор обращается с читателем; в полнейшей беззаботности, с которой он высказывает свои мысли и чувства по поводу каждого события рассказа… Автор ни на чем не останавливается слишком долго, ничего слишком не пережевывает; он как бы незаметно роняет свои тончайшие замечания и удачнейшие примеры,... предоставляя подбирать их и оценивать тем разборчивым читателям, которых судьба случайно ему пошлет. Этот роман производит впечатление истинного, здорового искусства."
Ежемесячные выпуски романа были озаглавлены "Зарисовки английского общества карандашом и пером". Этими словами автор подчеркивает, что он выступает одновременно и как писатель, и как художник: как в них, так и в ранних переплетенных версиях использовались собственные иллюстрации Теккерея. Эти рисунки имеют самую тесную связь с текстом и столь существенно помогают раскрытию мыслей автора, что, казалось бы, совершенно неустранимы из композиционного целого. Более того - внимательный анализ их показывает, что рисунки зачастую предшествовали созданию текста и так или иначе предопределяли весь ход повествования.
Иллюстрации У. Теккерея к "Ярмарке тщеславия"
"Ярмарка тщеславия". Книги из фонда ВГБИЛ
"Ярмарке тщеславия" суждено было стать самым популярным произведением У. Теккерея. Интерес к этому роману неизменно возрастал с момента первой публикации - его сатирическая направленность и реалистичная манера написания сделали его актуальным и злободневным для многих поколений читателей. "Ярмарка тщеславия" многократно привлекала внимание кинематографа - только в эпоху немого кино было снято четыре разных фильма. А фильм 1935 года «Бекки Шарп» (США) стал первой цветной полнометражной картиной в истории. Экранизации романа осуществлялись в разное время европейскими и американскими режиссерами.
Кадры из фильмов по роману "Ярмарка тщеславия" 2018, 2004, 1998 и 1935 гг.

После появления "Ярмарки тщеславия", в особенности после прекрасного отзыва о ней в авторитетном журнале, на Теккерея сразу стали смотреть как на великого писателя. Все стали с нетерпением ожидать его новых произведений. Высший свет тотчас открыл ему доступ в свои салоны. На знакомство с ним уже смотрели как на честь. Его стали наперебой приглашать на банкеты, торжественные обеды, балы и тому подобное. Словом, он достиг всего, на что только может надеяться писатель. Но, несмотря на это, Теккерей все еще продолжал сомневаться в прочности своего успеха. Он не верил, что ему удастся продержаться долго на той высоте, которой достиг.

Наиболее значительными произведениями, написанными Теккереем после "Ярмарки тщеславия", стали "История Пенденниса"(1848-50), ее продолжение "Ньюкомы"(1855) и "История Генри Эсмонда"(1852).
В двух первых романах автор традиционно обращается к своему излюбленному методу - сатире - в изображении целой галереи образов и характеров современного ему общества. Некоторые исследователи находили сходство главного героя с самим Теккереем, считая "Пенденниса" автобиографичным романом.
"Ньюкомы". Книги из фонда ВГБИЛ
В "Истории Генри Эсмонда" Теккерей неожиданно обращается к исторической теме - эпохе королевы Анны. Учитывая специфику выбранного жанра, автор старался быть предельно объективным. Он воссоздавал не только понятия и нравы, но и язык той эпохи, а при печатании в типографии использовал шрифт и бумагу того времени. В результате книга вышла настолько реалистичной, словно писатель был непосредственным свидетелем событий. В романе рассказ ведется не от лица автора, а от имени Генриха Эсмонда, и благодаря этому обстоятельству он лишен общего для всех прочих произведений Теккерея недостатка – излишества сатирических и философских отступлений.

Роман "Виргинцы", начавший выходить отдельными выпусками в 1857 году, к сожалению, оказывается далеко не на уровне предыдущего, хоть и является его сюжетным продолжением. Он чрезвычайно необработан и незакончен, слишком растянут и содержит большое количество сатирических отступлений. Историческая канва романа, таким образом, отступает на второй план.

"История Генри Эсмонда" и "Виргинцы". Книги из фонда ВГБИЛ
Находясь в апогее славы, Теккерей по совету друзей решил попробовать себя в качестве лектора. Успех первой серии его лекций превзошел все ожидания. На первую лекцию, посвященную сатирикам и юмористам XVIII в., собрался весь цвет лондонского общества. Большой зал, в котором он читал, всегда был переполнен, несмотря на высокую плату за вход. А между тем Теккерей далеко не блистал ораторским искусством, как, например, Чарльз Диккенс.

После Лондона и нескольких провинциальных городов, в 1852 г., он получил приглашение прочесть два курса лекций в Соединенных Штатах. Успех был необычайным. Публичные выступления писателя помогли ему в значительной мере улучшить материальное положение своей семьи. Теперь он мог не беспокоиться за будущее своих дочерей; он смог также построить хороший дом в престижном районе Лондона по собственному проекту, где и прожил последние годы своей жизни. Надо сказать, что Теккерей с удовольствием пользовался всеми преимуществами жизни обеспеченного джентльмена, нимало не смущаясь тем, что именно такой образ жизни он как сатирик обличал всю свою жизнь.

Некоторые факты о У. Теккерее

Все близко знавшие Теккерея отмечали его трепетное отношение к детям. При виде ребенка его лицо тотчас озарялось радостью и умилением. Когда один американец спросил, где, по его мнению, прежде всего стоит побывать в Лондоне, он без колебания ответил: «В приюте для бедных детей». Теккерей сам часто посещал этот приют, и, по его признанию, время, проведенное там, было самым счастливым в его жизни, а раздавать бедным детям золотые монеты доставляло ему величайшее удовольствие.
Однажды один из знакомых Теккерея застал его дома за необычным занятием: он клал золотые монеты в коробочку от пилюль, на которой была надпись: „Принимать по одной время от времени“. На вопрос, зачем он это делает, Теккерей ответил: „Видите ли, между моими знакомыми есть одна старушка, которая жалуется на болезнь и вообще несчастье, и я сильно подозреваю, что это есть именно тот род лекарства, в котором она нуждается. Доктор Теккерей намерен сам занести ей это лекарство“.
Когда Теккерею сообщили, что билеты на все его лекции в Нью-Йорке уже распроданы, он пришел в такой восторг, что стал прыгать и кричать как ребенок, к немалому изумлению своего американского приятеля.
А когда они в тот же вечер отправились в экипаже туда, где должна была состояться первая лекция, Теккерей от радости хотел непременно высунуть обе ноги из окна экипажа -
«в знак уважения к тем, кто купил билеты на его лекции». С трудом удалось уговорить писателя воздержаться от этого.
Однажды Теккерей решил выжить из своего клуба одного джентльмена, который был всем остальным членам клуба крайне неприятен. Сатирик рисовал карикатуры на него повсюду, где только мог, на всех клочках бумаги, которые ему попадались в клубе. Господин, которого преследовал Теккерей, долгое время оставался равнодушным к этим карикатурам на него, пока одна из них, наиболее меткая, не заставила его выйти из состава клуба, к великому удовольствию Теккерея и других.
На протяжении многих лет У. Теккерей страдал хроническим заболеванием желудка. Его постоянно мучили непрекращающиеся приступы. Поскольку писатель совершенно не прислушивался к рекомендациям врачей, будучи не в силах изменить привычный ему образ жизни, его состояние из года в год ухудшалось. За неделю до своей смерти Теккерей показывал приятелям рукопись первых глав нового романа «Денис Дюваль» и весело заявлял, что, когда он напишет еще четыре главы, он согласится лечь в больницу на операцию, после которой надеется совершенно выздороветь.
Утром 23 декабря 1863 г. он внезапно почувствовал себя плохо - старая болезнь обострилась, и новый приступ оказался сильнее прежних.

Могила У. Теккерея в Лондоне
В течении дня состояние больного не улучшилось, и, когда на следующее утро слуга по обыкновению зашел в его спальню, он обнаружил писателя мертвым.
У. Теккерей был похоронен 30 декабря 1863 г. на кладбище Кенсал-Грин в Лондоне. На похороны пришли более двух тысяч человек. В Вестминстерском аббатстве впоследствии был установлен бюст Теккерея работы скульптора Марочетти, друга покойного писателя.
Он циник был: так жизнь его прожита

В сиянье добрых слов и добрых дел,

Так сердце было всей земле открыто,

Был щедрым он и восхвалять умел...

из стихотворения Ш. Брукса на смерть У. Теккерея


Книга из фонда ВГБИЛ
Монографий, посвященных Уильяму Теккерею, не так много. Несравненно больше внимания литературоведы уделяли его выдающемуся современнику Чарльзу Диккенсу. Есть среди этих немногочисленных исследований и биографии.

К числу классических относится та, что была создана другом и учеником Теккерея, видным английским писателем Энтони Троллопом. Она вышла в свет вскоре после смерти Теккерея. Читая ее, трудно отделаться от мысли, что автор, боясь оскорбить память своего друга слишком пристальным вниманием к его личности, решил воспроизвести лишь основные вехи его судьбы. Известно, что сам Теккерей решительно возражал против того, чтобы его жизнеописание когда-либо было опубликовано, о чем неоднократно заявлял своим дочерям. Возможно, именно этим объясняется сдержанность и лаконичность биографии писателя, написанной Э. Троллопом.
Маргарет Форстер - английская писательница, историк по образованию, литературный обозреватель газеты "Ивнинг Стандарт", автор нескольких романов и сценариев.
Получила известность благодаря написанным ею художественным биографиям принца Чарли Стюарта, Элизабет Баррет Браунинг и Дафны дю Морье.
Для своего романа о Теккерее английская писательница избрала своеобразную форму - она выступает якобы издателем автобиографических записок самого Теккерея.

Перед писательницей стояла сложная художественная задача - ей пришлось не только создать иллюзию чужой жизни, но и сделать почти невозможное: убедить читателя в том, что автор ее записок - сам Теккерей, знаменитый писатель, остроумный интеллектуал, тонкий психолог и прекрасный стилист. В яркой художественной форме писательница раскрывает историю жизни Теккерея, его творческих поисков, отношений с современниками, особенно - с Диккенсом и его приверженцами. Маргарет Форстер вводит в ткань повествования письма, дневники и другие материалы из наследия Теккерея, что придает книге аромат подлинности.

Книга из фонда ВГБИЛ

Книга из фонда ВГБИЛ
Созданию книги предшествовала огромная подготовительная работа - освоение литературы, на основе которой можно было нарисовать достоверную картину нравов, быта и культуры первой половины XIX в. Потребовалось изучить весьма обширное и многообразное наследие Теккерея, но главное - необходимо было вжиться в личность этого человека, научиться мыслить, говорить, чувствовать так, как, вероятно, было свойственно ему, хотя документальных материалов на этот счет не так уж много.

Один из рецензентов книги назвал замысел написать "автобиографию" Теккерея безумным. Но в целом Маргарет Форстер справилась со своей задачей с честью - только очень искушенный читатель может усомниться в авторстве Теккерея. Книга написана в легком, полном иронии, а иногда сарказма стиле человека начитанного, остро откликающегося на происходящее, склонного к пародии и бурлеску.
На выставке книга представлена на языке оригинала и в переводе на русский язык.
Литературная слава, как, впрочем, и любая, капризна. Случается, что из-за ее прихотей один писатель получает при жизни и славу, и признание, тогда как другой, не менее талантливый, добивается всего этого слишком поздно. Именно так разыграла история XIX века партию литературного соперничества между Диккенсом и Теккереем. К Диккенсу слава пришла рано и не покидала его до последнего часа. К Теккерею она пришла лишь после написания "Ярмарки тщеславия", когда он был уже опытным писателем, автором многих произведений. Странная, во многом несправедливая писательская и человеческая судьба Теккерея подсказала композицию сборника из Серии литературных мемуаров "Теккерей в воспоминаниях современников". Первый раздел, озаглавленный "Жизнь, творчество, личность Теккерея", включает воспоминания друзей, близких и коллег писателя, в том числе отрывки из книги его старшей дочери Анны Ритчи. Второй раздел рассказывает о Теккерее-журналисте, издателе, лекторе; третий посвящен Теккерею-художнику. Небольшой раздел "Поездка в Америку" объясняет читателю, почему Теккерей, в отличие от Диккенса, не написал своих "Американских заметок".

Книга из фонда ВГБИЛ
Особое внимание уделено "ссоре века" - размолвке Диккенса и Теккерея. Обилие некрологов на раннюю смерть писателя позволило объединить эти материалы в отдельную главу. Завершает сборник "Приложение", где рассматривается литературная судьба Теккерея - здесь собраны рецензии и статьи английских и русских литературных критиков.

Книга из фонда ВГБИЛ
Монография профессора В. Вахрушева посвящена анализу личности и творчества выдающегося писателя, а также обзору библиографии по данной теме.
Автор подробно рассматривает философские и эстетические взгляды Теккерея. Мировоззрение писателя сложилось в 30-е годы и в дальнейшем не претерпело существенных изменений, менялись разве что акценты - с возрастом Теккерей становился более склонным к компромиссам, что соответствовало общему духу английской истории. Но все же, до конца жизни он оставался реалистом, наиболее всего приверженным сатире как особому жанру литературной прозы. Причисляя себя к юмористам, писатель очень широко понимал эту категорию: для него юмор - это и безумное дурачество, и гротескный пафос. В этом игровом подходе к искусству - вся суть эстетики Теккерея. В своих романах он беспрестанно манипулирует образами, идеями, помогая читателю увидеть в них нечто важное, но им, возможно, не замеченное.
Его ирония одновременно направлена на автора-рассказчика, на героев произведения, на общество, в котором эти герои живут, и на читателей, которые этим обществом восхищаются.
Возможно, отмечает автор монографии, сейчас стилистика Теккерея многим покажется устарелой, но в ней есть то, что впоследствии переросло в современные способы повествования. Эксперименты Теккерея с жанрами и стилем, театрализация текста - эти приемы созвучны нашей эпохе, когда в литературе всё шире идет соединение правдоподобия с условностью.
Фундаментальный труд Кэтрин Питерс под названием "Вселенная Теккерея: смешение вымысла и реальности" предлагает увлекательный взгляд на жизнь, внутренний мир и творчество знаменитого романиста.
Как отмечает автор книги, Теккерей настаивал на идее искусства как побочного продукта жизни; современные теории об искусстве как самодостаточном элементе бытия были бы для него немыслимы. Обе точки зрения, по мнению Питерс, могут привести к серьезным искажениям, поэтому она стремится найти баланс между ними. Она показывает, как жизнь самого Теккерея, которая была отмечена повторяющимися трагедиями и неудачами, дала обильный материал для его романов. Но в то же время она отмечает, что "готовая работа - это произведение искусства, а не скрытая автобиография." Разворачивая перед читателем убедительные картины детства и школьных лет Теккерея, его отношений с близкими и коллегами-журналистами в начале его писательской деятельности, Питерс обращает наше внимание на истоки творчества писателя и факторы, повлиявшие на формирование его мировоззрения и неповторимого стиля.

Книга из фонда ВГБИЛ
Автор также подробно анализирует романы Теккерея и его подход к написанию художественного произведения, сравнивая стилистику и методы Теккерея и его великого современника Диккенса. Книга иллюстрирована собственными рисунками Теккерея.

На выставке представлены произведения У. Теккерея, монографии, посвященные жизни и творчеству писателя, а также работы по истории викторианского романа, написанные в разное время специалистами из Великобритании, США, Канады, России, Германии. Они доступны для ознакомления в залах библиотеки.