Путешествия в Египет
На выставке представлены избранные издания второй половины XVII – первой половины XIX вв. о Египте из собрания редких книг Библиотеки иностранной литературы: отчёты путешественников, сочинения по истории, географии, искусству и языку.

Посетители выставки узнают, какое значение приписывали пирамидам в конце I тысячелетия, как язык египетских христиан помог расшифровать египетские иероглифы, как находка в одной из гробниц заставила исследователей по-новому взглянуть на известную на тот момент историю музыки, а также многое другое.
История Египта насчитывает несколько тысячелетий. Его величественным пирамидам и монументам удивлялись путешественники, торговцы и завоеватели задолго до начала новой эры.

Греки и римляне путешествовали по Египту и оставили не только граффити на колоссальных статуях Луксора, но и записи о традициях, обычаях, верованиях и религиозных культах древних египтян. Среди них был греческий историк Геродот, побывавший здесь примерно в 450–440 годах до н.э. Он писал: «Нил – это дар Осириса, но Египет – дар Нила».

Геродот оставил описания египетских празднеств и обычаев, отметив, что большая часть записанного была сообщена ему жрецами или местными проводниками, а также подробное описание мумификации. Собранные Геродотом сведения определили позднейшее восприятие египетской культуры европейцами.

Другие древнегреческие и римские историки и географы также записывали разнообразные сведения о том, что видели, слышали и о чём им рассказывали местные жители. Историк и географ Страбон посвятил Египту целый том в своей многотомной «Географии», а оставленные им данные о монументах, которые ещё при его жизни покрывались песками, оказались настолько точны, что египтолог середины XIX века Огюст Мариет руководствовался ими в раскопках.

После смерти Клеопатры в 30 году до н.э. Египет превратился в провинцию Рима, а позже Византии. Он стал христианским, а затем, когда арабы захватили его в 642 году, – мусульманским. Арабское завоевание изменило отношение к египетским древностям. В записи попадали не просто свидетельства очевидцев, теперь путешественников подстегивала жажда знаний, а также получение артефактов.

Несмотря на то, что в ранние периоды христианства, а затем ислама языческие храмы и стелы подвергались разрушениям, многие стремились обнаружить в них неизвестные доселе секреты древних египтян, которые необходимо было извлечь на свет божий. Средоточием таких секретов считались Большой Сфинкс и пирамиды в Гизе.
Изображение египетских пирамид из книги Gröste Denkwürdigkeiten der Welt oder so genannte Relationes curiosae («Величайшие памятные вещи в мире...») (1683)
Изображение египетских пирамид и Сфинкса
из книги Vermehrter Curieuser Antiquarius («Расширенный любопытный антикварий") (1731)
Изображение египетских пирамид из книги Gröste Denkwürdigkeiten der Welt oder so genannte Relationes curiosae («Величайшие памятные вещи в мире...») (1683)
Изображение египетских пирамид и Сфинкса
из книги Vermehrter Curieuser Antiquarius («Расширенный любопытный антикварий") (1731)
Иерусалимский епископ Косма в середине VIII века объявил пирамиды зернохранилищами библейского Иосифа. Антиохийский патриарх Дионисий в IX веке отверг версию с зернохранилищем и объявил, что это, несомненно, гробницы царей, так как он сам спускался в пирамиды и видел всё своими глазами.

Очарование пирамид, возвышающихся в египетской пустыне, и хранимых ими тайн сохранялось на протяжении веков. В начале XII века арабский врач Абдул-Латиф, посетивший Египет, написал: «Время боится пирамид. Нужно признать, что хорошо известные правила геометрии обнаруживают в этих чудесах невероятные способности человека».

В начале XIII века посланник короля Фридриха II Гогенштауфена посетил пирамиды вместе с арабским учёным аль-Идриси. Последний написал об этом позже в своей книге и утверждал, что внутри пирамид были найдены латинские надписи, которые он сам перевёл на арабский язык. Арабский учёный аль-Макризи (1364–1442) задавался вопросом, были пирамиды построены до Великого Потопа или после.

О назначении пирамид велись горячие споры и среди астрономов, что хорошо иллюстрирует книга «Пирамидография», выпущенная в 1646 году оксфордским профессором астрономии Джоном Гривзом. Тему мумий затрагивала написанная Томасом Брауном «Гидриотафия, или Захоронение урн» (1658), в которой давались детальные инструкции о применении мумий как универсального лекарства.
Копты – египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства. Они считаются прямыми потомками древних египтян. Коптский язык является последней ступенью развития египетского языка, охватывающей примерно две тысячи лет, он имеет собственный алфавит на основе греческой системы письма.
Истории о спрятанных в гробницах сокровищах также подстегивали воображение исследователей. Египет был неиссякаемым источником древностей. Европейцы приезжали сюда за манускриптами, монетами и другими предметами, которые могли бы стать центральными экспонатами в кабинетах редкостей лучших домов Европы.

Итальянский аристократ Пьетро делла Валле в ходе двенадцатилетнего путешествия, начавшегося в 1614 году, посетил Индию, Персию и Османскую империю, частью которой в то время был Египет, откуда привёз мумии и коптские манускрипты. С манускриптов начались попытки расшифровать иероглифы, которыми пользовались древние египтяне.
Титульный лист трактата Кирхера об иероглифах Prodromus coptus sive aegyptiacus (1643)
В 1643 году была опубликована первая грамматика коптского языка, написанная Афанасием Кирхером, немецким иезуитом, учёным и профессором восточных языков. Будучи пионером изучения коптского языка, Кирхер понял, что этот язык может стать основой дешифровки древнеегипетских иероглифов. Он почти подошёл к идее, что некоторые часто встречающиеся иероглифы связаны с фонетическими значениями, и даже создал иероглифический алфавит из 21 знака, из начертаний которых вывел греческие буквы, но настоящая дешифровка состоялась гораздо позже. В XIX веке египтолог Шампольон признавал, что публикация, «несмотря на её многочисленные несовершенства, много способствовала распространению изучения коптского языка».

Во время поездок в Египет путешественники не только собирали предметы, но и оставляли заметки об увиденном. Иезуитский священник Клод Сикар в начале XVIII века добрался до Асуана и острова Филе, оставив описания не менее чем 20 пирамид, 24 храмовых комплексов и более чем 50 гробниц. Неизвестный венецианец, добравшийся до Верхнего Египта и Нижней Нубии, оставил записки о Луксоре и Карнаке. Два монаха-капуцина оставили повествование о Луксоре и Эсне в 1668 году. Египет посещали и паломники, которые интересовались лишь христианскими святынями.
Немецкий богослов и лингвист Иоганн Михаэль Ванслеб (Ванслебен) (1635–1679) совершил два путешествия в Египет.

В 1663 году Ванслеб собрался совершить путешествие в Эфиопию, чтобы найти манускрипты для своего покровителя Эрнеста I, герцога Саксен-Готского, но в этом путешествии ему не удалось попасть за пределы Египта. На службе у Жана-Батиста Кольбера он отправился в новое путешествие в Эфиопию, но также остался в Египте. В мае 1671 года Ванслеб выехал из Марселя, по прибытии на Кипр заболел, как он сам считал, из-за бушевавшей на острове чумы, но в течение следующих 10 месяцев смог побывать в Триполи, Дамаске, Алеппо и в Сейде (Сидоне), окончив плавание в Египте в марте 1672 года.

В течение следующего года Ванслеб активно путешествовал по Египту, добравшись до Сохага, и составил один из самых ранних отчётов о Верхнем Египте, в котором описал местность, людей, уделив особое внимание коптам, и монументы (пирамиды в Гизе, Сфинкса и пирамиды в Хаваре, а также коптские памятники, включая Белый монастырь).

Отчёт о путешествии Ванслеба вызвал у современников смешанные чувства: он был внимательным наблюдателем, старавшимся докопаться до сути вещей, и в то же время мог довольно легко принять на веру данные, достоверность которых была весьма сомнительна.

На выставке представлено издание Nouvelle relation en forme de iournal, d'un voyage fait en Egypte («Новый дневник поездки в Египет») (1677).
Немецкий богослов и лингвист Иоганн Михаэль Ванслеб (Ванслебен) (1635–1679) совершил два путешествия в Египет.

В 1663 году Ванслеб собрался совершить путешествие в Эфиопию, чтобы найти манускрипты для своего покровителя Эрнеста I, герцога Саксен-Готского, но в этом путешествии ему не удалось попасть за пределы Египта. На службе у Жана-Батиста Кольбера он отправился в новое путешествие в Эфиопию, но также остался в Египте. В мае 1671 года Ванслеб выехал из Марселя, по прибытии на Кипр заболел, как он сам считал, из-за бушевавшей на острове чумы, но в течение следующих 10 месяцев смог побывать в Триполи, Дамаске, Алеппо и в Сейде (Сидоне), окончив плавание в Египте в марте 1672 года.

В течение следующего года Ванслеб активно путешествовал по Египту, добравшись до Сохага, и составил один из самых ранних отчётов о Верхнем Египте, в котором описал местность, людей, уделив особое внимание коптам, и монументы (пирамиды в Гизе, Сфинкса и пирамиды в Хаваре, а также коптские памятники, включая Белый монастырь).

Отчёт о путешествии Ванслеба вызвал у современников смешанные чувства: он был внимательным наблюдателем, старавшимся докопаться до сути вещей, и в то же время мог довольно легко принять на веру данные, достоверность которых была весьма сомнительна.

На выставке представлено издание Nouvelle relation en forme de iournal, d'un voyage fait en Egypte («Новый дневник поездки в Египет») (1677).
Корнелис де Брёйн (де Брюйн) (ок. 1652 — ок. 1727), голландский художник и писатель, совершил два больших путешествия на Восток и опубликовал две книги, иллюстрированные собственными зарисовками. В первом путешествии он посетил Рим, Египет, Иерусалим, множество больших и малых городов в Османской империи, сделал первые изображения и зарисовки Иерусалима и внутреннего вида египетских пирамид. Книга, изданная по итогам путешествия, называлась «Путешествие Корнелиса де Брёйна в знаменитейшие части Малой Азии» (1698). Она содержала большое количество гравюр, имела успех и была переведена на несколько языков. Среди его рисунков были первые рисунки интерьера пирамиды Хеопса, которые стали известны в Европе, и рисунок Иерусалима. Это было одно из первых изданий с цветными гравюрами, изготовленными типографским способом.

На выставке представлено издание Voyage au Levant, c'est-à-dire dans les principaux endroits de l'Asie Mineure... («Путешествие в Левант, то есть в основные места Малой Азии...»), выпущенное в Делфте в 1700 году.

Датский военный капитан, картограф и исследователь Фредерик Людвиг (Луис) Норден (1708–1742) совершил путешествие через Египет в Судан в 1737–1738 годах, чтобы, по просьбе короля Дании Кристиана VI, заключить торговый договор с Эфиопией.

Норден сделал многочисленные заметки, карты и рисунки всего, что его окружало, включая людей, памятники, архитектуру.

В 1741 году он стал членом Королевского общества в Лондоне, но вскоре умер от туберкулёза. Норден подготовил к публикации путевые заметки, которые были выпущены посмертно в 1755 году в Копенгагене под названием Voyage d'Egypte et de Nubie («Путешествие в Египет и Нубию»). Гравёр Карл Маркус Тушер изготовил для этого издания гравюры с рисунков Нордена. В 1757 году книга была выпущена в Англии, в 1779 году – в Германии, в 1795 – во Франции.

На выставке представлено немецкое издание «Путешествий в Египет и Нубию» под названием Friederichs Ludewigs Norden... beschreibung seiner Reise durch Egypten und Nubien, а также том 4 издания A compendium of the most approved modern travels («Сборник самых популярных современных путешествий»), содержащий текст книги Нордена с иллюстрациями.
Ричард Поукок (1704–1765) – английский писатель-путешественник и епископ англиканской церкви.

В 1737–1741 годах посетил Египет, Палестину, Ливан, Сирию, Малую Азию и Грецию. Во время экспедиции в Египет он проследовал вниз по течению Нила, известен его рассказ о Долине Царей. Поукок первым составил планы ряда вскрытых гробниц, в том числе Рамзеса II, Мернептаха, Сети II, царицы Таусерт.

Его путевые заметки были выпущены в 1743 и 1745 годах под названием
A Description of the East and Some other Countries («Описание Востока и некоторых других стран»). Книга очень понравилась публике ещё при жизни автора, её перевели на французский, немецкий и фламандский языки. Отчёт Поукока о его восточном путешествии содержит одно из самых тщательных описаний египетских монументов.

На выставке представлено издание Beschreibung des Morgenlandes und einiger anderer Laender.
Общая карта Египта из книги Савари
Клод-Этьенн Савари (1750–1788) – французский путешественник, ориенталист, один из пионеров египтологии и переводчик Корана. В 1776 году отправился в Египет, посетил его главные города, где изучал нравы и местные памятники. В 1781 году вернулся в Париж, где занимался переводом Корана, к которому присоединил примечания и очерк жизни пророка Мухаммеда (1783).

Его перу принадлежат труды, посвящённые Корану, грамматике арабского языка, а также записки о путешествиях в Египет и Грецию. Издание Lettres sur l'Égypte (1785–1786) («Письма из Египта») представляют собой трёхтомник, в первых двух томах которого содержится отчёт о его путешествии, а третий посвящён изучению религии и мифологии на основе арабских текстов. Эти письма, адресованные его другу Лемонье, были очень популярны.
Одна из величайших по протяженности речных систем в мире, известная как Нил, образуется слиянием рек Белый Нил и Голубой Нил.
Шотландский путешественник и писатель Джеймс Брюс (1730–1794) прожил более 10 лет в Северной Африке и Эфиопии. Его считают первым европейцем, нашедшим исток Голубого Нила.

Брюс занимался торговлей вином, в 1754 году отправился в Португалию и Испанию по торговым делам. После ознакомления с восточными рукописями в монастыре Эскориал решил изучать арабский язык и древнеэфиопский язык геэз, что определило его дальнейшее занятие.
Помпео Джироламо Батони. Портрет Джеймса Брюса. 1762
Источник: Wikimedia Commons
Он был назначен на должность британского консула в Алжире, выполняя поручение по изучению древних руин, интерес к которым появился после того, как Томас Шоу, служивший капелланом в этом консульстве, отправил в Британию их описание. Когда в 1765 году прибыл преемник на должность консула, Брюс приступил к непосредственному изучению руин на африканском побережье Средиземного моря.

Он побывал в Алжире, Тунисе, Ливии, на Крите, в Сирии, во время путешествий делал зарисовки встречавшихся ему руин, но больше всего Брюс мечтал найти исток Голубого Нила. В июне 1768 прибыл в Александрию, намереваясь отправиться вверх по его течению в Эфиопию (Абиссинию), где, по его мнению, исток находился.

Брюс известен как открыватель гробницы Рамзеса III в Долине царей, которую иногда именуют «гробница Брюса» или «гробница арфиста». Его путешествие по Египту было стремительным, кроме того, Брюс не считал себя специалистом в древней истории, но в Фивах он сделал важное открытие, которому поверили далеко не сразу по возвращении путешественника в Лондон.

На стенах гробницы Рамзеса III он обнаружил изображения мужчин, игравших на арфе, что позволило внести новые даты в известную на тот момент историю музыки. Брюс детально описал роспись и сделал её романтизированные изображения, а по возвращении в Лондон его попросили написать статью об обнаруженной арфе для книги по истории музыки. Статья вызвала недоверие и критику. Лишь в 1790 году по настоянию друга он опубликовал Travels to Discover the Source of the Nile, In the Years 1768, 1769, 1770, 1771, 1772 and 1773 («Путешествия к истокам Нила в 1768, 1769, 1770, 1771, 1772 и 1773 годах» ). Отчёт о путешествии также не вызвал большого доверия у современников, но более поздние путешественники подтвердили многое из описанного Брюсом.

В собрании редких книг находится переведённое на французский язык издание «Путешествий к истокам Нила…».
Константен Франсуа де Шассбёф, граф де Вольней (1757–1820) – французский просветитель, политический деятель, философ, учёный-ориенталист. В 1782 году отправился в путешествие по Ближнему Востоку: провёл несколько месяцев в Египте, два года прожил в Сирии, где изучал арабский язык. В 1785 году вернулся во Францию, в 1787 году выпустил книгу Voyage en Syrie et en Égypte («Путешествие в Сирию и в Египет»).


Уильям Джордж Браун (1768–1813) – британский путешественник, побывавший на Ближнем Востоке и в Египте.

Он собирался делать карьеру на литературном поприще, но слава Джеймса Брюса и первые открытия, сделанные британской исследовательской Африканской ассоциацией, вдохновили его на исследования Африки. В 1792 году Браун отправился в Египет, где провёл некоторое время в оазисе Сива, а остаток года изучал арабский язык и исследовал древнеегипетские руины.

В 1793 году посетил Синай, после чего отправился в Дарфур (современный Судан), не смог попасть в Эфиопию, добрался через Египет до Сирии и вернулся в Лондон.

В 1799 году Браун опубликовал книгу Travels in Africa, Egypt and Syria, from the years 1792 to 1798 («Путешествия в Африку, Египет и Сирию между 1792 и 1798 годами»). Это было очень информативное издание, но сухой стиль изложения не позволил ему стать популярным.

В собрании редких книг находится издание 1800 года во французском переводе. Оно сопровождается критическими заметками Брауна на работы Савари и Вольнея.
Иллюстрации из путеводителей, выходивших в серии «Вселенная Мейера, или Иллюстрации и описание самого интересного и необычного в природе и искусстве во всем мире» (Meyer's Universum oder Abbildung und Beschreibung des Sehenswerthesten und Merkwürdigsten der Natur und Kunst auf der ganzen Erde) (1830–1840-е годы).
В 1795 году в Александрии побывал архимандрит киевского Екатерино-Греческого монастыря Константин. Его книга «Древняя Александрия», написанная на русском и греческом языках и изданная в Москве в 1803 году, содержит описания города и находящихся в нём памятников, а также рассуждения о том, как строилась древняя Александрия.
В мае 1798 года в попытке расширить свою империю на Восток в Египет на 328 судах с 38-тысячным войском прибыл Наполеон Бонапарт.

Пока французские войска сражались с англичанами и мамлюками, корпус, состоявший из более чем 150 учёных, включавший астрономов, ботаников, геологов, химиков, минерологов, востоковедов, инженеров, а также художников, исследовал и составлял карту страны. Они привезли с собой большую библиотеку практически всех известных на тот момент во Франции книг о Египте, а также десятки ящиков с научным оборудованием и инструментами.
Робер Лефевр. Портрет Доминика Виван Денона. 1809
Источник: Wikimedia Commons
Одним из прибывших художников был Доминик Виван Денон (1747–1825), французский рисовальщик, гравёр, дипломат, археолог, египтолог-любитель, основатель и первый директор Лувра.

Он был хранителем коллекции древностей Людовика XV, позднее служил секретарём французских посольств в Санкт-Петербурге, Стокгольме, Неаполе. Во время службы в Неаполе изучал памятники древности, собирал образцы древнего искусства и делал наброски с них. По возвращении в Париж в 1787 году стал членом Королевской академии живописи и скульптуры. Во время французской революции всё его состояние было конфисковано, а имя занесено в чёрный список. Благодаря дружбе с Жаком-Луи Давидом получил заказ на оформление костюмов для республиканцев, а после революции стал одним из постоянных посетителей дома Жозефины Богарне, где познакомился с Наполеоном Бонапартом.

Наполеон пригласил Денона присоединиться к экспедиции в Египет в качестве члена комиссии наук и искусств. Вместе с помощниками Денон зарисовывал древние памятники практически под огнём противника. Он зарисовал Карнак, руины Фив (современный Луксор), ступенчатую пирамиду в Саккаре, постороенную фараоном Джосером, руины Дендеры, гробницы Долины Царей, храмы на острове Филе, а также поминальный храм Аменхотепа III, оставив единственное изображение последнего, так как в 1822 году святилище было разрушено.

В 1798 году в пригороде Каира был основан Институт Египта, который должен был заниматься, в первую очередь, «распространением просвещения в Египте», а также сбором сведений о Египте. Работа Института была организована по разделам, объединявшим практически все предметы, представлявшие интерес для комиссии: математика, физика, политическая экономия, литература и искусство. Денон был назначен директором художественного департамента Института Египта. Большое значение имела способствовавшая развитию египтологии серия публикаций Института, которая вылилась в издание монументального труда Description de l'Égypte («Описание Египта»), ряд иллюстраций для него выполнил Денон. Также он оставил собственный отчёт о пребывании в Египте в отдельной книге «С Наполеоном в Египте». Многие рисунки из этой книги и из «Описания Египта» стали единственными оставшимися изображениями многочисленных памятников, разграбленных и разрушенных позже.
Первое издание этого 23-томного труда, первый том которого появился в 1809 году, а последний в 1822, представлял собой полное научное описание древнего и современного Египта. Хотя в научном отношении это издание быстро устарело, оно успело внести свой вклад в зарождение египтомании. Количество томов в издании могло варьироваться: например, экземпляр первого издания Бернардино Дроветти, французского консула в Египте, состоял из 29 томов, тогда как «стандартный» вариант включал только 23. Второе издание, выходившее с 1821 по 1829 годы, состояло, как правило, из 37 томов.

В 1804 году Денон стал директором Императорского музея, позднее переименованного в Лувр, но египетский отдел в нём был создан только в 1826 году, так как Великобританией были конфискованы награбленные французами в Египте ценности – с тех пор они выставляются в Британском музее Лондона.
В 1802–1813 и 1818–1828 годах в Париже издавалось «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» (Voyage dans la basse et la haute Egypte (10 томов текста и 12 томов гравюр по рисункам Денона)).

Гравюры с рисунков Денона стали основным источником и образцом французского стиля ампир для многих художников, использовавших египетские мотивы. Издание Description de l'Egypt разожгло у европейцев жажду всего египетского и породило волну египтомании. Многие местные жители и иностранцы становились дилерами египетских древностей, среди них были Джованни Анастаси, Бернардино Дроветти и Генри Солт. Они собрали тысячи предметов, проводили собственные раскопки и скупали все, что им казалось интересным. Джованни Баттисте Бельцони даже удалось вывезти верхнюю часть колоссальной статуи Рамзеса II из Фив в Лондон. Необходимость утолять жажду знаний о памятниках и местах сопровождалась вывозом артефактов.
Иллюстрации к изданию Magazin von merkwürdigen neuen Reisebeschreibungen, aus fremden Sprachen übersetzt und mit erläuternden Anmerkungen begleitet («Журнал удивительных новых рассказов о путешествиях, переведенных с иностранных языков, сопровождаемый пояснительными записками»). Ч. 25: Путешествие Виван Денона по Верхнему и Нижнему Египту (1803)
Иоганн Генрих Мену фон Минутоли (1772–1846) – прусский генерал-майор, исследователь и археолог. Родился в Женеве, поступил на военную службу в Пруссии. Служил бомбардиром, затем в пехотном полку. Так как основное занятие не удовлетворяло его интеллектуально, он начал изучать греческий, итальянский, английский языки и латынь. Король Пруссии Фридрих Вильгельм III назначил его воспитателем своего сына Карла.

Минутоли интересовался античным искусством и, когда принц Карл достиг совершеннолетия, предпринял ряд поездок, связанных с предметами его интереса. В 1820 году ему доверили руководить экспедицией в Египет. Собранная им коллекция предметов древности, большая часть которой была потеряна в кораблекрушении, была приобретена королём Пруссии и стала основой Египетского музея в Берлине.

На выставке представлено издание Reise zum Tempel des Jupiter Ammon in der libyschen Wüste und nach Ober-Aegypten in den Jahren 1820 und 1821 («Путешествие к храму Юпитера Аммона в Ливийской пустыне и в Верхний Египет в 1820 и 1821 годах»), изданное в 1825 году.
1822 год считается годом возникновения египтологии как науки. В этот год французский историк и лингвист Жан-Франсуа Шампольон (1790–1832) сделал сообщение в Академии надписей в Париже о дешифровке египетского иероглифического текста на Розеттском камне.
Розеттский камень – каменная стела, найденная в 1799 году в Египте возле небольшого города Розетта, недалеко от Александрии, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке — начертанными древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом, которое представляет собой сокращённую скоропись эпохи позднего Египта, и одним на древнегреческом языке. До открытия розеттского камня и его последующей расшифровки у лингвистов не было понимания древнеегипетского языка и письменности.
Шампольон открыл новую эпоху в исторической науке. Расшифровка древнеегипетской письменности была первым случаем прочтения текстов на мертвом языке, учебных пособий по которому не сохранилось.

В 1828-1830 годах он возглавлял археологическую экспедицию в Египет, где было собрано и скопировано огромное количество текстов, изображений и памятников, опубликованных после смерти Шампольона его сподвижником и заместителем Ипполито Розеллини в издании Monumenti dell'Egitto e della Nubia («Памятники Египта и Нубии»). С 1831 года возглавлял созданную специально для него кафедру египтологии в Коллеж де Франс, составил первые грамматику и словарь египетского языка, изданные после его смерти.

На выставке представлено издание с письмами Шампольона своему покровителю, герцогу Пьеру Луи де Блака д'О, в которых он оставил изображения иероглифических надписей.
Антуан Жан Гро. Портрет доктора Клот-бея. 1833
Источник: Wikimedia Commons
Французский врач Антуан-Бартелеми Кло (1793–1868) был приглашён пашой Египта Мехмедом-Али на должность главного армейского хирурга и стал известен также под именем Клот-бей.Он занимался организацией врачебного дела в Египте, а в 1836 был назначен главным военным врачом. Ещё в 1827 году он основал медицинскую школу на базе военного госпиталя, а позже фармацевтическую, ветеринарную и повивальную школы.

Кло оставил несколько медицинских и исторических сочинений, среди которых Aperçu général sur l'Egypte (1840), изданное в 1843 году на русском языке под названием «Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии».
Авраам Сергеевич Норов (1795–1869) – российский государственный деятель, военный, учёный, писатель и путешественник.

Будучи военным, участвовал в Бородинском сражении, получил увечье, но службу оставил в 1823 году, уже в чине полковника. На гражданской службе занимал разные должности, побывал министром народного просвещения. Отдавал много времени литературе и истории, был страстным библиофилом и полиглотом.

В 1834 году отправился в путешествие в Святую землю как паломник-исследователь, побывал в Палестине, Иерусалиме, Малой Азии. При изучении посещённых стран руководствовался текстом Библии, а также известными на тот момент открытиями учёных-ориенталистов, старался избегать описаний мест, о которых уже имелись сведения других путешественников.

Норов был одним из первых россиян, совершивших путешествие по Египту и Нубии, проплыл весь Нил и исследовал Северный Судан, собрал ценный материал по географии, экономике и культуре местных народов. Собранные сведения легли в основу книг «Путешествие по Святой земле в 1835 году» (1838) и «Путешествие по Египту и Нубии в 1834–1835 гг.» (1840).
Артемий Алексеевич Рафалович (1816–1851) – российский медик, путешественник и исследователь стран Северной Африки и Ближнего Востока.

В 1846 году был отправлен на Восток для изучения причин возникновения и методов лечения чумы. В 1846–1848 годах посетил Турцию, Сирию, Палестину, Египет, Алжир и Тунис. Проводил исследования в ходе путешествий, оставил ценные этнографические и географические наблюдения, которые публиковались в различных журналах. Отдельно вышла книга «Путешествие по Нижнему Египту и внутренним областям Дельты» (1850) с приложением карты и планов местности.
Изначально продиктованная любопытством или жаждой наживы деятельность вылилась в невероятные открытия. Записки путешественников и материалы исследователей, изучавших египетские памятники и предметы древности, легли в основу египтологии, составившей отдельное направление востоковедения, а также дали импульс развитию археологии. Кроме того, изучение современного путешественникам состояния страны дало обширный материал для дальнейших географических, этнографических и прочих научных изысканий, получивших развитие и продолжение в более позднее время.