Иллюстрированные произведения Эдгара Аллана По
Виртуальная выставка
Портрет Эдгара По, гравированный с дагерротипа
Эдгар Аллан По (1809-1849) – писатель, поэт, эссеист, один из классиков американской литературы и яркий представитель американского романтизма. «Страшные» и мистические рассказы, сделавшие его одним из основоположников литературы ужасов, и стихотворение «Ворон» стали визитной карточкой автора.

По начал свой путь в литературу со сборника поэзии. Начало же литературной известности было положено, когда он победил в конкурсе с рассказом «Рукопись, найденная в бутылке». Вскоре он стал сотрудничать с журналом Southern Literary Messenger и был назначен помощником его редактора. С этого момента редакторская деятельность и литературная критика становятся периодическим источником дохода Эдгара По. Поэзия и проза не могли обеспечить ему постоянного заработка. Это обстоятельство изрядно подрывало душевное здоровье писателя.

В конце 1839 года вышел двухтомник Tales of the Grotesque and Arabesque («Гротески и арабески»), в него вошли написанные к тому времени 25 рассказов. Это была первая книга собственных рассказов По.
Гротеск он мыслил как преувеличение тривиального, нелепого и смехотворного до масштабов бурлеска; арабеск — как преобразование необычного в странное и мистическое, пугающего — в ужасное… Сам По признавал, что среди его «серьезных» новелл преобладают арабески. При этом он, очевидно, имел в виду эстетическую доминанту повествования. Выделить в его творчестве гротески или арабески в чистом виде невозможно.
Ковалев Ю. В. Цитата по: Танасейчук, А. Эдгар По : Сумрачный гений. М. : Молодая гвардия, 2015. С. 253.
Эдгара По привлекало всё необычное, что, тем не менее, могло быть объяснено с точки зрения науки или логики. Эта черта стала основополагающей для По как для родоначальника жанра детективных историй или, как он сам их называл, «логических рассказов», которыми писатель также прославился. «Убийство на улице Морг» (1841) считается первым детективом в истории литературы, к этому же жанру относятся рассказы «Тайна Мари Роже» (1843), «Похищенное письмо» (1845) и «Золотой жук» (1843), который сам По считал своим самым удачным рассказом.
В 1842 году у Вирджинии, жены По, случился серьезный приступ туберкулёза. Этот происшествие еще более усугубило душевное состояние писателя, тем не менее, литературная известность Эдгара По росла, даже враждебно настроенные критики не могли не признать его очевидного таланта.

В 1844 году семья По переехала в Нью-Йорк, начался один из самых плодотворных периодов в творчестве писателя. Под видом новостной статьи, вызвавшей огромный ажиотаж, в газете Sun был опубликован рассказ-мистификация «История с воздушным шаром». Мистификации По, в которых встречаются правдоподобные подробности, основанные на технических достижениях современников, дали импульс развитию жанра научной фантастики.

В «страшных рассказах» («Лигейя», «Черный кот», «Падение дома Ашеров» и др.) задачей По было отражение «ужаса души», состояния неизъяснимого страха – безумия, одиночества, смерти – и потери контроля. Это состояние было близко ему самому.
Акварельный портрет жены Эдгара По Вирджинии, сделанный через несколько часов после её смерти.
1845 год был ознаменован публикацией знакового для Эдгара По поэтического произведения – стихотворения «Ворон». Успех его был оглушителен, к По пришло широкое признание публики, тем не менее, финансовое его состояние оставалось плачевным. В этом же году к По пришла известность и по ту сторону Атлантики: во Франции появился перевод «Золотого жука».
Эссе «Философия творчества», раскрывающее историю написания «Ворона», важно и для понимания механизмов создания автором литературных произведений вообще.
Жизнь По была коротка, противоречива и драматизмом не уступала его произведениям. Так, многие из них отражают личную тоску по счастью, невозможному для автора, а поэзия его зачастую полна ощущения пережитых страданий и романтического трагизма.

Смерть Вирджинии в 1847 году стала тяжёлой утратой для писателя. В балладе «Улялюм», написанной в этот год, воплощается страдание от утраты любимой, ранее появлявшееся в стихотворениях «Аннабель Ли», «Линор» и «Ворон».

Писатель завершил свой жизненный путь в духе своего творчества. Причина и обстоятельства его смерти остаются непроясненными по сей день. Яркие образы и атмосфера произведений Эдгара По сделали его одним из самых иллюстрируемых авторов конца XIX – начала ХХ века.
В процессе подбора иллюстрированных книг Эдгара По в фондах обнаружились малоизвестные имена, о которых захотелось рассказать и чьи работы – показать, и это, заметьте, не все найденные иллюстраторы! Работы очень разные, иногда самобытные, ни на что не похожие, иногда эталонно отражающие художественные тренды своего времени, но все заслуживают внимания.
Елена Сальникова, библиотекарь Центра редкой книги и коллекций
По распространенному мнению, иллюстрации Мане не вполне передавали атмосферу стихотворения.
В числе первых иллюстраций к знаменитому «Ворону» были рисунки, выполненные Эдуаром Мане (1832-1883), одним из родоначальников французского импрессионизма.

По распространённому мнению, они не вполне передавали атмосферу стихотворения, хотя и были использованы для французского издания 1875 года. Иллюстрации работы Мане можно увидеть в издании Les poèmes d'Edgar Poe, выпущенном в 1889 году.
Гюстав Доре. Ворон
Гораздо более удачными и популярными стали гравюры Гюстава Доре (1832-1883), гравера, живописца и одного из самых значительных иллюстраторов в истории искусства. Иллюстрации к «Ворону» стали последним работами в его жизни, книга с ними вышла уже после смерти Доре.

Библиотека располагает изданием «Ворона» с иллюстрациями Доре, выпущенным в 2011 году.

Гюстав Доре
«Ворон»
В фонде редкой книги находятся три иллюстрированных издания поэмы «Ворон».
Мариэтта Лидис (1887-1970) – австрийско-аргентинская художница, гравер, иллюстратор. С 1925 по 1940 жила в Париже, вошла в парижские художественные круги как талантливая художница и гравер. На годы жизни в Париже пришёлся пик её популярности, она успешно экспонировалась, плодотворно занималась иллюстрацией. В 1929 была издана нумерованным тиражом поэма «Ворон» на французском языке с предисловием Армана Годоя, Лидис выполнила для неё фронтиспис. В Библиотеке находится экземпляр №1440.
Титульный лист Le Corbeau и фронтиспис работы Мариэтты Лидис
Рудольф Михалик (1901-1993). Чешско-немецкий художник, график и теоретик искусства, чьи взгляды и стиль были сформированы под влиянием антропософии Рудольфа Штайнера. С 1927 он тесно сотрудничал с переводчиком Отто Франтишеком Баблером, для которого в 30-е годы иллюстрировал библиофильские издания. Одним из таких изданий стал перевод поэмы «Ворон» на немецкий язык, для него Михалик выполнил обложку и фронтиспис. Издание Der Rabe (1931) было выпущено тиражом 200 экз., в Библиотеке находится № 143.
Также в фонде редкой книги находится нумерованный экземпляр издания The Raven (4-й из 13-ти), выполненного Юрием Сковородниковым. В этой книге художника находится семь гравюр, отпечатанных с цинковых пластин и раскрашенных вручную.
Юрий Сковородников. The raven
Генри Сэндем (1842-1910) – канадский художник, иллюстратор, член Королевской канадской академии искусств (RCA). Занимался фотографией, пейзажной живописью, иллюстрировал книги, канадские и американские журналы. В Библиотеке находится выпущенное в 1885 году издание стихотворения «Ленор» Эдгара По, иллюстрации к которому были сделаны Сэндемом.
Генри Сэндем. Lenore
Одни из самых узнаваемых иллюстраций к произведениям По были сделаны английским графиком, ярким представителем эстетизма и модерна 1890-х годов Обри Бердслеем (1872-1898). Его лаконичные иллюстрации к рассказам «Убийство на улице Морг», «Чёрный кот» и «Маска красной смерти» можно найти в издании «Обри Бердслей» (2009).
Фредерик Симпсон Коберн (1871-1960) – канадский художник и иллюстратор, учившийся в Европе и сделавший имя на иллюстрациях к произведениям Уильяма Генри Драммонда, Луи-Оноре Фрешетта, Вашингтона Ирвинга, Чарльза Диккенса, Альфреда Лорда Теннисона, Роберта Браунинга и Эдгара Аллана По. В Библиотеке представлены 9 томов издания The complete works of Edgar Allan Poe (1902), к которым Коберн сделал иллюстрации.

Фредерик Коберн
Литературная жизнь Каквас Тама, эсквайра. The complete works of Edgar Allan Poe. Том 6.
Фредерик Коберн. Ворон. The complete works of Edgar Allan Poe. Том 1.
Уильям Робинсон. The poems of Edgar Allan Poe
Уильям Хит Робинсон (1872-1944) – британский карикатурист, художник и иллюстратор. Мечтал стать пейзажистом, но решил пойти по стопам двоих старших братьев, занимавшихся иллюстрированием периодических изданий. В 1897 проиллюстрировал первые книги, сказки и произведения классиков литературы, работы были замечены публикой. Воодушевившись успехом, Робинсон решил продолжить карьеру иллюстратора. В 1900 году вышел сборник «Стихотворений» Эдгара По, иллюстрации для которого выполнил Робинсон. Эти рисунки стали чрезвычайно популярны и выдержали многократные переиздания в разных странах мира. Библиотека располагает изданием The poems of Edgar Allan Poe 1907 года с иллюстрациями Робинсона.
Андре-Жак Мари Видкок-Вели (Жак Вели) (1873-1910) был французским художником, карикатуристом и иллюстратором belle epoque. Вместе с художником Эдуардом Вернье работал под псевдонимом Мадола, делая буклеты для оперетт в литографской мастерской. С 1897 по 1904 уже под именем Жак Вели он создает множество обложек для партитур, в том числе для известного музыкального издательства «Энох».

Одним из примечательных изданий, иллюстрированных Жаком Вели, стало Histoires extraordinaires издательства Pierre Lafitte & Cie. Иллюстрации Жака Вели в Библиотеке можно увидеть в издании Contes etranges («Странные истории») того же издательства.

Примерно в то же время Вели начинает рисовать карикатуры и комические иллюстрации для сатирических и популярных иллюстрированных журналов.
Альфред Кубин (1877-1959) – австрийский график, книжный иллюстратор и писатель. На его творчество повлияли гравюры Макса Клингера и Франсиско Гойи, его любимыми техниками были рисунок, акварель и литография. Он был соучредителем «Нового мюнхенского художественного объединения», предшествовавшего обществу «Синий всадник». Кубин считается важным представителем символизма и экспрессионизма, для него характерно изображение тёмных, призрачных, зловещих образов, часто объединённых в тематические серии рисунков. В фонде редкой книги Библиотеки находится четыре немецкоязычных издания произведений Эдгара По, выпущенных с 1909 по 1918 гг., проиллюстрированных Альфредом Кубином.

В фонде редкой книги Библиотеки находится четыре немецкоязычных издания произведений Эдгара По, выпущенных с 1909 по 1918 гг. и проиллюстрированных Альфредом Кубином: Das schwatzende Herz und Andere Novellen, Der Goldkafer und Andere Novellen, Konig Pest und Andere Novellen, Das Feuerpferd und Andere Novellen.



Альфред Кубин
Письмо, найденное в бутылке. Konig Pest und Andere Novellen
Альфред Кубин 01 Das schwatzende Herz Kubin ред 45323 02 Происшествие в Скалистых горах No.977
Альфред Кубин 01 Das schwatzende Herz Kubin ред 45323 No.977
Альфред Кубин 02 Der Goldkafer 45865нем 01 No.145 ред
Альфред Кубин 01 Das schwatzende Herz Kubin ред 45323 03 Сердце-обличитель No.977
Альфред Кубин 04 Das Feuerpferd 260069 No.32 ред
Альфред Кубин 02 Der Goldkafer 45865нем 02 Золотой жук No.145 ред
Альфред Кубин 03 Konig Pest Kubin 45864-1 No.106 ред
Альфред Кубин 02 Der Goldkafer 45865нем 03 Похищенное письмо No.145 ред
Альфред Кубин 04 Das Feuerpferd 260069 02 Мальстрем No.32 ред
Альфред Кубин 04 Das Feuerpferd 260069 03 Бочонок амонтильядо No.32 ред
Альфред Кубин 03 Konig Pest Kubin 03 Длинный ларь 45864 No.106 ред
Карло Фарнети (1892-1961) – итальянский художник и иллюстратор. Иллюстрацией занимался преимущественно во Франции, куда переселился в 1926 году и где нашел издателей, предложивших ему работать над книгами. Однако еще в 1924 году на персональной выставке в неаполитанской галерее «Corona» Фарнети впервые представил, помимо образцов майолики и других предметов декоративного искусства, сорок рисунков, навеянных чтением рассказов Эдгара По. Они легли в основу серии гравюр, выполненных им вскоре для двухтомного издания новелл По в переводах Шарля Бодлера («Необычайные истории» и «Новые необычайные истории»). Книга была выпущена в свет в Париже в 1927–1928 годах тиражом 240 нумерованных экземпляров. Для сорока четырех рассказов Эдгара По, вошедших в эту книгу, Фарнети исполнил 150 гравюр в редкой для XX века технике меццо-тинто. В Библиотеке находится «Полное собрание рассказов» Эдгара Аллана По в двух томах со 150 иллюстрациями Карло Фарнети. Полный их комплект не воспроизводился с 1920-х годов до настоящего издания.
Первый посмертный сборник работ По был составлен в 1850 году, но он не ограничивался только «страшными рассказами». За ним последовало издание нескольких сборников прозы и поэзии По. Тогда были выпущены Tales of Mystery, Imagination and Humor («Рассказы тайны, воображения и юмора»).
Артур Дэвид МакКормик. Тайна Мари Роже. Tales of mystery and imagination
В 1902 году появился сборник 'Tales of Mystery & Imagination' («Рассказы тайны и воображения»). Это название позаимствовал автор предисловия для издания «страшных рассказов» 1908 года Патрик Колум. В него намеренно не включались поэзии, эссе и юмористические рассказы Эдгара По. Сборник 1908 года переиздавался несколько раз, в том числе с иллюстрациями; впоследствии то же самое название использовали разные издательства. В 1909 году в Нью-Йорке была выпущена одна из версий этого сборника с иллюстрациями Артура Дэвида МакКормика (1860-1943), заметного британского иллюстратор и художника исторического жанра, батальных сцен и пейзажей.

Артур Дэвид МакКормик
Tales of mystery and imagination. The adventure of one Hans Pfaal
Среди его многочисленных работ есть иллюстрации и к рассказам Эдгара Аллана По.
Артур Рэкхем (1867-1939) – один из самых известных иллюстраторов конца XIX – 1-й трети ХХ века, яркий представитель викторианской сказочной живописи и золотого века британской книжной иллюстрации. Среди его многочисленных работ есть иллюстрации и к рассказам Эдгара Аллана По.

В основном фонде Библиотеки представлено немецкоязычное издание Geheimnisvolle und phantastische Erzahlungen («Рассказы тайны и воображения») с цветными и черно-белыми иллюстрациями Артура Рэкхема.
Творчеству Эдгара Аллана По отдал дань и Эдмунд Дюлак (1882-1953), один из крупнейших французских и британских художников-иллюстраторов начала ХХ века. Широко известны его иллюстрации как к сказкам Ханса Кристиана Андерсена, сборнику сказок «Тысяча и одной ночи», «Спящей красавице» и др., так и к произведениям классиков мировой литературы – Омара Хайяма, Уильяма Шекспира, Роберта Луиса Стивенсона, Шарлотты Бронте. В поэтическом сборнике The bells and other poems (1912) («Колокола и другие стихотворения») и его переводе на немецкий язык Die Glocken, und andere Gedichte можно ознакомиться с иллюстрациями Дюлака, из них 28 исполнены в цвете.
Эдмунд Дюлак The bells and other poems 59883 Dreamland
Эдмунд Дюлак The bells and other poems 59883 Lenore
Эдмунд Дюлак The bells and other poems 59883 the bells
Эдмунд Дюлак The bells and other poems 59883 Eldorado
Эдмунд Дюлак The bells and other poems 59883 The city in the sea
Эдмунд Дюлак The bells and other poems 59883 raven
Эдмунд Дюлак The bells and other poems 59883 the haunted palace Dulac дз
Эдмунд Дюлак The bells and other poems 59883 Tamerlane
Портрет Эдмунда Дюлака. Wikipedia
Польско-американский художник и иллюстратор Витольд Гордон (1885-1968) изучал живопись в Школе изящных искусств в Париже, позже эмигрировал в США, был заметным художником 1930-х. В ранний период творчества сделал иллюстрации для сборника рассказов на польском языке Nowele o miłości («Истории о любви») Эдгара По, изданного в 1912 году. Сюда вошли рассказы «Элеонора», «Лигейя», «Морелла», «Береника», «Овальный портрет» и «Свидание».
Ханс Вигандт (1915-2013) – немецкий иллюстратор детских книг. Его наиболее плодотворный период творчества пришёлся на 1950-60-е годы в ГДР. В Библиотеке находится издание Der Goldkäfer: Eine phantastische Erzählung («Золотой жук») 1966 года с иллюстрациями Вигандта.
Карл Хоффман (1930-2015) – немецкий художник, график и иллюстратор. Работал в Бранденбургском театре сценографом, параллельно иллюстрировал детские, сказочные и фантастические книги.

В Библиотеке находится издание Die Abenteuer eines gewissen Hans Pfaall: Unheimliche und phantastische Erzählungen («Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля») (1977) с иллюстрациями этого художника.
Джессика Анджулли. The illustrated Edgar Allan Poe. Падение дома Ашеров
Современные итальянские художники-иллюстраторы Джессика Анджулли и Лучо Мондини подготовили иллюстрации для книги The illustrated Edgar Allan Poe (2013), включающей четыре «страшных рассказа».

Помимо привычных иллюстраций, это издание включает шесть pop-up элементов, раскладывающихся при открытии страниц.
Книга Comic Tales of Edgar Allan Poe («Комические истории Эдгара Аллана По») примечательна тем, что это одно из очень редких иллюстрированных изданий, посвященных исключительно юмористическим (гротескным) рассказам писателя.

Рисунки для этой книги, выпущенной в 1973 году, выполнил шотландский художник Стефан МакКьюэн.
Сотрудники Центра редкой книги и коллекций с большим удовольствием работали над этой выставкой. Перечитывая рассказы и стихи По, освежая в памяти подробности его биографии, мы с удивлением обнаружили, что статья «Эдгар Алан По» в русскоязычной Википедии в несколько раз длиннее аналогичной статьи в англоязычном варианте. Разве это не доказательство особой любви отечественного читателя к Эдгару По? Видимо, что-то в его творчестве неизменно созвучно нашему взгляду на искусство, реальность, загадочное и воображаемое. Приглашаем наших читателей и зрителей разделить наши радость и увлечение, погрузившись в уютный мир иллюстрации. Парадоксальным образом то, что двести лет назад могло видеться зловещим и мрачным, сегодня представляется ностальгическим, романтическим, слегка наивным, чрезмерно патетичным, но, безусловно, всегда изысканным, остроумным и бесконечно интересным
Ирина Толкачева, библиотекарь Центра редкой книги и коллекций