"Я должен смешить людей, исправляя их"
Книжно-иллюстративная выставка к 400-летию
Ж.-Б. Мольера (1622 - 1673)
Жан-Батист Мольер - выдающийся французский комедиограф эпохи классицизма, драматург и актер, реформатор комедии, трансформировавший ее из фарса в высокое искусство. Синтезировав все лучшее, что было достигнуто его предшественниками, Мольер придал французской комедии идейную насыщенность, социальную остроту и художественное разнообразие. Его творчество оказало громадное влияние на всё последующее развитие буржуазной комедии как во Франции, так и за её пределами.
Детство и юность
Считается, что будущий драматург появился на свет 15 января 1622 г. в Париже, в уважаемом буржуазном семействе. Первоначально ребенка назвали Жаном, но спустя два года, когда родился его младший брат (тоже Жан), добавили второе имя - Батист. Отец семейства, Жан Поклен-старший, владевший
лавкой и мастерской на улице Сент-Оноре, имел наследственное звание придворного обойщика. Из старинного рода ремесленников происходила и его жена. Мать мальчика скончалась, когда ему едва исполнилось 10 лет, и отец, стремясь дать сыну хорошее образование, определил его в престижный Клермонский коллеж (ныне лицей Людовика Великого), где Жан-Батист вместе с отпрысками дворянских семей изучал латынь, класси-ческую литературу, философию, право и естественные науки.

Париж XVII в. Гравюра М. Мериана (1593 - 1650)
В студенческие годы он проводил много времени в интеллектуальных беседах с другими студентами, в числе которых были Сирано де Бержерак и Поль Скаррон. К дружеским беседам часто присоединялся профессор философии П.Гассенди. Его гуманистические свободолюбивые взгляды оказали большое влияние на формирование будущего драматурга.
После окончания коллежа в 1639 г. юный Поклен успешно сдал экзамен на звание лиценциата права и был принят в коллегию адвокатов. К тому времени его отец уже подготовил для сына место обойщика в королевском дворце - он надеялся, что тот продолжит семейную традицию. Жан-Батист стал членом ремесленного цеха, овладел ремеслом и даже замещал пару месяцев отца в качестве королевского обойщика.
Однако участь торговца и декоратора не прельщала юношу.

Начало актёрской карьеры
Воспользовавшись своей долей из материнского наследства, Жан-Батист начинает совершенно новую жизнь - проникшись страстной любовью к театру, он решил посвятить себя актерскому ремеслу. Доподлинно не известно, как отнесся к решению сына отец, но в родословной Покленов,
относящейся к этой эпохе, имя Жана-Батиста Поклена было пропущено.
Юный обойщик покидает устоявшуюся и относи-
тельно безбедную жизнь и пускается в рискованное приключение. Он сразу теряет свое пусть невысо-
кое, но прочное положение, добровольно ставит себя вне общества, поскольку в те времена актеры приравнивались к распутникам и еретикам.
Его первые шаги на сцене не оставили следов. Есть мнение, что начинающий актер, вероятнее всего отвергнутый профессиональными труппами, взял несколько уроков у знаменитого тогда итальянско- го мима Тиберио Фиорилли, известного во Франции как Скарамуш. Во всяком случае, примечательно, что он инстинктивно выбрал себе в наставники не трагика, а фарсового актера, забавлявшего простой народ.

Т. Фиорилли.
Гравюра 1700 г.

Театральная афиша времен Мольера.
В возрасте 21 года Жан-Батист, который к тому времени уже выбрал себе сценичес-кий псевдоним – Мольер, познакомился с молодой актрисой Мадлен Бежар и ее братьями. Вместе они создали небольшой театр под названием «Блистательный».
В состав труппы входило всего 10 человек, а репертуар театра был достаточно скуден и неинтересен. Ставились, главным образом, трагедии, хотя Мольер и его товарищи по труппе были прирожденными комиками. Не удивительно, что конкуриро-вать с сильными парижскими труппами
"Блистательный театр" не мог, несмотря на покровительство брата короля, а затем герцога де Гиза. Да и публика к постановкам театра оставалась по большей части равнодушна. Труппа распалась уже через год, а сам Мольер за долги дважды побывал в тюрьме. Актерам не оставалось ничего другого, как перебраться в провинцию.
Печальная история "Блистательного театра" не прошла для Мольера бесследно. Он получил здесь свое артистическое крещение, а борьба с житейскими неудачами и столкновения с кредиторами и ростовщиками дали богатый материал для его наблюдательности.
Труппа Мольера в провинции
В XVII веке французские провинции уже разделяли со столицей увлечение театром. В важнейших городах - Лионе, Бордо и Руане – имелись для этого особые помещения и постоянные труппы, в городах же поменьше довольствовались

Портрет Ж. - Б. Мольера.
Н. Миньяр, 1656 г.
спектаклями странствующих актеров.
Замки феодалов, сельские ярмарки или съезды местных властей – все это были места, куда, перекочевывая из одного пункта в другой, направлялись странству-
ющие труппы. Во времена Мольера их на- считывали от двенадцати до пятнадцати. Путешественники этой эпохи часто встре-
чали на своем пути пестрые караваны та-
ких актеров - ряд телег, нагруженных де- корациями, костюмами и другими принад- лежностями сцены.
На протяжении 12 лет Жан-Батист с това- рищами выступают в городах и замках Нормандии, Бретани, Пуату, Гаскони и Лангедока. Годы странствий сделали Мольера прекрасным актером и режиссе- ром. За это время он успел стать признан-ным главой труппы и написать множество пьес, чем значительно разнообразил ее репертуар («Ревность Барбулье», «Летаю-щий лекарь», «Три доктора» и другие).
Работа в провинции заставила Мольера кардинально сменить актерское амплуа: видя большую заинтересованность публики в комедиях и фарсах, Жан-Батист решил переквалифицироваться из трагика в комика. Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его участием в качестве актёра, способствовал упрочению её репутации.
Мольер планировал маршрут труппы, ориентируясь, прежде всего, на города, которые в то время служили местом собрания влиятельного дворянства. Это принесло актерам еще большую известность. За ним закрепилась репутация умелого администратора, способ-
ного должным образом организовать спектакль и поддержать доброжелательную атмосферу в труппе. Его особенно ценили за чувство такта, образованность и редкое умение держать себя в обществе.
В 1655—1656 гг. Мольер создает свои первые крупные стихотворные комедии «Шалый, или Всё невпопад» и «Любовная досада», написанные в манере итальян-ской литературной комедии. Эти пьесы, вопреки сложившейся в актерской среде традиции, отличало отсутствие интонаци-онной игры и напыщенности в актерских репликах, простота и максимальная приближенность к обыденной речи. Премьерный показ "Шалого", состоявшийся в Лионе, превзошел все ожидания автора. Толпы народа направлялись к театру Мольера - кто пешком, кто в карете, кто в носилках. Две другие провинциальные труппы, соперничавшие до этого времени
с труппой Мольера, вынуждены были прекратить свои представления за неиме-нием зрителей, и часть их актеров присо-единилась к автору нашумевшей комедии.

"Шалый, или всё невпопад".
Гравюра XVII в.
Возвращение в Париж
Благодаря комедийным пьесам Мольера труппа быстро добилась признания, и в 1658 г. по приглашению герцога Орлеанского приехала в Париж. Актерам выпала невиданная честь – выступать для самого Людовика XIV.

Зал Пти-Бурбон.
Гравюра XVII в.
В королевском дворце в это время не было специального помещения для театральных представлений; спектакли давались прямо в дворцовых галереях или в парке. Для Мольера был отведен один из залов Лувра. 24 октября труппа дебютировала в Лувре с трагедией Корнеля "Никомед" и фарсом Мольера "Влюбленный доктор". Король нашел комедию презабавной, артистам присвоили звание «Труппы Брата короля» и предоставили сцену театра "Малый Бур-бон", на которой кроме них выступали также итальянцы. Театр находился близ Лувра и представлял собой небольшое, но чрезвычайно изящное помещение. Публика поначалу отнеслась весьма прохладно к новой труппе - итальянские феерии и балеты волновали ее гораздо больше, чем пьесы вчерашних провинциалов. Поэтому первый год парижской жизни актеров напоминал собой печальную историю "Блистательного театра".
Через три года Мольеру было разрешено
занять полуразрушенный тогда театр Пале-Рояль (ныне Комеди Франсез), с тех пор называемый "Домом Мольера". В этом здании труппа работала до самой смерти драматурга.
Обосновавшись наконец в Пари-же, Мольер целиком погружается в работу. Его увлеченность драматургией временами похо-дила на одержимость, но это принесло свои плоды. Спектакли
Мольера начинают пользоваться огромным успехом, ему покрови- тельствует король, но сразу же появляются и опасные противни- ки из числа тех, кого драматург осмеивал в своих комедиях, а также завистливые писатели и актеры конкурирующих трупп Парижа, которые на протяжении

"Дом Мольера" - Комеди Франсез.
Современное фото.
всей жизни травили его. Но все, кто ходил на спектакли в театр Мольера, видели злободневность и актуальность его пьес, которые затрагивали глубокие социальные и нравственные проблемы.

Смешные жеманницы.
Гравюра Ж. Совэ по рисунку Р. Бриссара, 1682 г.
Парижский период деятельности драматурга открывается одноактной комедией «Смешные жеманницы». Это был типичный фарс, воспроизво- дящий все традиционные приёмы этого жанра. Премьера состоялась 18 ноября 1659 г., и успех был настолько велик, что уже через неделю труппа вдвое увеличила входную плату, и тем не менее театр был полон. Скромные поступления театраль- ной кассы сразу повысились до 1400 ливров, и сорок раз подряд "Жеманницы" встречались с одинаковым энтузиазмом. В этой пьесе Мольер высмеял господствовавшую среди аристократии вычурность и манерность речи и поведения, чем больно уязвил верхушку дворянства - посетителей модных салонов и их хозяек. Враги Мольера приложили массу усилий к тому, чтобы комедия больше не шла в театре, но на их беду пьеса понравилась королю - он смеялся до слез, читая её. В результате, после двухнедельного перерыва "Жеманниц" снова играли, и с удвоенным успехом.

Комедии нравов
Произведения Мольера начала 1660-х гг. демонстри- руют переход драматурга от легкомысленного фар- са к комедии нравов с ее едкой сатирой на общест- венные пороки и более сложными характерами. Дела труппы, к тому времени переехавшей в новое здание, шли не слишком хорошо, она вынуждена
была несколько раз закрывать двери театра. Но после премьеры в июне 1661 г. новой пьесы "Школа мужей" к Мольеру вернулось вни-мание публики. Комедия имела шумный успех и в театре, и при дворе, также как и написанная годом позже "Школа жён". Вполне возможно, что последнюю автор задумал и написал после своей собственной женитьбы на актри-
се Арманде Бежар, под впечатле- нием первых месяцев супружес- кой жизни. Конкуренты не упус- тили случая обвинить Мольера в шутовстве и несерьезности, он

Школа жён.
Гравюра Ф. Жуллена, XVII в.
же ответил на их критику новыми сатирическими пьесами "Критика Школы жен" и "Версальский экспромт".
Мольер во многом опережал свое время, а его произведения не соответствовали традиционным представлениям о комедии как «низком» жанре. По мнению Мольера, драматургам давно следовало отказаться от педантичного следования античным канонам и слепого подражания авторам классических трагедий. Он считал, что театральная комедия должна быть реалистичной и естественной, а основная задача ее создателя заключается в том, чтобы, высмеивая недостатки современного общества, помогать людям избавляться от них.
Мольер при дворе
В 1662 г. драматург занял должность распорядителя коро-левских празднеств, и это помогло ему приобрести еще более выгодное положение в свете. Он был рад этому - ведь достичь успеха и справиться с ожесточенной конкуренцией в театральном мире можно было только с помощью связей в высших кругах, - хотя и недолюбливал придворных за их
лицемерие, коварство и манерность. Многие именитые особы негодовали по поводу того, что король-солнце уделяет так много внимания простолюдину - сыну обойщика. Злые языки пытались очернить Мольера, распустив слух о том, что он женат на собственной дочери, рожденной от его давней возлюбленной Мадлен Бежар. Но Людовик, большой поклонник театра, неизменно покровительствовавший драматургу, решительно пресёк слухи об инцесте, став крестным отцом первенца Мольера и Арманды.
Людовик XIV и Мольер. Ж.-Л. Жером, 1862 г.
Из баталии, последовавшей за «Школой жён», Мольер вышел победителем. Вместе с ростом его славы упрочились и его связи с королевским двором, он всё чаще высту-пает с пьесами, сочинёнными для придвор-ных празднеств и дававшими повод раз-вернуть блестящее зрелище. Мольер создает здесь особый жанр «комедии-балета», сочетая балет, излюбленный вид придворных увеселений, с комедией, создающей сюжетную канву для отдель-ных танцевальных «выходов». В таких спектаклях нередко принимали участие сам король и его свита. Постановки часто имели незатейливый сюжет и носили раз-влекательный характер. Так появились "Брак поневоле" (1664), "Любовь-целитель-ница" (1665), "Сицилиец" (1666) и др. Однако Мольер сумел вынести некоторую пользу из этих непритязательных пьесок, оттачи-вая образы героев для создания комедий более крупного масштаба.

Король-солнце.
Иллюстрация М. Лелуара (1851-1940)
К этому же жанру принадлежат также написанные позже знаменитые "Мещанин во дворянстве" (1670) и "Мнимый больной" (1673).
"Тартюф"
В мае 1664 года Мольер был приглашен в Версаль для выступления перед Людовиком XIV. Здесь, во время празднеств, носивших название «Утехи Очарованного острова", публика впервые увидела «Тартюфа, или Обманщика», его самую скандальную пьесу. Она была поставлена только перед избранной частью версальских
гостей. Король остался чрезвычайно доволен, но представления «Тартюфа» в Париже не разрешил. Направленная против духовенства, в первой редакции комедия содержала три акта и изображала лицемера-священника. Главный герой пьесы - молодой священнослу-житель, остановившийся в доме достопочтенного парижанина Оргона. Хозяин восприни-мает гостя словно чудо: скромный, набожный, бескорыстный и добродетельный. Но домочадцы пытаются доказать ему обратное. Истинная сущность гостя проявляется, когда Оргон остаётся нищим, переписав на Тартюфа дом и всё, чем владеет. Положение спасает лишь вмешательство благородного короля, под которым подразумевался Людовик XIV: мошенник разоблачен, а семья обманутого Оргона получает обратно свое имущество.
Весть о небывало дерзкой комедии быстро распространилась по столице. Архиепис- коп Парижа пригрозил отлучением от церкви тем прихожанам, кто будет ставить, читать или слушать это сочинение. Некто Пьер Рулле, священник церкви св. Варфо- ломея, написал памфлет, в котором назвал Мольера демоном, безбожником и вольно- думцем, требуя его сожжения на костре. Пьеса вызвала также недовольство влия- тельной религиозной организации "Общество святых даров" - она усмотрела в образе Тартюфа сатиру на своих членов и добилась запрещения пьесы. Говоря об истории создания пьесы, нельзя не отме- тить тот факт, что в основу образа глав- ного героя действительно легли реальные действия, совершаемые членами "Общест- ва", которые, прикрываясь религией и являясь по сути тайной полицией, проника- ли в частные дома, собирали сведения о живущих в них людях и сдавали их как за совершённые, так и вымышленные преступления.

"Тартюф".
Гравюра Ж.-Б. Симоне по рис. Ж.-М. Моро, 1773 г.
Несмотря на преследования, "Тартюф" с успехом играли на частных сценах. В замке герцогини Орлеанской он был поставлен в присутствии короля и королевы. Там, где нельзя было по каким-либо обстоятельствам устроить спектакль, собирались на чтение «Тартюфа», а роль чтеца часто исполнял сам автор.
Стремясь всё же вернуть пьесу в репертуар своего театра, Мольер ослабил резкие места, переименовал главного героя, который уже не был священником, но это не помогло. Только в 1669 г. постановка многострадальной комедии вновь была разрешена, уже в 3-ей редакции, которая и дошла до нашего времени. Главному герою было возвращено его первоначальное имя, но он так и остался светским лицемером, прикрывающимся мнимой святостью. Религиозная терпимость, наступившая к этому времени в обществе, оконча-тельно пресекла нападки на комедию, что позволило представить пьесу на суд публики и обеспечить ей долгую сценическую жизнь.

"Тартюф".
Афиша 1669 г.
Хотя Тартюф и не является в ней духовным лицом, последняя редакция вряд ли мягче первоначальной. Расширив очертания образа Тартюфа, сделав его не только ханжой, лицемером и развратником, но также доносчиком и клеветником, показав его связи с судом, полицией и придворными сферами, Мольер значительно усилил сатирическую остроту комедии, превратив её в социальный памфлет.
Спектакль, состоявшийся 5 февраля 1669 г. в театре «Пале-Рояль», принес «Тартюфу» огромный успех. В этом же году состоялась первая публикация комедии парижским издателем Ж. Рибу. С тех пор комедия многократно публиковалась и переводилась на разные языки мира. Одна из самых известных пьес Мольера, она выдержала множество театральных постановок и до сих пор входит в репертуар многих театров мира.
Иллюстрации к комедии Мольера "Тартюф"
Гравюра Ж. Баллена по рис. К. Гоффа, 1892 г.
Гравюра Я. Хубракена по рис. К. Троста.
Гравюра А. Лалоза по рис. А. Кадара, 1880 г.
"Дон Жуан"
Менее, чем через год после первого представления "Тартюфа", 15 февраля 1665 г. в театре Пале-Рояль была представлена новая пьеса Ж.-Б. Мольера "Дон Жуан, или каменный пир", в которой он вновь бросил вызов духовенству и обществу. В основу сюжета положена известная испанская легенда, а главный герой - неотразимый обольститель -
стал воплощением всех известных пороков дворянского общества. Мольер придал сюжету, облетевшему почти все сцены Европы, оригинальную сатирическую разработку. Образ Дон Жуана он наделил бытовыми чертами французского аристократа XVII века - распущенностью, лицемерием, беспринципностью. Но при всей своей порочности Дон
Жуан красив, остроумен, храбр, и Мольер, обличая его как носителя пороков, одно-временно отдает дань его рыцарскому обаянию. Комедия считается одним из величайших произведений Мольера. Однако, отыграв 15 представлений, он исключил пьесу из репертуара, опасаясь нового скандала. Больше при жизни драматурга "Дон Жуана" не исполняли. Рукопись пьесы также была издана уже после смерти драматурга. Но и тогда издателей обязали уничтожить многие сцены в напечатанных уже экземплярах. Только по счастливой случайности сохранились два полных экземпляра, которые впоследствии дали возможность восстановить первоначальную редакцию комедии.

"Дон Жуан".
Гравюра Ж.-Ф. Ле Ба по рис. Ж.-М, Моро, 1773 г.
"Мизантроп"
В 1665 г. в семье Мольера родился второй ребенок - дочь Мадлен, но согласие между супругами длилось недолго. Их брак едва ли можно было назвать счастливым: жена Мольера Арманда была на 20 лет моложе и, к тому же, постоянно давала поводы для ревности и ссор. В угнетенном состоянии Мольер

"Мизантроп".
Гравюра А.-Ж. Дюкло по рис. Ж.-М. Моро, 1773 г.
уезжает из Парижа на дачу в Отейле, где пишет свою самую необычную и непонятую современника-ми пьесу - "Мизантроп, или желчный влюбленный".
Несмотря на то, что она названа комедией, комическое здесь почти полностью оттеснено на задний план. Эту пьесу, которая стоит особняком в творчестве Мольера, отличает углублённый психологический анализ чувств и переживаний героев, преобладание диалога над внешним действием, полное отсутствие фарсового элемента. Образ главного героя менее схематичен и более сложен, чем герои других комедий: с одной стороны Альцест - обличитель общественных пороков, чье негодование вызывает сочувствие, а с другой стороны он несдержан и бестактен, лишен чувства меры и чувства юмора. Эта чересчур глубокая и
серьезная комедия, премьера которой состоялась
4 июня 1666 г. с самим Мольером в главной роли, была холодно встречена зрителями, искавшими в театре прежде всего развлечения. Чтобы спасти пьесу, Мольер присоединил к ней блестящий фарс "Лекарь поневоле". Эта комедия, имевшая громадный успех и до сих пор сохранившаяся в репертуаре, разрабатывала излюбленную Мольером тему о врачах-шарлатанах.
Поздние пьесы
Два года спустя новая комедия «Скупой, или Школа лжи» с треском провалилась, и Мольер столкнулся с серьезными финансовыми проблемами. Ситуацию спас комедийный балет «Мещанин во дворянстве» (1670), он помог вновь привлечь внимание публики.
Именно в этот, самый зрелый период своего твор-
чества, когда Мольер поднялся на высоту социально-психологической комедии, он всё чаще возвращается к искрометному фарсу, лишённому серьёзных сатирических задач - первичному источнику своего вдохновения. В эти годы Мольером написаны такие шедевры развлекательной комедии-интриги, как "Господин де Пурсоньяк"(1669) и "Проделки Скапена" (1671). Но всё же, основная тема этого периода — осмеяние буржуа, стремящихся подражать аристократии. Эта тема развита в «Жорже Дандене»(1668) и «Мещанине во дворянстве»(1670). Проблему семьи и брака Мольер ставит в своей предпоследней комедии «Учёные женщины» (1672), в которой он возвращается к теме "Жеманниц". Объектом его сатиры на этот раз становятся женщины-педантки, увлекающи-еся науками и пренебрегающие семейными обязанностями.
Иллюстрации к комедиям Ж.-Б. Мольера
"Мещанин во дворянстве"
У. П. Фрайт, до 1909 г.
"Проделки Скапена"
Гравюра Ж.-Ж. Лево по рис. Ж.-М. Моро, 1773 г.
"Ученые женщины"
Гравюра Л. Кара по рис. Ф. Буше.
Последней пьесой драматурга стал "Мнимый больной" - по иронии судьбы, одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. Герой пьесы - некто Арган, воображающий себя смертельно больным и ставший игрушкой в руках недобросовестных врачей.
К тому времени сам Мольер был уже тяжело болен. Начавшаяся много лет назад болезнь легких прогрессировала, но он продол-жал играть на сцене, несмотря на изнуряющие приступы кашля. Главные роли в спектаклях своей труппы Мольер предпочитал ис-полнять сам. В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года Жан-Батист также вышел на
сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый боль-

"Мнимый больной"
Ч. Р. Лесли, 1843 г.
ной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо, но он смог доиграть пьесу до конца. Обеспокоенные артисты на руках доставили своего директора домой, на улицу Ришелье, где спустя несколько часов он умер в присутствии двух монахинь, остановившихся в доме на ночлег.
Похороны Мольера
Когда вдова Мольера обратилась к духовнику своего прихода с просьбою похоронить ее мужа, он отказал, сослав-шись на прежние законы об актерах (фор-мально считалось, что актеры перед смер-тью должны были приносить покаяние).

"Смерть Мольера"
Пьер А. О. Ваффлар, 1806 г.
Давно не практиковавшееся запрещение хоронить актеров по церковным обрядам, таким образом, было возобновлено исклю-чительно для автора "Тартюфа". Помня прежнее расположение Людовика XIV
к Мольеру, Арманда отправилась к королю, но была принята им холодно. Он сослался на святость церковных распоряжений и предложил вдове обратиться к архиепис-копу, который также отказал в погребе-нии. В конце концов разрешение было получено, но с условием, что церемония будет проведена ночью, без всякой тор-жественности и без отпевания в церкви.
Похороны великого драматурга Франции состоялись 21 февраля 1673 года.
В 9 часов вечера тело Мольера было вынесено из дома. При свете факелов, в сопровож-дении двух сотен друзей, оно было перенесено на кладбище Св. Иосифа, где обыкновен-но хоронили самоубийц и детей, умерших без крещения.
Лишь спустя много лет, в дни Французской революции, останки Мольера были переданы
в музей французских памятников, а еще позже с почестями перенесены на кладбище
Пер-Лашез.



Автор более 30 дошедших до нашего времени пьес, Ж.-Б. Мольер
в подлинном смысле слова создал жанр комедии, вывел ее из узких рамок злободневной сатиры и фарса, расширил и углубил ее предмет.

Под его пером комедия стала произведением литературы, не потеряв
при этом своих сценических достоинств и подчиняясь законам театрального действия.
Мольера с одинаковым успехом ставят и читают в Европе и Америке, Японии и России. Такая универсальность - свидетельство подлинного таланта. Его пьесы до сих пор заставляют человека смеяться, вырывая его из собственного замкнутого мирка; они обращены к непреходящим ценностям и, сталкивая лицом к лицу человеческие достоинства и слабости, меняют людей к лучшему.
Так велик, что, перечитывая его, всякий раз только диву даешься. Он единственный в своем роде, его пьесы граничат с трагическим и полностью захватывают тебя, ему никто не осмеливается подражать...
Я всякий год читаю несколько пьес Мольера, так же как время от времени рассматриваю гравюры по картинам великих итальянских мастеров. Мы, маленькие люди, не в силах долго хранить в себе величие подобных творений и потому обязаны иногда возвращаться к ним, дабы освежить впечатление.
И. В. Гёте









Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное - такое, чего никакие ученые не могут объяснить.

Умрем лишь раз, но это уж надолго.
Афоризмы от Мольера





Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением.









Лицемерие — модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели.










Нет ничего настолько дерзкого и смешного, чего нельзя было бы проглотить, приправив похвалами.


Кто время выиграл — все выиграл в итоге.
От книжной мудрости глупец тупее вдвое.
Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия.




Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.




Все люди, черт возьми, так созданы от века:
Тщеславие – рычаг всех действий человека.
Правдивость не порок.
Кто хоть раз в жизни не терял рассудка!?










Кто не знал любви, тот все равно что не жил.


Да, сзади такой же дурак, как и спереди.
Завистники умрут, но зависть - никогда.














Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.
Из всех вечных вещей любовь длится короче всего.


Мы любим иногда, не ведая о том, но часто бред пустой любовью мы зовем.
На словах все люди одинаковы, и только поступки выявляют их различие.
На выставке, посвященной 400-летию
со дня рождения Ж.-Б. Мольера,
представлены книги из фонда ВГБИЛ,
доступные для просмотра в читальных залах библиотеки


Комедии Ж.-Б. Мольера на французском, испанском, эсперанто и русском языках.
Жизни и творчеству Ж. - Б. Мольера посвящено множество биографий и биографических эссе. Их авторы - писатели, литературоведы, журналисты, историки театра.
Юность Мольера
Гюстав Мишо (1870-1946)
французский филолог и литературовед, профессор Сорбонны.
История жизни и творчества Мольера
Жюль-Антуан Ташеро (1801-1874)
французский писатель и политический деятель; во время 2-ой Империи был директором Парижской национальной библиотеки.
Мольер, человек театра
Рене Брей (1896-1954)
французский писатель, литературовед, специалист в области литературы XVII в.
Мольер
Жан Мейер (1914-2003)
французский актер, режиссер и писатель, много лет работал в Комеди-Франсез.
Мольер
Жак Одиберти (1899-1965)
французский драматург, писатель, поэт, журналист.
Мольер: театры, публика и комедианты его времени
Карл Манциус (1860-1921)
датский актер, оперный певец, режиссер и театровед.
Мольер и его время, 1622-1673
Сильвия Шеваллей (1908-1997)
старейший архивист-библиотекарь Комеди-Франсез.
Мольер: его жизнь и произведения
Луи Моланд (1824-1899)
историк, литературный критик и издатель.
Мольер
Генрих Шнееганс (1863-1914)
немецкий филолог и писатель.
Мольер
Пьер Гаксотт (1895-1982)
французский историк, писатель и журналист, член Французской академии.
Мольер: жизнь и творчество
Фердинанд Лотейссен (1833-1887)
австрийский писатель и историк литературы, специалист по французской литературе.
Мольер
Владимир Бретт
чешский литературовед, специалист по истории французской литературы.
Мольер: его жизнь, творчество, время
Иоганнес Хосле (1929-2017)
немецкий ученый, специалист по истории западноевропейской литературы.
Мольер
Франсин Мале (1909-2007)
французская писательница, литературовед, в 1987 г. удостоена премии Французской академии за биографию Мольера.
Мольер
Кристоф Мори (р. 1962)
французский писатель и театровед, профессор Института французской цивилизации в Сорбонне.
Мольер: воображаемые мемуары
Жан-Пьер Даррас(1927-1999)
французский актер, сценарист и режиссер.
Мольер
Гликман И. Д. (1911-2003)
российский литературовед, театровед, сценарист, профессор Санкт-Петербургской консерватории.
Мольер
Йоже Яворшек (1920-1990)
словенский драматург, писатель, поэт и переводчик.



Французский писатель, журналист и театральный критик, кавалер ордена искусств и литературы Альфред Симон (1922-2017) является автором многочисленных работ по истории театра.

Он посвятил жизни и творчеству Мольера несколько работ. Две из них - "Мольер сам по себе"(1957) и "Мольер или жизнь Жана-Батиста Поклена"(1987) - представляют собой подробные биографии великого комедиографа, где также большое внимание уделено анализу его творчества.




Автор особенно пристально рассматривает тот парадокс, который, по его мнению, определяет всю сущность Мольера как человека и творца: он одновременно является и драматургом, автором комедий, и актером, воплощающим им же написанное на сцене.

В этой двойственности - секрет его гениальности и успеха, источник вдохновения и необычайной работоспособности.




Мольер принадлежит к счастливой категории драматургов, которые избежали забвения: его пьесы читают, обсуждают, ставят на сцене более трех столетий подряд. Без его наследия - как писателя и как актера - невозможно представить современную драматургию и театр.

Сборник "Тени Мольера" под редакцией историка литературы и театра, драматурга Марсиаля Пуарсона объединил статьи известных специалистов разных эпох, посвященные
Ж.-Б. Мольеру. Цель сборника - показать актуальность и универсальность мольеровских комедий, их непреходящую эстетическую и нравственную ценность для современного мира.
Монография профессора Йельского университета Жака Гишарно "Мольер: театральная авантюра" представляет собой скурпулезный анализ трех пьес ("Тартюф", "Дон Жуан" и "Мизантроп"), которые исследователь считает вершиной творчества своего знаменитого соотечественника.
Годы, когда были написаны эти комедии (1664-69), стали самыми сложными, и вместе с тем самыми продуктивными для драматурга, который за столь короткий период смог создать произведения, воплотившие в себе весь его недюжинный талант. Это было время рождения во Франции "высокой комедии", которая выдвигает на первый план не развлекательные, а воспитательные задачи. Показывая в своих пьесах несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра - через смех воздействовать на мир и на человека, сделать их лучше.


О жизни и творчестве Мольера бытует много
легенд. Что в них правда, а что вымысел?
Большинство исследователей до сих пор не могут прийти к однозначному решению, каким человеком он был в жизни. Так же, как и в случае с Шекспиром, литературоведы полагаются на переданные из уст в уста рассказы и легенды, на первоисточники и уже на их основе пытаются понять, каким был Мольер и что в действительности с ним происходило.
"Досье Мольера" бельгийского писателя и журна-листа Леона Торенса - это результат 12-летних изысканий, опирающихся на официальные доку-менты и исследования специалистов в области истории литературы и театра.
Это вторая книга, которую Торенс посвятил французскому комедиографу. По мнению автора, диалог с Мольером можно вести бесконечно, ведь даже спустя триста лет ему всё еще есть что нам поведать.
Многие критики испытывают чувство неловкости, говоря о последних комедиях Мольера, где он, будучи уже зрелым автором, написавшим свои лучшие произведения, снова обращается к забы-тому жанру фарса. Некоторые из них полагают,
что, смешав фарс и "высокую" комедию, он сделал шаг назад в своем творчестве.
Робер Гарапон, специалист по истории француз-ского театра и автор книги "Последние пьесы Мольера" считает, что это было сделано Мольером сознательно: привнеся толику академизма в буффо-наду, драматург показал, что даже такой грубый народный жанр можно облагородить с помощью настоящего искусства. Соединив воедино комичес-кий элемент фарса с реалистичными человеческими характерами своих персонажей, Мольер, таким образом, модифицировал эстетическое восприятие своих пьес и сформулировал совершенно новую идею комедии как жанра.


Долгое время при постановке пьес Мольера сценографы опирались на свое собственное видение декораций. Но каковы на самом деле были театральные декорации во времена Мольера? Мало кто из исследователей интересовался этим вопросом. А между тем, придворные театры того времени, служившие для увеселения короля и его приближенных, имели довольно сложные декорации и механизмы, необходимые для производ-ства спецэффектов - неотъемлемой части театральных постановок. Большая часть мольеровских пьес, дошедших до нас, была поставлена для сцены театра Пале-Рояль, архитектура которой известна, благодаря сохранившимся планам и чертежам. Она часто изображала то перекресток улиц, то дом зажиточных буржуа, то модный салон. Декорации менялись по несколько раз на протяжении
спектакля: действие перемещалось в волшебные сады или грот, в прекрасный замок или королевские апартаменты. Автор иллюстрированного издания "Декорации Мольера" журналист Филипп Корнюай на протяжении нескольких лет работал монтировщиком театральных декораций и с полным правом может называть себя специалистом в данном вопросе. Его книга была задумана с целью показать комедии Мольера, так часто комментируемые специалистами, в новом свете - в их исторической реальности и том техническом оснащении, в котором они впервые предстали перед публикой.

Жан-Пьер Коллине. Прочтение Мольера. Проф. языка и лит-ры ун-та Гренобля

Что изображено на картине? Зависит от того, кто на нее смотрит. Это утверждение применимо не только к живописи, но и к литературе. Каждое новое прочтение, каждый новый критический подход к произведению обогащает его и изменяет.
По мнению профессора Гренобльского университе-та Жана - Пьера Коллине, произведения Мольера по-разному воспринимаются разными поколениями. Мольер, которого читали в эпоху Просвещения, совсем не тот, которого читали в эпоху Романтизма - мыслитель и моралист уступает место человеку театра. Автор монографии "Прочтение Мольера" уверен, что секрет притягательности пьес Мольера спустя триста лет после их написания - многогран-ность таланта драматурга, который открывается по-новому для каждого нового поколения читателей.
Творческое наследие великих людей порой имеет сложную и запутанную судьбу. Одни познают славу уже при жизни, другие так и остаются непонятыми современниками, но в любом случае их произведе-ния каждый раз по-новому воспринимаются читате-лями. Поль Валери писал: "Произведение живет, пока может казаться другим, нежели тем, каким его создал автор. Оно живет для того, чтобы трансфор-мироваться, и до тех пор, пока способно на тысячу изменений и интерпретаций."
Книга французского литературоведа Мориса Дескота "Мольер и его литературная фортуна" про-слеживает литературные судьбы или, вернее, мно-гократные жизни комедий Мольера, прочитанных людьми разных эпох и сыгранных множество раз на различных сценах, начиная с возвращения молье-ровской труппы в Париж в 1658 г. Автор анализиру-ет, как менялось отношение к пьесам Мольера в разные исторические периоды, как оценивали и интерпретировали его творчество специалисты-литературоведы разных лет.





Алексей Николаевич Веселовский (1843-1918) - русский литературовед, историк литературы, музыки и театра; почетный доктор Московского университета и почетный академик Петербургской академии наук.
Получил известность как специалист по западно-европейской литературе; широкой популярностью пользовались его работы о Мольере, Байроне, Свифте, Дидро, Бомарше.



Мольеру Веселовский посвятил две работы, в которых подробно анализирует комедии "Тартюф" и "Мизантроп", останавливаясь на истории создания пьес, истоках мольеровской сатиры и методологии литературного анализа произведений. Поскольку более всего в литературе исследователь ценил прогрессивность идей, он признавал важную роль Мольера как родоначальника европейской комедии, которая с самого момента своего рождения призвана была "служить смеху, этому благородному выражению истины".

Михаил Афанасьевич Булгаков - автор одной из художественных биографий француз-ского классика. Его "Жизнь господина де Мольера" - результат работы писателя с обшир-ным документальным материалом. Книга была написана в 1933 г. специально для возобновленной Горьким серии "Жизнь замечательных людей". Первым названием беллетризованной биографии стало следующее: «Всадник де Мольер. Полное описание жизни Жана Баптиста Поклэна де Мольера с присовокуплением некоторых размышлений
о драматургии». Рукопись Булгакова не получила одобрения на публикацию. Главными претензиями были: немарксистская позиция книги (из неё не видно, «интересы какого класса обслуживал театр Мольера»), освещение исторических событий с устаревших позиций. Особенно насторожило редак-тора издательства то, что за критическими замеча-ниями рассказчика проступает «наша советская действительность». Да и сам рассказчик представ-ляется ему «развязным молодым человеком». Автору предлагалось переделать рукопись в духе истори-ческого повествования, от чего Булгаков отказался. Рукопись была послана для оценки Максиму Горькому, который также отозвался о ней отрица-тельно. Вместо запланированной книги Булгакова издательство выпустило книгу другого автора. Впервые роман был опубликован издательством «Молодая гвардия» лишь в 1962 г., также в серии «ЖЗЛ».



Мольер - первый драматург, слава которого пере-шагнула национальные границы. При жизни Мольера о его пьесах говорили уже далеко за пределами Франции, а сразу после его смерти они были переведены почти на все европейские языки. Но не только произведения, но и сам Мольер, коро-левский комедиант, всегда вызывал к себе прис-тальный интерес. Гений Мольера загадочен и
двойственен - он и актер, и драматург в одном лице, что накладывает отпечаток на всё его творчество. Изучение комедий Мольера заставляет глубже вглядываться в его сценическую практику и личный актерский опыт, а также стилистику комедийных спектаклей середины XVII в. При этом обнаружива-ется глубинная связь Мольера с фарсом. Этот "низкий" жанр, традиционный в театральной куль-туре Франции, всегда сопровождал его спектакли.
В своей монографии Е. Дунаева подробно анализирует комедии Мольера, выявляет их связь с фарсовыми традициями. По мнению исследовательницы, заслуга Мольера состоит в том, что он, не отказываясь полностью от французского фарса, приспособил его к целям "высокой" комедии и тем самым преобразил его.
Благодаря Мольеру, только в настоящем французском театре не произносят мессы, но смеются... Над нищетой нашей и нашим ужасом. Эта веселая вольность - одно из самых великих посланий миру от французов.
Жан Ануй
Анализу творчества выдающегося французского драматурга посвящены также многие другие литературоведческие труды
из фонда ВГБИЛ на французском, английском, немецком, русском, чешском, польском и болгарском языках:
Миф о Дон-Жуане и комедия Мольера
С. Пиззари
Мольер и театр во Франции
Ф. Верховен
Мольер
М. Вольфф
Мольер как иронич-ный созерцатель
Э. Юстис
Мольер по-польски. Казус "Тартюфа"
Э. Жвонярска
Мольер под светом рампы
Н. Пикок
Мольер в англоязычной критике
К. Шмидт
Поэтика комедии Мольера "Скупой"
В. В. Тимохин
Мольер в России
Т. А. Геллер
Мольер и "Мизантроп"
Р. Жазински
Человечность Мольера
Дж. Кэрнкросс
Мольеровский диалог
Г. Конеза
Комедии и памфлеты против Мольера
Мольер
под ред. Ж. Гишарно
Мольер-актёр
Л. Лакур
Мольер. Маска комика
Д. Б. Уиндхэм Льюис
Мольер в новом свете
Дж. Кэрнкросс
Мольер
Р. Лобро
Мольер в СССР
П. Дэкав
Мольер и комедия во Франции XVII в.
Р. Орвилль
Двойственный Мольер
Р. Икор
Мольер
Р. Жазински
Мольер: карнавал перевоплощений
Т. Малаши
Мораль Мольера
Ж. Арнавон
От жеста к идее:
эстетика и этика в мольеровской комедии
Н. Гросс
Мольер или метамор-фозы комика:
от комедии нравов к триумфу шутовства
Ж. Дефо
Мольер и итальянская комедия
Л. Молан
Мольер и классическая комедия
Л. Жувэ
Роль и значение театральности в пьесах Мольера
Генова В.
Мольер: 30 лет на сцене
А. Вантуч
Мольер: новая критика
У. Дж. Мур
Каталог выставки к 300-летию смерти Мольера
©2022 LIBFL.RU
Центр обслуживания читателей
+7 495 915 36 41