«МАЯКОВСКИЙ-МАНИФЕСТ.
Издание #2 дополненное»
МУЗЕЙ МАЯКОВСКОГО И БИБЛИОТЕКА ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ
Уникальная выставка
Совместный проект Библиотеки иностранной литературы и Государственного музея В. В. Маяковского расскажет о том, что такое «книга художника». Ее уникальность в неоднозначности: это — и произведение искусства, и творческий метод, и концептуальное послание. Российская традиция таких изданий базируется на книжных опытах русских футуристов начала XX века. Она также сочетает в себе элементы французской livre d'artiste и английской artist's book.
Полижанровая форма книги художника позволяет материализовать «слово» Маяковского, найти новые пластические идеи и связать творчество поэта с современностью.
Михаил Карасик
Петербургский художник, куратор, типограф и знаток книги Михаил Карасик инициировал очередной проект в жанре «книга художника» в 2013 году к юбилею Маяковского. Популяризатором этого жанра Карасик был более четверти века и эта выставка стала продолжением его масштабных проектов. В 2003 году в авторском издательстве «Хармсиздат» Карасик издал четыре впечатляющих книжных «бокса»: «Русский Dada», «ОБЭРИУ Box», «Литконструктивизм», «Ленинградский литературный андеграунд». В этих гигантских спичечных коробках вышли в свет книги 28 авторов, созданные 20 художниками. Общий тираж «боксов» составил 84 экземпляра.
Нынешний «бокс» — это архивная коробка, подчеркивающая интенции документирования. Коробка содержит в себе 13 книг 13 художников. Тираж издания 28 экземпляров, половина из которых осталась у авторов, а половина разошлась по музейным собраниям.
В основе проекта – идея книги-документа, книги-декларации. Полижанровая форма книги художника позволяет материализовать «слово» Маяковского, найти новые пластические идеи и связать творчество поэта с современностью.

Чтобы задать поле возможных тем, призванных показать Маяковского как героя нашего времени, художникам разрабатывали цельный и актуальный блок «внесистемного» Маяковского. Это – арт-объекты, построенные из цитат, фрагментов стихов, документов, визуального ряда. Так появились книга-полицейское досье, книга-обыск, книга-маузер, книга-пощечина, книга-крик и другие.
В. Маяковский. Художники Л. Жегин и В. Чекрыгин. Сборник «Я!». 1913.
«Маяковский-манифест». 2013.
«Маяковский-манифест». 2013.
В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Каменский, Б. Лившиц. «Пощечина общественному вкусу. Манифест кубофутуристов». 1913.
Регистрационная карточка, заведенная на В. Маяковского в Московском охранном отделении 30 марта 1908.
М. Погарский. За окнами РОСТА. Диалог с Владимиром Маяковским. 2013.
В итоге к проекту «МАЯКОВСКИЙ–МАНИФЕСТ» по мотивам Маяковского художниками были сделаны 13 артефактов: книги, плакаты, трансформируемые футуристические газеты и арт-проект.

Сам Маяковский был мастером плаката и полноправным соавтором десятков обложек и плакатов 1920-х годов. Наибольшее число плакатов было создано им в соавторстве с Александром Родченко. С октября 1919 по февраль 1922 года Маяковский чрезвычайно продуктивно работал в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) над агитплакатами для «Окон сатиры». Из 1500 выпущенных плакатов около 400 были нарисованы им самим, а около 1200 вышли с его текстами.
«Окно РОСТА» № 395. «Праздники бывают разные».
Художник В. Маяковский, текст В. Маяковского. [1920, октябрь].
М. Погарский. За окнами РОСТА.
Диалог с Владимиром Маяковским. 2013.
М. Погарский. За окнами РОСТА.
Диалог с Владимиром Маяковским. 2013.
А. Джикия. «Двое». Фотоколлаж – А. Джикия и Р. Торен. 2013.
Работа Александра Джикия «ДВОЕ» – парный фотопортрет Маяковского и Фриды Кало.

На фотопортрете 1910 года студенту Маяковскому 17 лет. За спиной у него — три ареста за подрывную деятельность против государства и даже пять месяцев в одиночной камере Бутырской тюрьмы. Он уже беспартийный — и останется таким до конца. Футуризм еще впереди, а пока он учится на художника в Строгановском училище и не знает, что через пять лет прославится на века.

Фото Фриды сделано примерно в 1931 году, когда поэт был уже мертв. Художнице здесь 24 года. Она уже два года как член коммунистической партии Мексики и год как замужем за Диего Риверой. До парижского триумфа еще восемь лет, до первой персональной выставки — еще двадцать два.

Этот портретный фейк мультиплицируется. Фрида с револьвером — это тоже фотомонтаж американца Роберта Торена. Он создал целую серию портретов-обманок мексиканки. Ну а фото Маяковского — зеркалка: на подлинном фото он нагнулся в другую сторону и папиросу держит в правой руке.
Фотография модели, выбранная для фотомонтажа Роберта Торена
Л. Брик и В. Маяковский. Кадр из кинофильма «Закованная фильмой». 1918.
Проект Григория Кацнельсона «ЗАКОВАННАЯ ФИЛЬМОЙ. КИНОПРОБЫ» предлагает портретную галерею персонажей к немому фильму «Закованная фильмой» (1918) по сценарию Владимира Маяковского — с ним самим и Лилей Брик в главных ролях. До наших дней сохранились лишь небольшие фрагменты картины.

Художник перевел в жесткую черно-белую графику свои первоначально акварельные рисунки и стилизовал обложку и выходные данные под коробку с кинопленкой. Помимо Маяковского и Лили, на роль героев выбраны Эльза Триоле (жена), Алексей Кручёных (друг), Марина Цветаева (цыганка), Велимир Хлебников (врач) и Лев Троцкий («человек с бородкой, напоминающий Мефистофеля»). Распределение ролей представляется весьма удачным. Впрочем, вместо Троцкого легко представить и Всеволода Мейерхольда — ибо Доктор Дапертутто сам был как отъявленный Сатана.
Илья Обухов создал 16-страничный комикс на основе поэмы «ОБЛАКО В ШТАНАХ». Комикс черно-белый, в жесткой графической манере, с цветной обложкой, стилизованной под серийные выпуски иноземных графических романов. Комиксовая эстетика дает особый эффект осовременивания: хрестоматийный текст.

Более того, поэма, написанная 104 года назад, способна вдруг предстать радикальным антисистемным манифестом. Через весь комикс проходит самый последний портрет 37-летнего измученного Маяковского.

«Маяковский. Облако в штанах». 2013.
Илья Обухов
«Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие — не ваш удел »
— А вы зайдите через тысячу лет, там поговорим!
Владимир Маяковский
Проект Тараса Сгибнева «ЛИЦО НАШЕГО ВРЕМЕНИ». На двенадцати плакатах художник изобразил портреты писателей, упомянутых в скандальном манифесте «Пощечина общественному вкусу».

В работе Сгибнева пять футуристов противостоят семи классикам. Все портреты представляют собой переведенные в графику фотографии (однако в случае Пушкина использован портрет работы Кипренского). Все построено на аттестациях из этого манифеста, поданных на картинках как печати-штампы.

Все построено на аттестациях из этого манифеста, поданных на картинках как печати-штампы — просто, но эффектно. Все имеет прямой аналог в изданиях Алексея Кручёных, который целый ряд своих «самописных» книг оформлял с помощью оттисков печатных штампов.




Михаил Карасик в сброшюрованном на болтах альбоме «МАЯКОВСКИЙ. БИЛЕТ» дает девять входных билетов на реальные выступления поэта. Каждый билет увеличен до плакатного размера и снабжен перфорацией, то есть имитирует подлинные артефакты, практически не сохранившиеся в музейных собраниях ввиду своей эфемерности. Реальные билеты, воспроизведенные на литографском станке (авторская печать с алюминиевых форм) с увеличением примерно в 20 раз, начинают восприниматься как станковые работы. Когда билет полностью сочиняется художником на основе сохранившихся программ выступлений Маяковского, это — активная типографика на цветном картоне ограничена исключительно шрифтовым диапазоном эпохи.
Афиша. Два вечера московских футуристов К. Большакова и В. Маяковского в городском театре г. Калуги. 1914.
Афиша. Знаменитые московские футуристы В. Каменский, Д. Бурлюк, В. Маяковский устраивают лекцию «О живописи и литературе». Казань, 1914.
Михаил Карасик «МАЯКОВСКИЙ. БИЛЕТ». 2013.
Михаил Карасик «МАЯКОВСКИЙ. БИЛЕТ». 2013.
Михаил Карасик «МАЯКОВСКИЙ. БИЛЕТ». 2013.
Михаил Карасик «МАЯКОВСКИЙ. БИЛЕТ». 2013.
Визитная карточка В. Маяковского. 1910-е.
Серия трехцветных шелкографий Александра Лаврентьева «ВИЗИТКИ» продолжает документальную линию. Художник трансформирует идею визитной карточки: вместо приватного кусочка картона перед нами десять листов-афиш в папке. Таким образом, каждый из них это скорее «визитная карточка» в значении портфолио — узнаваемые хрестоматийные фотопортреты поэта смонтированы с обложками его знаменитых книг («Облако в штанах», «Человек», «Для голоса», «Про это»), а также с подлинными афишами его выступлений и с рекламными плакатами.

Идея масштабирования находит оправдание в метафорической гигантомании Маяковского и мегаломании раннефутуристических самопрезентаций. Любопытно, что подлинная визитка молодого Маяковского тоже была демонстративно большого вида (в два раза крупнее стандартного размера).
В. Маяковский с визитной карточкой. 1914.
Дмитрий Саенко «САНКНИЖКА: 12 заповедей Владимира Маяковского о здоровье, чистоте и порядке». 2013.
Работа Дмитрия Саенко «САНКНИЖКА: 12 заповедей Владимира Маяковского о здоровье, чистоте и порядке» — это 12 линогравюр к 12 лозунгам Маяковского, сброшюрованных в книжку. Коричневый картон, оберточная серая бумага, шитье, высокая печать с ручным набором текста и гравированные картинки. По сути, художник сделал эффектное агитационное издание, в духе созданных самим Маяковским в 1923 году — тогда в издательстве «Красная новь» под эгидой Главполитпросвета одна за другой тиражом 15–20 тысяч экземпляров вышли пять агиток Маяковского, к каждой из которых он сам сделал обложки и от 15 до 30 иллюстраций.

При этом Саенко сознательно дистанцировался от следования стилистике Маяковского, хотя его гравюры не менее брутальны и не менее комичны, чем рисунки поэта.
Дмитрий Саенко «САНКНИЖКА: 12 заповедей Владимира Маяковского о здоровье, чистоте и порядке». 2013.
Виктор Ремишевский «МАЯКОВСКИЙ. 150 000 000». 2013.
Инсталляция Виктора Ремишевского «МАЯКОВСКИЙ. 150 000 000» отсылает к истории создания и публикации знаменитой поэмы. На волне героико-романтического импульса эпохи важным программным жестом Маяковского стало анонимное издание поэмы «150 000 000». Таким образом, сама поэма — лишенная персонального авторства авангардистская акция по воплощению утопии коллективного творчества народных масс. При этом, конечно, авторство поэмы ни для кого не стало секретом. Сформировавшийся вокруг Маяковского и Осипа Брика круг единомышленников-комфутов (коммунистов-футуристов, будущих лефовцев) придавал этой поэме особое значение, отправив экземпляр самому Ленину, претендуя не только говорить с властью на равных, но и все еще надеясь на ключевую идеологическую роль в культурном строительстве.

В проекте Ремишевского Маяковский и Ленин оказались… соавторами. Взяв за основу позднесталинское Собрание сочинений Ленина, художник остроумно обыграл фразеологизм «лампочка Ильича», срифмовав его с метафорикой Маяковского: «Светить всегда, светить везде / до дней последних донца, / светить — и никаких гвоздей! / Вот лозунг мой — и солнца!».
Виктор Ремишевский «МАЯКОВСКИЙ. 150 000 000». 2013.
Кира Матиссен «РЕЗЧЕ ЧЕРЕЗ». 2013.
Работа Киры Матиссен представляет собой футуристические газеты под названием «РЕЗЧЕ ЧЕРЕЗ». Это чрезвычайно эффектное название (одновременно и девиз, и лозунг) — строка из раннего стихотворения Маяковского «Из улицы в улицу». В заглавии газеты скрыто и слово «срез» — это действительно пунктирный срез трех лет (1913-й, 1917-й и 1921-й год), знаковых и в биографии поэта, и в истории страны.

Свою работу Кира Матиссен относит к жанру «информы» (взаимодействия формы и информации), то есть произведения, способного экспонироваться как единый концептуальный проект в виде объектов, инсталляций и медиа. Это попытка разрабатывать «информу» как новый язык, со своими правилами, и режиссировать задачу ее прочтения как во времени, так и в пространстве.

Выпуски газеты комбинируют манифесты, стихи, статьи, цитаты, реплики как самого Маяковского, так и его соратников, а также подключают тему взаимодействия художника и власти, актуальную во все времена.
Кира Матиссен
«РЕЗЧЕ ЧЕРЕЗ». 2013.
Научные комментарии к работам, участвующим в проекте «Маяковский-манифест», подготовлены Андреем Анатольевичем Россомахиным — филологом, искусствоведом, сотрудником ЕУСПб и СПбГУ, автором (и соавтором) около 150 публикаций, среди которых 20 книг (в том числе о крупнейших фигурах авангарда ― Хлебникове, Маяковском, Каменском, Хармсе, Заболоцком, Михайле Семенко), научным редактором серии «Avant-Garde» в издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Надо вписать вместо этого: Все тексты подготовлены по материалам: А. Россомахин «Маяковский — герой нашего времени».

На выставке также будут представлены уникальные издания из фонда Библиотеки иностранной литературы
Открытие выставки
Где
Библиотека иностранной литературы
ул. Николоямская, 1
Мраморный зал
Когда
10 сентября 2019 года
18.00
Цена
Бесплатно
Необходима предварительная регистрация
Подробная программа открытия появится очень скоро.
Следите за обновлениями