Участники конкурса "Сохраняя прошлое - создаем будущее" 2022
Азат Гайзетдинов, художник-реставратор II категории,
Объединенный государственный архив Челябинской области, г. Челябинск
Мне всегда нравилось что-то создавать своими руками, я увлекался рисованием, а также много работал в рекламных компаниях, собирая разные инсталляции и брошюры. Для меня, профессия реставратора, стала уникальной возможностью, объединить мои рабочие навыки и увлечения в одном деле.
При том, изучить методы и навыки недостаточно, приходится каждый раз сталкиваться с новыми вызовами и интересными задачами. Что, порой, сродни решению головоломок.
Это делает работу реставратора не надоедающей и всегда увлекательной.
Инга Бодунова, художник-реставратор,
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, г. Москва
Я выбрала профессию реставратора архивных и библиотечных документов, потому что произведения на бумажных носителях имеют такую же высокую историческую и художественную ценность для нашей страны, как и предметы из других секций, таких как предметы ДПИ, архитектурные сооружения и другие. Порой находятся такие редкие документы, которые существуют в единственном экземпляре, но имеют крайне ветхую сохранность и нуждаются в реставрационных или консервационных работах, чтобы информация с этих документов дошла и до будущих поколений.
Алена Городкова, студентка 2 курса кафедры живописи и реставрации,
СПГХПА им. А. Л. Штиглица, г. Санкт-Петербург
Эта идея пришла мне в голову, когда я училась на другую профессию. Не представляя тогда в полной мере своë будущее, возможность получить профессию реставратора книг, архивных документов и произведений графического искусства стала истинным "лучом света в тëмном царстве".
Любовь к книгам, как к детям, которые не могут сами о себе позаботиться, но имеют безграничную историческую и культурную ценность, а также любовь к усидчивой, максимально внимательной и ювелирной работе заложили во мне уверенность: эта профессия - моë призвание.
И процесс обучения не проходит без ошибок, однако именно благодаря им я приобретаю бесценный опыт на пути к мастерству.
Почему вы выбрали профессию художник-реставратор архивных и библиотечных материалов?
Работая во время учебы с графическими произведениями, меня заинтересовало более узкое направление — реставрация архивных документов и фотографических материалов. Потому что сохранение архивных материалов впоследствии помогает атрибуции отдельно утраченных произведений искусства и целых коллекций, которые можно установить по сохранившимся архивным фотографиям.
Ольга Мицкевич, художник-реставратор,
Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург
Почему я выбрала профессию реставратора архивных и библиотечных документов? Изначально, это была любовь к искусству и всему, что с этим связано. Возможность прикоснуться к истории. Сейчас я не вижу себя ни в какой другой профессии, потому что для меня реставрация книжных переплётов - это бесконечный увлекательный мир. Хочется его изучать и расти в своих профессиональных качествах, чтобы максимально бережно сохранять наследие, которое нам досталось.
Нина Исаева, художник-реставратор,
Российская национальная библиотека, г. Санкт-Петербург
С самого детства я любила рисовать и сначала мне хотелось стать художником-живописцем. В процессе подготовки к поступлению в художественное училище имени Н.К. Рериха для меня стало понятно, что быть живописцем - это не совсем моё, но мне всё равно хотелось связать свою жизнь с искусством. Тогда я обратила внимание на отделение реставрации и решила, что со временем я смогу стать настоящим профессионалом в данной области. Профессия реставратора требует определенного склада характера, знание дела, уверенности в своих силах и способности доводить начатое дело до конца. Эти качества нужны не только реставратору, они высоко ценятся и в повседневной жизни. За время обучения я попробовала себя в реставрации масляной и темперной живописи, золоченой резьбы и дерева, но ближе и интересней всего мне показалась реставрация графики. Графика составляет огромный пласт культурного наследия, а его сохранение является одной из первостепенных задач общества. Я ни чуть не жалею о своём выборе и очень рада, что выбрала этот путь.
Александра Исаева, художник-реставратор,
Государственный Эрмитаж, Лаборатория реставрации фотоматериалов, г. Санкт-Петербург
Я выбрала профессию реставратора потому, что продлевая жизнь архивных и библиотечных документов в настоящее время сохраняется связь между прошлым поколением и будущим.
Ксения Абрамова, художник-реставратор произведений графики, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, г. Саратов
Ещё за время учёбы в художественно-реставрационном училище пришло понимание, что работа реставратором - моё призвание. Реставрация близка моему складу характера, поскольку требует внимательности, усидчивости и большой доли ответственности. Работая с произведениями графики и документами, несущими огромную художественную и историческую ценность, я каждый день открываю для себя что-то новое и совершенствую своё мастерство. И, конечно, приятно осознавать, когда твой труд - это большой вклад в сохранение и развитие культурного наследия нашей страны.
Олеся Карабанова, художник-реставратор,
Российская государственная библиотека, г. Москва
Профессия реставратора меня заинтересовала еще в школе, когда я только определялась с какой сферой искусства я бы хотела связать свою жизнь. Выбор я остановила на художественном училище им. Н.К. Рериха. Возможность прикоснуться ко многим произведениям искусства и попробовать себя в разных направлениях, привило любовь к реставрации. Реставрация графики и книг вызывала отдельный интерес из-за особой хрупкости основ и непрочности материалов, которые используются при создании произведений графики. Все это требует высокого мастерства и терпения. На данный момент я продолжаю обучение в Академии Художеств им. Репина на факультете теории и истории искусства и соприкосновение с архивными документами, доступ к историческим сведениям помогают расширить кругозор и вызывают еще больший интерес к профессии.
Мария Бобыкина, художник-реставратор,
Лаборатория обеспечения сохранности документов государственных архивных учреждений Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург
Профессия реставратора графики и книги позволяет мне внести вклад в сохранение наследия человеческой мысли. Есть такие слова: "Знание существует, лишь пока есть люди, которые ему помогают". Так вот, я хочу помогать знанию как реставратор.
Виктория Чипегина, студентка 2 курса кафедры живописи и реставрации, СПГХПА им. А. Л. Штиглица,
г. Санкт-Петербург
Я отучилась в СПбХУ им. Н. К. Рериха на реставрационном отделении. После окончания попала на работу в РНБ к переплётчикам. Мне очень понравилась эта отрасль реставрации и я рада учится и развиваться в этом направлении. Хочу и дальше стараться на благо книги, сохраняя прошлое...
Жанна Ермакова, ведущий художник-реставратор,
Российская национальная библиотека, г. Санкт-Петербург
С раннего детства я любила все «чинить». После окончания художественного училища судьба определила меня работать в библиотеку реставратором бумаги, как я быстро поняла, этого мне мало. Мне нравилось в моих первых попытках работать с книгой в целом: разбирать, убирать старый клей, выглаживать, вклеивать… Процесс завораживал, а результат доставлял неимоверное удовольствие. Когда же на пути встретились добрые учителя, да еще какие , — появился вектор, куда захотелось стремиться. Так что мой выбор — не случайность, а закономерность встреч, моих потребностей и призвания.
Валерия Томашевская, художник-реставратор,
Всероссийский музей А.С.Пушкина, г. Санкт-Петербург
Прежде всего интересно работать с бумагой.
Любопытно исследовать документ, узнавать его историю, думать, как именно можно улучшить его состояние.
Анастасия Короткова, студентка 2 курса кафедры живописи и реставрации,
СПГХПА им. А. Л. Штиглица, г. Санкт-Петербург