ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Эйтвидас Баярунас
Чрезвычайный и полномочный Посол Литовской Республики в Российской Федерации
Уважаемые Дамы и Господа,
дорогие друзья литовской культуры,


Я чрезвычайно рад, что сегодня, 6 октября, в день рождения актера театра и кино, фотографа, моего коллеги дипломата и вообще великого человека Юозаса Будрайтиса, который в этом году празднует свой великолепный юбилей – восемьдесят лет, мы открываем виртуальную выставку его фотографий «Мой Париж».
Представлять Юозаса Будрайтиса российской публике не надо. В России его знают и любят, и до сих пор помнят – и как выдающегося актера, и как успешного дипломата, проработавшего в Посольстве Литвы четырнадцать лет, и как фотографа, документалиста истории кино, создателя выдающихся фотопортретов деятелей кино своей эпохи, собрание которых хранится в Московском Мультимедиа Арт Музее.
Выставка Юозаса Будрайтиса «Мой Париж» – исключительное явление в истории литовской фотографии в эпоху, когда связи Литвы с Францией и Европой в целом, существовали только в латентной форме воспоминаний о замечательных 1930-х годах. Сделанные в 1978 г., они представляют собой мост между эпохами Первой и Второй Республиками Литвы и свидетельство о непрерывных отношениях между культурами Литвы и Франции, с новой силой проявившихся после восстановления независимости Литвы в 1990 году. Фотографии Юозаса – это и документ, запечатлевший отношение к Парижу человека, который тоскует по уюту повседневной жизни, элегантности городской среды, красоте человеческих отношений. Празднуя юбилей Юозаса и вспоминая все время, в которое проходила его жизнь, хочется поблагодарить его не только за колоссальное наследие его многообразного творчества, но и за этот созданный им идеал европейского города, за теплый взгляд на человека, запечатленный в этих фотографиях, и ту высоту отношения к жизни, которую они свидетельствовали и свидетельствуют.




Вид с холма Монмартр, возле базилики Сакре-Кёр
La rue de Ménilmontant

Mне остается только приятная обязанность поблагодарить Литовский национальный художественный музей и куратора Маргариту Матулите за предоставленную выставку и ее сопроводительные материалы. Не будет преувеличением сказать, что этот проект не осуществился бы без инициативы и усилий сотрудников Всероссийской библиотеки иностранной литературы, создавших для выставки онлайн формат. Искренне благодарю Библиотеку за этот проект и за многолетнее успешное сотрудничество.
Наконец, искреннее спасибо атташе по культуре посольства Инге Видугирите-Пакериене, которая продолжает работу Юзаса Будрайтиса по представлению литовской культуры в России.
ЭКСПОЗИЦИЯ


МОЙ ПАРИЖ

Фотографии Юозаса Будрайтиса
Куратор проекта и автор текста — Маргарита Матулите

Юозас Будрайтис на фоне Эйфелевой башни возле Иенского моста

Juozas Budraitis, devant la tour Eiffel et à côté du pont d'Iéna


«Когда Богу на небе скучно, он открывает окно и смотрит на парижские бульвары» – таким афоризмом, который предписывается Генриху Гейне, начинается парижский эпизод в четвертой серии фильма «Карл Маркс. Молодые годы». Осенью 1843 года Арнольд Руге (его играет Юозас Будрайтис) и Карл Маркс вместе со своими женами Агнес и Женни селятся в скромном пансионате на улице Вано. Здесь они начинают готовить журнал «Deutsch-Französische Jahrbücher», который объединяет революционную идею двух стран. Журнал потерпел крах, но революция (и не одна) состоялась.
Когда в 1979 году советский режиссер Лев Кулиджанов собрал международную группу актеров (литовец Юозас Будрайтис, русская Валентина Титова, болгарин Венцислав Кисёв и немка Рената Блюме), группа встретилась на съемочной площадке после событий, которых не могли вообразить Маркс и его последователи, хоть и предчувствовали их: после Весны Народов, Октябрьской революции, двух мировых войн, холокоста, устроенного нацистами, и газовых камер Освенцима, атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, сталинских репрессий, архипелага ГУЛАГ и множества других ужасных событий, которые с размахом осуществило человечество.

Вид с холма Монмартр, возле базилики Сакре-Кёр
La colline de la butte Montmartre, à côté de la Basilique du Sacré-­Coeur
Итак, съемка фильма происходила в мирное время – не будем упоминать «холодную войну», поскольку это перманентное состояние цивилизации в изменяющихся, чередующихся идеологических структурах. Похоже, что Богу на небе в то время было очень скучно, поскольку он не только открыл окно и решил поглазеть на Париж, но и пустил погулять по нему Юозаса Будрайтиса. Сцен, предназначенных для актера, в фильме было немного, поэтому он воспользовался свободным временем и погрузился в изучение парижских опытов, а точнее сказать, бродил по городу и фотографировал.
Ритуал прогулок по городу публицист Виктор Фурнель назвал искусством flânerie - фланирования (а не праздности). Будрайтис, судя по его парижским негативам, вел себя как настоящий flâneur – слоняющийся художник, а не культурный турист из Советского Союза, который сломя голову мчится по установленному для него маршруту, пытаясь по дороге собрать сувениры и фотодоказательства: «Я тут был».
Замедленный темп Будрайтиса и хаотическое движение по принципу «куда глаза ведут» подсказывают еще одну эгоистическую сентенцию: «Я здесь и сейчас». Характеристики и состояния такого человека осмыслили и записали Луи Юар («Physiologie du flâneur»), Оноре де Бальзак («La Comédie humaine»), Шарль Бодлер («Le Vin de Chiffonniers»), Александр Пушкин («Евгений Онегин»), Гийом Аполлинер («Le Flâneur des deux Rives»), Вальтер Беньямин («Das Passagen-Werk»), Иосиф Бродский («Набережная неисцелимых») и другие великие мастера мысли и слова.
Из наблюдений писателей можно составить и портрет нашего героя – актера, слоняющегося по парижским улицам. Это молодой человек (Будрайтису было 39 лет). С виду – типичный денди: прямая осанка, чуть покачивающаяся походка, слегка поношенное кожаное пальто, сумка через плечо, черный берет.

У него нет плана, куда идти – так расположены и кадры на пленке. Для него важны независимость передвижения и размышлений. Ходит он один – ни одного кадра со спутниками. Никуда не спешит и далек от рутины: задерживается на площади Тертр, изучая клиентов ресторана «La Crémaillere 1900»

Кафе на бульваре Вольтера
Un café du boulevard Voltaire

У Люксембургского сада
Près du jardin du Luxembourg
Его прогулки по городу бесцельны, но зорки и проницательны: многие его фотографию можно отнести к «решающему моменту» Анри Картье-Брессона.

Внимание сосредоточено на мелочах городской жизни: на брюзгливом французе, читающем газету в саду Тюильри, на мешанине прохожих, отражающихся в витрине, на собаке, обнюхивающей тротуар.

Он умеет созерцать, сохраняя дистанцию между собой и толпой: и рассматривая город с Монмартра, и шагая по Елисейским полям, и гуляя под дождем у Люксембургского сада.

Вы скажете: в каждом из нас сокрыт фланёр, так почему именно снятый Будрайтисом Париж должен волновать нас сегодня? – потому что в столицу современной культуры и искусства мы вступаем с необычным интерпретатором – личностью с широкой творческой амплитудой. Знаменитый актер, дипломат, фотограф, отличающийся большой эрудицией и утонченной эстетической чувствительностью, открывает нам свой Париж.
Его снимки – уникальный сплав прямых рефлексий и накопленного опыта. Встреченные люди, просмотренные фильмы, прочитанные книги вскрывают глубинные слои городской структуры, помогают нащупать пульсацию genius loci.
Пойманные беспокойным воображением фланёра вспышки мгновений дают новые ориентиры, наводят контекстную связь с эпохой, расширяют топографию культуры.


Кроме того, чувственное восприятие Будрайтиса дополняет и общая, почти нуминозная, иррациональная связь с городом, которому обычно присваивается статус европейской столицы во многих областях: искусства, моды, парфюмерии, кулинарии, любви, романтики.



Гостиница «Пальма», проспект Гамбетта
L'avenue Gambetta, Palma Hotel
Париж почитают, им восхищаются, но тут же сдаются, попытавшись разгадать его тайны. Неисчерпаемый в своей новизне город – и пугающий, и очаровывающий. Город священный – поэтому мистически притягательный и закабаляющий.
Бог, должно быть, с особым весельем наблюдал за Юозасом Будрайтисом, когда тот в Лувре отыскал Венеру Милосскую и стал нарезать круги вокруг воплощенной в мраморе богини любви. Сумерки в зале подчеркивали таинственную витальность и глубокий покой, исходящие от скульптуры. Их не могли нарушить шепот посетителей и шаги смотрителей, щелчки фотоаппаратов. Ее бездонный взгляд смог выдержать все восторги, впитать все выплеснутые чувства...
Улица Суффло около Пантеона
La rue Soufflot, le Panthéon

Когда Генрих Гейне, уже безнадежно больной и ослабевший, решил попрощаться в мае 1984 года со своими почитателями, он с трудом добрался до Лувра, вошел в торжественный зал, упал на колени перед Венерой и долго горько рыдал.

А богиня смотрела с высоты на поэта с состраданием и отчаянием, как будто хотела ему сказать: «Разве ты не видишь, что у меня нет рук и я не могу тебе помочь?»

Кто эти варвары, искалечившие античный шедевр? Наша память не сохранила их имена.





Француженка
Une française

Политическая афиша Франсуа Миттерана
Une affiche politique












Беньямин сказал, что историю пишут победители.

Вряд ли эту аксиому можно применить к Парижу.

Не стоит доверять историкам, лучше забыть о победах и проигрышах и доверчиво следовать за Юозасом Будрайтисом.
Парижанка
Une parisienne