Виртуальная выставка

Энциклопедия Дидро и Д'Аламбера: триумф Просвещения

Виртуальная выставка
Энциклопедия Дидро и Д'Аламбера: триумф Просвещения
«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (Encyclopédie, ou dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers) – выдающийся труд эпохи Просвещения и, без преувеличения, один из основных книжных памятников и крупнейших справочных изданий XVIII века, охватывающий все области знаний.

Главным редактором, автором многих статей и движущей силой проекта был не нуждающийся в представлении писатель, философ и драматург – Дени Дидро (1713–1784), для которого «Энциклопедия» стала главным делом всей жизни. Второе место среди её создателей занимает член Парижской академии наук, философ, математик и механик Жан Лерон Д'Аламбер (1717–1783). Вольтер сравнил Дидро и Д'Аламбера с Геркулесом и Атласом, несущими земной шар на своих плечах.

В собрании Центра редкой книги и коллекций Библиотеки иностранной литературы «Энциклопедия» представлена первым изданием, включающим 35 томов (28 основных и 7 дополнительных, выпущенных без участия Дидро и Д'Аламбера). Приглашаем наших читателей познакомиться с этим шедевром.
Луи Мишель ван Лоо.
Портрет Дени Дидро. 1767
Морис Кантен де Латур.
Портрет Жана Лерона Д'Аламбера.
Источник: Wikimedia Commons
Источник: Wikimedia Commons
Луи Мишель ван Лоо.
Портрет Дени Дидро. 1767
Морис Кантен де Латур.
Портрет Жана Лерона Д'Аламбера.
Источник: Wikimedia Commons
Источник: Wikimedia Commons
Основные 28 томов «Энциклопедии», включая 11 томов иллюстраций, публиковались в течение 21 года (1751–1772). Они включают 71 818 статей и 3 129 гравюр, большая часть которых была исполнена Робером Бенаром. Среди сотрудничавших с «Энциклопедией» в разные годы были такие выдающиеся деятели эпохи Просвещения, как Вольтер, Монтескьё, Гольбах, Гельвеций, Руссо, Бюффон, Кондорсе и др. Авторов и составителей «Энциклопедии» называют энциклопедистами. Это объединяющее название подразумевает общую интеллектуальную атмосферу Просвещения: стремление к преодолению консервативной идеологии, распространение рационального мировоззрения, научного толкования явлений, борьбу с повсеместным влиянием клерикализма.

Статьи «Энциклопедии» относились к самому широкому кругу тем – от музыки до зоологии, от астрономии до металлургии. Читатель мог получить подробную справку по любому вопросу, будь это сведения об абсолютной монархии, пчеловодстве, изготовлении булавок или об острове Занзибаре.
По общему мнению, совокупность идей «Энциклопедии» и транслируемые в ней мнения подготовили идеологическую почву для Великой Французской революции.

«Энциклопедия» начиналась как обычное коммерческое книгоиздательское предприятие. В 1742 году издатели англичанин Джон Миллс и немец Готфрид Селлиус предложили французскому книготорговцу Андре Франсуа Ле Бретону перевести и переиздать «Циклопедию, или Всеобщий словарь ремёсел и наук» 1728 года, составленную английским переводчиком Эфраимом Чемберсом. «Циклопедия» имела большую популярность, несколько раз переиздавалась, была переведена на итальянский язык. Ле Бретон согласился и получил разрешение правительства на публикацию (такое разрешение называлось привилегией), однако для себя самого, а не для тех, кому принадлежала идея. Ссора между участниками предприятия и ряд других обстоятельств затормозили издание почти готового перевода. В конце концов, Ле Бретон, не зная, как выйти из затруднения, обратился к Дени Дидро, который испытывал финансовые трудности и охотно взялся за проект, в итоге радикально преобразовав его. Было решено, что труд Чемберса станет отправной точкой для нового издания, задуманного с гораздо большим размахом.

В 1746 году было получено новое правительственное разрешение. Столь амбициозное начинание нельзя было осуществить силами одного человека. Дидро затратил много времени на подбор сотрудников и разработку анонса и плана работы – «Проспекта». Его ближайшим соратником стал Жан Лерон Д'Аламбер.

Цель издания – собрать все достижения искусств и наук, вместить всю сферу знаний – Дидро и Д'Аламбер изложили в «Проспекте». В своём представлении о систематической классификации знаний они вдохновлялись идеями Фрэнсиса Бэкона.
«Если мы доведём до конца это обширное предприятие, мы будем этим обязаны преимущественно канцлеру Бэкону, который начертил план всеобщего лексикона наук и искусств в такое время, когда, так сказать, ещё не было ни искусств, ни наук».
— Дени Дидро
Однако Дидро решил систематически представить также развитие ремесел и производств, чего до него никогда не делали составители словарей и энциклопедий. Широкая представленность в «Энциклопедии» различных технологий, подробных инструкций, схем и иллюстраций является одним из её уникальных и ярких достоинств. По многочисленным свидетельствам современников Дидро лично посещал самые разнообразные мастерские и изучал производство тканей, бумаги и т.п. и многому учился сам.

В 1751 году вышел в свет первый том, а в январе 1752 – второй.

На фронтисписе к первому тому изображена аллегория основной идеи «Энциклопедии»: отдельные науки являются частью единой науки, все научные знания соотносятся с тремя свойствами человека – памятью, рассудком и воображением.
Разворот титульного листа первого тома «Энциклопедии» украшает аллегорическая композиция, выгравированная в 1772 году Бонавентурой-Луи Прево и основывался на рисунке Шарля-Николя Кошена.

На иллюстрации на фоне колонн Храма Истины стоит нагая фигура, олицетворяющая Истину. Она покрыта вуалью, исходящий от неё свет рассеивает облака. Расположенные справа Разум и Философия приподнимают и срывают пелену с Истины, у её ног коленопреклонённая Теология. За Разумом находятся Память, Современная История и Древняя история, опорой для пишущей Истории служит Время.

Ниже расположены Геометрия, Астрономия и Физика, под ними – Оптика, Ботаника, Химия и Агрономия. Фигуры внизу представляют несколько искусств и профессий, берущих начало в Науках.

Слева от Истины мы видим Воображение, приготовившееся украшать Истину. Под Воображением находятся Эпос, Драма, Сатира и Пастораль. Далее расположены прочие искусства, Музыка, Живопись, Скульптура и Архитектура.

В «Предварительном объяснении», предисловии к первому тому, написанном Д'Аламбером, представлена таксономия (схема теории классификации)
человеческих знаний, на которой основывались составители «Энциклопедии». Она также была вдохновлена Фрэнсисом Бэконом. Согласно этой схеме, три основных раздела знания представляют «Память» (История), «Разум» (Философия) и «Воображение» (Поэзия). Это древо знания призвано помочь читателям оценить полезность «Энциклопедии» и сориентироваться в её содержании. Примечателен факт, что богословие (теология) находится в разделе «Философия», в нескольких шагах от «Гадания» и «Черной магии».

Энциклопедисты

В создании статей для «Энциклопедии» участвовало более 160 человек. Это было довольно разнородное сообщество писателей, учёных, философов, священнослужителей, ремесленников и инженеров, чьи взгляды могли противоречить друг другу. Список наиболее заметных и выдающихся авторов можно представить следующим образом:

Дени Дидро – главный редактор и автор более 1200 статей по экономике, механике, ремёслам и производствам, философии, политике и религии, а также археологии, хирургии, траволечению, кулинарии, теории цвета, мифологии, моде и т.

Жан Лерон Д'Аламбер. Помимо общей редактуры он писал статьи, относящиеся к научным разделам, особенно математике, современным событиям, философии и религии. Всего он предоставил около 1600 статей, а также основные вводные тексты.

Клод Буржела – автор статей о верховой езде, кавалерии, манеже и прочих, относящихся к иппологии.

Андре Франсуа Ле Бретон – главный издатель, также написавший статьи о печати и чернилах.

Луи Жан Мари Добантон – автор статей по естествознанию.

Поль Анри Тири Гольбах – статьи по химии, минералогии, политике, религии и общественной морали. Гольбах является автором 425 подписанных статей и большого количества статей о политике и религии без подписи.

Жан-Батист де Ла Шапель – автор статей по математике.

Аббат Андре Морелле – статьи по философии и теологии. Его статьи – замечательный образец исторического подхода к рассмотрению религии. «Я старался доказать», – писал он много лет спустя, – «что в таких сборниках, как «Энциклопедия», следует относиться к истории и применению на практике христианских догматов и обрядов точно так же, как мы относились бы к религии Брамы или Магомета».

Шарль де Монтескьё – статья «Вкус», представляющая собой известное эссе «Опыт о вкусе» законченное писателем незадолго до смерти и, опубликованное в седьмом томе посмертно.

Франсуа Кенэ – статьи о фермерах и зерне, включавшие блестящие рассуждения о налогах и материальном положении народов.

Жан Франсуа Мармонтель – статьи о драматургии и литературе.

Жан-Жак Руссо – статьи о музыке и политической теории. Первые годы выпуска «Энциклопедии» совпали с первой славой Руссо, который приобрёл известность благодаря своим парадоксам о естественном равенстве и нравственном вреде цивилизации.

Анн Робер Жак Тюрго – автор статей по экономике, этимологии, философии и физике.

Вольтер – статьи по истории, литературе и философии.

И, наконец, Луи де Жокур, чьё имя заслуживает отдельного внимания.
Неизвестный гравёр. Луи де Жокур. XVIII век.
Источник: Wikimedia Commons
Шевалье Луи де Жокур (1704–1779), происходящий из аристократической семьи, обычно не упоминается в числе блистательных умов своего времени, однако суммарно его вклад в «Энциклопедию» был наибольшим. Он написал 18 тысяч статей (почти четверть всего объема) по экономике, литературе, физиологии, ботанике, политической истории и переплетному делу. Также он активно участвовал в редактуре и корректуре.

«Бог создал его для исправления статей, – говорил Дидро в предисловии к восьмому тому, вышедшему в 1765 году. – В течение шести или семи лет Жокур проводил время среди полудюжины конторок, читая, диктуя, работая как невольник по тринадцати или четырнадцати часов в день, и это ему до сих пор ещё не надоело. Когда ему говорили, что предприятие непременно будет иметь конец, он падал духом, и перспектива предстоящего освобождения от такого приятного бремени наполняла его сердце отчаянием. Если мы испустили радостный крик, подобно моряку, завидевшему твёрдую землю после мрачной ночи, проведённой между небом и морской пучиной, то мы обязаны этим Жокуру… Никогда ещё не встречалось более безусловного и более полного принесения в жертву личного спокойствия, здоровья и своих собственных интересов».

«Энциклопедия» как угроза существующему строю

В исторической перспективе «Энциклопедия» рассматривается как проводник единого мировоззрения, подготовившей почву для Великой французской революции. В целом принято считать, что целью её создателей было не только связать все человеческие знания воедино, но и направить к пониманию того, какими должны быть новые общественные отношения на основе разума, веротерпимости и справедливого распределения привилегий. Этого же мнения придерживались и враги «Энциклопедии», ощущая её целостность, которая воспринималась как угроза.

Чем именно «Энциклопедия» угрожает духовной и общественной жизни Франции, было сформулировано, например, в постановлении Генерального Совета 1758 года: «С большой горечью мы вынуждены сказать это; нечего скрывать от себя, что имеется определённая программа, что составилось общество для поддержания материализма, уничтожения религии, внушения неповиновения и порчи для нравов».

Авторы «Энциклопедии» были обвинены в том, что они не признают божественности королевской власти, считают необходимым рационально обосновать религиозные церемонии и обряды, что они требуют свободы совести, веротерпимости и т.д. Позже, в 70-е годы королевский прокурор де Флери упрекает их в том, что они «сделались наставниками человеческого рода. Свобода мыслить – вот их возглас, и этот возглас слышится с одного края мира до другого. Одною рукою они стремятся пошатнуть престол, а другою хотят опрокинуть алтарь. Цель их – дать иное течение направлению умов относительно гражданских и религиозных учреждений, и таким образом ими как бы совершена революция».

Однако в процессе составления и выпуска томов энциклопедисты не были сплоченной группой единомышленников и тем более радикалов, стремящихся ниспровергнуть старый режим во Франции, но, критикуя положения и обычаи церкви, власти и общественного устройства, которые они считали необоснованными, они действительно способствовали ослаблению их силы.
«Энциклопедия» имела огромную популярность, которая росла с выходом каждого тома. Число первоначальных подписчиков достигало двух тысяч, к четвёртому тому их было уже три тысячи, а при выходе седьмого тома – четыре.

Кроме тех, кого приглашали к сотрудничеству Дидро и Д'Аламбер, принять участие в предприятии стремились многочисленные добровольцы. «Чем более мы продвигаемся вперёд, – говорили издатели в предисловии к шестому тому (1756), – тем более замечаем мы приращение как в содержании, так и в числе тех, кто любезно предлагает нам свои услуги». Всякий, у кого возникала в голове идея статьи, мог написать её и отослать издателям. Редакторы постоянно оказывались перед выбором, особенно если получали разные статьи об одном и том же предмете.
В конечном итоге «Энциклопедия» стала по-настоящему демократическим проектом, очертившим картину желанного будущего. С одной стороны – прославленные деятели Просвещения, такие как Дидро и Вольтер, успешно аргументировали и продвигали свою веру в потенциал разума и единого знания для расширения возможностей человеческой воли и, таким образом, помогли сформулировать социальные проблемы, которые решила Французская революция. С другой – многочисленные безвестные ремесленники, техники или рабочие, чьи собственные тексты или упоминание их работы рассеяны по всей «Энциклопедии». Они могли не читать её статей, но их труд на её страницах, очевидно, признавался равным труду интеллектуалов, клерикалов и правителей, что в конечном итоге стимулировало признание необходимости нового общественного строя, разрушения старых ценностей и создания новых.

Для читателя XVIII века «Энциклопедия» представляла собой образец
последовательности и выполнила свою задачу: показать, что знание упорядочено, а не хаотично, что руководящим принципом является разум, оперирующий данными чувств, а не божественное откровение, говорящее через традицию, и, наконец, что рациональные критерии, применяемые к современным институтам, помогают разоблачить абсурд и беззаконие. Это послание пронизывает всё издание, включая статьи о производствах и технологиях.
Первым, хотя и не прямым нападением на «Энциклопедию» со стороны почувствовавших угрозу клерикальных кругов, стал скандал 1752 года вокруг диссертации аббата Жана-Мартена де Прада, автора статьи «Достоверность» (Certitude) во втором томе. Де Прад защищал её в Сорбонне, и Дидро без всякого основания заподозрили в том, что он настоящий автор диссертации. Было приказано рассмотреть изложенные в ней взгляды. Диссертация была признана вредной, опасной и склоняющей к атеизму, в частности по причине сравнения чудесных исцелений, о которых говорится в Новом Завете, с теми, которые приписываются более древними легендами Эскулапу. Прочие идеи, касавшиеся сенсуализма, естественной морали и др. также были признаны возмутительными, де Прада лишили учёной степени, диссертацию публично сожгли, автор был вынужден бежать в Голландию.

О дружбе аббата с Дидро было всем известно, факт написания богословских статей для «Энциклопедии» также не подлежал сомнению, и иезуиты надеялись, что уничтожая де Прада, скомпрометируют новое предприятие в общественном мнении и вынудят правительство запретить его. Парижский архиепископ издал пасторское послание. В этом документе не только осуждались еретические тезисы де Прада, но и упоминалось в неясных выражениях о каких-то не названных по имени произведениях, наполненных заблуждениями и нечестием. Всем было понятно, на кого делался намёк, но эти действия привели лишь к большей популярности «Энциклопедии».

Трудности издания и продажи «Энциклопедии»

Вслед за скандалом последовали открытые дискуссии. У Дидро не было недостатка в поддержке, даже в лагере его врагов – анонимных симпатизировавших ему представителей духовенства. Однако продажа «Энциклопедии» была приостановлена. Декретом королевского совета (7 февраля 1752 года) было приказано уничтожить оба первые тома, потому что они содержали в себе идеи, враждебные королевской власти и религии. Издателям было запрещено перепечатывать их, а книготорговцам распродавать оставшиеся экземпляры. Впрочем, в декрете не запрещалось продолжать начатую работу. Главной его целью было удовлетворить иезуитов и публично выразить одобрение высшим сановникам церкви, издавшим пасторские послания. Некоторые даже думали, что правительство пошло на это, чтобы избежать более строгих распоряжений со стороны судебной власти. Одним из чиновников, отвечающих за государственную цензуру печати, был Кретьен Гийом де Ламуаньон де Мальзерб, симпатизировавший Дидро и его делу. Он позаботился о том, чтобы работа энциклопедистов могла продолжаться без помех. Однажды он даже спрятал рукопись Дидро в собственном доме во время обыска у Дидро, который устроили правительственные чиновники в поисках подрывных материалов.

Дидро и Д'Аламбер вернулись к работе без официального разрешения. Следующий крупный скандал разразился в 1757 году после выхода в свет седьмого тома со статьей Д'Аламбера «Женева». В этой статье он противопоставлял религиозному фанатизму веротерпимость, которая, по его мнению, была свойственна священнослужителям Женевы. В похвальных отзывах о женевских пасторах Д'Аламбер прямо противопоставлял их французскому духовенству. Статья была тщательно составлена и продуманна и её критическая направленность не вызывала сомнений.
В 1759 году католическая церковь включила «Энциклопедию» в список запрещенных книг. Папа Климент XIII осудил произведение, и «приказал католикам под страхом отлучения сжечь имеющиеся у них копии».

Несмотря на то, что французские чиновники не имели большого желания вмешиваться в то, что к тому времени стало очень прибыльным предприятием, им пришлось хотя бы на словах заявить о запрете. Привилегия Дидро была аннулирована, и публикация, достигшая буквы G, была временно приостановлена. В этом же году Д'Аламбер покинул проект. Свои мотивы он подробно изложил в письме к Вольтеру: «Я измучен оскорблениями и придирками всякого рода, которые навлекло на нас это предприятие. Злобные и гнусные сатиры, которые печатаются против нас и которые не только дозволяются, но поощряются, одобряются и даже заказываются теми, у кого в руках власть…новые невыносимые стеснения, налагаемые на «Энциклопедию» назначением таких новых цензоров, которые более нелепы и более несговорчивы…все эти причины вместе с некоторыми другими вынуждают меня навсегда отказаться от этого проклятого предприятия».

Вольтер предлагал Дидро перенести дальнейшую работу над «Энциклопедией» и её выпуск за границу, например в одну из «просвещённых» монархий – Россию или Пруссию, но Дидро считал это позорной капитуляцией и не соглашался: «Отказаться от предприятия значило бы покинуть поле битвы и сделать именно то, чего желают преследующие нас негодяи. Если бы вы знали, с какой радостью они встретили весть об удалении Д'Аламбера!.. Что же нам остаётся делать? То, что прилично мужественным людям, – презирать наших врагов, преследовать их и пользоваться, как мы и прежде пользовались, глупостью наших цензоров».

В течение следующих семи лет руководство предприятием лежало на плечах Дидро.

С помощью Мальзерба и других высокопоставленных доброжелателей он вскоре вернулся к работе, прибегнув к хитрости. На титульных листах предыдущих выпусков – с первого по седьмой, опубликованных в 1751 -1757 гг. в качестве места публикации был указан Париж. На титульных листах последующих томов – с восьмого по семнадцатый, опубликованных сразу вместе в 1765 году, было указано ложное место издания - Нёвшатель – безопасная территория независимого княжества (части нынешней Швейцарии), где официальное производство «Энциклопедии» было защищено от вмешательства агентов французского правительства. Замаскированная работа беспрепятственно продолжалась в Париже, хотя официально производство располагалась в Швейцарии.
Незадолго до окончания работы Дидро ждал ещё один удар. Оказалось, что уже после всех тщательных правок и набора, который он лично проконтролировал, осторожный Ле Бретон заново исправил большую часть статей, выбросив всё, что, по его мнению, могло вызвать неудовольствие правительства. Дидро обнаружил это случайно, обратившись за справкой к одной из статей и обнаружив в ней чудовищные искажения. Это привело его в отчаяние. По свидетельству Фридриха Мельхиора Грима Дидро несколько недель не мог есть и спать. «В течение нескольких лет, – восклицал он, обращаясь к Ле Бретону, – вы низким образом надували меня. Вы уничтожили труд хороших людей, посвятивших вам своё время, свои способности, часы своих бдений, из любви к правде и истине, удовлетворяясь одной надеждой, что их идеи будут переданы публике и что они будут вознаграждены за это вполне заслуженным уважением, которое теперь навсегда отняли у них ваша несправедливость и ваша неблагодарность».

Дидро не простил Ле Бретона, однако так или иначе титанический труд был, наконец, завершён. В 1765 году подписчики получили последние десять томов. Одиннадцать томов гравюр были готовы только к 1772 году. Экземпляры раздавались втайне. Представители духовенства потребовали издать новый декрет против «Энциклопедии», но правительство приняло компромиссное решение, распорядившись, чтобы все обладатели «Энциклопедии» сдали свои экземпляры в полицию для осуществления цензуры. После этого книги с незначительными вырезками были возвращены владельцам.
В предисловии к восьмому тому Дидро написал: «В течение двадцати лет подряд мы едва ли имели хоть несколько минут покоя. После дней, поглощённых неблагодарным беспрерывным трудом, сколько было ночей ожидания тех бедствий, которые стремилась навлечь на нас злоба! Сколько раз поднимались мы с ложа, мучимые тревогой, что нам придётся отступить перед воплями клеветы, разлучиться со своими родными, друзьями и соотечественниками, дабы под небом чужбины искать необходимый для нас покой и покровительство, которое нам предлагали! Но отечество было нам дорого, и мы постоянно надеялись, что предубеждение уступит место справедливости… О соотечественники и современники наши! Сколько бы строго вы ни судили этот труд, вспомните, что он был предпринят, продолжен и завершён небольшой горсточкой людей одиноких, стеснённых препятствиями в своих планах, выставляемых в самом омерзительном свете, осыпаемых самой ужасной клеветой и оскорблениями, поощряемых только любовью к благу, одобряемых только немногими голосами и не имеющих иных средств, кроме тех, которые предоставило им доверие трёх или четырёх коммерсантов!».

Признание «Энциклопедии» властями

Вольтер написал известную историю о том, как представители власти оценили «Энциклопедию». По его словам, один из слуг Людовика XV рассказал ему, как однажды во время ужина в компании короля разговор зашёл об охоте и порохе, а именно о том, в какой пропорции в качественном порохе должны сочетаться селитра, сера и древесный уголь. Один из собеседников заметил, что странно не знать, как устроены орудия охоты, которой в Версале забавляются каждый день. Маркиза де Помпадур сообщила, что также не знает, из чего сделаны румяна, которыми она пользуется, или как производят шёлковые чулки. «Поэтому очень жаль, – сказал герцог де Лавальер, – что Его Величество приказал отобрать у нас «Энциклопедию», которая стоила каждому из нас по сто пистолей, там мы бы сразу нашли ответ на всё, что нам нужно».

Король стал выяснять причины изъятия «Энциклопедии», и ему сообщили, что, оказывается, это самая опасная вещь во Франции. После ужина король приказал доставить «Энциклопедию», из которой собравшиеся узнали точный состав пороха, различия между разными видами румян, а также о том, как ткутся чулки и об устройстве ткацкого станка. Узнав ответы на все интересующие их вопросы, гости короля высказали восхищение: «Как вы счастливы, Ваше Величество, что в ваше царствование нашлись люди, способные изучить все отрасли знаний и передать эти знания потомству. Здесь можно найти всё, начиная от способа делать булавки и кончая искусством отливать и наводить ваши пушки, начиная с бесконечно малого и кончая бесконечно великим. Благодарение богу за то, что он произвёл на свет в вашем королевстве тех людей, которые совершили дело, столь полезное для целого мира».

«Однако, – возразил король, – меня уверяют, что хотя это произведение полезно и достойно удивления, в нём много недостатков».

«Ваше величество, – возразил один из придворных, – за ужином нам подали два рагу, которые были неудачны, мы оставили их нетронутыми, но, тем не менее, прекрасно поужинали. Неужели из-за этих двух рагу вы приказали бы выбросить за окно весь ужин?».

Этот анекдот, возможно, основан на реальном событии, несмотря на то, что маркиза де Помпадур умерла до выпуска тех томов, где шла речь о румянах и порохе, и не могла быть его участницей.
В 1769 году издатель Шарль-Жозеф Панкук предложил Дидро подготовить приложения к «Энциклопедии», которые увидели свет в пяти томах в 1776 и 1777 годах. В 1780 году Панкук издал ещё два тома, подготовленных Пьером Мушоном. Некоторые специалисты считают эти семь дополнительных томов частью первого полного выпуска «Энциклопедии», который, таким образом, насчитывает 35 томов, хотя Дидро не принимал участия в их редактуре. Наша коллекция включает все 35 томов.

Первое издание было выпущено тиражом в 4255 экземпляров в большом формате ин-фолио, это очень крупный тираж для дорогой книги XVIII века. Почти половина первого выпуска разошлась по подписчикам за пределами Франции, в других частях Европы и в Северной Америке. Огромная популярность «Энциклопедии» породила многочисленные переиздания и вдохновила многих энтузиастов Просвещения на собственные вариации. Упомянутый Шарль-Жозеф Панкук впоследствии прославился своей «Методической энциклопедией» (Encyclopedie Methodique) в 166 томах, организованной на основе энциклопедии Дидро и Д'Аламбера, но по предметам, а не по алфавиту. Она выходила с 1780 по 1832 год.

Последующие многочисленные переиздания, осуществлённые уже в XIX веке, выходили в меньшем формате и без иллюстраций.
В собрании редких книг содержатся издания «Энциклопедии» разных лет выпуска.

Первое издание «Энциклопедии» можно получить в Центре редкой книги и коллекций по предварительной договорённости.

Контакты:
redkniga@libfl.ru
+7 (495) 915-57-28
+7 (495) 915-35-52
Библиография:

Дени Дидро. Энциклопедия. Просвещение: Материалы международной научной конференции к 300-летию со дня рождения Дени Дидро, Москва, 5-6 декабря 2013 г. — С.-Пб.: Алетейя, 2014. — 211 с. : факс.

Длугач, Т.Б. Дени Дидро. — М.: Мысль, 1986. — 190 с. — (Мыслители прошлого).

Морлей, Джон. Дидро и энциклопедисты. — М.: Солдатенков, 1882. — IV, 448,XIX стр.

Lough, John. The Encyclopédie. — Geneve : Slatkine, 1989. — XII, 430 p. : 9 l. ill., portr. — (Slatkine reprints).
К сожалению, формат виртуальной выставки не позволяет отразить весь масштаб такого грандиозного предприятия, как «Энциклопедия». Иллюстрации, переснятые нами из 11 томов гравюр Робера Бенара составляют едва ли десятую часть общего объёма, не говоря уже о 70 тысячах текстовых статей, в которых исследователи истории и культуры XVIII века до сих пор находят новый материал и совершают открытия. Мы будем рады разделить свой восторг и энтузиазм обладания сокровищем с нашими читателями – всеми, кому дороги идеалы Просвещения во всех смыслах этого понятия.
Ирина Толкачёва, сотрудница Центра редкой книги и коллекций