Надо сказать, что на изобретение фотомонтажа или первенство в его использовании претендовали многие, например, другой дадаист и товарищ Гросса и Хартфилда — Рауль Хауссман, которому принадлежит замечательное определение: «Фотомонтаж — это контрасты структуры и измерений, грубого и нежного, аэрофотографий и крупных планов, перспективы и плоскости, возможность манипулировать самыми острыми контрастами и достигать равновесия». Возможность манипулировать контрастами — ключевой момент, привлекавший многих деятелей авангарда, стремившихся к обновлению художественного языка, даже если они стояли на разных идеологических позициях: дадаистов, конструктивистов, сюрреалистов.
Главной их целью было вызвать яркий эмоциональный отклик, шокировать зрителя, оглушить его неожиданными контрастами, невероятными сопоставлениями. Какие именно чувства испытывал зритель — воодушевление, гнев, веселье, испуг, отвращение, недоумение или жгучее любопытство — зависело от намерений художника, но это непременно должны были быть сильные эмоции. Собственно и сам термин «монтаж» появился в 1920-е годы (и получил широкое распространение после выхода фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»). Понятие монтажа в это время связано не только с фотографией, но и с кино, живописью и даже литературой. Монтировать — означает брать привычные объекты из самых разных областей политики, искусства, промышленности, повседневного быта, — смешивать, соединять и сопоставлять их самым неожиданным образом и получать совершенно новый объект, наполненный новым смыслом.
Из-за своих ярких форм, способности привлекать внимание, соединять несоединимое в парадоксальные, но гармоничные конструкции, фотомонтаж стал отличным средством пропаганды. Прогрессивные иллюстрированные издания заговорили с массовой аудиторией на языке фотомонтажа. Реклама, политическая пропаганда и политическая сатира, — во всех этих областях авангардный язык фотомонтажа применялся с одинаковым успехом. Информационная насыщенность фотомонтажа, его способность ярко и лаконично передавать сложные мысли и ассоциации делала его весьма привлекательным для конструктивистов. Возможность столь же зрелищно транслировать разнообразный абсурд и создавать ироничные гротески идеально подходила дадаистам — Гроссу, Хартфилду и Хаусманну. Немецкая ветвь дада отличалась ярко выраженной политизированностью, антивоенными и антибуржуазными посланиями. Ранние монтажи и коллажи Хартфилда похожи на работы его коллег — Хаусманна и Ханы Хёх, — они такие же неожиданные и хаотичные, изображения в них резко обрезаны и грубо сопоставлены.
Однако очень быстро Хартфилд приходит к своему характерному «бесшовному» стилю. Все его работы для AIZ выполнены именно так. Его персонажи — издевательские гротески и гибриды, карикатурные существа в фантастических пространствах выглядят «живописно»-реалистично. Производимый ими зловещий эффект, таким образом, усиливается. Основные инструменты Хартфилда – не только ножницы и клей, но и кисть ретушера. Одновременно такое изображение доставляет больше визуального удовольствия, чем грубо состыкованные вырезки, и поэтому более привлекательно для широкой аудитории. Брат Хартфилда Виланд Херцфельде называл это «трансформированными рекламными приёмами на службе революционной литературы».